приметы осени
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Родионова Вера Сергеевна

 Осенние приметы (ветер, дождь, листопад). Обогащение речи существительными, обозначающими предметы быта, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Положительный отклик на игровые действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primety_oseni.docx278.15 КБ

Предварительный просмотр:

7fbbbc18-cd20-5481-85da-86a1a559e10f.jpg

Цель:

- продолжать учить детей составлять рассказ по сериям картин «Времена года – осень;

- развивать воображение и творческие способности детей, активизировать речь;

- познакомить детей со стихами об осени;

Задачи:

- знакомить с осенними приметами (ветер, дождь, листопад);

- обогащать речь существительными, обозначающими предметы быта, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;

- вызывать положительный отклик на игровые действия.

Оборудование:

Демонстрационный материал ("Осень", 2 листочка с загадками, картинки- помощники к загадкам, мяч, презентация "Время года – осень", игрушки.

Место проведения: учебная комната.

Предварительная работа: перед занятием обратить внимание детей на небольшую выставку книг на тему осень. Попросить запомнить или отметить закладками понравившиеся рисунки.

img2.jpg

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по осенней тропинке.

Дети идут по тропинке из листьев.

Ребята, а куда нас привела тропинка?

Дети. В осенний лес.

Воспитатель. А по какой тропинке мы сюда пришли? Как можно её назвать?

Дети. По осенней, из листьев.

Воспитатель. Проходите, пожалуйста, садитесь на волшебные пенёчки.

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

О каком времени года говорится в этой загадке?

Дети. об осени.

Воспитатель. Назовите, пожалуйста все осенние месяца.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать об осени?

Дети. золотая, дождливая, поздняя, ранняя, снежная.

Воспитатель. Молодцы. Как можно осень назвать ласково?

Дети. Золотая, красивая, радужная.

Воспитатель. Вы описали осень. Послушайте, как описывает осень поэт.

Осень.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт.

Ребята, какое время года описывает поэт К. Бальмонт в своём стихотворении?

Дети. Осень.

Воспитатель. Какое явление природы описывается в этом стихотворении?

Дети. Холод, дождь, птицы улетают.

Воспитатель. Ребята посмотрите, пожалуйста, на картинку. Какое время года здесь изображено? Почему вы решили, что на картине осень?

Дети отвечают.

Посмотрите, пожалуйста, на картинки и скажите, какие изменения происходят с природой, животными, людьми, птицами?

Дети отвечают.

Ребята, осенью некоторые птицы остаются зимовать, но под снегом им тяжело отыскать себе пищу. Как вы думаете, как им можно помочь?

Дети. Нужно сделать им кормушки на зиму.

Воспитатель. А как называют птиц, которые не улетают в тёплые края, а остаются зимовать?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. Правильно. А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Дети встают в круг, проводится физкультминутка.

Физкультминутка.

«Гриб»

Гриша шёл-шёл-шёл, шагаем на месте

Белый гриб нашёл. хлопки в ладоши

Раз-грибок, наклоны вперед

Два грибок, наклоны вперёд

Три грибок, наклоны вперёд

Положил их в кузовок. шагаем на месте

(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными).

Ребята, посмотрите, какие большие и красивые листочки есть у меня. С каких они деревьев, кто знает? Эти листочки не простые, а с загадками.

Листья жёлтые летят,

Падают, кружатся.

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся!

Что за жёлтый снегопад

Это просто….

(листопад).

Пришла без красок.

И без кисти.

Но перекрасила все листья.

(осень).

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это….

(дождь).

Рыжий Егорка

Упал на озёрко

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(осенний лист).

Сентябрёв - внук

Октябрёв - сын

Зиме родной - брат.

(ноябрь).

Ребята, так без чего не бывает осень?

Дети. Без дождей, без листопада.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Люди много наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, которые помогали «приспособиться» к природе. Давайте поиграем в игру «Вспомни примету».

Дети встают в круг, игра проводится с мячом.

1. Урожай на рябину – к морозной зиме.

2. Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.

3. Весна даёт цветы, а осень – плоды.

4. В сентябре лето кончается, - осень начинается.

5. Много воды – много травы.

6. Иней на деревьях – значит быть морозу.

Ребята, о каком времени года мы с вами говорили?

Дети. Об осени.

Воспитатель. Что вам больше всего нравится делать в это время года?

Дети. Играть, бегать.

Воспитатель. Ребята посмотрите какая красивая корзинка, давайте посмотрим, что тут лежит. (смотрим в корзинку, там листики). Я рада, что вы знаете так много интересного об осени, и хочу подарить вам листочки.

Литература.

1. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду.

2. И. Г. Семеренко. В мире природы. Пособие для детей, родителей и преподавателей.

3. Времена года в старых русских пословицах.

4. Наглядно дидактическое пособие рассказы по картинкам «Времена года».

5. О. С. Ушакова. Программа развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...

«Осень. Приметы осени»

Тема: «Осень. Приметы осени»Период: с 28. 09 по  09.10 .15 г.Задачи: Способствовать формированию представлений об осени как времени года, о существенных признаках сезона: похолодании, сокращении ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»

Конспект с мнемотаблицей для составления описательного рассказа....

«Планирование воспитательно-образовательного процесса» НА СЕНТЯБРЬ МЕСЯЦ Тема периода "Осень. Приметы осени"

Осень. Приметы осени(ягоды, хлеб, деревья, листва, части деревьев)Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного по...

Лексическая тема "Осень. Приметы осени. Деревья осенью"

С 23 по 27 сентября изучали с детьми лексическую тему "Осень. Приметы осени. Деревья осенью". Здесь родители могут найти материал по закреплению с детьми знаний и умений, полученных в детско...

Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»

Практическое занятие в семейном кругу. Пересказ рассказа «Осень под водой» в рамках тематической недели «Осень, приметы осени»...