Картотека по развитию речи (грамматический строй речи)
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Картотека
дидактических игр
по развитию речи (грамматический строй речи)
Возрастная группа: подготовительная к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17._razvitie_rechi-gram_stroy.docx | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Картотека
дидактических игр
по развитию речи (грамматический строй речи)
Возрастная группа: подготовительная к школе
г. Шадринск
Содержание
|
|
№ 1. Дидактическая игра «Убираем урожай»
Цель: Развивать грамматический строй речи; развивать тонкую моторику; воображение.
Материал и оборудование: Разрезанные на 6-8 частей плоские изображения овощей.
Ход: Педагог предлагает сложить из частей целый овощ и рассказать о нем по плану:
- Название овоща
- Где и как растет овощ
- Какой по цвету овощ
- Какой по форме овощ
- Какой по вкусу овощ
План-схема вешается на доску.
№ 2. Дидактическая игра «Новые слова»
Цель: Развивать грамматический строй речи; тонкую моторику.
Материал и оборудование: Магнитная доска, плоские изображения салатницы, сковороды, кастрюли, стаканов, банки. У детей – предметные картинки с изображением овощей.
Ход: Дети крепят картинки с помощью магнитов к подходящему изображению посуды.
Вопросы педагога:
Какие овощи можно есть сырыми и в салате?
Из каких овощей будет наш салат?
Какие овощи можно варить и жарить?
Какое пюре у нас получится?
Из чего мы варим суп?
Какие котлеты мы пожарим?
Какие овощи можно солить и мариновать?
Если мы посолим капусту, морковку, помидоры, то какие они у нас получатся?
Какие овощи какой дают сок?
№ 3. Дидактическая игра «Путешествие листика»
Цель: Составление предложений из предлога «на»; знакомство с условным обозначением предлога; работа со схемами предложений.
Материал и оборудование: Листочек из бумаги с ниткой, схемы, модель предлога «на».
Ход: 1. Педагог берет листочек, предлагает детям проследить путь листика и сказать, где он отдыхал. Педагог ходит по группе:
Листик наш летал, летал…
(останавливается в разных местах)
Очень листик наш устал
(опускает листик)
Кто из вас, ребята, знает,
Где наш листик отдыхает?
2. Педагог предлагает схемы предложений и просит подобрать к ним предложения:
- Щенок спит.
- Щенок спит на коврике.
- На окно прыгнула кошка
№ 4. Дидактическая игра «Едем, плывем, летим»
Цель: Активизировать в речи слова-глаголы (действия); упражнять в словообразовании с помощью приставок (префиксальный способ).
Материал и оборудование: Игрушки (предметные картинки)
Ход: Дети называют предмет, педагог – действие:
Машина – едет;
Самолет – летит;
Корабль – плывет и т.п.
Затем педагог демонстрирует разные ситуации, которые побуждают детей составить новое слово – действие с приставками.
Например: «Машина переехала через мост»; «Самолет прилетел в аэропорт» и т.п.
№ 5. Дидактическая игра «Коля и Оля»
Цель: Упражнять в изменении глаголов по родам; знакомить с условным обозначением глаголов; совершенствовать навыки моделирования.
Материал и оборудование: Схемы.
Ход: 1. Педагог предлагает изменить слова-действия: Коля читал и Оля читала; Оля пела и Коля пел и т.п.
2. Детям предлагается работа по схемам, нарисованным на доске.
Педагог произносит предложение и просит найти соответствующую схему: -Мальчик читал сказку. -Интересную книгу читал мальчик.-Мальчик читал, рисовал, писал.
№ 6. Дидактическая игра «Это чей? Это чьи?»
Цель: Образование притяжательных прилагательных.
Материал и оборудование: Картинки с изображением разных животных (без хвоста, рогов и т.п), элементы (хвост, рога и т.п.).
Ход: Педагог показывает картинку, например, с лисьим хвостом и спрашивает: «Это чей?» Дети отвечают: «Это лисий хвост». Аналогично с изображениями других животных.
№ 7. Дидактическая игра «Добавь слово»
Цель: Упражнять детей в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).
Материал и оборудование: Предметные картинки.
Ход: Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок.
Без… (ботинок) и (чулок).
И щенков без… (носков),
И синичек
Без… (тапочек) и… (рукавичек)
Повстречали мы… (сорок)
Без носков… (щенков),
Без тапочек и рукавичек (синичек)
Носок – нет носка, носков.
Чулок – нет чулка, чулок.
Колготки – колготок.
Сапоги – нет сапога, сапог.
№ 8. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»
Цель: Активизировать в речи детей слова-определения (прилагательные); согласовывать прилагательное с существительным в роде.
Материал и оборудование: Предметные картинки или игрушки.
Ход: Педагог вводит игровую ситуацию: куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ее успокоить и рассказать, какая она красивая.
Кукла какая? – красивая, нарядная, модная, высокая и т.п.
Платье у куклы какое? – новое, дорогое, модное, любимое, шелковое и т.п. Бантик у куклы какой? – белый, капроновый, нарядный и т.п.
№ 9. Дидактическая игра «Зайка, сделай!»
Цель: Образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, танцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).
Материал и оборудование: Плюшевый заяц, машина, кисточка, лист бумаги, краски, вода, тряпочки для вытирания кисти.
Ход: К детям на машине приезжает заяц. Он что-то привез. Тут и краски, и вода, и кисточки. Заяц необыкновенный, он многое умеет. Дети просят зайца например: «Зайчик, спой» и тому подобное. Если дети неправильно образуют грамматическую форму, заяц не двигается, ждет, когда ребята исправят ошибку.
№ 10. Дидактическая игра «Вы хотите? Мы хотим!»
Цель: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу – хочет, хотим – хотят); совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Педагог обращается к детям: «Мы умеем делать много разных дел: бегать, петь, рисовать. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? Как правильно ответить? (индивидуально и хором – «я хочу», « мы хотим»)
«Я хочу похлопать в ладоши. А ты, Оля, хочешь?» («я хочу»).
Аналогично строится диалог с детьми.
№ 11. Дидактическая игра «Что у кого»
Цель: Закреплять умение правильно употреблять единственное и множественное число имен существительных.
Материал и оборудование: Карточки с изображением предметов в единственном и множественном числе.
Ход: Педагог раздает карточки детям и предлагает выполнить следующее задание:
1) Рассмотреть картинки. Вопросы: У кого что? («У меня гриб», « У меня грибы»)
2) Изменить слово так, чтобы оно обозначало много предметов (груша – груши и т.п.)
№ 12. Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Цель: Упражнять в нахождении неправильно образованных прилагательных сравнительной степени.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Педагог называет прилагательные сравнительной степени. Просит исправить ошибки. Например:
Красивый – красивше. Правильно сказать – красивее.
Длинный – длиньше. Правильно сказать – длиннее.
Высокий – высше и т.п. Правильно сказать – выше.
№ 13. Дидактическая игра «Кто больше слов составит»
Цель: Закрепить навык словообразования прилагательных от существительных; развивать умение обобщать предметы по одному определенному признаку.
Материал и оборудование: Цветные картинки с изображением различных предметов.
Ход: Каждый участник игры выбирает, какой переулок он будет заселять: Деревянный, Цветочный, Фруктовый и т.д.
Затем все по очереди берут подходящие к названию своего переулка карточки, называют ее и объясняют свой выбор. Чей переулок длиннее, тот победил.
№ 14. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: Упражнять детей в составлении простых и сложных предложений; учить понимать причины связей между явлениями.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Педагог начинает предложение: «Папа утром…». Дети заканчивают предложение.
Усложнение: «Папа утром идет на работу, потому что…»
№ 15. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: Закрепить умение детей подбирать слова-антонимы к слову и словосочетанию; развивать умение соблюдать правила игры.
Материал и оборудование: Мяч.
Ход: Педагог называет слово или словосочетание и бросает мяч одному из игроков. Ребенок ловит мяч и, бросив его обратно, называет слово (словосочетание) с противоположным значением. Повторять слова нельзя.
№ 16. Дидактическая игра «Словесный сад»
Цель: Закрепить понятия «родственные» слова; совершенствовать навыки словообразования; активизировать словарь существительными.
Материал и оборудование: Картонная заготовка – стебель с листочком, лепестки с написанными словами.
Ход: Педагог предлагает детям стебель, в центре которого написано слово, дети должны подобрать «лепестки» с родственными словами. Например: дом – домик, домишко, домище, домовой.
№ 17. Дидактическая игра «Три линейки»
Цель: Развивать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.
Материал и оборудование: Лесенка (3 ступеньки), мелкие игрушки и предметы (блюдце, ведро, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо, совок,, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрёшка), поднос.
Ход: У нас есть предметы на подносе. Расставьте их на лестнице. На нижней ступеньке те, про которые можно сказать «один», на второй – «одна», на третьей – «много».
№ 18. Дидактическая игра «Исправь ошибки Незнайки»
Цель: Развивать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу; исправлять ошибки; развивать контроль.
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Незнайка говорит неправильные высказывания, а дети исправляют.
Например: «Я весь босой», «Я укладил мишку спать», «Я заключаю дверь» и др. (из книги К. Чуковского «От двух до пяти»). Вопросами уточнять значение слов, правильность ответа, подбор синонимов. Например, что можно делать шёпотом? (г и т.п. говорить, петь)
№ 19. Дидактическая игра «Сочиняем рифмовки»
Цель: Закрепить умение детей образовывать формы Р.п., мн.ч. существительных с трудным изменением (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек).
Материал и оборудование: Предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сорочки, два щенка, две синички.
Ход: Чтение стихотворения С.Я. Маршака
«Даю вам честное слово,
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок
Даю вам честное слово!»
Понравилось вам стихотворение? Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (носки, тапочки).
Мы с Вами тоже можем сочинять весёлые шутки про птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.
Даём вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видели двух сорок
(без ботинок) и чулок.
Мы видели без ботинок и чулок и чулок … сорок, без носков – щенков, без рукавичек – синичек и т.п.
№ 20. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: Развивать умение дополнять предложения, словом противоположного значения.
Ход: Педагог начинает предложение, а дети его заканчивают, подбирая слова с противоположным значением.
Например: сахар сладкий, а перец (горький) и т.п.
Вариант игры.
Цель: заканчивать предложение, подбирать антонимы. Контролировать правильность подбора слов и понимание значений слов.
Например: кашу варят густую и (жидкую) и т.п.
№ 21. Дидактическая игра «Кто сумеет похвалить?»
Цель: Развивать умение подбирать определения к существительным, согласовывать слова в роде, числе, падеже.
Материал и оборудование: Предметные картинки, игрушка Буратино.
Ход: Буратино приносит много картинок и показывает их детям. Объясняет, что дети должны подобрать слово – похвалу.
Например, я показываю картинку «яблоко», дети хвалят его: «яблоко вкусное», «яблоко румяное» и т.п.
Лексический материал: собака, молоко, пальто, мама, дом, лиса, конфета, чай, заяц, мальчик и др.
№ 22. Дидактическая игра «Подбери слова другие»
Цель: Образование слов от заданного слова «снег».
Материал и оборудование: Не предусмотрено.
Ход: Детям загадываются загадки про снег:
- «Скатерть бела весь мир одела».
- «Всё белым – бело сегодня,
И светло, хоть солнца нет.
С неба сыплется холодный,
Белый – белый мягкий … (снег)
Какие ещё вы знаете слова, в которых слышится слово «снег» (снегурочка, и т.д.)
№ 23. Дидактическая игра «Прятки»
Цель: Активизировать понимание предлогов и наречий с пространственными значениями.
Материал и оборудование: Очень мелкие игрушки, комар, шмель, пчела, оса.
Ход: Педагог прячет игрушки в разных местах группы. Читаем детям письмо: к нам в группу прилетели и поселились не прошеные гости. Следопыт, который ведёт за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Нашли? (в уголке игрушек, за шкафом, справа от среднего окна, под кукольной кроватью и т.п.)
№ 24. Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: Активизировать употребление предлогов с пространственным значением.
Материал и оборудование: Лесенка, мелкие игрушки: мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.
Ход: Педагог расставляет на ступеньках лесенки игрушки, обращается к детям: «Эта игра на внимание. Запомните, кто где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял наверху слева, а сейчас на средней ступеньке между котом и лягушкой). Таким образом, обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5 – 6 раз.
№ 25. Дидактическая игра «Разноцветный сундучок»
Цель: Развивать умение согласовывать слова с опорой на окончание; закрепить умение образовывать формы И.п., мн. ч. Существительных; воспитывать интерес к звучащему слову.
Материал и оборудование: Шкатулка, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и др. - по числу детей (предметы, обозначаемые словами среднего и женского рода).
Ход: На столе - шкатулка. В ней картинки. Воспитатель читает стихотворение:
«Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля, загляни,
Вынь картинку, назови.
По ходу рассматривания картинок, воспитатель задаёт вопросы: какое яичко? Какая матрёшка? Вопросительное слово согласуется с существительным и помогает ребёнку правильно сориентироваться в родовой его принадлежности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР
Картотека заданий для развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Лексическая тема: "Посуда"...
Конспект НОД по развитию речи (грамматический строй речи)
Конспект НОД в средней группе по развитию речи (формирование грамматического строя речи)...
Картотека игр по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей с СНР
Картотека игр по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи у детей с СНР...
Картотека логопедических игр по развитию лексико - грамматического строя речи и пополнению и обогащению активного словаря детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Логопедические пятиминутки"
Картотека словесных игр "Логопедические пятиминутки" подойдут для логопедов и воспитателей логопедических групп и групп общеразвивающего типа. Возможно использование даннных игр в занятиях п...
Картотека игр на развитие лексико-грамматического строя речи
Картотека игр...
Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
Картотека игр и упражнений направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ТНРКартотека игр и упражнений направленных на расширение, обогащение, активизацию сло...
Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...