Методическая разработка "Роль загадок в развитии речи младших дошкольников"
методическая разработка (младшая группа)

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_zagadok.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Смышляевка   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение "Детский сад "Янтарик"

Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста

                                             

Загадка доставляет уму ребёнка полезное упражнение.

К.Д.Ушинский

Кто из нас не любит разгадывать загадки? Ведь это так здорово - поломать голову над чем-то интересным, проявить эрудицию и блеснуть знаниями!

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

Человек начал создавать загадки еще в глубокой древности. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения действительности, выявления в ней типичного, характерного.

В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

В глубокой древности люди использовали загадку как один из предметов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда и пр.

Древние охотники пользовались иносказаниями, называя, например, медведицу "коровой", чтобы обмануть зверя. "Тайный" язык давал особые названия животным, окружающим предметам и явлениям. "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей"). Возможно, именно так и родились первые загадки.

Загадка была не только «тайным языком». С ее помощью использовали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в разные обряды: посвящение юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд.

Загадки встречаются в мифах, сказках, песнях, бывальщинах и других фольклорных жанрах.

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок — всего лишь забава, не больше того. Но это не так. Любая загадка, а народная в особенности — это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею, развивают чувство юмора.

Загадки — очень древний жанр фольклора, но и в наши дни создаются все новые и новые загадки.

В загадках происходит метафора - замена одного предмета другим по внешнему сходству. Но, тем не менее, загадки очень точны, в них всегда говорится о каком-либо конкретном предмете, потому что иначе загадку невозможно разгадать. Конкретность является главным признаком загадки. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически.

Какие бывают загадки?

Отгадывание загадок – весёлый и интересный процесс, который приносит удовольствие и детям, и взрослым, дарит богатые возможности для развития речи, внимания, мышления и воображения ребенка.

Прежде чем начать загадывать ребенку загадки, полезно узнать, какие они бывают. А загадки бывают разные!

Подбирать загадки нужно по степени сложности в зависимости от возраста ребенка и уровня его индивидуального развития.

Существует несколько видов загадок:

Описательные загадки

Предлагаю начинать с описательных загадок, отгадки на которые найдут даже самые маленькие. Для таких загадок необходимо перечислить важные особенности и характерные детали предмета, явления или живого существа, о котором идет речь. Описательные загадки можно упрощать или усложнять, давая более краткий или развернутый варианты описаний.

Это животное самое большое на нашей планете. Кто это? (слон)

Он большой и добрый. У него большие уши, короткий хвостик и длинный хобот. Кто это? (слон)  

Она сделана из металла. Ею управляют при помощи руля. Что это? (машина)

У нее четыре колеса. Она едет по дороге и сигналит: БИ-БИ! Что это? (машина)

Загадки-стихотворения

Стихотворные загадки бывают разного уровня сложности.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не лениться.

(мыло)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(медведь)

Рифмованные загадки

В некоторых загадках-стихотворениях предлагается назвать в качестве отгадки последнее слово в строке. Рифма подскажет отгадку и поможет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы.

Такие занятия доступны самым маленьким и малыши очень любят такие загадки. Рифмованные могут быть совсем короткие – всего по две строки, и подлиннее.

Быстро прячется от страха

В панцирь твердый… (черепаха)

До чего огромный рот!

Пасть разинул… (бегемот)

Загадки-обманки

Загадки-обманки также предлагают в качестве ответа слово-рифму, вот только это подсказка наоборот – путаница, неправильное слово. Отгадывание таких загадок требует от ребенка внимательности и сосредоточенности: ребенок должен не поддаться на подсказку-обманку и не позволить себя запутать, дать правильный ответ, который не созвучен стихотворению.

На заборе поутру

Кукарекал… (не кенгуру, а петух)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать… (не соловей, а свинья)

    Образные загадки

В более сложных стихотворных загадках смысл представлен образно, он завуалирован. Для отгадывания таких загадок необходимо обладать большим словарным запасом, высоким уровнем мышления и воображения.

Обратите внимание, что дети любят отгадывать такие загадки, только если они уже знакомы, а при отгадывании новых загадок испытывают трудности. Стихотворные загадки со скрытым смыслом можно предложить детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

(ветер)

Четыре братца

Под одной крышей стоят.

(стол)

Загадки с подвохом для детей

Очень интересны загадки с подвохом для детей. Они бывают разные: простые и сложные, математические, экономические, и просто жизненные.

Загадки с подвохом складываются по принципу, чтобы запутать человека. Они  имеют определенный вопрос и необходимо дать правильный ответ. Чтобы ответить, надо мыслить нестандартно, включить мышление, добавить юмор и настроение.

Такие загадки можно использовать в развлекательных целях, в процессе обучения.

Вышел зайчик погулять,

Лап у зайца ровно …

(не пять, а четыре)

Моим сестричкам маленьким

Купили к лету…

( не валенки, а босоножки)

 

Загадки с подвохом помогают развивать сообразительность, находчивость, внимательность. Вызывают радость, восторг у детей и поднимают настроение.

Значение загадок:

Загадки позволяют эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности. Способствуют активному развитию образности речи, обогащают словарь, углубляя и уточняя знания о предмете. Помогают усвоить знания о словообразовании, развивают поэтический слух и поэтическое восприятие окружающего мира.

Загадки:

  • обогащают словарь детей за счет многозначности слов;
  • помогают увидеть вторичные значения слов;
  • формируют представления о переносном  значении слова;
  • помогают усвоить звуковой и грамматический  строй русской речи.

Причины ошибок при отгадывании загадок детьми:

Несмотря на то, что старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями при отгадывании загадок они допускают ошибки. Причины:

•        невнимательно слушают текст загадки;

•        не запоминают полностью содержание загадки;

•        полностью или частично не понимают текст загадки;

•        при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

•        не имеют достаточных знаний о загаданном;

•        не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке

Уважаемые родители, отгадывайте со своими детьми больше загадок хороших и разных!

Воспитатель

Сидорова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает способность к ...

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников

О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников...

Методические рекомендации по развитию речи младших дошкольников в процессе ознакомления их с окружающим миром

Красивая, правильная речь ребенка - залог успешного обучения.  Детям, у которых  есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взро...

Выступление из опыта работы перед педагогами ДОУ на методическом часе: Развитие речи младшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Одним из эффективных средств решения воспитательных и образовательных задач педагогический коллектив нашего ДОУ  считает метод педагогического проектирования. Проектная деятельность представ...

«Развиваемся играя». Учебно-методическое пособие. Пальчиковый сухой бассейн для развития речи младших дошкольников.

Сухой бассейн из капсул от киндер-сюрпризов,которые обтянуты термоплёнкой для пасхальных яиц и наполнены крупами и бобовыми,игра направлена на освоение детьми сенсорных эталонов....

Влияние загадок на развитие речи старших дошкольников

Загадки для развития речи старших дошкольников...