Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи
Здоровьесберегающие технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovezberegayushchie_tehnologii.docx | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ВЕШНЯКОВСКАЯ ШКОЛА» (ГБОУ ВЕШНЯКОВСКАЯ ШКОЛА) |
Методическая разработка: «Здоровьесберагающие технологии в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
воспитатель: Постникова
Анастасия Николаевна
Москва 2024 год
В соответствии с Федеральными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.
Важно отметить и подчеркнуть, что многочисленные исследования специалистов, работающих с детьми, показывает то, что количество детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом все больше и больше, и что немаловажно речевой диагноз этих детей осложнен дизартрическим компонентом: ринолалия, заикание, общее недоразвитие речи. В связи с этим возникает необходимость применения здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе. Дети находятся в постоянном стрессе, им сложно справиться с большим объемом информации и знаний, поэтому они испытывают большой перегруз. Плюс ко всему стоит отметить, что в современном мире большинство детей испытывают недостаток в физическом воспитании, поэтому им так необходимы различные развивающие оздоравливающе упражнения, для физической активности. И в этом случае необходимо создать в детском образовательном учреждении ту необходимую среду, в которой ребенок может гармонично развиваться.
Возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.
Мною был разработан и апробирован комплекс здоровьесберегающих технологий для устранения недостатков звукопроизношения, для развития координации речи с движением - общей и мелкой моторики, а также для развития всех психических функций у детей. Методические разработки могут быть использованы в работе специалистов различных областей, имеющих дело с детьми с нарушениями речи
Целью данной работы является – разработать комплекс здоровьесберегающих технологий для устранения недостатков звукопроизношения, для развития координации речи с движением - общей и мелкой моторики, а также для развития всех психических функций у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- провести теоретический анализ видов работ, которые способствуют здоровьесбережению
- проанализировать литературные источники по данной теме
- разработать методические рекомендации, направленные на улучшение произносительной стороны речи у данной категории детей с использованием специальных игр и упражнений;
- разработать перспективное планирование с использованием логоритмического воздействия
Необходимо отметить существуют три типа технологий: здоровьесберегающие, технологии обучения здоровью, оздоровительные.
Ознакомимся более подробно, что в них входит:
- К технологии обучения здоровью относят, включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
- К здоровьесберегающим технологиям относятся прививки, которые делают в профилактических целях, вводят режим здорового и правильного питания, обеспечивают двигательную активность, а также пропивают курс поливитаминов.
- И последняя технология – это оздоровительная, к ней относятся различные оздоровительные массажи, гимнастики, физиотерапии, фитотерапии и т.д
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: -технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные - валеологические, педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ).
Рассмотрим более подробно те виды работ, которые способствуют здоровьесбережению. Здесь важно сказать о том, что применение здоровьесберегающих технологий в работе, в значительной мере позволяют ускорить коррекцию нарушений речи у детей.
К таким видам работ относятся:
- Развитие общей моторики. В данном случае это различные физкультминутки, которые соответствуют лексической теме, которую изучают дети. Как правило эти физкультминутки проводятся в середине занятия в игровой форме.
- Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса. Сюда относятся различные упражнения, которые способствуют снятию мышечного напряжения и помогают ребенку максимально расслабиться, а именно релаксационные упражнения, психогимнастика. Пальчиковая гимнастика, графические диктанты и штриховка.
- Аурикулотерапия. Это массаж ушной раковины по определенным точкам.
- Самомассаж области лучезапястного сустава и предплечий. В данном случае это различные растирания, разминания, поглаживания и т.д.
- Кинезеологические упражнения. Эти упражнения помогают ребенку воспроизводить точные движения пальцев рук, а также учат ребенка переключаться с одного движения на другое. Плюс ко всему данный комплекс упражнений развивает межполушарное взаимодействие.
- Гимнастика для глаз. Сюда относятся различные комплексы упражнений для профилактики нарушений зрения.
- Су–Джок терапия. Это терапия применяется для активизации различных точек на кистях рук, а также с помощью нее делают массаж пальцев рук. Массаж выполняется с помощью специального оборудования, такого как массажные мячики, колючие валики и т.д.
- Упражнения для развития дыхания, дыхательная гимнастика, дыхательно-голосовые упражнения.
Приложение №1
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Направление деятельности | Содержание деятельности | Кто реализует |
1 | 2 | 3 |
Мониторинг здоровья |
| Старшая медсестра, врач Воспитатель по физкультуре, воспитатели Специалисты, родители |
Валеологизация образовательного процесса |
| Воспитатели, медицинский персонал, специалисты Воспитатель по физкультуре |
Валеологизация среды |
| Воспитатели Воспитатель по физкультуре Родители |
Питание |
| Врач, заведующая детским садом Воспитатели |
Оздоровление детей |
| Все сотрудники ДОУ |
Приложение №2
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЛОГОРИМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Неделя | Название темы | Цель | Оборудование |
Сентябрь | |||
1 неделя | Обследование речевого развития детей | Выявить нарушения в звукопроизношении, лексико-грамматическом строе речи ребенка, особенностях связанной речи | Настольные игры, предметные картинки, игрушки |
2 неделя | |||
3 неделя | Звук и буква [У]. «Путешествие по осеннему лесу» | Автоматизировать звук [У] Формировать фонематическое восприятие и развивать психомоторику на данном звуковом материале. | Бумажные листья деревьев, предметные картинки, маска-шапочка ворона, схема буквы [У] |
4 неделя | Звук и буква [А]. «Путешествие по осеннему лесу» | Автоматизировать звук [А] Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, умение соотносить темп движения с музыкальным сопровождением. Развивать речевое дыхание. | Бумажные (засушенные) листья деревьев, предметные картинки. |
Октябрь | |||
1 неделя | Логоритмические игры: «Дождик», «Листопад» (подвижные, на релаксацию) | Развивать общую и мелкую моторику, пространственную ориентацию, кинестетические ощущения, фонематический слух. | Игровой материал: мячи, прыгалки. Музыкальные инструменты: бубен, дудочка. Магнитофонная запись музыкальных произведений |
2 неделя | Звуки [И-Ы]. «В лес за грибами» | Автоматизировать звуки [И-Ы]. Закрепить правильную артикуляцию. Развивать фонематическое восприятие, пространственную ориентацию, мелкую моторику, психомоторику на данном речевом материале. | Предметные картинки, муляжи грибов, магнитофонная запись – звуки природы. |
3 неделя | Логоритмические игры: «Листопад», «Найди гриб» | Развивать общую и мелкую моторику, логическое мышление, внимание, память, творческие способности, воображение, активизация предметного словаря. | Муляжи грибов, бумажные (засушенные) листья деревьев. |
4 неделя | Звук [О]. «В гостях у бабушки Оли и дедушки Осипа» | Развивать и формировать звуковое восприятие, двигательные навыки, чувство ритма. Формировать музыкальное восприятие. | Фигурки персонажей (дедушки, бабушки), предметные картинки с изображением предметов домашнего обихода, игрушки, звуковые домики. |
Ноябрь | |||
1 неделя | Звуки [П-Пь]. «У нас в гостях поросята: Пик, Пак, Пок» | Формировать фонематическое восприятие, активизация словарного запаса. Развивать речевую базу звуков. Формировать психофизические навыки, развитие двигательных анализаторов. | Игрушки (три поросенка, два попугая, телефон), предметы (пуговицы, платок, кукольное пальто, покрывало, пирамидки). Кукла «Петрушка». |
2 неделя | Логоритмические игры: «Кто в домике живет?», «Быстро - медленно». | Развивать чувство ритма, двигательные навыки, дыхательные функции, кинестетические ощущение, пространственную ориентацию. Активизировать внимание, память, творческие способности, воображение. | Магнитофонная запись музыкальных произведений, звуковые картинки, игрушки. |
3 неделя | Звуки [Т-Ть]. «Наши друзья – утята» | Работать над активизацией предметного словаря, развитие речевой базы звуков. Формировать фонематическое восприятие. Развивать чувство ритма, тактильные импульсы. | Фигурки для фланелеграфа, мячики, игрушки, предметные, звуковые картинки, музыкальные инструменты (бубен, дудочка). |
4 неделя | Логоритмические игры направленные на развитие общей и мелкой моторики: «Мы веселые утята», «Найди и догони» | Разучить элементы упражнений на снятие эмоционального и мышечного напряжения, умение сочетания движения с речевым сопровождением. Развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентацию. Активизировать внимание, память, творческие способности, воображение детей. | Игрушки, магнитофонная запись музыкальных произведений. |
Декабрь | |||
1 неделя | Звук [Х]. «Хомка – хомячок» | Развивать двигательные навыки и дыхательные функции. Формировать фонематическое восприятие, чувство ритма. Развивать общую и мелкую моторику. Работать над развитием речевой базы звуков, активизация предметного словаря. | Игрушки, плоскостные фигурки для фланелеграфа на заданный звук, предметные картинки, музыкальный инструмент (бубен). |
2 неделя | Логоритмические игры: «Хомка делает зарядку», «Быстро - медленно» | Развивать фонематический слух, различные двигательные навыки с музыкальным сопровождением. Развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентацию. | Музыкальные инструменты (гармошка, бубен, дудочка), предметные картинки. |
3 неделя | Звуки [С-Сь]. «Зимняя прогулка» | Автоматизировать звуки [С-Сь] и развивать психомоторику на данном звуковом материале. Развивать мелкую и общую моторику. Формировать фонематическое восприятие с использованием музыкального сопровождения. | Схемы буквы [С], траектории движений, магнитофонная запись голосов природы (звук ветра) |
4 неделя | Логоритмические игры: «Мы снежинки», «Снежки». | Развивать речевую базу звуков с использованием музыкального сопровождения. Работать над развитием двигательных навыков, кинестетических ощущений, пространственной ориентации. Развивать внимание, память, творческие способности, воображение. | Магнитофонная запись голосов природы, музыкальных произведений. Спортивный инвентарь (мячики, белые мешочки с песком, имитирующие снежки) |
Январь | |||
1 неделя | К а н и к у л ы | ||
2 неделя | |||
3 неделя | Звуки [С-З]. «Цветик – семицветик» | Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки [С-З]. Развивать психомоторику на данном звуковом материале. Работать по активизации и обогащению словаря. Развивать двигательные навыки и дыхательные функции. | «Цветик-семицветик» с заданиями на каждом лепестке, магнитофонная запись птичьих голосов, предметные картинки, свисток, колокольчик. |
4 неделя | Логоритмические игры: «Найди и назови», «Мы комарики» | Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков. Работать над развитием двигательных навыков и речевых функций. Развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентацию, внимание, память, творческие способности, воображение. Работать над развитием чувства ритма. | Схемы траектории движений в пространстве, запись музыкальных произведений, предметные картинки. |
Февраль | |||
1 неделя | Звуки [С-З]. Логоритмические игры, упражнения (упражнения на развитие зрительно-двигательных координаций) | Продолжить работу над развитием фонематического слуха по формированию артикуляционной базы звуков. Работать над развитием зрительно-двигательных навыков. Развивать кинестетические ощущения. | Схемы траектории движений в пространстве, музыкальные инструменты (бубен, гармошка), звуковые символы. |
2 неделя | Звук [Ц]. «Цыпленок Цып». | Работать по формированию речевой базы звуков, правильной артикуляции, над развитием фонематического слуха. Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать кинестетические импульсы. Развивать внимание, память, творческие способности, воображение. | Игрушка или плоскостное изображение цыпленка для работы на фланелеграфе, предметные картинки с изображением животных со звуком [Ц], магнитофонная запись с голосами птиц. |
3 неделя | Звук [Ц]. «В горнице» (логоритмические игры на закрепление звукопроизношения, развития общей и мелкой моторики). | Работать над развитием фонематического слуха, чувства ритма у детей. Развивать двигательные навыки, дыхательные функции. Продолжить работу над развитием речевой моторики, для формирования артикуляционной базы звуков, активизировать словарный запас детей. Развивать творческие способности, воображение у детей. | Предметы народного быта, русские народные куклы в национальных костюмах, музыкальные инструменты (балалайка, бубенцы, гармошка). Предметные картинки. |
4 неделя | Звук [Ш] (первое занятие). Логоритмическая игра «Кошка и мышка» (на развитие мелкой моторики пальцев рук, соотнесение зрительного образа с речевым опосредование). | Работать над развитием речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, фонематического восприятия. Развивать общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве. Работать над развитием внимания, логического мышления, творческого воображения у детей. | Маскарадные шапочки кошки, мышки, нарисованное окошко, звуковой символ звука [Ш]. Спортивный инвентарь (ленты, скакалки). Музыкальное сопровождение. |
Март | |||
1 неделя | Автоматизация звука [Ш] (второе занятие). Логоритмические игры. | Продолжить работу над развитием речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, фонематического восприятия. Развивать общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве. Работать над развитием внимания, логического мышления, творческого воображения у детей. | Маскарадные шапочки кошки, мышки, нарисованное окошко, звуковой символ звука [Ш]. Спортивный инвентарь (ленты, скакалки). Музыкальное сопровождение с использованием музыкальных инструментов. |
2 неделя | «В гостях у сказочной змейки» (дифференциация [С-Ш], логоритмические игры) | Развивать фонематическое восприятие. Закреплять навыки правильного произношения звуков [С-Ш]. Работать над развитием психомоторики на данном звуковом материале. Развивать чувство ритма, музыкального воображения, умения ориентироваться в пространстве. Работать над развитием творческих способностей у детей. | Спортивный инвентарь (ленты, скакалки). Схемы траектории движений в пространстве. Музыкальное сопровождение с использованием музыкальных инструментов. |
3 неделя | «Весенняя песенка жука» (логоритмические, речевые игры: «Жук жужжит», «Найди и догони»). | Работать над развитием речевой базы звуков и фонематического восприятия. Развивать пространственную ориентацию, общую и мелкую моторику, чувство ритма, творческого воображения у детей. | Звуковые символы, предметные картинки или игрушки, музыкальные инструменты (бубен, дудочка, гармошка). |
4 неделя | Логоритмические игры «В весеннем лесу», «Гусеница» | Формировать фонематическое восприятие. Развивать чувство ритма, музыкальное воображение. Работать над развитием координации движений, мелкой и общей моторики. | Предметные картинки или игрушки, магнитофонная запись музыкальных произведений. Схемы траектории движений в пространстве. |
Апрель | |||
1 неделя | Логоритмические игры «Пчелки», «Улей» | Развивать фонематический слух. Работать над развитием координации движения, общей и мелкой моторики. Развивать чувство ритма, музыкальное воображение, внимание, память. | Схемы траектории движений в пространстве. Предметные картинки. Музыкальные инструменты (бубенцы, гармошка) |
2 неделя | Автоматизация изученных звуков. «Удивительное путешествие» | Работать над правильной артикуляцией ранее изученных звуков. Продолжить работу над формированием фонематического восприятия и над развитием психомоторики на данном звуковом материале. Работать над развитием кинестетических ощущений и пространственной ориентации. Развивать мелкую и общую моторику. Формировать образное логическое мышление. | Игрушки, предметные картинки, магнитофонные записи, звуковые символы, схемы траектории движений в пространстве. |
3 неделя | Логоритмические игры: «Рыбки», «Лодочка». | Работать над развитием двигательных навыков и речевых функций. Формировать фонематического восприятия. Развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентацию. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков. Развивать внимание, память, творческие способности, воображение | Схемы траектории движений в пространстве. Предметные картинки. Спортивное оборудование (обручи). Музыкальное сопровождение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...