«Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Долгова Светлана Александровна

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового

внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому

анализу слов.

 

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать,

дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении

(твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие,

сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с

заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком,

формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать

печатные буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_dolgova_2020.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение      

Детский сад №48 Пушкинского района                        

  Санкт-Петербурга

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы»

Воспитатель:

Долгова С.А.

Санкт-Петербург 2020

Актуальность

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.


Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового

внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому

анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать,

дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении

(твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие,

сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с

заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком,

формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3.Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать

печатные буквы.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

-дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

-различать гласные и согласные звуки;

-осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

-выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать  буквы.

по слоговые и слитные способы чтения

План работы на 2019 – 2020 учебный год

Изучение методической литературы по теме СО (автор, название, год издания, издательство)

 Сентябрь

  • Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки

  • Подбор и изготовление картотеки «Артикуляционная гимнастика»

  • Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

Октябрь

  • Использование новых дидактических игр по обучению грамоте

  • Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»

  • Изготовление дидактического материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г

Ноябрь

  • Подбор материала по формированию графических умений.

  • Консультация для родителей «Как подготовить руку к письму?»

  • Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми играми.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г

Декабрь

Использование пальчиковых игр

  • Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»

  • Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж 2010г

январь

  • Знакомство с обводками и штриховками

  • Презентация «Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте.

  • Использование специальных символов в играх по формированию навыка звукового анализа».

  • Оформление консультации для родителей «Игры с буквами для дошколят»

  • Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»

Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г

 

Февраль

  • Обновление обводок, штриховок.

  • Консультация для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»

  • Беседа «Определение гласных звуков»

  • Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками

Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

 Март

  • Обновление наглядного материала на звуки

  • Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация»

  • Изготовление дидактических игр

Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.

 

Апрель

  • Досуг для детей «В стране звуков»

  • Консультация для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»

  • Оформление памятки для родителей «Страна букв»

  • Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Май

  • Анализ работы.
  • Отчет о проделанной работе
  • Итоговое родительское собрание


Методическая литература

  1. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
  2. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
  3. Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. ООО «ТЦ –Сфера»2014г
  4. ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе. Воронеж 2010г
  5. Гаврина С. Е.Развитие речи. Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
  6. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
  7. Журова Л. Е, Варенцова «Обучение грамоте. Конспекты.
  8. Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»

В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...

Тема по самообразованию «Подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы»

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком ...

Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"

quot;Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"...

Консультация для педагогов "Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы."

Картотека игр по подготовке к обучению грамотедетей подготовительной группы....