«Педагогическое просвещение родителей в вопросе заучивания стихотворений с детьми».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo_ped_prosveshch_rodit_2020_g.docx | 27.33 КБ |
prezentatsiya_rmo_2020_g._wecompress.com_.pptx | 995.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическое просвещение родителей в вопросе заучивания стихотворений с детьми».
Дошкольный возраст – это период интенсивного роста и развития ребенка. Самый благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на вопитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического восприятия детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Сейчас поделимся опытом из своей работы по заучиванию стихотворений.
Чтобы эта работа была более результативной показываем родителям, как можно разучивать стихотворения, развивать память.
Не так давно провели мастер – класс с родителями. Работа мастер-класса проходила по блокам.
Слайд 2
1 блок. Теоретический. В этом блоке мы познакомили родителей с нетрадиционными способами разучивания стихов с детьми.
2 блок. Практический. В работе этого блока родители приняли активное участие. Все полученные в первом блоке теоретические знания попробовали применить на практике.
В детском возрасте заучивание стихотворных текстов наизусть, является важным воспитательным и обучающим моментом.
Когда ребенок учит стихи – развивается его речь, воображение, мышление, память, чувство прекрасного, эстетическое восприятие художественного слова, расширяется кругозор и словарный запас, формируется общий уровень культуры.
При заучивании с детьми наизусть стихов сталкиваемся с такой проблемой: не все дети хорошо запоминают текст стихотворения. Провели опрос.
Родителям был задан вопрос: «Почему дети плохо запоминают текст?»
Ответы были разнообразные. «Не интересное содержание стихотворения», «Разные способности детей», «Нет времени у родителей».
Во-первых, трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации – нет результативной деятельности.
Во-вторых, причина трудностей может носить логопедический характер: у ребёнка не сформировано чувство ритма, имеются различные нарушения слоговой структуры слов.
В- третьих, у дошкольника не развито слуховое внимание и память.
При заучивании стихов довольно часто используют любимый принцип «повторение – мать учения». Однако от многократного повторения можно даже замечательный текст разлюбить навсегда, да к тому же подобное повторение эксплуатирует лишь слуховую память.
При разучивании стихотворений нужно использовать различные виды памяти: зрительную, осязательную, двигательную. При этом не нужно забывать, что самая сильная память – это эмоциональная.
Говорим родителям, что разучивание должно быть для ребенка делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание стиха – осязаемым, видимым, представляемым с игровыми действиями.
При работе с детьми мы замечаем, что они не всегда с радостью включаются в учебную деятельность. У многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Значит, для педагога и родителей очень важно пробудить у детей интерес к заучиванию стихотворения, увлечь их, раскрепостить и превратить скучный вид деятельности в любимый и самый доступный для дошкольника – ИГРУ.
Поэтому, мы познакомили родителей с разными нетрадиционными способами разучивания стихов. Итак, назовем эти способы: учить стихи по картинкам, в движении, использование мнемотехники, построчно, чтение стихов-диалогов по ролям, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный).
Слайд3
1способ. Учим стихи по картинкам. Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Неспроста, свою кабинку, полотенце, кровать ребенок определяет по картинке.
Слайд 4
Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Слайд 5
2способ. Учим стихи в движении.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, почувствовав его через движения. Здесь могут участвовать разные части тела.
Слайд 6
Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.
Слайд 7
Старшие дети могут уже придумать с воспитателем движения. Также можно подготовить заранее отдельных детей, которые покажут стихотворение в движении.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому лучше разделить детей. Одни выполняют движения, а другие произносят текст, а затем меняются ролями.
Слайд 8
Мы предложили родителям попробовать с помощью этого способа выучить такие стихотворение «Снеговик», «Зимняя прогулка». Родители были активны. И вас попросим принять участие.
Слайд 9 – текст стих.
Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стиха, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.
Слайд 10
Учим стихи построчно. «Цепочка».
Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
Применяя этот способ, попробовали выучить стихотворение «Дни недели».
Слайд 11-12
Слайд 13 стих на слайд
Слайд 14
«Театральный» способ
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой. (Пальчиковый, настольный, театр игрушек и фланелеграф).
Слайд 15
Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.
С родителями разыграли шутливое стихотворение –диалог В. Орлова «Кто кого», О.Высоцкой «Солнце, солнце ты откуда?».
Слайд 16
3 способ. Мнемотехника.
Мнемотехника — система различных приѐмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объѐм памяти путѐм образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своѐм воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединѐнные образы.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Родителям было предложено самостоятельно изобразить опорные рисунки по данному стихотворению.
Слайд 17 Художество родителей
Результаты по опорным рисункам были разные. Одни были подробные, другие простые схематичные.
Было предложено взять домой стихотворение и схему, разрезать и поупражняться с детьми.
Слайд 18
Детям очень нравится этот метод заучивания стихотворения. Они с удовольствием организовывают ролевую игру по заученному стихотворению.
Работа над выразительностью чтения стихотворения начинается параллельно с заучиванием. Было предложено родителям использовать такие приемы:
1.Образец выразительного чтения (как основной прием);
2. Подсказывание нужной интонации;
3. Напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;
4. Анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию.
(Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая). Работа над образом.
Главное, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком – это должно приносить удовлетворение обоим. Учить как можно больше. Автор, название стихотворения. Одна и та же тема у разных поэтов.
Разучивая стихи интенсивно развивается память, формируется грамматически правильная речь.
Мнемотаблиы. Конкурс чтецов (привлекаем родителей). Дети стараются.
Практический материал.
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок
(Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок)
Он превратился в толстый ком
(Останавливаются, рисуют двумя руками в воздухе ком)
И станет ком снеговиком
(Рисуют в воздухе снеговика из трех кругов разного размера)
Его улыбка так светла
(Показывают на лице улыбку)
Два глаза шляпа нос метла
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка
(Медленно приседают)
Увы. И нет снеговика.
(Пожимают плечами, разводят руками).
«Зимние забавы»
Мы идем с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.
А потом на коньках,
Но упали мы. Ах.
А потом снежки лепили,
А потом снежки катили,
А потом без сил упали,
И домой мы побежали.
«Самолет»
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет.
«Дни недели»
В понедельник я стирал,
А во вторник подметал.
В среду с медом пек калач,
А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил
В воскресенье отдыхал,
Сказки добрые читал.
Список используемой литературы:
1. Дмитриева Т.И. Речевая мозаика. Коррекция у детей с задержками речевого развития. Детство-пресс, 2007.
2. ФомичеваМ.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. «Просвещение», 1980.
3. Лопоухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. «Дельта», 1998.
4. Коротаева Г.А. Воспитание правильной речи у детей. Москва, 2005.
5. Филичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. «Просвещение», 1980
План-конспект мастер-класса
Тема: «Нетрадиционные подходы к заучиванию стихотворений в детском саду».
Задачи:
Оказание методической и практической помощи родителям при разучивании с детьми стихов нетрадиционными способами;
Познакомить с нетрадиционными методами заучивания стихотворений;
Научить использовать нетрадиционные технологии при разучивании стихотворений с детьми.
Оборудование: иллюстрации, мнемотаблицы, анкеты.
Ход мастер-класса:
Вводная часть – теоретическая. Способы заучивания: учить стихи по картинкам, в движении, использование мнемотехники, построчно, с помощью различных театров (пальчиковый, перчаточный, настольный), проговаривание хором.
Основная часть – практическая. Заучивание стихотворений разными способами.
Заключительная часть. Анкетирование, рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
" Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский
Учим стихи по картинкам
Слышит мишка косолапый, Близкий бури грозный свист, Он зовет на помощь папу Удержать последний лист Папа шепчет: - « Это осень!» А осеннею порой Расстается лес с листвой. ( Л.Сорокина)
Учим стихи в движении
«Снеговик» Давай, дружок, смелей, дружок, Кати по снегу свой снежок (Дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок) Он превратился в толстый ком (Останавливаются, рисуют двумя руками в воздухе ком) И станет ком снеговиком (Рисуют в воздухе снеговика из трех кругов разного размера) Его улыбка так светла (Показывают на лице улыбку) Два глаза шляпа нос метла (Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу) Но солнце припечет слегка (Медленно приседают) Увы. И нет снеговика. (Пожимают плечами, разводят руками).
Учим стихи построчно
« Дни недели » - Подскажите-ка нам, звери, Как запомнить дни недели? Первый ПОНЕДЕЛЬНИК– зайка-рукодельник. За ним приходит ВТОРНИК, соловей - разбойник . За вторником – СРЕДА, лисичкина еда. За средой – ЧЕТВЕРГ , Волк глазами – сверк ! За четвергом – ПЯТНИЦА Колобком покатится . За пятницей – СУББОТА, Баня у енота. За субботой – ВОСКРЕСЕНЬЕ, ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ У НАС ВЕСЕЛЬЕ.
Театральный способ
Мнемотехника – в переводе с греческого « искусство запоминать». Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, буква, цифра, схематические знаки, таким образом весь текст записывается схематично.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах развития речи детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Формы работы с родителями....
Педагогическое просвещение родителей по вопросам эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью через театрализованную деятельность.
В статье рассмотрены значение и содержание эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью через театрализованную деятельность....
Выступление на педагогическом совете "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Реализовать задачу интеллектуального развития детей дошкольного возраста позволяет использование современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является мнемотехника. Мнемотехника - ...
Рекомендации по психолого-педагогическому просвещению родителей по вопросам семейного воспитания.
Данный материал содержитпамятку для родителей о том, как научить своего ребенка жить в мире людей, а также о воспитаниии ненасилием в семье....
Роль интернет ресурсов в педагогическом просвещении родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников
Роль интернет ресурсов в педагогическом просвещении родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников ...