"Осень" Чтение стихотворений
материал по развитию речи (младшая группа)

Цель:  Приобщать детей к поэзии.

 Программные задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение детей заучивать стихотворение А. Плещеева «Осень наступила».
  • Обобщить знания об осени.

 Развивающие:

  • Развивать поэтический слух.
  • Упражнять в образовании слов по аналогии.
  • Работать над умением определять настроение, выраженное в стихотворении, добиваться выразительности чтения.

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание и умение отвечать на вопросы воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по «Речевому  развитию»

 Чтение стихотворений об осени.

Дидактическое упражнение «Что из чего получается» во 2 младшей группе

Источник: книга В.В.Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы и конспекты занятий», страница 32-33.

Цель:  Приобщать детей к поэзии.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение детей заучивать стихотворение А. Плещеева «Осень наступила».
  • Обобщить знания об осени.

 Развивающие:

  • Развивать поэтический слух.
  • Упражнять в образовании слов по аналогии. 
  • Работать над умением определять настроение, выраженное в стихотворении, добиваться выразительности чтения. 

Воспитательные:

  • Воспитывать внимание и умение отвечать на вопросы воспитателя.

Предварительная работа: беседы об осени, наблюдения на прогулках.

Словарная работа: ввести в словарь детей слова - уныло, голые, кроет, воет, моросит.

Материал и оборудование: картина «Осень».

Методы и приемы:

Игровой: организационный момент.

Словесный: отгадывание загадки, д/игра «Доскажи словечко», чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»,  словесная игра «Сок или варенье».

Практический: 2-3 ребёнка читают стихотворение.

Содержание НОД:

I часть. 

Организационный момент.

Воспитатель: В круг ребята становитесь,

И все за руки беритесь.

Вы послушайте загадку,

И скажите мне отгадку.

Загадка:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся.

Это время года как у нас зовётся? 

Дети: Осень.

Воспитатель: Сейчас на дворе…

Дети: Осень.

Воспитатель: Осень, особенно ранняя осень, когда все листья на деревьях становятся желтыми, красными, бордовыми, – красивое время года. Но это и грустное время года, так как осенью становится холодно, дождливо, грязно. Про осень очень интересно и красиво рассказывают поэты. Поэтами называют тех, кто пишет стихи.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением, которое написал известный русский поэт, Алексей Николаевич Плещеев «Осень наступила».  Я буду читать стихотворение и показывать вам иллюстрации на каждую строчку, чтобы легче было запомнить.

Опорные картинки (слайды) (чтение воспитателя).

Осень наступила.

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

Анализ стихотворения.

Воспитатель:  Какое настроение вызывает это стихотворение весёлое или грустное? 

Дети: Грустное.
Воспитатель: Смотреть уныло - это значит как? 

Дети: Грустно.

Воспитатель: Как вы понимаете «туча небо кроет…» значит, что делает? 

Дети: Закрывает.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение, ветер воет? 

Дети: Сильно дует и создаёт воющий звук у-у-у.

Воспитатель: Как вы понимаете слово: моросит в строчке «дождик моросит»? 

Дети: Идёт мелкий, осенний дождь.

Воспитатель: Голые кусты - это значит, какие кусты? 

Дети: Без листьев.

Воспитатель: Про какое время года написал автор в этом стихотворении? 

Дети: Про осень.

Воспитатель:  Это стихотворение вызывает грусть, то его надо читать спокойно с грустью в голосе?

Д/игра «Доскажи словечко».

Воспитатель: Я начинаю строчку, а вы её договариваете.

Осень…(дети наступила)

Туча небо…(кроет) 

Высохли…(цветы)

Солнце…(не блестит)

И глядят …(уныло)

Ветер в поле…(воет)

Голые…(кусты)

                        Дождик…(моросит).

Воспитатель: А теперь я ещё раз читаю стихотворение, вы его внимательно слушаете и запоминаете, потом попробуете рассказать сами. 

Чтение воспитателя.

Осень наступила.

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В тёплые края.

Воспитатель читает стихотворение К. Бальмонта «Осень».

Воспитатель: Надо спокойным и грустным голосом прочитать стихотворение детьми .

2-3 ребёнка читают стихотворение.

Потом повторяет некоторые строчки, отражающие приметы осени:

Поспевает брусника, стали дни…(холоднее),

Все деревья блистают в разноцветном уборе…,

Солнце реже смеется… и т. д.

II часть. 

Словесная игра «Сок или варенье».

Воспитатель: Осенью люди убирают овощи, фрукты, делают варенье, соки. Из брусники получается брусничный сок, из клюквы…

Дети: Клюквенный.

Воспитатель: Из моркови…

Дети: Морковный.

Воспитатель: Из свеклы…

Дети: Свекольный.

Воспитатель: Из тыквы…

 Дети: Тыквенный.

Воспитатель: Из помидоров…

Дети: Томатный.

Воспитатель: На зиму заготавливают варенье. Я, например, люблю малиновое варенье. Его варят из малины.

Воспитатель: Яблочное…

Дети: Из яблок.

Воспитатель: Черничное…

Дети: Из черники.

Воспитатель: Из абрикосов.

Дети: Абрикосовое.

Воспитатель: Признавайтесь, кто какое варенье любит?

Ответы детей.

                                                 III часть.  

Итог и анализ НОД.

Воспитатель: Молодцы, все очень хорошо рассказали стихотворение. Какое стихотворение мы заучивали?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ребята, вы сегодня умницы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».

Цель: Воспитывать у детей умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, читать наизусть не торопясь, четко выговаривая слова и, особенно, окончания слов; учить детей отчетливо...

конспект открытого занятия по развитие речи и ФЭМП в средней группе. ТЕМА: Чтение стихотворений о весенних деревьях. Заучивание стихотворения Е. Благининой "Черёмуха".

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение    «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата...

Конспект по чтению художественной литературе в 1мл группе «Игрушки» Чтение детям стихотворений из цикла «Игрушки» А. Барто. Заучивание наизусть стихотворения «Лошадка».

Задачи:поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться;развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно-отобрази тельной игры;воспитыва...

Презентация (дополнение) к стихотворению «Отрывок из стихотворения З. Александровой «Мой мишка».

Планируемые результаты педагога: ребенок должен проявлять эмоциональную отзывчивость на доступное возрасту литературно-художественное произведение (отрывок из стихотворения 3. Александр вой «Мой миш...

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...