Пальчиковые игры в младшей группе
картотека по развитию речи (младшая группа)

Бондаренко Любовь Леонидовна

Пальчиковые игры

 Данная методическая разработка предназначена для группы раннего возраста.

 Подбор практического материала для развития мелкой моторики детей 2 –3лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с пальцами

Стимуляция детских пальчиков и ладони ведет к совершенствованию мелкой моторики руки, что влияет на развитие речи малыша, его мышление и интеллект в целом. Рука имеет в головном мозгу большое представительство. Через миллионы нервных окончаний поступает к нему тактильная информация, обрабатывается и откладывается в виде приобретенного опыта, используемого в нужный момент.

Ученые выявили, что пальчиковые игры способствуют выработке детьми схемы своего собственного тела, предотвращают невротизацию, развивают фантазию, координацию движений, служат в целях релаксации и приготовления руки сначала к письму, а затем к труду. Сопровождаемые музыкой или пением, пальчиковые игры развивают музыкальные способности, позволяют отвлечься от скуки, подпитывают эмоциональную сферу. В настоящее время они входят в систему коррекционных мероприятий для детей с нарушениями речи, ДЦП и другими расстройствами.

Пальчиковые игры

 Данная методическая разработка предназначена для группы раннего возраста.

 Подбор практического материала для развития мелкой моторики детей 2 –3лет

Сентябрь

1. «Ладушки – ладушки»

Цель: формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на

совместную работу, развивать ощущение собственных движений.

Ход игры:

Ладушки – ладушки! (хлопаем в ладоши, сопровождая действия

стихотворным текстом)

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

2. «Как у нашего кота»

Цель: Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры:

Как у нашего кота (дети выполняют движения, сопровождая их

стихотворным текстом)

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки беленькие.

3. «Ладошки»

Цель: Развивать моторику рук.

Ход игры:

Ладошки вверх, ладошки вниз (дети выполняют движения, сопровождая их

стихотворным текстом)

Ладошки на бочок–

И сжали в кулачок.

4. «Мальчик – пальчик»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

(Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой

руке.)

Пальчик – мальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец)

Я на речке братьев мыл. (Моют ручки)

С этим братцем в лес ходил, (Поглаживают указательный палец)

С этим братцем щи варил, (Средний палец)

С этим братцем кашу ел, (Безымянный палец)

С этим братцем песни пел. (Мизинец.)

Октябрь

1. «Где же ручки»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры:

Где же, где же наши ручки, (Прячут руки за спиной)

Наши ручки, наши ручки? (2 раза)

Вот ручки, наши ручки, (Выполняют движения «фонарики»)

Пляшут, пляшут наши ручки (Сжимают и разжимают кулачки)

Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали стоп!

Где же, где же наши ножки, (Приседая, закрывают ножки руками.)

Наши ножки, наши ножки? (2 раза)

Вот ножки, наши ножки (Выставляют ножки на каблучок)

Пляшут, пляшут наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки.

Поплясали стоп!

Где же, где же наши детки… (Закрывают лицо ладонями)

Вот детки, наши детки (Хлопают ладонями по груди)

Пляшут, пляшут наши детки (Подпрыгивают на месте.)

Поплясали, стоп!

2. «Рисование»

Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры: (Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно

рисовать на столе, коленях, полу и животе.)

Мы кружок нарисовали,

Наши пальчики устали

Мы черту нарисовали,

Наши пальчики устали

Мы руками потрясём,

Рисовать опять начнём.

Мы волну нарисовали,

Точки мы нарисовали,

Наши пальчики устали,

3. «Пальчик - пальчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать

речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход занятия:

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)

Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши)

Ножками топай, топай (2 раза)

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)

Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)

Ноябрь

1. «Сидит белка на тележке»

Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры: (Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки,

начиная с большого пальца)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:(Загибает:)

Лисичке - сестричке, (Большой палец)

Воробью, (Указательный палец)

Синичке, (Средний палец)

Мишке толстопятому. (Безымянный)

Заиньке усатому. (Мизинец)

2. «Капуста»

Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры:

Мы капусту рубим, рубим, (Движения прямыми ладонями вверх, вниз)

Мы капусту солим, солим, (Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту трём, трём, (Потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем, жмём. (Сжимать и разжимать кулачки).

3. «Пальчики»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать

речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры: (Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем

сгибать их в том же порядке.)

Раз – два – три – четыре – пять –

Вышли пальчики гулять.

Раз – два – три – четыре – пять –

В домик спрятались опять.

Декабрь

1. «Кошка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать

речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход занятия:

Точит кошка коготки, очень острые они (царапают коготками коленки)

А кошачьи лапочки - мягкие как тапочки (плавно выставляют вперед то

одну, то другую руку)

Спрячет коготки в подушки, (широко расставляют пальцы и сжимают их в

кулачок)

И почешет лапкой ушко (гладят рукой ухо)

Молочка попьет из миски (делают из рук миску и подносят её к рту)

Очень ласковая киска (гладят руки)

2. «Комар»

Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры:

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальцем вокруг уха.)

Летят осы вокруг носа, (водим пальцем вокруг носа.)

Летит комар, на лоб оп (пальцем дотрагиваемся до лба.)

А мы его хлоп (ладошкой до лба.)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху.)

Отпустим комара? отпустим! ( подносим кулачок ко рту и дуем на него,

разжимая ладошку)

Январь

1. «Всех помощников…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать

речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Всех помощников опять (Хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую)

Надо быстро сосчитать: (в соответствии с текстом

стихотворения пальцами одной руки растираем на другой руке)

Этот брат дрова рубил, (большой палец)

Этот братец щи варил, (указательный)

Этот брат готовил кашу (средний)

На семью большую нашу.

Этот веником махал,(безымянный)

Чисто – чисто подметал.

Ну а этот маленький (мезинец)

Спал у нашей маменьки.

(Затем повторяем на второй руке, растираем пальцы , начиная с большого)

2. «Два маленьких кузнечика…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать

речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Два маленьких кузнечика (Указательными и средними пальцами обеих рук)

Потопали на речку. («шагаем» по столу)

Воды они боялись (Поглаживаем ладонями поверхность стола.)

И в речке не купались.

На скрипочках играли – (Поочередно ребром одной ладони растираем)

Всех рыбок распугали. (Боковую поверхность указательного пальца другой.)

Февраль

1. «Паучок»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать

речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:( Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а

затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют

стряхивающее движение «дождик»)

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу, по коленям)

Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к

другу, пальцы растопырены, качают руками «солнце светит»)

Паучок ползёт опять, (действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

2.«Шалун»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать

речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:( На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На

следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием

соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки

брать мизинчик и слегка покачивать.)

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

Март

1.«Встали пальчики»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: (Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца.

Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить».

Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжимать, широко

расставив пальцы в стороны.)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – «Ура!»

В детский сад идти пора!

2. «Мизинчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать

речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:( Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы,

начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем

касаться друг друга.)

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

Апрель

1. «Вымыли мы ручки»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать

речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры:

Вымыли мы ручки, (Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем)

Вымыли мы ножки, (руками щиколотки)

Поиграли в ладушки, (Хлопаем в ладоши)

Ладушки – ладошки!

Во дворе цыплятам (Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим)

Накрошили крошек

Поиграли снова (Хлопаем в ладоши)

В ладушки – ладошки!

Гладили котёнка (Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону

другой,затем меняем руки и повторяем действие)

Чистыми ладошками,

С ними поиграли (Хлопаем в ладоши)

В ладушки – ладошки!

Улеглись ладошки (Кладём кисти рук на стол ладонями вниз)

Прямо на дорожку…

Как они устали – (Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону

другой, затем меняем руки и повторяем действие)

Ладушки – ладошки!

2. «Пчёлки»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: (Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы

растопырены «Ёлка». На второй руке пальцы смыкаются в

кольцо «улей». «Улей» прижат к ёлке.)

Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в «улей»)

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке, (Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки)

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и

шевелят)

Раз, два, три, четыре, пять (пчёлки летают)

Май

Повторение изученных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для младшей группы

Картотека пальчиковых игр, упражнений....

Картотека пальчиковые игры, первая младшая группа

Картотека пальчиковой гимнастики, первая младшая группа;По темам недели учебного года...

Пальчиковые игры для младшей группы

Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ. Уже давн...

«Пальчиковые игры» в младшей группе.

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение....

«Осенние» пальчиковые игры в младшей группе.

Развитие речи у детей напрямую связано с развитием мелкой моторике рук и тонких движений пальцев. Дело в том, что благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует окружающий мир. Эти о...