Картотека по развитию речи (грамматический строй речи)
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Ольга Вячеславовна Хопта

Картотека

дидактических игр

по развитию речи (грамматический строй речи)

Возрастная группа: подготовительная к школе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17._razvitie_rechi-gram_stroy.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Умка»

Картотека

дидактических игр

по развитию речи (грамматический строй речи)

Возрастная группа: подготовительная к школе

г. Шадринск

Содержание

  1. «Убираем урожай»
  2. «Новые слова»
  3. «Путешествие листика»
  4. «Едим, плывём, летим»
  5. «Коля и Оля»
  6. «Это чей? Это чьи?»
  7. «Добавь слово»
  8. «Какой? Какая? Какое?»
  9. «Зайка, сделай!»
  10. «Вы хотите? Мы хотим!»
  11. «Что у кого»
  12. «Исправь ошибку»
  13. «Кто больше слов составит»
  14. «Закончи предложение»
  15. «Скажи наоборот»
  16. «Словесный сад»
  17. «Три линейки»
  18. «Исправь ошибки Незнайки»
  19. «Сочиняем рифмовки»

  1. «Закончи предложение»
  2. «Кто сумеет похвалить?»
  3. «Подбери слова другие»
  4. «Прятки» 
  5. «Что изменилось?»
  6. «Разноцветный сундучок»

№ 1. Дидактическая игра «Убираем урожай»

Цель: Развивать грамматический строй речи; развивать тонкую моторику; воображение.

Материал и оборудование: Разрезанные на 6-8 частей плоские изображения овощей.

Ход: Педагог предлагает сложить из частей целый овощ и рассказать о нем по плану:

  1. Название овоща
  2. Где и как растет овощ
  3. Какой по цвету овощ
  4. Какой по форме овощ
  5. Какой по вкусу овощ

План-схема вешается на доску.

№ 2. Дидактическая игра «Новые слова»

Цель: Развивать грамматический строй речи; тонкую моторику.

Материал и оборудование: Магнитная доска, плоские изображения салатницы, сковороды, кастрюли, стаканов, банки. У детей – предметные картинки с изображением овощей.

Ход: Дети крепят картинки с помощью магнитов к подходящему изображению посуды.

Вопросы педагога:

Какие овощи можно есть сырыми и в салате?

Из каких овощей будет наш салат?

Какие овощи можно варить и жарить?

Какое пюре у нас получится?

Из чего мы варим суп?

Какие котлеты мы пожарим?

Какие овощи можно солить и мариновать?

Если мы посолим капусту, морковку, помидоры, то какие они у нас получатся?

Какие овощи какой дают сок?

№ 3. Дидактическая игра «Путешествие листика»

Цель: Составление предложений из предлога «на»; знакомство с условным обозначением предлога; работа со схемами предложений.

Материал и оборудование: Листочек из бумаги с ниткой, схемы, модель предлога «на».

Ход: 1. Педагог берет листочек, предлагает детям проследить путь листика и сказать, где он отдыхал. Педагог ходит по группе:

Листик наш летал, летал…

(останавливается в разных местах)

Очень листик наш устал

(опускает листик)

Кто из вас, ребята, знает,

Где наш листик отдыхает?

2. Педагог предлагает схемы предложений и просит подобрать к ним предложения:

- Щенок спит.

- Щенок спит на коврике.

- На окно прыгнула кошка

№ 4. Дидактическая игра «Едем, плывем, летим»

Цель: Активизировать в речи слова-глаголы (действия); упражнять в словообразовании с помощью приставок (префиксальный способ).

Материал и оборудование: Игрушки (предметные картинки)

Ход: Дети называют предмет, педагог – действие:

Машина – едет;

Самолет – летит;

Корабль – плывет и т.п.

Затем педагог демонстрирует разные ситуации, которые побуждают детей составить новое слово – действие с приставками.

Например: «Машина переехала через мост»; «Самолет прилетел в аэропорт» и т.п.


№ 5. Дидактическая игра «Коля и Оля»

Цель: Упражнять в изменении глаголов по родам; знакомить с условным обозначением глаголов; совершенствовать навыки моделирования.

Материал и оборудование: Схемы.

Ход: 1. Педагог предлагает изменить слова-действия: Коля читал и Оля читала; Оля пела и Коля пел и т.п.

2. Детям предлагается работа по схемам, нарисованным на доске.

Педагог произносит предложение и просит найти соответствующую схему: -Мальчик читал сказку. -Интересную книгу читал мальчик.-Мальчик читал, рисовал, писал.

№ 6. Дидактическая игра «Это чей? Это чьи?»

Цель: Образование притяжательных прилагательных.

Материал и оборудование: Картинки с изображением разных животных (без хвоста, рогов и т.п), элементы (хвост, рога и т.п.).

Ход: Педагог показывает картинку, например, с лисьим хвостом и спрашивает: «Это чей?» Дети отвечают: «Это лисий хвост». Аналогично с изображениями  других животных.

№ 7. Дидактическая игра «Добавь слово»

Цель: Упражнять детей в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).

Материал и оборудование: Предметные картинки.

Ход: Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок.

Без… (ботинок) и (чулок).

И щенков без… (носков),

И синичек

Без… (тапочек) и… (рукавичек)

Повстречали мы… (сорок)

Без носков… (щенков),

Без тапочек и рукавичек (синичек)

Носок – нет носка, носков.

Чулок – нет чулка, чулок.

Колготки – колготок.

Сапоги – нет сапога, сапог.


№ 8. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Активизировать в речи детей слова-определения (прилагательные); согласовывать прилагательное с существительным в роде.

Материал и оборудование: Предметные картинки или игрушки.

Ход: Педагог вводит игровую ситуацию: куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ее успокоить и рассказать, какая она красивая.

Кукла какая? – красивая, нарядная, модная, высокая и т.п.

Платье у куклы какое? – новое, дорогое, модное, любимое, шелковое и т.п. Бантик у куклы какой? – белый, капроновый, нарядный и т.п.

№ 9. Дидактическая игра «Зайка, сделай!»

Цель: Образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, танцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).

Материал и оборудование: Плюшевый заяц, машина, кисточка, лист бумаги, краски, вода, тряпочки для вытирания кисти.

Ход: К детям на машине приезжает заяц. Он что-то привез. Тут и краски, и вода, и кисточки. Заяц необыкновенный, он многое умеет. Дети просят зайца например: «Зайчик, спой» и тому подобное. Если дети неправильно образуют грамматическую форму, заяц не двигается, ждет, когда ребята исправят ошибку.

№ 10. Дидактическая игра «Вы хотите? Мы хотим!»

Цель: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу – хочет, хотим – хотят); совершенствовать диалогическую форму речи.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог обращается к детям: «Мы умеем делать много разных дел: бегать, петь, рисовать. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? Как правильно ответить? (индивидуально и хором – «я хочу», « мы хотим»)

«Я хочу похлопать в ладоши. А ты, Оля, хочешь?» («я хочу»).

Аналогично строится диалог с детьми.


№ 11. Дидактическая игра «Что у кого»

Цель: Закреплять умение правильно употреблять единственное и множественное число имен существительных.

Материал и оборудование: Карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Ход: Педагог раздает карточки детям и предлагает выполнить следующее задание:

 1) Рассмотреть картинки. Вопросы: У кого что? («У меня гриб», « У меня грибы»)

2) Изменить слово так, чтобы оно обозначало много предметов (груша – груши и т.п.)

№ 12. Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Цель: Упражнять в нахождении неправильно образованных прилагательных сравнительной степени.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог называет прилагательные сравнительной степени. Просит исправить ошибки. Например:

Красивый – красивше. Правильно сказать – красивее.

Длинный – длиньше. Правильно сказать – длиннее.

Высокий – высше и т.п. Правильно сказать – выше.

№ 13. Дидактическая игра «Кто больше слов составит»

Цель: Закрепить навык словообразования прилагательных от существительных; развивать умение обобщать предметы по одному определенному признаку.

Материал и оборудование: Цветные картинки с изображением различных предметов.

Ход: Каждый участник игры выбирает, какой переулок он будет заселять: Деревянный, Цветочный, Фруктовый и т.д.

Затем все по очереди берут подходящие к названию своего переулка карточки, называют ее и объясняют свой выбор. Чей переулок длиннее, тот победил.

№ 14. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: Упражнять детей в составлении простых и сложных предложений; учить понимать причины связей между явлениями.

Материал и оборудование: Не предусмотрено.

Ход: Педагог начинает предложение: «Папа утром…». Дети заканчивают предложение.

Усложнение: «Папа утром идет на работу, потому что…»

№ 15. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: Закрепить умение детей подбирать слова-антонимы к слову и словосочетанию; развивать умение соблюдать правила игры.

Материал и оборудование: Мяч.

Ход: Педагог называет слово или словосочетание и бросает мяч одному из игроков. Ребенок ловит мяч и, бросив его обратно, называет слово (словосочетание) с противоположным значением. Повторять слова нельзя.

№ 16. Дидактическая игра «Словесный сад»

Цель: Закрепить понятия «родственные» слова; совершенствовать навыки словообразования; активизировать словарь существительными.

Материал и оборудование: Картонная заготовка – стебель с листочком, лепестки с написанными словами.

Ход: Педагог предлагает детям стебель, в центре которого написано слово, дети должны подобрать «лепестки» с родственными словами. Например: дом – домик, домишко, домище, домовой.

№ 17. Дидактическая игра «Три  линейки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

Материал и оборудование:  Лесенка (3 ступеньки), мелкие игрушки и предметы (блюдце, ведро, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок,, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрёшка), поднос.

Ход: У нас есть предметы на подносе. Расставьте их на лестнице. На нижней ступеньке те, про которые можно сказать «один», на второй – «одна», на третьей – «много».

№ 18. Дидактическая игра «Исправь ошибки  Незнайки»

Цель: Развивать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу; исправлять ошибки; развивать контроль.

Материал и оборудование:  Не предусмотрено.

Ход: Незнайка говорит неправильные высказывания, а дети исправляют.

Например:  «Я весь босой», «Я укладил мишку спать», «Я заключаю дверь» и др. (из книги К. Чуковского «От двух до пяти»). Вопросами уточнять значение слов, правильность ответа, подбор синонимов. Например, что можно делать шёпотом? (г и т.п. говорить, петь)

№ 19. Дидактическая игра «Сочиняем рифмовки»

Цель: Закрепить умение детей образовывать формы Р.п., мн.ч. существительных с трудным изменением (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).

Материал и оборудование: Предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сорочки, два щенка, две синички.

Ход: Чтение стихотворения С.Я. Маршака

«Даю вам честное слово,

Вчера в половине шестого

Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок

Даю вам честное слово!»

Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (носки, тапочки).

Мы с Вами тоже можем сочинять весёлые шутки про птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Даём вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

(без ботинок) и  чулок.

Мы видели без ботинок и чулок и чулок … сорок, без носков – щенков, без рукавичек – синичек и т.п.

№ 20. Дидактическая игра «Закончи  предложение»

Цель: Развивать умение дополнять предложения, словом противоположного значения.

Ход:  Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают, подбирая слова с противоположным значением.

Например: сахар сладкий, а перец (горький) и т.п.

Вариант игры.

Цель: заканчивать предложение, подбирать антонимы. Контролировать правильность подбора слов и понимание значений слов.

Например: кашу варят густую и (жидкую) и т.п.

№ 21. Дидактическая игра «Кто сумеет похвалить?»

Цель: Развивать умение подбирать определения к существительным, согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Материал и оборудование:  Предметные картинки, игрушка Буратино.

Ход: Буратино приносит много картинок и показывает их детям. Объясняет, что дети должны подобрать слово – похвалу.

Например, я показываю картинку «яблоко», дети хвалят его: «яблоко вкусное», «яблоко румяное» и т.п.

Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, лиса, конфета, чай, заяц, мальчик и др.

№ 22. Дидактическая игра «Подбери слова другие»

Цель: Образование слов от заданного слова «снег».

Материал и оборудование:  Не предусмотрено.

Ход: Детям загадываются загадки про снег:

  1. «Скатерть бела весь мир одела».
  2. «Всё белым – бело сегодня,

И светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный,

Белый – белый мягкий … (снег)

Какие ещё  вы знаете слова, в которых слышится слово «снег» (снегурочка, и т.д.)

№ 23. Дидактическая игра «Прятки»

Цель: Активизировать понимание предлогов и наречий  с пространственными значениями.

Материал и оборудование:  Очень мелкие игрушки, комар, шмель, пчела, оса.

Ход: Педагог прячет игрушки в разных местах группы. Читаем детям письмо: к нам в группу прилетели и поселились не прошеные  гости. Следопыт, который ведёт за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Нашли? (в уголке игрушек, за шкафом, справа от среднего окна, под кукольной кроватью и т.п.)

№ 24. Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: Активизировать употребление предлогов с пространственным значением.

Материал и оборудование:  Лесенка, мелкие игрушки: мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

Ход: Педагог расставляет на ступеньках лесенки игрушки, обращается к детям:  «Эта игра на внимание. Запомните, кто где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой?  (Он стоял наверху  слева, а сейчас на средней ступеньке между котом и лягушкой). Таким образом, обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5 – 6 раз.

№ 25. Дидактическая игра «Разноцветный сундучок»

Цель: Развивать умение согласовывать слова с опорой на окончание;  закрепить умение образовывать формы И.п., мн. ч. Существительных; воспитывать интерес к звучащему слову.

Материал и оборудование:  Шкатулка, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и др. -  по числу детей (предметы, обозначаемые словами среднего и женского рода).

Ход: На столе -  шкатулка. В ней картинки. Воспитатель читает стихотворение:

«Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Оля, загляни,

Вынь картинку, назови.

По ходу рассматривания картинок,  воспитатель задаёт вопросы: какое яичко?  Какая матрёшка? Вопросительное слово согласуется с существительным и помогает ребёнку правильно сориентироваться в родовой его принадлежности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР

Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Лексическая тема: "Посуда"...

Конспект НОД по развитию речи (грамматический строй речи)

Конспект НОД в средней группе по развитию речи (формирование грамматического строя речи)...

Картотека игр по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей с СНР

Картотека игр  по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей с СНР...

Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"

Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...

Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР

Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНРКартотека игр и упражнений  направленных  на  расширение, обогащение, активизацию сло...

Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...