Проект по развитию речи "Учимся говорить, играя" (вторая младшая группа)
проект по развитию речи (младшая группа)
развитие речи детей через игровую деятельность и интеграцию областей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_razvitiyu_rechi.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Белочка» №36
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:
«Учимся говорить, играя»
Для детей второй младшей группы
Воспитатель: Кашина Екатерина Александровна
г. Ярославль, 2024
Проект по развитию речи «Учимся говорить, играя»
для детей второй младшей группы
Вид проекта: познавательно-речевой.
Продолжительность проекта: январь - май.
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность:
Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Благодаря речи малыши познают окружающий мир, выражают свои потребности, высказывают свои чувства. Развитие речи у различных детей происходит неодинаково. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное ускоренное развитие всей речи, у других малышей развитие речи отстает. Задача педагога-помочь детям развить речь.
Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста-игра, то и обучающий материал по развитию речи должен преподноситься в игровой форме. Он и усваивается быстрее и дает более высокие результаты. А игра, протекающая в коллективе, создает благоприятное условие для развития языка.
Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием речи.
Словесные, дидактические, настольно-печатные, хороводные и др. игры стимулируют речь детей и оказывают многогранное влияние на развитие ребенка.
Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе, а в отдельных случаях почти полное ее отсутствие.
Цель проекта:
Развитие речи детей через игровую деятельность и интеграцию областей.
Задачи проекта:
-целенаправленно обогащать словарь детей;
- развитие активной речи;
- формировать потребности детей в общении со взрослыми и со сверстниками посредством речи;
- формировать способность понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;
- формировать поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности (поддерживать ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает);
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
- формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;
- формировать умение понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.
Предполагаемый результат:
1. дети познакомятся с разнообразными играми, направленными на развитие связной речи;
2. дети научатся самостоятельно играть в настольно- дидактические игры;
3. участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия.
Этапы реализации проекта.
1. Организационно- подготовительный этап:
- подбор и изучение методической литературы по речевому развитию детей;
- подбор и разработка информационно-просветительского материала для родителей по теме;
- создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных
игр, пальчиковой и артикуляционной гимнастики;
- создание предметно-развивающей среды по теме;
- разработка плана по развитию речи по всем образовательным областям;
- создание «Центра развития речи» в группе;
- разработка итогового мероприятия .
2. Практический этап:
Образовательная область: «Речевое развитие.
Дидактические игры: - «Опиши предмет»
- «Расскажи мне»
-«Полезные прятки»
-«Чем похожи предметы, чем отличаются»
- «Назови предмет»
- «Составь рассказ по картинке» - «Назови ласково»
Образовательная область: «Познавательное развитие» Дидактические игры: -«Большие и маленькие»
- «Один-много»
- «Кто что ест»
-«Назови детенышей животных»
- «Что, где, когда»
-«Что нужно человеку»
- «Что с чем можно делать»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Дидактические игры: -«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»
-«Кому бы позвонить»
Хороводная игра: -«Заинька, походи…»
Русская народная игра: -«Зеркало»
Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».
Артикуляционная гимнастика:
«Сытый хомячок» , « Улыбка»,
«Бублик» , «Белочка» ,
«Слоненок» и др.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование: «Ягоды рябины», «Цветные клубочки», «Коврик для котят», «Воздушные шары».
Аппликация: «Консервируем фрукты», «Шарики катятся по дорожке», «Яблоки для ежат», «Листопад, листопад, листья желтые летят».
Лепка: «Оладушки», «Я в лесок пошел, я грибок нашел», «Витамины для ребят», «Баранки».
Театрализованная деятельность:
«Жили у бабуси», «Колобок»,
«Курочка Ряба»
Образовательная область: «Физическое развитие».
Подвижные игры со словами: -«Раздувайся пузырь»
- «У медведя во бору»
- «Лохматый пес»
- «Огуречик»
Пальчиковая гимнастика:
« Жил был зайчик», ««Вышла курочка гулять», «Ежик» , «Моторчик»,
«Черепашка»и др.
3. Заключительный этап.
1. Изготовление ЛЭПбука по развитию речи «Развиваем речь» (для детей 3-4 лет).
2. Оформление фотовыставки для родителей «Наши игры в детском саду».
3. Итоговое мероприятие: Постановка детьми русской народной сказки «Колобок».
Работа с семьей по реализации проекта:
Консультации: - «Роль семьи в речевом развитии ребенка 3-4 лет»
- «Игры по дороге в детский сад» (на развитие речи)
Беседа:- «Как развивать связную речь дома»
Литература.
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет.
2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду.
4. Интернет- источники.
Приложение.
1. Д/и «Опиши предмет»
Цель: учить детей составлять короткий описательный рассказ о каком –либо предмете в соответствии с планом (название, признаки предмета: цвет, форма, размер, материал; действия).
Например: Это яблоко. Оно круглое, красное. Его можно кушать.
2. Д/и «Расскажи мне…» (описание по картинке)
Цель: развивать речь, внимание, мышление, воображение, расширять словарный запас.
Описание: предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький, он не знает куда идти и т. д.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика, соседка и т. д.) . Куда они идут? (Домой, в детский сад и т. д.). Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные волосы, а у мальчика темные, короткие и т. д.). Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять. Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.
3. Д/и «Полезные прятки»
Цель: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.
Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то,о чем будет говориться в рассказе. Например: Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды он с другом (мамой) играл в прятки. Думал-думал и решил спрятаться под стол. Смотрит друг – нет мальчика. Где же он? Может быть под диваном? А может быть под стулом? А, вот он где –под столом. Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф и. т. д.
4. Д/и «Чем похожи предметы, чем отличаются»
Цель: развивать речь и логическое мышление.
5. Д/и «Назови предмет»
Цель: развивать речь, пополнить словарный запас детей.
6. Д/и «Составь рассказ по картинке»
Цель: развивать у детей умение составлять небольшой рассказ по картинкам.
7. Д/и «Назови ласково»
Цель: образование уменьшительно- ласкательных форм существительных (дом-домик).
8. Д/и «Большие и маленькие»
Цель: развивать внимание, память, учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Описание: раздать детям карточки с изображениями животных. Дети должны подобрать к взрослому животному одного или несколько детенышей.
8. .Д/и «Один-много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных. Например: шар-шары.
9. Д/и «Кто что ест»
Цель: закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи детей глаголы «ест», «лакает и т. д. Например: собака грызет косточку.
10. Д/и «Назови детенышей животных»
Цель: закрепить знания детей о животных, их детенышах, упражнять в правильном звукопроизношении. Развивать речевую активность. Учить правильному употреблению окончаний существительных в единственном и множественном числе.
11. Д/и «Что, где, когда
Цель: развивать речь, помочь усвоению грамматических форм слов.
Описание: бросая мяч ребенку, задавать вопросы:
- Где растут ветки? (На дереве)
- Где растут деревья? (В лесу)
Где растут листья? (На ветке)
Где живут рыбы? (В реке)
12. Д/и «Что нужно человеку»
Цель: развивать речь, воображение, память.
Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду и. т. д. Можно сочинить сказку о приключениях человечка.
13. Д/и «Что с чем можно делать»
Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов, воображение.
Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил-был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было 3 года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов.
14. Д/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения, развивать творческое воображение, активизировать в речи детей глаголы.
Описание: выбирается водящий, который выходит из группы, остальные дети придумывают, что будут изображать. Когда водящий спросит: Где вы были девочки и мальчики? Что вы делали?
Дети ответят : «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем». Дети молча показывают задуманное, водящий отгадывает.
15. Хороводная игра «Заинька, походи…»
Цель: помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь соответствующими движениями.
Описание: Воспитатель водит хоровод с детьми, проговаривая слова песни. Внутри хоровода находятся 2-3 ребенка. Они выполняют просьбы поющих детей (заинька, походи…. топни ножкой… попляши).
16. Русская народная игра «Зеркало»
Цель: учить детей вставать в круг, двигаться по кругу, повторяя движения за водящим и слова за воспитателем.
Описание: дети образуют круг. Воспитатель- водящий. Малыши двигаются по кругу, декламируя вместе с воспитателем:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Что нам Сашенька (Оленька) покажет,
Будем дружно выполнять!.
17. Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».
Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.
18. Д/и «Кому бы позвонить»
Цель: развивать речь; заложить основы этикета.
Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-либо по игрушечному телефону. Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.
19. П/и «Раздувайся пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
(Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг).
Он летел, летел, летел
И на ветку налетел.
Пш-ш-ш, и лопнул!
(После последних слов все дети опускают руки и присаживаются на корточки.
20. П/и «У медведя во бору»
На одном конце площадки «дом» медведя, на противоположном «дом детей». Педагог говорит идем гулять. Дети идут и говорят слова:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь не спит,
Все на нас рычит.
Медведь догоняет детей. Пойманного ведет к себе. Игра начинается сначала.
21. П/и «Лохматый пес»
Один из детей изображает «пса». Остальные тихонько подходят к нему, шепотом проговаривая слова:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять- дети разбегаются. Пес пытается их догнать.
22. П/и «Огуречик»
В одном конце площадки – педагог- «ловишка», в другом дети. Дети приближаются к ловишке прыжками на двух ногах и говорят слова:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик:
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают, ловишка их ловит.
23.Пальчиковая гимнастика
"Жил-был зайчик"
Жил-был зайчик –
(хлопают в ладоши)
Длинные ушки
(три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).
Отморозил зайчик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Носик на опушке
(трут нос).
Отморозил носик
(сжимают и разжимают пальцы обеих рук),
Отморозил хвостик
(гладят кобчик)
И поехал греться
(крутят руль)
К ребятишкам в гости.
Там тепло и тихо
(разжимают кулаки обеих рук),
Волка нет
(хлопают в ладоши),
И дают морковку на обед
(поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).
Пальчиковая гимнастика "Вышла курочка гулять"
«Вышла курочка гулять»
(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),
Свежей травки пощипать
(щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки
(бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко(хлопают в ладоши),
Не ходите далеко(грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите
(гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
(дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой - указательный, большой — средний и т.д.).
«Ёжик»
Предложить детям сделать из пальчиков ежика (сложить ладони, пальцы выпрямлены).
Ежик маленький замерз (прижать пальцы – ежик убрал иголки)
И в клубок свернулся.
Солнце ежика согрело (выпрямить пальцы – ежик показал колючки)
Ежик развернулся.
«Моторчик»
Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.
"Черепашка"
Черепашка,черепашка в панцире живет (поочерёдно стучим кулачками левой и правой руки по коврику или по столу)
Высунет головку и обратно уберёт (из кулачков высовываем указательные пальчики и убираем обратно в кулачок)
Черепашка, черепашка медленно ползёт,очень вкусный лист капустный на обед жуёт. (поочерёдно сжимаем и расжимаем кулачок обеих рук,выпрямляем левую ладошку,а правой гладим ладонь собирая пальцы вместе).
Черепашка,черепашка в панцире живёт,высунет головку и обратно уберёт(те же движения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...
Педагогический проект «Коммуникация –развитие связной речи у детей младшей группы»
Материал создан для повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мы...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе «Веселые пальчики»
В проекте, в который входит актуальность проблемы, способов решения, взаимодействия по данной теме с детьми и их родителями.Расширить знания родителей о развитии мелкой моторики и координации движений...
Педагогический проект по развитию сенсорных способностей в первой младшей группе «Разные цвета»
Развитие сенсорных способностей...
Проект по развитию речи для 2-ой младшей группы «К нам весна шагает»
Проект по развитию речи для 2-ой младшей группы «К нам весна шагает». Проект включает в себя наблюдения, дидактические, подвижные игры, продуктивную деятельность, работу с роди...
Проект Тема: «Развитие познавательных способностей детей 2 младшей группы через использование «блоков Дьенеша».
laquo;НЕ НАСИЛЬСТВЕННО ПРЕПОДАВАТЬМИЛЕЙШИЙ ДЕТЯМ НАУКУ, А ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ, ТОГДА ТЫ ЛУЧШЕ УВИДИШЬ,КТО К ЧЕМУ СКЛОНЕН» СОКРАТ...