Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Зимушка–зима»
методическая разработка по развитию речи

Людмила Павловна Зеленкина

Цель: Повышение речевого развития у детей.

Используемые технологии: сдоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи

«Зимушка–зима»

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление знаний детей о зимнем времени года.

- учить согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова-действия

- учить детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни.  

 - развитие фонематического слуха,

Развивающие:

- уточнение, расширение и активизация словаря;

- формирование грамматического строя речи, умения строить сложные по конструкции предложения.  

- развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников,

- выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, с народными приметами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов.

Словарная работа: снежинки, снежная, снегопад, снежок, метель, ледяной, холодный, искрящийся… морозная.

Оборудование: ребус, снежинка-письмо, снежинки разные по эмоциям; коробка, украшенная снежинками; каркас избушки, украшенной сосульками, снежинками; картинки, веселый и грустный смайлики к игре «хорошо-плохо»; предметы для игры «Теремок»: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, ёлочная игрушка, пластилин, ветка ели….., «ком снежный» для выполнения звукового анализа, пеналы с символами звуков.

Используемые технологии:

здоровьесберегающие;

игровые;

личностно-ориентированные;

ТРИЗ;

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1. Организационный момент

Здравствуй дружок, (предложить руку ребенку справа)

Здравствуй дружок, (предложить руку ребенку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»

Солнцу: «Привет!»

И друзьям всем: «Привет!»

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам залетела снежинка, а в снежинке письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я приготовила вам сюрприз. А, кто я, вы сможете узнать после того, как разгадаете загадку-ребус».

Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, кто же написал нам это письмо? Посадить детей.

Нам необходимо выделить, назвать и соединить первые звуки в названиях предметов, изображённых на картинках.

Дети называют слова, выделяют первый звук в словах: зебра, иголка, мак, арбуз. Получится слово «зима».

А, вот и сама Зима (под музыку появляется зима).

 Зима: «Я вам  приготовила сюрприз, но нужно выполнить мои задания, чтобы получить сюрприз».

Уходит в теремок.

 2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, смотрите, 3 круга, на что они похожи?

Давайте, лепить снеговика, а будем лепить его из снежинок.

Словесная  игра «Подбери слово» 

Первый ком – слова-признаки; слова, которые, отвечают на вопрос какой? какая? Дети подбираютслова-признаки к словам: зима, снег, лёд, метель (Зима долгая, снежная, морозная, красивая, нарядная, вьюжная, загадочная, суровая, волшебная, необыкновенная …Снег холодный, чудесный, рыхлый, твёрдый….Лёд прозрачный, твёрдый, холодный, хрустальный….Метель белоснежная, яростная, грозная, страшная).

Второй ком снеговика - слова – действия (слова, отвечающие на вопрос что делает?). Дети подбирают глаголы к словам: зима, снег, лёд, метель. (Зима подступает, подкрадывается, спешит, пришла, пожаловала…. Снег падает, летит, порхает, кружится, садится, искрится, идёт, скрипит, блестит…Лёд блестит, сверкает, трещит…Метель воет, бушует, метёт, завывает, заметает…)

Третий ком снеговика – пословицы и поговорки о зиме. Воспитатель читает на снежинках пословицы и поговорки о зиме, а дети объясняют их значение. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так говорят? 

Много снега – много хлеба.

Зима лодыря морозит.

Мороз невелик, да стоять не велит.

С неба снег – звездой, на ладошку водой.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

В зимний холод всякий молод.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Зимний денёк — воробьиный скок.

Лето собирает, а зима поедает.        

Зимой день тёмен, да ночь светла.         

Для медведя зима — короткая.

Для синички — длинная..(Высказывания детей.)

Воспитатель: Какой красивый, задорный снеговик у нас получился! С первым заданием вы справились, молодцы.

Постаралась детвора

Накатала три шара!

Друг на друга их сложили,

И ведро нагромоздили.

Ребята, чтобы добраться до сюрприза от Зимушки-зимы, вам необходимо выполнить 2 задание (задание на снежинке).

Игра  «Хорошо - плохо».        

Воспитатель: Ребята, как вы считаете: зима – это хорошо или плохо?

(взять любую картинку и поместить на мольберт, со смайликами: веселый смайлик-хорошо, грустный смайлик-плохо. И  доказать, что зима хорошо, что зима плохо.

Зима - «хорошо», потому что:

- много снега,

- можно лепить снеговика;

- снег покрывает землю и защищает растения от мороза;

- деревья имеют возможность отдохнуть;

- можно кататься на санках, лыжах, коньках;

- зимой можно строить снежные крепости;

- играть в снежки;

- зимой красивая природа в инее;

- зима дарит нам весёлые новогодние праздники;

- Дед Мороз и Снегурочка принесут подарки.

Зима – «плохо», потому что:

- снег засыпал всё кругом,

-  животные, птицы остались без пищи;

- скользко, можно упасть;

- холодно,

- морозно;

- можно простудиться и заболеть;

- выпадает много снега, и машины застревают

- в мороз машины не заводятся.

Молодцы и с этим заданием справились.

Воспитатель: А теперь мы отдохнём, 

Физминутка под музыку. Зимняя прогулка

Со мной, ребята, поиграйте

Движенья дружно повторяйте!

Погулять пошли мы в лес

(шагаем на месте)

Полный сказочных чудес.

По сугробам мы шагаем,

Выше ноги поднимаем.

(шагаем, высоко поднимая ноги)

В руки снега наберем

(наклоняемся)

И снежки лепить начнем.

(лепим снежки)

Кинем их вперед скорей,

Испугаем всех зверей.

(Выбрасываем вперед правую руку)

Нам теперь согреться нужно

Потрем ладошки свои дружно.

(потираем ладошки)

Теперь уши, щеки, нос

(дотрагиваемся до ушей, щек, носа)

И не страшен нам мороз!

Соседу слева мы поможем,

Его ухо потрем тоже.

(Поворачиваемся налево, дотрагиваемся до уха соседа)

А теперь соседу справа

(Поворачиваемся направо, дотрагиваемся до уха)

Молодцы, ребята! Браво!

Игра  «Теремок».

Перед нами теремок он ни низок, ни высок, кто в теремочке живет?

Зима живет в теремке, но пригласит в гости лишь того, кто скажет, чем его предмет похож на зиму, по какому признаку  похож с ней. 

Воспитатель: Дети, возьмите любой предмет, какой нравится: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин. Скажите, чем он похож на зиму.

Я — кубик, я такой же твёрдый, как лёд зимой.

Я — бумага, я такая же белая, как снег.

Я — камень, я такой же холодный, как погода зимой.

Я — перышко, я такое же лёгкое, как зимние снежинки.

Я — мех, я такой же тёплый, как одежда зимой.

Я — ёлочная игрушка, я блестящая, как лёд, как иней на ветках деревьев.

Я — ёлочная игрушка, я блестящая как снежинка.

Я — пластилин, из меня можно лепить, как из снега снеговика.

Я -  мячик массажный, колючий как мороз.

Я – прищепка, как мороз щипаю за нос и щеки.

Я – вата, такая же легкая как снег.

Я -  шарик, блестящий как у тебя иней на деревьях.

Я – картинка, как узоры у тебя на стекле.

Зима дает детям снежный ком, для выполнения звукового анализа слова «зима» (дети проходят за столы и выполняют звуковой анализ, самостоятельно, сравнивают с выполненным  заданием Зимой)

Дети ОВЗ  - определяют позицию звука в слове.

Зима. Молодцы! Ребята, вы отлично справились с заданиями.

Вот мой снежок покатится, и к  сюрпризу приведет. Дети находят коробку, усыпанную снежинками. В коробке сюрприз.

Плакат с алфавитом.

Воспитатель. Какой интересный плакат, а что на плакате? (буквы). Предлагает детям придумать слова о зиме на любую букву и записать. На остальные буквы, вы придумаете слова дома вместе с взрослыми и допишите на плакате.

В коробке, еще что-то есть снежинки, с разными эмоциями: грустные и веселые, раскраски на тему «Зима».

Воспитатель предлагает детям выбрать снежинки. Дети, которым было интересно, весело, выбирают снежинки с улыбкой. Дети, которым было трудно – выбирают грустные снежинки.

Воспитатель: Ребята, что было для вас самым интересным, запоминающимся в поиске подарка от Зимушки-зимы? Что было самым сложным? А что заставило подняться вашему настроению?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Калейдоскоп животных".

Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Калейдоскоп животных"....

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в космос»

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Путешествие в космос"....

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию и формирование способн...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект открытого занятия по развитию диалогической речи в подготовительной к школе группе «Зимушка-Зима»

Конспект открытого занятия по развитию диалогической речив подготовительной к школе группе«Зимушка-Зима»...