Дидактическое и развивающее пособие «Алфавит»
рабочая программа по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Гумирова Мария Александровна

Пояснительная записка

 

Дидактическое и развивающее пособие «Алфавит» предназначено детям  старшего дошкольного возраста для развития грамматического строя речи.

Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги. Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Используя «Алфавит» в индивидуальной работе, мы помогаем формированию у ребёнка первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое слово, предложение и как они строятся.

 

Материал:  Настенный вариант пособия «Алфавит» изготовлено из пластика в виде двух домиков для букв. Буквы напечатаны на бумаге и заламинированы. С помощью липучки с обратной стороны карточки крепятся к «окошечкам» домика, что позволяет легко крепить их к ковролину(фетру) на доске ли пользоваться наборным полотном.

В индивидуальном исполнении «Алфавита» помимо заглавных и строчных печатных букв нужно иметь набор крышек от бутылок красного, синего, зелёного цвета(красная фишка — обозначает гласный звук, синяя фишка — обозначает твердый согласный звук, зеленая фишка — обозначает мягкий согласный звук, жёлтый прямоугольник – один слог).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_na_posobie_alfavit.docx256.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей № 61»НМР РТ

Дидактическое и развивающее пособие «Алфавит»

Авторы:

Воспитатель I квалификационной категории -

Миннакова Гульуса Бариевна

Воспитатель I квалификационной категории -

Дудкина Валентина Валерьевна

Психолог I квалификационной категории –

Гумирова Мария Александровна

г.Нижнекамск

2020

Оглавление

Пояснительная записка 3

Паспорт дидактического пособия 4

Варианты игр 5

Пояснительная записка

Дидактическое и развивающее пособие «Алфавит» предназначено детям старшего дошкольного возраста для развития грамматического строя речи.

Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги. Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Используя «Алфавит» в индивидуальной работе, мы помогаем формированию у ребёнка первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое слово, предложение и как они строятся.

Материал: Настенный вариант пособия «Алфавит» изготовлено из пластика в виде двух домиков для букв. Буквы напечатаны на бумаге и заламинированы. С помощью липучки с обратной стороны карточки крепятся к «окошечкам» домика, что позволяет легко крепить их к ковролину(фетру) на доске ли пользоваться наборным полотном.

В индивидуальном исполнении «Алфавита» помимо заглавных и строчных печатных букв нужно иметь набор крышек от бутылок красного, синего, зелёного цвета(красная фишка — обозначает гласный звук, синяя фишка — обозначает твердый согласный звук, зеленая фишка — обозначает мягкий согласный звук, жёлтый прямоугольник – один слог).

3

Паспорт дидактического пособия «Алфавит»

Цель пособия

формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте;

формировать у детей фонематические процессы (умение слышать и различать звуки родного языка);

знакомить со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания;

знакомить с правилом написания гласной буквы после мягких и твердых согласных звуков;

учить слоговому строению слов.

Возрастные группы детей

5 – 7 лет

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Вариативность

Пособие позволяет решать программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей в рамках ООД (обучение русскому языку, развитие речи и обучение грамоте, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений), так и при индивидуальных занятиях.

Творческие находки

  1. Оригинальность идеи – создание игры с различной вариативностью.
  2. Вариативность предложенной игры и упражнений позволяют решать комплексно-обучающие, развивающие и воспитательные задачи: закреплять знания русского языка.
  3. Эстетическая привлекательность пособия, необычность позволяют сделать познавательный процесс для детей увлекательным.
  4. Предложенный материал сделан в соответствии с программными задачами
  5. Данное пособие может быть предложено родителям для занятий с ребенком дома.

Авторы

Воспитатели МАДОУ № 61 Миннакова Г.Б., Дудкина В.В., психолог МАДОУ № 61 Гумирова М.А.

Варианты игр

Дидактическая игра «Назови первый звук», «Кто в домике живет?»

Цель: направленные на развитие способностей различать гласные звуки.

Ход игры:

По первому звуку в названии картинок дети определяют, какой звук живет в домике.

Дидактическая игра «Поможем зайчику пригласить гостей»

Цель: закреплять умение находить слова на заданный звук.

Ход игры: Дети делятся на команды, ищут карточки, в названии которых есть нужный звук( 1 вариант- слово начинается на заданный звук, 2 вариант- независимо, где стоит этот звук в слове).

Дидактическая игра «Похоже – не похоже»

Цель: закреплять представление о согласных и гласных звуках, развитие монологической речи, умения доказывать свою мысль.

Детям предлагается найти сходства и различия между домиком Гласных и домиком Согласных.

Дидактическая игра «Раздели звуки на команды»

Цель: закрепить представление о согласных звуках, развивать способность классифицировать.

Детям предлагается разделить согласные звуки на команды разными способами. В итоге звуки могут быть разделены на следующие группы: звонкие и глухие; мягкие и твердые; звонкие мягкие и звонкие твердые; глухие мягкие и глухие твердые; имеющие пару по твердости и мягкости и не имеющие такой пары; звуки, которые бывают только мягкими и звуки, которые бывают только мягкими.

Дидактическая игра «Куда поселить мягкий знак?»

Цель: развитие логического мышления, умения доказывать свою мысль.

Детям задается вопрос: почему Ь живет в домике Согласных, можно ли поселить его в домик Гласных.

Дидактическая игра «Поймай звук».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического воспри-ятия; формирование понятия о механизме образования звука [У], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы; умения выделять звук в слове. Формирование навыка мягкого голосоведения.

Содержание игры:дети рассматривают картинку и произносят любимый звук паровозика: [У-у-у!].Педагог обращает внимание детей на положение органов артикуляции :

- губы вытянуты трубочкой,

- язык спокойно лежит на дне рта – «домика»,

- зубы сближены, но не сомкнуты,

- воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.

Звук [У]-гласный (его можно петь,

обозначение звука – круг (фишка)

красного цвета.

Педагог выставляет на «Звуковой домик» картинку паровозика с графическим изображением буквы У,читает двустишье:

Буква У кричит: «Ура!».

Руки тянет вверх она.

Дети зрительно ищут связь между звуком и буквой (Буква У похожа на уши зайца, рожки улитки, ветку дерева и т. п.). Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем дети выполняют фонетические упражнения (на плавном длительном выдохе) «Волк воет», «Поезд приближается и удаляется». В заключении педагог предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [У].

По аналогии проводится знакомство с другими гласными звуками русского языка.

Дидактическая игра «Кто свистит?».

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического воспри-ятия; формирование понятия о механизме образования звука [С], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.

Содержание игры: дети рассматривают картинку, на которой из насоса выходит воздух [ссс. ], произносят звук [С] хором и индивидуально. Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального,акустического и тактильно-вибрационного контроля :

- губы растянуты в улыбке;

- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- по середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;

- голосовые связки не работают (тактильный контроль – рука у горла).

Звук [С] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, глухой. Педагог предлагает детям вспомнить, что издает свист (воздух, выходящий из насоса; вода, льющаяся из крана; вьюга; ветер, суслики, тушканчики и т. д.).

Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку с графическим изображением буквы С:

Шел конь, подковами звеня,

Как буква С следы коня. (Е. Тарлапан)

Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [С].

По аналогии проводится знакомство с другими согласными глухими звуками русского языка.

Дидактическая игра «Если горлышко «дрожит»,

Значит, звонкий звук бежит!»

Цель: развитие слухового внимания, умения давать развёрнутую характеристику звуку [Ж], развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Содержание игры: Взрослый кладет на стол предметную картинку с символом звука [Ж] (пособие З. Е. Агранович) и сообщает о том, что в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Воспитатель предлагает повторить звук [Ж-ж-ж-ж. ]

Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального,акустического и тактильно-вибрационного контроля :

- губы вытянуты бубликом, рупором;

- кончик языка поднят за верхние зубы;

- боковые края языка прижаты к верхним

коренным зубам,

- посередине языка идёт сильная плавная

воздушная струя,

- горлышко «дрожит»,вибрирует:

Если горлышко дрожит,

Значит, звонкий звук бежит.

- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.

Взрослый предлагает детям:

• повторить характеристику звука;

• найти грань кубика с нужным символом и показать его;

• подобрать картинку на заданный звук и поместить его в «Звуковой домик»;

Таким образом, можно характеризовать любой согласный звонкий звук по мере изучения.

Примеры звукобуквенного анализа слов:

1 слог

Сначала делим слово на слоги,

выкладываем желтые фишки. Затем

разбираем слово на звуки, выкладываем

цветные фишки под каждым слогом.

Затем выкладываем на каждую цветную

Фишку соответствующую букву.

2 слога

Игры с «Алфавитом»

  1. «Назови по счёту букву»

Ребёнок выкладывает

слово(из изученных букв).

Родитель спрашивает: какая буква

в слове 2-ая, 4-ая и т.д.

  1. Какой новый звук появился?»

Собрать пары слов, отметить звук в

слове, который

появился:
Каска-краска(р-02),
ролик-кролик(к-1),
кошка-крошка(р-2).

  1. Поставить на своё место”. Дети из букв составляли слова(ребёнку предлагается предметная картинка, родитель сам собирает слово). Вдруг буквы рассыпались. Ребёнок сам должен восстановить слово.

Помоги слову найти последнюю букву.

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Воспитатель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:

СЛО З

ГЛА М

СТО К

ГРО Н

КРИ Л

ПЛО Б

ГРИ В

Ребенок по вызову воспитателя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.

Может быть, и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.

Заяц и волк.

Оборудование: картонные заяц и волк.

Описание игры. На доске в разброс написаны печатными буквами прямые открытые слоги с твердыми и мягкими согласными. Воспитатель сообщает игровую ситуацию: «Волк гонится за зайцем. Зайцу можно прыгать только по слогам с мягкими согласными, а волку – по слогам с твердыми согласными. Вам необходимо провести зайца через полянку так, чтобы он не попался в лапы волку». К доске вызываются два ребенка. Начинает тот, кто ведет зайца. Он устанавливает игрушку возле слога с мягким согласным, прочитывает его. Игру продолжает ребенок, который ведет волка. Он останавливает свою игрушку возле слога с твердым согласным, читает его. Волк догонит зайца в том случае, если первый ребенок сделает ошибку и поставит свою игрушку возле слога с твердым согласным.

Вариант 1. Волк догонит зайца, если они окажутся на слогах, стоящих рядом.

Вариант 2. Слоги, возле которых ученики устанавливают свои игрушки, читает хором весь класс.

Вариант 3. Можно менять игрушки. Игра, к примеру, может называться «Кот – мышки».

Строим слоги.

Оборудование: демонстрационные карточки букв, индивидуальные кассы букв и слогов.

Описание игры. воспитатель показывает карточку с буквой, которая обозначает согласный звук, и называет гласный. Дети составляют слог, находят в кассе букв и слогов и показывают соответствующую слоговую карточку.

Посмотри и распутай линии.

Описание игры. На доске даны два столбика букв: слева – буквы, которые обозначают согласные звуки, а справа – буквы, которые обозначают гласные звуки. Каждая из букв левого столбика соединена с одной из букв правого столбика причудливо извилистой линией. Вызванный ребенок проводит указкой по линии, которая ведет от выбранной им согласной, находит гласную и читает получившийся слог.

Может быть, и такой вариант игры: дети играют с кассами букв. Каждый самостоятельно глазами проходит путь от согласной к гласной и составляет получившийся слог. Победителем будет тот, кто составит возможные слоги первым.

Помоги подружиться буквам.

Оборудование: карточки с изученными гласными и карточка с согласным звуком.

Описание игры. Воспитатель сообщает игровую ситуацию: «К нам в гости пришла новая буква. Ей страшновато: здесь она никого не знает. Давайте познакомим ее с гласными и поможем ей, подружиться с ними. Сейчас Н поздоровается с А., Воспитатель по очереди подносит карточку с новым согласным к карточкам с изученными гласными и произносит создавшийся прямой открытый слог – «буквы здороваются». Дети хором повторяют слог.

Живые слоги.

Оборудование: карточки изученных букв.

Описание игры. Воспитатель вызывает к доске 8-10 детей и раздает им карточки. Половина получает карточки согласных, половина - карточки гласных. Дети становятся парами лицом ко всем: слева – дети с карточками согласных, справа – с карточками гласных. По сигналу учителя первая пара поднимает карточки вверх. Дети читают получившийся прямой открытый слог. Затем по очереди поднимают свои карточки остальные пары.

Вариант 1. На занятии знакомства с новыми согласными звуками и соответствующими буквами карточки с согласным одинаковые у всех, дети читает слоги с одинаковым согласным.

Вариант 2. Карточки с буквами устанавливаются в иллюминаторах картонных ракет. Дети выходят из разных концов класса, сходятся у доски, соединяют ракеты – «производят стыковку», дети хором читает слог.

Первый слог прочитай, второй – отгадай.

Оборудование: слоговые карточки, предметные картинки.

Описание игры. На наборном полотне установлены тыльной стороной предметные картинки. Рядом с каждой предметной картинкой находится прямой открытый слог, который является началом слова-названия предмета, изображенного на картинке. Вызванный ученик читает слог и договаривает второй так, чтобы получилось слово: гу…(си), ку…(ры), ро…(зы), ко…(зы), ли…(са), ру…(ка) и т. д. Назвав слово, ребенок переворачивает картинку и проверяет себя: правильно ли он назвал слово.

Может быть, и другой вариант игры: игра может проводиться в виде соревнования между двумя командами. Представители команд по очереди называют слова-названия картинок. Побеждает команда, у которой будет больше совпадений придуманных слов с действительными названиями картинок.

Напиши букву с закрытыми глазами.

Оборудование: блокноты с нелинованной бумагой или планшеты для многоразовой записи, карточки букв, карандаши.

Описание игры. Воспитатель называет букву, дети пишут ее в блокнотах, закрыв глаза ( буквы могут быть только печатными). По сигналу воспитателя дети, сидящие за одним столом, обмениваются блокнотами и выступают в роли учителей: сравнивают букву, написанную соседом, с образцом и исправляют недостатки.

Поезд.

Оборудование: картонный поезд, к вагонам которого прикреплены кармашки; карточки изученных букв.

Описание игры. Воспитатель сообщает игровую задачу: нужно посадить буквы в поезд. Посадка осуществляется таким образом: в первом вагоне будут ехать буквы, обозначающие гласные звуки, во втором – обозначающие согласные».

Вариантом игры может быть такой: на вагонах прикрепляются буквы, например С, Л, К. Дети получают картинки с изображением животных. Воспитатель предлагает помочь животным занять место в своем вагоне: в вагоне с буквой С будут ехать животные, название которых начинаются со звуков [с], [с], - слон, свинья, собака, сорока и т. д.; в вагоне с буквой Л – животные, названия которых начинаются со звуков [л], [л], – лось, лев, лиса, лебедь и др.; в вагоне с буквой К животные, названия которых начинаются со звуков [к], [к], – кот, коза, корова, курица, кит и т. д.

Жмурки.

Оборудование: карточки изученных букв.

Описание игры. С помощью считалки выбирается жмурка. Ему завязывают глаза и подводят к столу, на котором разложены карточки букв. Жмурка берет карточку, показывает ее классу. Дети называют слова, в которых первый звук соответствует букве на карточке. По названным словам жмурка должен догадаться, какую именно букву он держит в руках, и назвать ее. Правильность ответа подтверждается аплодисментами. В случае неправильного ответа класс по команде учителя хором называет нужную букву.

«Буква-гостья».

Оборудование: карточки изученных букв.

Описание игры. Дети образуют круг. Воспитатель (а позже кто-нибудь из детей) называет букву и идет с ней вдоль круга. Тот, перед кем он останавливается, должен быстро назвать слово, которое начинается с соответствующего звука. Если Ребенок задержится с ответом, он должен выйти из круга или присесть в середине на корточки.

Сломанная лестница.

Оборудование: полоски бумаги, символизирующие ступеньки лестницы, с написанными на них буквами.

Описание игры. Вочпитатель устанавливает на наборное полотно четыре-пять полосок-ступеней с буквами. Дети «бегают» вверх-вниз по ступенькам – читают установленные буквы.

Воспитатель просит детей закрыть глаза, сам в это время убирает одну из ступеней лестницы. Дети открывают глаза и называют, какая ступенька сломалась – какой буквы не стало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Палочки-выручалочки. Учебно-развивающее пособие.

Пособие, которое поможет детям развивать зрительное внимание, сообразительность, ориентировку в пространстве.Иллюстрации представлены ниже....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающего пособия «Логико малыш» в подготовительной к школе группе "На помощь Буратино"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "На помощь Буратино" . На этом занятии используется методическое пособие Логика-малыш....

Коррекционно-развивающее пособие"Бабочки"для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающее пособие для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....

Интерактивное развивающее пособие для дошкольников и младших школьников "Прятки" Данное пособие позволяет реализовать проектную деятельность в условиях доу и начальной школы.

Уважаемая коллеги ,здравствуйте!Предлагаю Вам ознакомиться с методикой работы с интерактивным развивающим пособием для дошкольников и младших школьников "Прятки" Данное пособие позволяет реализовать п...

Развитие речи и подготовка детей с ТНР к обучению грамоте с помощью пособия «Алфавит в картинках»

Система работы по формированию лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте  осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с помощью наглядного материала и методических ре...

Световой короб.Игровое коррекционно-развивающее пособие.Мастер-класс по изготовлению пособия.

Световой короб.Игровое коррекционно-развивающее пособие.Мастер-класс по изготовлению пособия.Цель:развитие мелкой моторики кисти руки и зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нар...