Консультация для педагогов "Картотека игр по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы."
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)
Картотека игр по подготовке к обучению грамоте
детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_obucheniyu_gramote.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы
Игра 1. «Буквенный светофор»
Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций.
Материал: не требуется.
Ход игры. Выбирается водящий («светофор», он становится в центре площадки и называет любую букву.
Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются пере-бежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.
Игра 2. «Магазин»
Цель: упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений.
Материал: не требуется.
Ход игры. Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий («покупатель», он задаёт букву, на которую дети придумывают слова.Дети ведут хоровод со словами:
Дзынь-дзынь-дзынь,
Открываем магазин.
Заходите, заходите,
Покупайте, что хотите.
Покупатель говорит,например: «Хочу купить предметы на букву Р».
Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.
Игра 3. «Доскажи словечко»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.
Материал: стихи, в которых не договаривается одно слово.
Ход игры. Воспитатель читает стихи, где не договаривает слово, дети его отгадывают и выделяют первый звук в слове.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки).
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку… (мячик).
Где обедал воробей
В зоопарке у… (зверей).
Шла коза по мостику
И виляла… (хвостиком).
Игра 4. «Загадки»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.
Материал: загадки.
Ход игры. Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выделяют первый звук в слове.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка.)
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)
Зимой — белый,
Летом — серый. (Заяц.)
Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь.)
Игра 5. «Мозаика»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: мозаика, состоящая из четырёх частей так, что на каждой из них изображены предметы, начинающиеся на один и тот же звук, а на оборотной стороне буква и другие картинки.
Ход игры. Воспитатель говорит, что Мишка потерял свой обед и его необходимо найти. Выбирайте только те картинки, у которых первый звук [м], [м"]. Дети соединяют в мозаику (МИШКА, МЁД, МОРОЖЕНОЕ, МОЛОКО). Мишка их благодарит и открывает секрет. Воспитатель переворачивает собранную мозаику, где изображена буква М. (Буратино потерял друзей: БАБОЧКА, БАРАН, БЕЛКА; шмель —одежду: ШАПКА, ШАРФ, ШТАНЫ; волк —предметы: ВЕДРО, ВЕШАЛКА, ВЕЛОСИПЕД; собака —еду: СЫР, СОСИСКИ, САЛО и др.)
Игра 6. «Клад»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции.
Материал: картинка с изображением драгоценностей.
Ход игры. Воспитатель заранее прячет картинку. Потом говорит, что в группу приходили пираты и спрятали клад в предмете или под ним, который начинается на букву К. Дети ходят по группе и ищут предметы на заданный звук,спрашивая у воспитателя:
— Этот предмет кукла?
— Нет.
— Ковёр?
— Да.
Дети находят под ковром картинку с кладом.
Игра 7. «Где спрятались домашние животные?»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове; учить подбирать слова на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: пары картинок, начинающиеся на один и тот же звук (КОТ — КУБИКИ, СВИНЬЯ — СВИТЕР, УТКА — УКРОП, ОСЛИК — ОБРУЧ, ПЕТУХ — ПИРОЖНОЕ и др.).
Ход игры. Воспитатель говорит,что домашние животные решили пошутить: они спрятались за картинками, которые стоят на наборном по-лотне. Догадайтесь, куда спрятались звери?Вот подсказка: первый звук в названии предмета на картинке совпадает по звуку с животным, которое за ней прячется.
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.
Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т. д.).
Ход игры. Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.
Игра 8«Чудесный мешочек»
Развитие умений делить слова на слоги.
Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога.
Дети по порядку выходят, вынимают
из мешочка предмет и называют его.
Слово повторяется по слогам, и
дети называют количество слогов в
слове. Игра идет как соревнование.
Игра 9«Купи игрушку»
Развитие умения определять количество слогов в слове.
Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики.
Воспитатель раскладывает на столе
игрушки и предлагает детям «купить»
те из них, в названиях которых 2 слога,
3 слога. Дети подходят к столу,
выбирают игрушку, четко произносят
по слогам слово. Если ответ
правильный дети забирают игрушку.
Игра 10 «Молчанка»
Развитие умения определять количество слогов в слове.
Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка).
Воспитатель называет слово, а дети
поднимают карточку с цифрой,
соответствующей количеству слогов в
данном слове.
Игра 11«Слог – шаг»
Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Воспитатель дает каждому ребенку
задание: «Сделай два шага вперед!»,
«Сделай три шага вперед!»
Ребенок должен вспомнить слово из
стольких слогов, сколько шагов ему
предложено сделать, и четко
произнести его по слогам так, чтобы
каждому шагу соответствовало
произнесение одного слога.
Игра 12«Один – два – три»
Развитие умения слышать слог в слове.
Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный.
К
Картинки выставляются на наборное
полотно. Каждая команда получает
одну из цифр 1,2 или 3 и
соответственно ей подбирает картинки
с первым. Вторым, третьим ударным
слогом. Представители команд
выходят, берут по одной картинке.
Следующий ребенок из команды
выходит тогда, когда предыдущий
садится на место.
Выигрывает команда, которая быстрее
и с меньшим числом ошибок закончит
игру.
Игра 13«Ударный слог»
Закрепление умений выделять ударный слог.
Карточки со словами для воспитателя.
Воспитатель называет детям слова,
состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача
детей: Выделить и назвать ударный
слог.
Игра 14 «Живые звуки».
Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове.
Ход игры: Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок — звук С, другой — О, третий — К. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?
Оборудование: карточки со звуками.
Игра 15. «Слово спряталось»
Цель: Развитие звукослогового анализа и синтеза.
Ход игры: Ребёнку предлагаются предметные картинки. Он должен выделить первый слог в названии каждой картинки, объединить слоги в слово, прочитать полученное слово.
Речевой материал:
Шура, бабушка – шуба
Камень, шары – каша
Лимон, самолёт – лиса
Развитие лексико-грамматического строя:
Игра 16. «Назови части».
Цель: объединение и группировка слов на основе различных семантических признаков.
Ход игры: Возможны два варианта проведения данной игры: а) по картинке, б) по представлению. Воспитатель называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части. Например:
Кот — тело, голова, хвост, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Оборудование: картинки с изображением предметов(животных):
Грузовик — ; дом —...; дерево —... .
Упражнение 2. «Отгадай, что это за животные?»
Цель: Уточнение синтагматических связей глагола и существительного.
Ход игры: Воспитатель называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.
Речевой материал:
Сторожит, грызет, лает (кто это?) — ...
Мяукает, лакает, царапается — ...
Хрюкает, роет землю, чавкает — ...
Ржет, бегает, скачет — ...
Блеет, бодается — ...
Мычит, жует, ходит — ...
Летает, жужжит, жалит — ...
- Развитие познавательной сферы.
Упражнение 1.«Запоминайка».
Цель: Развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Ход игры: Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
Упражнение 2.«Повтори и прибавь»
Цель: Развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Ход игры: Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: со звуком [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...
Календарный тематический план непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на 2018-2019 учебный год 1 период обучения /сентябрь-декабрь/
Разработала план НОД по обучению грамоте с детьми 6-7 лет на 1 период /сентябрь-декабрь/на 12 недель -24 занятия...
ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»
В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...
Тема по самообразованию «Подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы»
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком ...
Консультация для родителей "Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"
quot;Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы"...
«Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной группы»
Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слуховоговнимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковомуанализу слов. Задачи образовательной де...