Как дети Бабе Яге помогали
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Как дети Бабе-Яге помогали»
Цель: формировать положительное отношение к русскому народному творчеству. Развивать восприятие, речь, воображение, мелкую моторику рук, двигательные навыки, изобразительные умения в процессе интеграции разнообразных видов деятельности (словесной, изобразительной, музыкальной).
Материал и оборудование: компьютер, фильм – викторина «Узнай и назови сказку» (фрагменты русских народных сказок). Письмо Бабы-Яги. Слайды – иллюстрации и фотографии с изображением Бабы-Яги. Разноцветные кубики с буквами. Графические изображения Бабы-Яги. Цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны. Пенек, корзинка с угощением.
Предварительная работа. Знакомство со сказочным персонажем – Бабой – Ягой:
- чтение художественной литературы, прослушивание аудиосказок (русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Баба – Яга», «Царевна – лягушка», «Морозко»);
- просмотр художественного фильма «Морозко» и мультфильмов по русским народным сказкам;
Продуктивная деятельность:
Коллективная работа «А в лесу стоит избушка, в ней живет одна старушка» (тестопластика, аппликация).
Ход занятия.
Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал, здороваются с гостями и становятся лицом к воспитателю.
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Что можно сказать о сказке, какая она бывает? (сказка волшебная, забавная, чудесная, поучительная, радостная, грустная, загадочная, мудрая, страшная, добрая и т.д)
Кто сочиняет сказки? (народ, писатели, поэты)
Какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Предлагаю принять участие в викторине «Узнай и назови сказку»
Дети садятся на стулья перед экраном. Смотрят фрагмент ы из мультфильмов «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Морозко» и называют сказки.
Воспитатель. Вспомните, какой персонаж есть во всех этих сказках? (если дети затрудняются, воспитатель загадывает загадку)
В ступе летает,
След метлой заметает.
В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная и злая,
Кто она такая? (Баба – Яга)
Как вы думаете, Баба-Яга отрицательный или положительный персонаж? (ответы детей)
В наш детский сад пришло очень странное письмо. Хотите узнать, что там написано? Слушайте (читает).
Девчонки и мальчишки, ох-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха!
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.
На сто лет я сказок знаю.
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.
Я хочу хорошей быть
И карету заслужить,
Помогите, помогите!
Быть хорошей научите,
Чтоб была я не злая, а добрая,
Подпись: Баба-Яга.
Ребята, пригласим Бабу-Ягу к нам в гости и поможем ей стать доброй. Но сначала давайте поговорим о ней. Вы знаете, где она живет и почему ее так называют? (ответы детей)
«Баба» так называли женщину в старину, а «яг», по одной из версий, - это бор, сосновый лес. Значит, можно сказать, что Баба-яга – женщина из дремучего леса, из бора.
Разминка «В темном лесу есть избушка»
Дети встают лицом к гостям.
В темном лесу есть избушка (шагают на месте)
Задом стоит наперед. (шагают спиной к гостям)
В этой избушке – старушка,
Бабушка-Яга живет! (грозят пальцем)
Нос крючком, (показывают)
Глаза большие (показывают)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бегут на месте)
Дыбом волосы стоят (поднимают руки вверх, с разведенными пальцами)
Воспитатель. Я расскажу о Бабе-Яге, а вы рассмотрите иллюстрации и фотографии с изображением этой необыкновенной героини множества сказок.
Дети садятся на стулья перед экраном. Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.
Воспитатель. Баба-яга это:
- Старуха-чародейка (может колдовать, варить волшебное зелье);
- Персонаж народной сказки, наделенный волшебной силой (летает в ступе без мотора, помелом следы заметает, может превращаться в кого захочет);
- Ведунья (все всегда обо всех знает);
- Хозяйка леса, которая настороженно встречает гостей, думая, что они хотят причинит ей зло. Поэтому она сначала хочет съесть героя, накормив его и напоив, узнав его историю, отпускает и помогает ему, указывая правильный путь (дает клубок или подсказку).
- Дарительница.
Служат Бабе-яге лягушки, черные коты, вороны, гуси-лебеди, кот Баюн, змеи, грибы.
А в друзьях у нее Змей Горыныч, Леший с Кикиморой да Кощей Бессмертный.
Дом у нее необычный – избушка на курьих ножках, по приказу хозяйки сама поворачивается.
Бабе-яге больше 300 лет.
Исследователь народного творчества Александр Афанасьев собирал русские сказки. В одной из них так описывается этот сказочный персонаж: «Баба-яга вышла во двор, свистнула, перед ней появились ступа и помело. Баба-яга села в ступу, выехала со двора, помелом след заметает, да вдруг как крикнет: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!».
Воспитатель. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский тоже написал пьесу «Баба-яга».
Звучит пьеса П. Чайковского «Баба-яга» из «Детского альбома». В зал вбегает Баба-яга (взрослый в костюме) на метле.
Баба-яга. (обмахивается, поправляет прическу, смотрит по сторонам из-под руки). Фу-фу-фу, русским духом пахнет! (обращается к воспитателю)
Что детей вы мной пугаете?
Ведь вы меня совсем не знаете.
Я же добрая и красивая,
Но только очень несчастливая.
Мне надоела моя грязная избушка.
Как я устала быть злой старушкой!
Воспитатель. Что вы, дорогая Яга, я детей вами совсем не пугала, я им про вас просто рассказала. Мы получили ваше письмо и очень хотим помочь вам стать доброй. Правда, ребята? (да)
Баба-яга. Интересно, как вы мне поможете, если я своим колдовством сама себе помочь не могу?
Воспитатель. А вы знаете, что ласковые слова могут творить чудеса?
Баба-яга. Интересно, какие такие ласковые слова? Что-то я о них не слыхивала прежде.
Воспитатель. Вас как друзья называют?
Баба-яга. Бабка-ежка, яга-костяная нога.
Воспитатель. Ребята, назовите Бабу-ягу ласково.
Дети (встают вокруг Бабы-яги). Бабушка-ягушка, Бабулечка-красотулечка.
Баба-яга. Прямо бальзам на душу, так приятно! (смущается)
Воспитатель. А хотите стихи про себя послушать?
Баба-яга. Стихи? Какие чудные слова вы говорите! Видать, правда, стара я стала. Но слушать буду внимательно. Смотрите (грозит пальцем), если что не понравится – вмиг в лягушек превращу! (усаживается на пенек)
Первый ребенок.
Изба на курьих ножках-
Здесь бабушка живет.
Народ ту бабу знает, Ягой ее зовет.
Имеет она транспорт: на ступе и с метлой,
Характер Бабки-ежки уж очень непростой!
В лесу смотрите в оба, конечно, не зевайте,
Но встречи с этой бабушкой вы лучше избегайте!
Баба-яга. Все правильно рассказал касатик!
Второй ребенок.
Нет никого у Бабы-яги!
Нет ничего у Бабы-яги,
Кроме одной костяной ноги
Только метла и палка.
Нет подружек и нет друзей,
Нет знакомых и близких людей.
Разве ее не жалко?
Бабе-яге невесело жить,
Всех ненавидеть, всех изводить
И никого никогда не любить,
Ну хоть чуть-чуть, хоть немножко.
Жалко мне очень Бабу-ягу,
Бабу-ягу – костяную ногу,
Старую Бабушку-ежку!
Баба-яга. Спасибо! Как мне такие стихи нравятся, я готова слушать их целый век!
Воспитатель. Ну, целый век – это очень долго. Мы в бабушек и дедушек превратимся за это время. Вот еще хотела вас о чем спросить. Наши ребята готовятся пойти в школу и учатся читать. Хотите, они ваше имя составят из букв на кубиках?
Баба-яга. Конечно, хочу. Хоть и неграмотная я, но чудеса творить тоже умею.
Аттракцион «Чья команда быстрее составит слова?»
Дети делятся на две команды. Член каждой команды берет по одному кубику с буквами. По сигналу команды выстраиваются так, чтобы можно было прочитать слова «баба», «яга» (для разделения слов становится ребенок без кубика).
Воспитатель. Нравится вам у нас, Бабушка-яга?
Баба-яга. Так нравится! Я уже совсем добрая стала. Всем в волшебном лесу расскажу, какие умные и веселые ребята в вашем детском саду. Может, кто из детей со мной пойдет, будет у меня жить. А я его научу всему, что сама умею. Опыт-то у меня большой!
Воспитатель. Бабушка, у наших детей родителей есть, как они без них жить будут? А на память о нашей встрече я предлагаю детям и их родителям сделать для вас подарок.
Баба-яга. Мне? Подарок? Я никогда не получала подарка!
Художественный труд.
Дети рассаживаются за столы в и приступают к работе. Дети вырезают из цветной бумаги деревья, используя шаблоны, родители мастерят избушку и бабу-ягу из мукосольки.
Баба-яга. Не знаю, как вас и благодарить! (задумывается). Сейчас немного поворожу. (делает вид, что колдует, и передает воспитателю корзинку с угощением). Теперь я всегда буду доброй и веселой.
Звучит веселая русская народная мелодия. Дети с Бабой-ягой танцуют.
Баба-яга. Пора мне в сказки возвращаться, загостилась я у вас. Спасибо за все и до свидания!
Садится на метлу и убегает.
Воспитатель.
За руки умелые, за ум и смекалку
Хочу вам спасибо сказать!
Ну а теперь предлагаю
Всем нам пойти погулять.
Давайте попрощаемся с гостями и пожелаем им….
Дети. Всего доброго!
Цель: формировать положительное отношение к русскому народному творчеству. Развивать восприятие, речь, воображение, мелкую моторику рук, двигательные навыки, изобразительные умения в процессе интеграции разнообразных видов деятельности (словесной, изобразительной, музыкальной).
Материал и оборудование: компьютер, фильм – викторина «Узнай и назови сказку» (фрагменты русских народных сказок). Письмо Бабы-Яги. Слайды – иллюстрации и фотографии с изображением Бабы-Яги. Разноцветные кубики с буквами. Графические изображения Бабы-Яги. Цветная бумага, ножницы, клей, шаблоны. Пенек, корзинка с угощением.
Предварительная работа. Знакомство со сказочным персонажем – Бабой – Ягой:
- чтение художественной литературы, прослушивание аудиосказок (русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Баба – Яга», «Царевна – лягушка», «Морозко»);
- просмотр художественного фильма «Морозко» и мультфильмов по русским народным сказкам;
Продуктивная деятельность:
Коллективная работа с родителями «А в лесу стоит избушка, в ней живет одна старушка» (тестопластика, аппликация).
Ход занятия.
Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал, здороваются с гостями и становятся лицом к воспитателю.
Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Что можно сказать о сказке, какая она бывает? (сказка волшебная, забавная, чудесная, поучительная, радостная, грустная, загадочная, мудрая, страшная, добрая и т.д)
Кто сочиняет сказки? (народ, писатели, поэты)
Какие сказки вы знаете? (ответы детей)
Предлагаю принять участие в викторине «Узнай и назови сказку»
Дети садятся на стулья перед экраном. Смотрят фрагмент ы из мультфильмов «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Морозко» и называют сказки.
Воспитатель. Вспомните, какой персонаж есть во всех этих сказках? (если дети затрудняются, воспитатель загадывает загадку)
В ступе летает,
След метлой заметает.
В небесах и на земле
Скачет баба на метле,
Страшная и злая,
Кто она такая? (Баба – Яга)
Как вы думаете, Баба-Яга отрицательный или положительный персонаж? (ответы детей)
В наш детский сад пришло очень странное письмо. Хотите узнать, что там написано? Слушайте (читает).
Девчонки и мальчишки, ох-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха!
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.
На сто лет я сказок знаю.
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.
Я хочу хорошей быть
И карету заслужить,
Помогите, помогите!
Быть хорошей научите,
Чтоб была я не злая, а добрая,
Подпись: Баба-Яга.
Ребята, пригласим Бабу-Ягу к нам в гости и поможем ей стать доброй. Но сначала давайте поговорим о ней. Вы знаете, где она живет и почему ее так называют? (ответы детей)
«Баба» так называли женщину в старину, а «яг», по одной из версий, - это бор, сосновый лес. Значит, можно сказать, что Баба-яга – женщина из дремучего леса, из бора.
Разминка «В темном лесу есть избушка»
Дети встают лицом к гостям.
В темном лесу есть избушка (шагают на месте)
Задом стоит наперед. (шагают спиной к гостям)
В этой избушке – старушка,
Бабушка-Яга живет! (грозят пальцем)
Нос крючком, (показывают)
Глаза большие (показывают)
Словно угольки горят (покачивают головой)
Ух, сердитая какая! (бегут на месте)
Дыбом волосы стоят (поднимают руки вверх, с разведенными пальцами)
Воспитатель. Я расскажу о Бабе-Яге, а вы рассмотрите иллюстрации и фотографии с изображением этой необыкновенной героини множества сказок.
Дети садятся на стулья перед экраном. Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.
Воспитатель. Баба-яга это:
- Старуха-чародейка (может колдовать, варить волшебное зелье);
- Персонаж народной сказки, наделенный волшебной силой (летает в ступе без мотора, помелом следы заметает, может превращаться в кого захочет);
- Ведунья (все всегда обо всех знает);
- Хозяйка леса, которая настороженно встречает гостей, думая, что они хотят причинит ей зло. Поэтому она сначала хочет съесть героя, накормив его и напоив, узнав его историю, отпускает и помогает ему, указывая правильный путь (дает клубок или подсказку).
- Дарительница.
Служат Бабе-яге лягушки, черные коты, вороны, гуси-лебеди, кот Баюн, змеи, грибы.
А в друзьях у нее Змей Горыныч, Леший с Кикиморой да Кощей Бессмертный.
Дом у нее необычный – избушка на курьих ножках, по приказу хозяйки сама поворачивается.
Бабе-яге больше 300 лет.
Исследователь народного творчества Александр Афанасьев собирал русские сказки. В одной из них так описывается этот сказочный персонаж: «Баба-яга вышла во двор, свистнула, перед ней появились ступа и помело. Баба-яга села в ступу, выехала со двора, помелом след заметает, да вдруг как крикнет: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!».
Воспитатель. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский тоже написал пьесу «Баба-яга».
Звучит пьеса П. Чайковского «Баба-яга» из «Детского альбома». В зал вбегает Баба-яга (взрослый в костюме) на метле.
Баба-яга. (обмахивается, поправляет прическу, смотрит по сторонам из-под руки). Фу-фу-фу, русским духом пахнет! (обращается к воспитателю)
Что детей вы мной пугаете?
Ведь вы меня совсем не знаете.
Я же добрая и красивая,
Но только очень несчастливая.
Мне надоела моя грязная избушка.
Как я устала быть злой старушкой!
Воспитатель. Что вы, дорогая Яга, я детей вами совсем не пугала, я им про вас просто рассказала. Мы получили ваше письмо и очень хотим помочь вам стать доброй. Правда, ребята? (да)
Баба-яга. Интересно, как вы мне поможете, если я своим колдовством сама себе помочь не могу?
Воспитатель. А вы знаете, что ласковые слова могут творить чудеса?
Баба-яга. Интересно, какие такие ласковые слова? Что-то я о них не слыхивала прежде.
Воспитатель. Вас как друзья называют?
Баба-яга. Бабка-ежка, яга-костяная нога.
Воспитатель. Ребята, назовите Бабу-ягу ласково.
Дети (встают вокруг Бабы-яги). Бабушка-ягушка, Бабулечка-красотулечка.
Баба-яга. Прямо бальзам на душу, так приятно! (смущается)
Воспитатель. А хотите стихи про себя послушать?
Баба-яга. Стихи? Какие чудные слова вы говорите! Видать, правда, стара я стала. Но слушать буду внимательно. Смотрите (грозит пальцем), если что не понравится – вмиг в лягушек превращу! (усаживается на пенек)
Первый ребенок.
Изба на курьих ножках-
Здесь бабушка живет.
Народ ту бабу знает, Ягой ее зовет.
Имеет она транспорт: на ступе и с метлой,
Характер Бабки-ежки уж очень непростой!
В лесу смотрите в оба, конечно, не зевайте,
Но встречи с этой бабушкой вы лучше избегайте!
Баба-яга. Все правильно рассказал касатик!
Второй ребенок.
Нет никого у Бабы-яги!
Нет ничего у Бабы-яги,
Кроме одной костяной ноги
Только метла и палка.
Нет подружек и нет друзей,
Нет знакомых и близких людей.
Разве ее не жалко?
Бабе-яге невесело жить,
Всех ненавидеть, всех изводить
И никого никогда не любить,
Ну хоть чуть-чуть, хоть немножко.
Жалко мне очень Бабу-ягу,
Бабу-ягу – костяную ногу,
Старую Бабушку-ежку!
Баба-яга. Спасибо! Как мне такие стихи нравятся, я готова слушать их целый век!
Воспитатель. Ну, целый век – это очень долго. Мы в бабушек и дедушек превратимся за это время. Вот еще хотела вас о чем спросить. Наши ребята готовятся пойти в школу и учатся читать. Хотите, они ваше имя составят из букв на кубиках?
Баба-яга. Конечно, хочу. Хоть и неграмотная я, но чудеса творить тоже умею.
Аттракцион «Чья команда быстрее составит слова?»
Дети делятся на две команды. Член каждой команды берет по одному кубику с буквами. По сигналу команды выстраиваются так, чтобы можно было прочитать слова «баба», «яга» (для разделения слов становится ребенок без кубика).
Воспитатель. Нравится вам у нас, Бабушка-яга?
Баба-яга. Так нравится! Я уже совсем добрая стала. Всем в волшебном лесу расскажу, какие умные и веселые ребята в вашем детском саду. Может, кто из детей со мной пойдет, будет у меня жить. А я его научу всему, что сама умею. Опыт-то у меня большой!
Воспитатель. Бабушка, у наших детей родителей есть, как они без них жить будут? А на память о нашей встрече я предлагаю детям и их родителям сделать для вас подарок.
Баба-яга. Мне? Подарок? Я никогда не получала подарка!
Художественный труд.
Дети рассаживаются за столы вместе со своими родителями и приступают к работе. Дети вырезают из цветной бумаги деревья, используя шаблоны, родители мастерят избушку и бабу-ягу из мукосольки.
Баба-яга. Не знаю, как вас и благодарить! (задумывается). Сейчас немного поворожу. (делает вид, что колдует, и передает воспитателю корзинку с угощением). Теперь я всегда буду доброй и веселой.
Звучит веселая русская народная мелодия. Дети с Бабой-ягой танцуют.
Баба-яга. Пора мне в сказки возвращаться, загостилась я у вас. Спасибо за все и до свидания!
Садится на метлу и убегает.
Воспитатель.
За руки умелые, за ум и смекалку
Хочу вам спасибо сказать!
Ну а теперь предлагаю
Всем нам пойти погулять.
Давайте попрощаемся с гостями и пожелаем им….
Дети. Всего доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие «Как дети Бабе – яге помогали»
Интегрированное занятие «Как дети Бабе – яге помогали»...
Интегрированное занятие «Как дети Бабе-яге помогали »
Ц Формировать положительное отношение к русскому народному творчеству. Развивать восприятие, речь, воображение, мелкую моторику рук, двигательные навыки...
Физкультурное развлечение "Весну всречаем, Бабе Яге помогаем"
Физкультурное развлечение "Весну встречаем, Бабе Яге помогаем"...
"Как дети бабе Яге помогали"
Сценарий новогоднего праздника для детей старшего возраста с ЗПР...
Спортивное развлечение "Весну встречаем, Бабе Яге помогаем!"
конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста...
Интегрированное занятие в старшей группе по проекту "Как дети Бабе Яге помогали"
Формирование положительных отношений к русскому народному творчеству, развитие воображений и двигательных навыков в подвижных играх...
"Как дети Бабе Яге помогали"
Формировать положительное отношение к русскому народному творчеству. Развивать восприятие, речь, воображение, мелкую моторику рук, двигательные навыки....