Педагогическое просвещение родителей по вопросам эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью через театрализованную деятельность.
статья
В статье рассмотрены значение и содержание эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью через театрализованную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_naumovoy.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ и быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».
Особые дети – особое воспитание, особый подход. Работая воспитателем с детьми с умственной отсталостью я, прежде всего, стараюсь вызвать у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, интерес к познанию окружающего мира, а так же в повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания умственно отсталых детей, донести до родителей, что их ребенок может все, он тоже способный, только ему надо помочь раскрыться и поверить в него.
В системе коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в последнее время усилился интерес к активизации их эмоциональной сферы и коррекции имеющихся отклонений путем использования театрализованных видов деятельности. Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе. Театрализованные в виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.
Именно этим мы руководствуемся строя свою работу с родителями в рамках педагогического просвещения родителей по вопросам эстетического и познавательного развития и воспитания детей через развитие у них театрализованной деятельности. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – обеспечить гармоничность развития личности ребенка. В этой связи повышение педагогической грамотности родителей по данным вопросам является одним из путей познавательного, эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью.
В процессе проведения целенаправленной работы с родителями по формированию у них знаний, умений и навыков в эстетическом развитии детей, а здесь рассматриваются виды детской деятельности: театрализованная деятельность, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства, я стараюсь использовать все доступные формы взаимодействия с семьей и проводить ее в двух направлениях:
• педагог - родитель;
• педагог - ребенок - родитель.
В процессе своей педагогической деятельности я убедилась, что традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим. При выборе форм общения с родителями я стараюсь придерживаться следующих правил: прежде всего, необходимо отказаться от скучных назиданий, докладов и бесед. Привлекая родителей к решению важных проблем, я опираюсь на нахождение общих правильных ответов в процессе участия родителей в специально организованной для этого практической деятельности. Можно выделить четыре направления, которые используются в программе педагогического просвещения родителей.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ
Информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей. Прежде чем распланировать свою работу в вопросах педагогического просвещения родителей по вопросам развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста целесообразно провести анкетирование родителей для выявления их представлений и ожиданий в вопросах эстетического воспитания дошкольников и оценить уровень их грамотности в данном направлении. Поэтому в анкету «Как помочь ребенку познать красоту окружающего мира» мы посчитали нужным внести пункты, касающиеся вопросов эстетического развития.
Результаты анкетирования родителей показали, что родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями по эстетическому воспитанию детей, а именно: не знают возрастных, психоречевых особенностей своего ребенка, испытывают затруднения в организации изобразительной, театрализованной деятельности, подбору художественных произведений, музыкального сопровождения, созданию развивающей среды в домашних условиях, направленной на эстетическое развитие.
Сегодня многие родители сетуют на нехватку свободного времени в результате большой занятости на работе. Во многих семьях можно наблюдать дефицит общения с детьми. Это еще раз доказывает необходимость активизации педагогического потенциала семьи в вопросах эстетического воспитания через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями по вопросам развития познавательной деятельности детей средствами эстетического развития. Одной из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей в информационно-аналитическом направлении следует отметить размещение на официальном сайте нашего детского сада в сети Интернет информации для родителей, которая касается информации о формах и методах эстетического воспитания, отчета о проведенных в рамках данной работы мероприятиях, досугов, рекомендаций по использованию соврменных технологий, по приобщению детей к ценностям культуры.
ДОСУГОВОЕ
Досуговое направление в работе с родителями является самым трудным в организации. Это объясняется тем, что родители зачастую не имеют свободного времени, чтобы принять участие в мероприятиях, проводимых в дневное время. И мы всегда очень благодарны родителям, которые данную возможность изыскивают, потому что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть своего ребенка, закрепить свои взаимоотношения с ним; апробировать разные подходы в воспитании; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Практика показывает, что данное направление является для родителей самым привлекательным, востребованным и полезным.
Они с удовольствием принимают участие в музыкально-театрализованных праздниках, посещению открытых мероприятий, участвуют вместе с детьми в работе кружка «Теремок», где занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; пробуждению у детей любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, они приносят огромное количество позитивных эмоций и впечатлений.
Родители для детей самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними играть, изучать новое. Поэтому мы стараемся, чтобы совместные праздники проходили постоянно, а их содержание было ярким, полезным и увлекательным, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах эстетического воспитания, развития и обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно-ответственными участниками образовательного процесса. К познавательному направлению относятся организованные для родителей в разнообразной форме мастер – классы, совместные специализированные занятия, объединяющие семьи воспитанников. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в данном виде деятельности позволяет познакомить родителей с современными технологиями в дошкольном образовании, которые направлены на эстетическое развитие и гармоничное становление личности ребенка: развитие способностей ребенка, приобщение к культуре дошкольников. Это знакомство с приемами и содержанием современных методик изобразительной, театрализованной деятельности, особенностями ознакомления детей с художественной литературой
Совместное участие в мероприятиях, театрализованных играх, тренингах, радость, веселье сплачивают детей и взрослых. Театрализованная игра доставляет детям радость и удовлетворение, позволяет приобрести необходимый чувственный, эмоциональный опыт, а взрослым помогает, хоть немного сбросить груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми.
В процессе ознакомления детей с театральным искусством родители участвуют в совместном посещении музеев, выставок, театров; в благоустройстве предметно-развивающей среды своей группы, музыкального зала, создании композиций, поделок из природного материала, кукольных пособий для свободной театрально-игровой деятельности детей в группе, совместных тематических работ по изобразительной деятельности.
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ
Наглядно-информационное направление включает в себя:
- оформление материалов в родительских уголках;
- папка - передвижка «Театральные ступеньки»;
- фотомонтажи и фотовыставки «Мы и театр», «Куклы творят чудеса», «Мы познаем мир», «Семейный театр»;
- копилка театральных кукол («Ложковый театр», «Платковый театр», «Театр теней», «Театр кружек»);
- выставка детских рисунков «Рисуем сказку», «Мой любимый сказочный герой».
Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Форма работы через родительские уголки является традиционной, но это нисколько не уменьшает ее значимости. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей в уголках и папках – передвижках я стараюсь помещать красочный и практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, информацию по вопросам театрализованной деятельности.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы так же являются интересными, востребованными.
Одним из моментов в системе работы с родителями является оценка труда каждой семьи, каждого родителя. Я думаю, что похвала и благодарность всегда укрепляет человека, дает ему возможность развиваться, творить, быть активным. Мы не забываем хвалить и благодарить своих родителей, делаем это при любом удобном случае. И видим, что родители платят нам тем же.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, создана атмосфера взаимоуважения.
Об этом говорят и результаты опроса родителей в конце учебного года, которые позволяют уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей.
Таким образом, положительные результаты в развитии театрализованной деятельности детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания, но самое главное, что мы научились взаимодействовать в интересах ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью через театрализованную деятельность".
Театрализация- это импровизация, оживление предметов и звуков. В ней ребёнок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, который облегчает ему вхождение в жизнь.Именно театрализованная де...
Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Перспективный план кружковой работы у детей старшего возраста....
Консультация для родителей первой младшей группы «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Консультация для родителей....
Роль интернет ресурсов в педагогическом просвещении родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников
Роль интернет ресурсов в педагогическом просвещении родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников ...
Рабочая программа воспитателя на 2021-2022 учебный год в средней группе №18 на тему: «Речевое развитие дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. Дошкольники очень впечатлительны, они особенн...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников с нарушением зрения через продуктивную деятельность.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей первой младшей группы «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Театрализованная деятельность помогает решать одну из важнейших задач развития речи - развитие диалога у д...