«Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового
внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому
анализу слов.
Задачи образовательной деятельности:
1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать,
дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении
(твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие,
сонорные).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с
заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком,
формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать
печатные буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_dolgova_2020.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №48 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы»
Воспитатель:
Долгова С.А.
Санкт-Петербург 2020
Актуальность
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.
Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.
Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.
Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.
Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового
внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому
анализу слов.
Задачи образовательной деятельности:
1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать,
дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении
(твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие,
сонорные).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с
заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком,
формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать
печатные буквы.
Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)
-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».
-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
-различать гласные и согласные звуки;
-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
- по слоговые и слитные способы чтения
План работы на 2019 – 2020 учебный год
Изучение методической литературы по теме СО (автор, название, год издания, издательство)
Сентябрь
- Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки
- Подбор и изготовление картотеки «Артикуляционная гимнастика»
- Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
Октябрь
- Использование новых дидактических игр по обучению грамоте
- Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»
- Изготовление дидактического материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов».
Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
Ноябрь
- Подбор материала по формированию графических умений.
- Консультация для родителей «Как подготовить руку к письму?»
- Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми играми.
Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г
Декабрь
Использование пальчиковых игр
- Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»
- Пополнение коллекции обводок и штриховок.
Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж 2010г
январь
- Знакомство с обводками и штриховками
- Презентация «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте.
- Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа».
- Оформление консультации для родителей «Игры с буквами для дошколят»
- Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»
Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г
Февраль
- Обновление обводок, штриховок.
- Консультация для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»
- Беседа «Определение гласных звуков»
- Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками
Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
Март
- Обновление наглядного материала на звуки
- Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация»
- Изготовление дидактических игр
Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
Апрель
- Досуг для детей «В стране звуков»
- Консультация для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»
- Оформление памятки для родителей «Страна букв»
- Подбор материала для проведения итогового мероприятия:
Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
Май
- Анализ работы.
- Отчет о проделанной работе
- Итоговое родительское собрание
Методическая литература
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
- Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
- Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г
- ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж 2010г
- Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
- Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
- Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
- Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Календарный тематический план непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на 2018-2019 учебный год 1 период обучения /сентябрь-декабрь/
Разработала план НОД по обучению грамоте с детьми 6-7 лет на 1 период /сентябрь-декабрь/на 12 недель -24 занятия...
ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»
В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...
Тема по самообразованию «Подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком ...
Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"
quot;Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"...
Консультация для педагогов "Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы."
Картотека игр по подготовке к обучению грамотедетей подготовительной группы....