Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_mnemotehniki.doc851 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  

«Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

 «Учите  ребёнка  каким-нибудь  неизвестным  ему  пяти словам  -

он  будет  долго  и  напрасно  мучиться, но  свяжите двадцать  

таких  слов  с  картинками, и  он  их  усвоит  на  лету».

К.Д. Ушинский

Речь – одна из важных линий развития ребенка.

Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному, так как от группы к группе идет постепенное усложнение материала внутри каждой задачи.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

  •   Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  •   Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  •   Употребление нелитературных слов и выражений.
  •   Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  •   Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный  рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  •   Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  •   Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  •   Плохая дикция.

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.

        Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого  - «искусство запоминания».

        Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

        Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное  мышление;
  • зрительную и слуховую память;
  • зрительное и слуховое внимание;
  • воображение;
  • связную речь;
  • мелкую моторику рук.

        Мнемотаблица  –  это схема, в которую заложена определенная  информация.

        Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

                             Последовательность работы  с   мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

        Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Структура мнемотехники

                                                               Мнемотехника

Мнемоквадраты                         Мнемотаблицы                       Мнемодорожки

Как применять мнемотехнику в детском саду?

        Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Когда  начинать  заниматься  мнемотехникой?

        Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Где  можно  использовать  мнемосхемы?

  • Обогащение словарного запаса.
  • Обучение пересказу.
  • Составление рассказов.
  • Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
  • Отгадывание загадок.

Примеры мнемотехники для обогащения словарного запаса

      Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные    мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы:

Лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

       Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.

      Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

       Следующие примеры мнемотехники – рассказы по мнемотаблицам. Воспитатель предлагает дошкольникам посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее. Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем детки воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.

                                                              Вывод

У  детей:

  •  расширяется круг знаний об окружающем мире;
  •  появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные    

    истории;

  •  появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,  

    загадок;

  •  словарный запас выходит на более высокий уровень;
  •  дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться  

    перед  аудиторией.

Чем  раньше мы будем учить детей рассказывать или  пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы –  модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем  умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

        Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.

        Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитии связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.

Источники:

  1. Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;
  2. №3,10,12 за 2001г.;   №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
  3. Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».
  4. Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
  5. Наглядно-дидактическое пособие  Ткаченко Т.А.
  6. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»
  7. Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
  8. Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
  9. Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников"

В презентации отражены задачи, направления работы по развитию связной речи, особенности методики....

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному,...

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит...

Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...

Методические рекомендации «Использование художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников»

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения  информ...