Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи

Постникова Анастасия Николаевна

Здоровьесберегающие технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovezberegayushchie_tehnologii.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ВЕШНЯКОВСКАЯ ШКОЛА»

(ГБОУ ВЕШНЯКОВСКАЯ ШКОЛА)

Методическая разработка: «Здоровьесберагающие технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

воспитатель: Постникова

 Анастасия Николаевна

Москва 2024 год

В соответствии с Федеральными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

       Важно отметить и подчеркнуть, что многочисленные исследования специалистов, работающих с детьми, показывает то, что количество детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом все больше и больше, и что немаловажно речевой диагноз этих детей осложнен дизартрическим компонентом: ринолалия, заикание, общее недоразвитие речи. В связи с этим возникает необходимость применения здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе. Дети находятся в постоянном стрессе, им сложно справиться с большим объемом информации и знаний, поэтому они испытывают большой перегруз. Плюс ко всему стоит отметить, что в современном мире большинство детей испытывают недостаток в физическом воспитании, поэтому им так необходимы различные развивающие оздоравливающе упражнения, для физической активности. И в этом случае необходимо создать в детском образовательном учреждении ту необходимую среду, в которой ребенок может гармонично развиваться.

Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

Мною был разработан и апробирован комплекс здоровьесберегающих технологий для устранения недостатков звукопроизношения, для развития координации речи с движением - общей и мелкой моторики, а также для развития всех психических функций у детей. Методические разработки могут быть использованы в работе специалистов различных областей, имеющих дело с детьми с нарушениями речи

Целью данной работы является – разработать комплекс здоровьесберегающих технологий для устранения недостатков звукопроизношения, для развития координации речи с движением - общей и мелкой моторики, а также для развития всех психических функций у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • провести теоретический анализ видов работ, которые способствуют здоровьесбережению
  • проанализировать литературные источники по данной теме
  • разработать методические рекомендации, направленные на улучшение произносительной стороны речи у данной категории детей с использованием специальных игр и упражнений;
  • разработать перспективное планирование с использованием логоритмического воздействия

Необходимо отметить существуют три типа технологий: здоровьесберегающие, технологии обучения здоровью, оздоровительные.

Ознакомимся более подробно, что в них входит:

  • К технологии обучения здоровью относят, включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
  •  К здоровьесберегающим технологиям относятся прививки, которые делают в профилактических целях, вводят режим здорового и правильного питания, обеспечивают двигательную активность, а также пропивают курс поливитаминов.
  • И последняя технология – это оздоровительная, к ней относятся различные оздоровительные массажи, гимнастики, физиотерапии, фитотерапии и т.д

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: -технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные - валеологические, педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ).

Рассмотрим более подробно те виды работ, которые способствуют здоровьесбережению. Здесь важно сказать о том, что применение здоровьесберегающих технологий в работе, в значительной мере позволяют ускорить коррекцию нарушений речи у детей.  

 К таким видам работ относятся:

  1. Развитие общей моторики. В данном случае это различные физкультминутки, которые соответствуют лексической теме, которую изучают дети. Как правило эти физкультминутки проводятся в середине занятия в игровой форме.
  2. Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса. Сюда относятся различные упражнения, которые способствуют снятию мышечного напряжения и помогают ребенку максимально расслабиться, а именно релаксационные упражнения, психогимнастика. Пальчиковая гимнастика, графические диктанты и штриховка.
  3. Аурикулотерапия. Это массаж ушной раковины по определенным точкам.
  4. Самомассаж области лучезапястного сустава и предплечий. В данном случае это различные растирания, разминания, поглаживания и т.д.
  5. Кинезеологические упражнения. Эти упражнения помогают ребенку воспроизводить точные движения пальцев рук, а также учат ребенка переключаться с одного движения на другое. Плюс ко всему данный комплекс упражнений развивает межполушарное взаимодействие.
  6. Гимнастика для глаз. Сюда относятся различные комплексы упражнений для профилактики нарушений зрения.
  7. Су–Джок терапия. Это терапия применяется для активизации различных точек на кистях рук, а также с помощью нее делают массаж пальцев рук. Массаж выполняется с помощью специального оборудования, такого как массажные мячики, колючие валики и т.д.
  8. Упражнения для развития дыхания, дыхательная гимнастика, дыхательно-голосовые упражнения.

Приложение №1

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Направление

деятельности

Содержание деятельности

Кто реализует

1

2

3

Мониторинг здоровья

  1. Изучение состояния здоровья детей, определение группы здоровья, индивидуальные рекомендации
  2. Диагностика и анализ физического развития детей, оценка двигательной активности
  3. Анализ заболеваемости, профилактические мероприятия (ежемесячно)
  4. Согласование целей и задач физического развития детей, коррекционная работа (ежемесячно)

Старшая медсестра, врач

Воспитатель по физкультуре, воспитатели

Специалисты, родители

Валеологизация образовательного процесса

  1. Ежедневные культурно-гигиенические процедуры
  2. «Уроки здоровья» (2 раза в неделю)
  3. Совместная и самостоятельная деятельность в «уголке здоровья» (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, ручной труд)
  4. Серия физкультурных занятий «Знай свое тело»
  5. Серия занятий «Уроки Мойдодыра»

Воспитатели, медицинский персонал, специалисты

Воспитатель по физкультуре

Валеологизация среды

  1. Создание «уголка здоровья» в группе
  2. Изготовление кукол, масок, атрибутов для стран «Фыркино» и «Здрасия» (в группе)
  3. Изготовление героев тематических оздоровительных занятий в физкультурном зале (Пилюлькин и т.д.)
  4. Создание «уголка здоровья» дома

Воспитатели

Воспитатель по физкультуре

Родители

Питание

  1. Витаминизация , 3-и блюда, овощи, фрукты
  2. Согласование с родителями вопросов питания с помощью карты домашней оздоровительной работы

Врач, заведующая детским садом

Воспитатели

Оздоровление детей

  1. Утренняя гимнастика, ритмическая гимнастика
  2. Полоскание рта после приема пищи
  3. Физкультурные занятия, оздоровительный бег в конце прогулки, оздоровительная гимнастика после сна, двигательный режим, профилактика утомляемости (физкультминутки)
  4. Фиточай
  5. Музыкальные занятия
  6. Профилактические мероприятия (ежемесячно)

Все сотрудники ДОУ

Приложение №2

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ЛОГОРИМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Неделя

Название темы

Цель

Оборудование

Сентябрь

1 неделя

Обследование речевого развития детей

Выявить нарушения в звукопроизношении, лексико-грамматическом строе речи ребенка, особенностях  связанной речи

Настольные игры, предметные картинки, игрушки

2 неделя

3 неделя

Звук и буква [У]. «Путешествие по осеннему лесу»

Автоматизировать звук [У]

Формировать фонематическое восприятие и развивать психомоторику на данном звуковом материале.

Бумажные листья деревьев, предметные картинки, маска-шапочка ворона, схема буквы [У]

4 неделя

Звук и буква [А]. «Путешествие по осеннему лесу»

Автоматизировать звук [А]

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, умение соотносить темп движения с музыкальным сопровождением. Развивать речевое дыхание.

Бумажные (засушенные) листья деревьев, предметные картинки.

Октябрь

1 неделя

Логоритмические игры: «Дождик», «Листопад» (подвижные, на релаксацию)

Развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентацию, кинестетические ощущения, фонематический слух.

Игровой материал: мячи, прыгалки. Музыкальные инструменты: бубен, дудочка. Магнитофонная запись музыкальных произведений

2 неделя

Звуки [И-Ы].

«В лес за грибами»

Автоматизировать звуки

[И-Ы]. Закрепить правильную артикуляцию. Развивать фонематическое восприятие, пространственную ориентацию, мелкую моторику, психомоторику на данном речевом материале.

Предметные картинки, муляжи грибов, магнитофонная запись – звуки природы.

3 неделя

Логоритмические игры: «Листопад», «Найди гриб»

 Развивать  общую и мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память,  творческие способности, воображение, активизация предметного словаря.

Муляжи грибов,  бумажные (засушенные) листья деревьев.

4 неделя

Звук [О]. «В гостях у бабушки Оли и дедушки Осипа»

Развивать и формировать звуковое восприятие, двигательные навыки, чувство ритма. Формировать музыкальное восприятие.

Фигурки персонажей (дедушки, бабушки), предметные картинки с изображением предметов домашнего обихода, игрушки, звуковые домики.

Ноябрь

1 неделя

Звуки [П-Пь]. «У нас в гостях поросята: Пик, Пак, Пок»

Формировать фонематическое восприятие, активизация словарного запаса. Развивать речевую базу звуков. Формировать психофизические навыки, развитие двигательных анализаторов.

Игрушки (три поросенка, два попугая, телефон), предметы (пуговицы, платок, кукольное пальто, покрывало, пирамидки). Кукла «Петрушка».

2 неделя

Логоритмические игры: «Кто в домике живет?», «Быстро - медленно».

Развивать чувство ритма, двигательные навыки, дыхательные функции, кинестетические ощущение, пространственную ориентацию. Активизировать внимание, память,  творческие способности, воображение.

Магнитофонная запись музыкальных произведений, звуковые картинки, игрушки.

3 неделя

Звуки [Т-Ть]. «Наши друзья – утята»

Работать над активизацией предметного словаря, развитие речевой базы звуков. Формировать фонематическое восприятие. Развивать чувство ритма, тактильные импульсы.

Фигурки для фланелеграфа, мячики, игрушки, предметные, звуковые картинки, музыкальные инструменты (бубен, дудочка).

4 неделя

Логоритмические игры направленные на развитие общей и мелкой моторики: «Мы веселые утята», «Найди и догони»

Разучить элементы упражнений на снятие эмоционального и мышечного напряжения, умение сочетания движения с речевым сопровождением. Развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентацию.  Активизировать внимание, память,  творческие способности, воображение детей.

Игрушки, магнитофонная запись музыкальных произведений.

Декабрь

1 неделя

Звук [Х]. «Хомка – хомячок»

Развивать двигательные навыки и дыхательные функции. Формировать фонематическое восприятие, чувство ритма. Развивать общую и мелкую моторику. Работать над развитием речевой базы звуков, активизация предметного словаря.

Игрушки, плоскостные фигурки для фланелеграфа на заданный звук, предметные картинки, музыкальный инструмент (бубен).

2 неделя

Логоритмические игры: «Хомка делает зарядку», «Быстро - медленно»

Развивать фонематический слух, различные двигательные навыки с музыкальным сопровождением. Развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентацию.

Музыкальные инструменты (гармошка, бубен, дудочка), предметные картинки.

3 неделя

Звуки [С-Сь]. «Зимняя прогулка»

Автоматизировать  звуки [С-Сь] и развивать психомоторику на данном звуковом материале. Развивать мелкую и общую моторику.  Формировать фонематическое восприятие с использованием музыкального сопровождения.

Схемы буквы [С], траектории движений, магнитофонная запись голосов природы (звук ветра)

4 неделя

Логоритмические игры: «Мы снежинки», «Снежки».

Развивать речевую базу звуков  с использованием музыкального сопровождения.  Работать над развитием двигательных навыков,  кинестетических ощущений, пространственной ориентации.  Развивать внимание, память,  творческие способности, воображение.

Магнитофонная запись голосов природы, музыкальных произведений. Спортивный инвентарь (мячики, белые мешочки с песком, имитирующие снежки)

Январь

1 неделя

                                           К а н и к у л ы

2 неделя

3 неделя

Звуки [С-З]. «Цветик – семицветик»

Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки [С-З]. Развивать психомоторику на данном звуковом материале. Работать по активизации и обогащению словаря. Развивать двигательные навыки и дыхательные функции.

«Цветик-семицветик» с заданиями на каждом лепестке, магнитофонная запись птичьих голосов, предметные картинки, свисток, колокольчик.

4 неделя

Логоритмические игры: «Найди и назови», «Мы комарики»

Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.  Работать над развитием двигательных навыков и речевых функций.   Развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентацию, внимание, память,  творческие способности, воображение.  Работать над развитием чувства ритма.

Схемы траектории движений в пространстве, запись музыкальных произведений, предметные картинки.

Февраль

1 неделя

Звуки [С-З]. Логоритмические игры, упражнения (упражнения на развитие зрительно-двигательных координаций)

Продолжить работу над развитием фонематического слуха по формированию артикуляционной базы звуков. Работать над развитием зрительно-двигательных навыков. Развивать кинестетические ощущения.

Схемы траектории движений в пространстве, музыкальные инструменты (бубен, гармошка), звуковые символы.

2 неделя

Звук [Ц]. «Цыпленок Цып».

Работать по формированию речевой базы звуков, правильной артикуляции, над развитием фонематического слуха. Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать кинестетические импульсы. Развивать внимание, память, творческие способности, воображение.

Игрушка или плоскостное изображение цыпленка для работы на фланелеграфе, предметные картинки с изображением животных со звуком [Ц], магнитофонная запись с голосами птиц.

3 неделя

Звук [Ц]. «В горнице» (логоритмические игры на закрепление звукопроизношения, развития общей и мелкой моторики).

Работать над развитием фонематического слуха, чувства ритма у детей. Развивать двигательные навыки, дыхательные функции. Продолжить работу над развитием речевой моторики, для формирования артикуляционной базы звуков, активизировать словарный запас детей.  Развивать творческие способности, воображение у детей.

Предметы народного быта, русские народные куклы в национальных костюмах, музыкальные инструменты (балалайка, бубенцы, гармошка). Предметные картинки.

4 неделя

Звук [Ш] (первое занятие). Логоритмическая игра «Кошка и мышка» (на развитие мелкой моторики пальцев рук, соотнесение зрительного образа с речевым опосредование).

Работать над развитием речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, фонематического восприятия. Развивать общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве. Работать над развитием внимания, логического мышления, творческого воображения у детей.

Маскарадные шапочки кошки, мышки, нарисованное окошко, звуковой символ звука [Ш]. Спортивный инвентарь (ленты, скакалки). Музыкальное сопровождение.

Март

1 неделя

Автоматизация звука [Ш] (второе занятие). Логоритмические игры.

Продолжить работу над развитием речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, фонематического восприятия. Развивать общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве.  Работать над развитием внимания, логического мышления, творческого воображения у детей.

Маскарадные шапочки кошки, мышки, нарисованное окошко, звуковой символ звука [Ш]. Спортивный инвентарь (ленты, скакалки). Музыкальное сопровождение с использованием музыкальных инструментов.

2 неделя

«В гостях у сказочной змейки» (дифференциация [С-Ш], логоритмические игры)

Развивать фонематическое восприятие. Закреплять навыки правильного произношения звуков [С-Ш]. Работать  над развитием психомоторики на данном звуковом материале. Развивать чувство ритма, музыкального воображения, умения ориентироваться в пространстве. Работать над развитием творческих способностей у детей.

Спортивный инвентарь (ленты, скакалки). Схемы траектории движений в пространстве. Музыкальное сопровождение с использованием музыкальных инструментов.

3 неделя

«Весенняя песенка жука» (логоритмические, речевые игры: «Жук жужжит», «Найди и догони»).

Работать над развитием речевой базы звуков и фонематического восприятия.  Развивать пространственную ориентацию, общую и мелкую моторику, чувство ритма, творческого воображения у детей.

Звуковые символы, предметные картинки или игрушки, музыкальные инструменты (бубен, дудочка, гармошка).

4 неделя

Логоритмические игры «В весеннем лесу», «Гусеница»

Формировать фонематическое восприятие. Развивать чувство ритма, музыкальное воображение. Работать над развитием координации движений, мелкой и общей моторики.

Предметные картинки или игрушки, магнитофонная запись музыкальных произведений.  Схемы траектории движений в пространстве.

Апрель

1 неделя

Логоритмические игры «Пчелки», «Улей»

Развивать фонематический слух. Работать над развитием координации движения, общей и мелкой моторики.  Развивать чувство ритма, музыкальное воображение, внимание, память.

Схемы траектории движений в пространстве. Предметные картинки. Музыкальные инструменты (бубенцы, гармошка)

2 неделя

Автоматизация изученных звуков. «Удивительное путешествие»

Работать над правильной артикуляцией ранее изученных звуков. Продолжить работу над формированием фонематического восприятия и над развитием психомоторики на данном звуковом материале. Работать над развитием кинестетических ощущений и пространственной ориентации. Развивать мелкую и общую моторику. Формировать образное логическое мышление.

Игрушки, предметные картинки, магнитофонные записи, звуковые символы,  схемы траектории движений в пространстве.

3 неделя

Логоритмические игры: «Рыбки», «Лодочка».

Работать над развитием двигательных навыков и речевых функций. Формировать фонематического восприятия. Развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентацию. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков. Развивать внимание, память, творческие способности, воображение

Схемы траектории движений в пространстве. Предметные картинки. Спортивное оборудование (обручи). Музыкальное сопровождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...