Педагогическое просвещение родителей по вопросам эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью через театрализованную деятельность.
статья

В статье рассмотрены значение и содержание эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью через театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_naumovoy.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

     Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения.  В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ и быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья».  

Особые дети – особое воспитание, особый подход. Работая воспитателем с детьми с  умственной отсталостью я, прежде всего, стараюсь вызвать у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, интерес к познанию окружающего мира,  а так же в повышении компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания умственно отсталых детей, донести до родителей, что их ребенок может все, он тоже способный, только ему надо помочь раскрыться и поверить в него.

 В системе коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми в последнее время усилился интерес к активизации их эмоциональной сферы и коррекции имеющихся отклонений путем использования театрализованных видов деятельности. Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе. Театрализованные в виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.

 Именно этим мы руководствуемся строя свою работу с родителями в рамках педагогического просвещения родителей по вопросам эстетического и познавательного развития и воспитания детей через развитие у них театрализованной деятельности. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – обеспечить гармоничность развития личности ребенка. В этой связи повышение педагогической грамотности родителей по данным вопросам является одним из путей познавательного, эстетического развития дошкольников с умственной отсталостью.

В процессе проведения целенаправленной работы с родителями по формированию у них знаний, умений и навыков в эстетическом развитии детей, а здесь рассматриваются виды детской деятельности: театрализованная деятельность, ознакомление с художественной литературой, эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства,  я стараюсь использовать все доступные формы взаимодействия с семьей и проводить ее в двух направлениях:

• педагог - родитель;

• педагог - ребенок - родитель.

     В процессе своей педагогической деятельности я убедилась, что традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые мы перед собой ставим. При выборе форм общения с родителями я стараюсь придерживаться следующих правил: прежде всего, необходимо отказаться от скучных назиданий, докладов и бесед. Привлекая родителей к решению важных проблем, я опираюсь на нахождение общих правильных ответов в процессе участия родителей в специально организованной для этого практической деятельности.  Можно выделить четыре направления, которые используются в программе педагогического просвещения родителей.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ

     Информационно-аналитическое направление направлено на выявление интересов, запросов родителей. Прежде чем распланировать свою работу в вопросах педагогического просвещения родителей по вопросам развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста целесообразно провести анкетирование родителей для выявления их представлений и ожиданий в вопросах эстетического воспитания дошкольников и оценить уровень их грамотности в данном направлении. Поэтому в анкету «Как помочь ребенку познать красоту окружающего мира» мы посчитали нужным внести пункты, касающиеся вопросов эстетического развития.

     Результаты анкетирования родителей показали, что родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями по эстетическому воспитанию детей, а именно: не знают возрастных, психоречевых особенностей своего ребенка, испытывают затруднения в организации изобразительной, театрализованной деятельности, подбору художественных произведений, музыкального сопровождения, созданию развивающей среды в домашних  условиях, направленной на эстетическое развитие.

     Сегодня многие родители сетуют на нехватку свободного времени в результате большой занятости на работе. Во многих семьях можно наблюдать дефицит общения с детьми. Это еще раз доказывает необходимость активизации педагогического потенциала семьи в вопросах эстетического воспитания через разработку и использование инновационных форм взаимодействия с родителями по вопросам развития познавательной деятельности детей средствами эстетического развития. Одной из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей в информационно-аналитическом направлении следует отметить размещение на официальном сайте нашего детского сада в сети Интернет информации для родителей, которая касается информации о формах и методах эстетического воспитания, отчета о проведенных в рамках данной работы мероприятиях, досугов, рекомендаций по использованию соврменных технологий, по приобщению детей к ценностям культуры.

ДОСУГОВОЕ

     Досуговое направление в работе с родителями является самым трудным в организации. Это объясняется тем, что родители зачастую не имеют свободного времени, чтобы принять участие в мероприятиях, проводимых в дневное время. И мы всегда очень благодарны родителям, которые данную возможность изыскивают, потому что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть своего ребенка, закрепить свои взаимоотношения с ним; апробировать разные подходы в воспитании; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Практика показывает, что данное направление является для родителей самым привлекательным, востребованным и полезным.

     Они с удовольствием принимают участие в музыкально-театрализованных праздниках, посещению открытых мероприятий, участвуют вместе с детьми в работе кружка «Теремок», где занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; пробуждению у детей любознательности, стремления к познанию нового, развитию ассоциативного мышления, они приносят огромное количество позитивных эмоций и впечатлений.

     Родители  для детей самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними играть, изучать новое. Поэтому  мы стараемся, чтобы совместные праздники проходили постоянно,  а их содержание было ярким, полезным и увлекательным, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

     В нём мы стремимся обогатить родителей знаниями в вопросах эстетического воспитания, развития и  обучения детей. Это способствует реализации образовательной программы, обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно-ответственными участниками образовательного процесса. К познавательному направлению относятся организованные для родителей в разнообразной форме мастер – классы, совместные специализированные занятия, объединяющие семьи воспитанников. Творческое взаимодействие педагога, детей и родителей в данном виде деятельности позволяет познакомить родителей с современными технологиями в дошкольном образовании, которые направлены на эстетическое развитие и гармоничное становление личности ребенка: развитие способностей  ребенка, приобщение к культуре дошкольников. Это знакомство с приемами и содержанием современных методик изобразительной, театрализованной деятельности, особенностями ознакомления детей с художественной литературой

     Совместное участие в мероприятиях, театрализованных играх, тренингах, радость, веселье сплачивают детей и взрослых. Театрализованная игра доставляет детям радость и удовлетворение, позволяет приобрести необходимый чувственный, эмоциональный опыт, а взрослым помогает, хоть немного сбросить груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми.

    В процессе ознакомления детей с театральным искусством родители участвуют в совместном посещении музеев, выставок, театров; в благоустройстве предметно-развивающей среды своей группы, музыкального зала, создании композиций, поделок из природного материала, кукольных пособий для свободной театрально-игровой деятельности детей в группе, совместных тематических работ по изобразительной деятельности.

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ  

     Наглядно-информационное направление включает в себя:

- оформление материалов в родительских уголках;

- папка - передвижка «Театральные ступеньки»;

- фотомонтажи и фотовыставки «Мы и театр», «Куклы творят чудеса», «Мы познаем мир», «Семейный театр»;

- копилка театральных кукол («Ложковый театр», «Платковый театр», «Театр теней», «Театр кружек»);

- выставка детских рисунков «Рисуем сказку», «Мой любимый сказочный герой».

     Наглядно–информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Форма работы через родительские уголки является традиционной, но это нисколько не уменьшает ее значимости. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей в уголках  и папках – передвижках я стараюсь помещать красочный и практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, информацию по вопросам театрализованной деятельности.

     Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы так же являются интересными, востребованными.

     Одним из моментов в системе работы с родителями является оценка труда каждой семьи, каждого родителя. Я думаю, что похвала и благодарность всегда укрепляет человека, дает ему возможность развиваться, творить, быть активным.  Мы не забываем хвалить и благодарить своих родителей, делаем это при любом удобном случае. И видим, что родители платят нам тем же.

     На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками, создана атмосфера взаимоуважения.

     Об этом говорят и результаты опроса родителей в конце учебного года, которые позволяют уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей.

      Таким образом, положительные результаты в развитии театрализованной деятельности детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

     Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции, свои методы воспитания, но самое главное, что мы научились взаимодействовать в интересах ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие дошкольников с интеллектуальной недостаточностью через театрализованную деятельность".

Театрализация- это импровизация, оживление предметов и звуков. В ней ребёнок накапливает опыт ролевого поведения и ролевых отношений, который облегчает ему вхождение в жизнь.Именно театрализованная де...

Роль интернет ресурсов в педагогическом просвещении родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников

Роль интернет ресурсов в педагогическом просвещении родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников ...

Рабочая программа воспитателя на 2021-2022 учебный год в средней группе №18 на тему: «Речевое развитие дошкольников 4-5 лет через театрализованную деятельность»

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. Дошкольники очень впечатлительны, они особенн...

Консультация для родителей первой младшей группы «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Театрализованная деятельность помогает решать одну из важнейших задач развития речи - развитие диалога у д...