Конспект ООД по грамоте
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Шараева Елена Валентиновна

Конспект ООД по грамоте для подгот гр 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Якутова, д. 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

                         КОНСПЕКТ

ООД по обучению грамоте

                                    на тему «Звук У , буква У»

в подготовительной  группе «Лучики»

                                                                                           

                                                                                                Воспитатель: Шараева Е.В.

 Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема:  Звук У и буква У

Цель: Формировать понятие гласный звук, познакомить со звуком[У],  и буквой У, закрепить графический образ букв, продолжать определять место положения звука в слове.

 Задачи:

образовательные:

  - уточнить произношение звука [У];

 - формировать и расширять у детей лексический словарь

 развивающие:

 - учить детей выделять звук [У] из состава  слов

 - развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

 - развивать фонематический слух и восприятие.

воспитательные:

 - воспитывать навыки организованного поведения.

Оборудование: картинки с изображением утки, утюга, удочки, улитки; красные круги на каждого ребенка, зеркала….

Словарная работа: гласный звук, согласный звук, буква.

Ход занятия

Приветствие

Собрались все дети в круг,

Я –твой друг и ты –мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Вводная часть (Организационный момент).

Беседа про осень.

 Какое сейчас время года? (Осень).

 Какая погода бывает осенью? (Теплая, холодная, дождливая, пасмурная, солнечная…).

 Какой бывает осень? (Ранней и поздней).

 Сейчас какая осень? (Поздняя). Назовите приметы поздней осени.

Назовите три осенних месяца

Динамическое упражнение «Осенние листочки».

— Давайте сейчас с вами превратимся в красивые разноцветные листочки и покружимся под музыку. (Звучит музыка, дети кружатся, появляется осенний ковер).

Ребята, посмотрите, какой прекрасный осенний ковер.

 

Сюрпризный момент.

— Молодцы! А теперь мне помогите все листочки соберите. Ребята, посмотрите, а листочки то не простые, на них что – то есть. Это осень нам послание оставила. Давайте прочитаем его.

 В одном сказочном королевстве жили – дружили звуки и буквы, но однажды случилась беда, налетел сильный, северный ветер разбросал, и расколол на части какую то букву. Стало грустно и печально звукам. Фея сказочного королевства попросила, вас ребята, помочь ей. Но для этого необходимо выполнить все задания, за каждый правильный ответ вы получите осколок буквы.

— Итак, вы готовы помочь сказочной фее? Вот и осень нам подсказки оставила.  Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять первым? (Под цифрой 1).  Первый листочек «загадочный» (На ковре, на стульчиках).  Слушайте внимательно, вам нужно отгадать загадки.

Палочка в руке,

Ниточка в воде,

На ниточке крючок,

 Для рыбки червячок(удочка)

По реке простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать (Утюг)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе её везёт,

Очень медленно ползёт. (Улитка)  

        Ходит в перевалочку,плавает,

        ныряет,

на пруду в речке пищу добывает.

Кто это?(Утка).

У-Утюг,ууулитка, у-утюг,у-утка-----назовите первый звук в этих словах (звук у)

 

Дети садятся за столы

  1. Развитие артикуляционной моторики.

- Для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

Артикуляционная гимнастика

4. - Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [У] и посмотрим, какое положение принимают наши губы? (губы вытянуты трубочкой). Звук У произносится плавно, протяжно, воздух выходящий изо рта, не встречает преград. Звук можно свободно петь, значит звук У –гласный.

- Этот звук гласный или согласный?(гласный)

Как вы определили что он гласный?.Правильно, потому что мы можем его пропеть и он не встречает преград.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

-Каким цветом будем обозначать этот звук?(красным)

Игра «Длинный – короткий»

У меня есть две полоски: одна длинная, одна короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук (У), а если покажу короткую – коротко.

-Давайте вспомним,  звуки мы что делаем (слышим и произносим)

-У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем).

-Звук У обозначается буквой У (показываю)

-Посмотрите на букву У. Из скольки палочек она состоит(из двух).

-Обратите внимание, что одна палочка - длинная, а другая короткая.

-Ребята, посмотрите на доску. Это буква У. Запомните, звук [У] на письме обозначается буквой У.

У – сучок

В любом лесу

Ты увидишь букву у.

-Давайте пропишем букву У в воздухе-

 -Давайте попробуем сделать букву У  из пушистых  проволочек.

  Физминутка.

Ветер дует нам в лицо (машут листочками на лицо)

Закачалось деревцо) (руки вверху, наклоны вправо – влево)

Ветер тише, тише, тише (опускают руки, приседают)

А деревцо все выше, выше, выше ( поднимают руки, встают)

Игра на ковре «Поймай звук»

-А сейчас мы с вами будем ловить звук У ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук У- тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.

У-а-у-и-о-и-у-а-ы-у-о-у

Ут, ам, ла, ко, ух, са, ах

Утка, нос, кубик, груша, глаз, утюг, мак.

Игра «А ну-ка, повтори» с  мячом

– Я буду бросать мяч, а вы повторять за мной

Ду-ду-ду  - дети бегают в саду

Су – су – су – тихо осенью в лесу

Ву- ву – ву – в лесу видели сову

Шу – шу – шу – веточкой машу.

Проходим к столам

-Ребята , давайте пальчики разомнем..

 Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с боьшого)

            Будем листья собирать (Сжимают и разжимают кулачки)

           Листья березы, листья рябины, листики тополя, листья осины

            Листики дуба мы соберем

            Маме осенний букет отнесем (шагают пальчики по столу)

Определение места звука в слове

Я сейчас буду показывать картинки со звуком «у», а вы должны определить место звука в словах (начало, середина, конец)

Усы, лук, лягушка, удочка, туфли, утка, паук, утюг

Работа на листках

-У вас на столах лежат листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!

 Написание буквы У в прописях.

Вот и последний осколок. Давайте соберем нашу букву. Какая  буква получилась  У). Букве У, какой звук соответствует ?  Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим, а буквы видим). Правильно. А сейчас давайте отправим в сказочное королевство нашу букву.

 Подведение итогов занятия.

-Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

-С какой буквой?

-Каким цветом обозначаем?

-Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

конспект НОД обучение грамоте "Космическое путешествие"

Итоговое занятие по обучению грамоте подготовительная группа.Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов.Закрепить представление о том, что речь состоит из предложений....

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в с...

конспект занятия по грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "На помощь Незнайке". Познакомить детей с буквой "Ш", закрепить навык проведения звукового анализа слов.

Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности; Закрепить у детей знание букв русского алфавита; Закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, с применением правил написания гласных...

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...