Конспект интегрированной НОД (по развитию речи) "Составление описательного рассказа по пейзажной картине" в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ремизова Татьяна Алексеевна

 

Конспект интегрированной НОД (по развитию речи)

"Составление описательного рассказа по пейзажной картине"

 в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannoy_nod_po_razvitiyu_rechi.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

"Составление описательного рассказа по пейзажной картине"

Цель: составление описательного рассказа по пейзажной картине.

Задачи

 -   Расширять словарь детей прилагательными для описания.

 -   Развивать умение составлять небольшие творческие рассказы от лица персонажа.

  -  Развивать наблюдательность и ассоциативное мышление.

  -  Развивать коммуникативные навыки в работе малыми группами.

Материалы: веревка с прищепками, картинки с осенними изменениями в природе, грибочки, осенние листья, овощи, осенние цветы, рамки разной формы из цветного картона, фотоаппарат и ноутбук, альбомные листы, кисточки и краски.

Ход  НОД

Образовательная деятельность проходит осенью. На участке детского сада, на котором развешены, на веревке картинки с осенними изменениями в природе.

Педагог: Ребята, что это за картинки развешаны? Давайте их рассмотрим. Как вы думаете, кто их развесил? (Осень) Мне кажется, что эти картинки – это  подсказка для нас. О каких осенних изменениях в природе можно сказать глядя на них?  Дети называют осенние изменения, картинки служат опорой: пожелтели листья, трава пожухла, поникли цветы, прохладно, ветер прохладный, погода переменчивая, небо затянуто облаками, в ясную погоду в воздухе летают серебристые нити - паутинки, дни становятся короче, птицы улетают в теплые края и т.д.

Педагог: Ребята, давайте еще поищем, какие следы оставила осень на нашем участке.

Дети находят грибочки, красивые осенние листья, овощи, осенние цветы.

Педагог: Ребята, давайте мы с вами поиграем. Вы будете передавать осенний лист, и называть:

пять названий деревьев (береза, клен, дуб, рябина, тополь)

пять названий грибов (подберезовик, лисички, опята, грузди, масленок)

пять признаков осени (летает паутинка, листья пожелтели, дуют холодные ветра, утром бывают туманы, насекомые исчезают)

пять перелетных птиц (ласточка, жаворонок, утки, лебеди, скворец)

пять цветов осени!  (золотой, красный, багряный, коричневый, желтый)

Педагог: А теперь, ребята, давайте, вы будете передавать  гриб и продолжать  предложение:

- Осенний листочек похож на …

- Осенняя тучка похожа на …

- Осенняя погода похожа на…

- Пенек на полянке похож на …

Педагог: А теперь вообразите, что вы: осенний ветерок, листочек, тучка, или дождик и расскажите, что с вами может приключиться? Когда рассказываете, говорите «Я», а не «ОН».

Например: Я осенняя тучка, я плыла по небу и встретила солнышко. Солнышко мне сказало, чтобы я уходила, и вдруг подул легкий ветерок, и я полетела путешествовать по всему миру.

Педагог: Ребята, можно ли осень назвать художницей? Какими красками пишет свои картины художница-осень? Какие картины она написала?

Педагог: Верно, осень-художница раскрасила деревья ярко-желтыми красками, рябину украсила яркими бусами, землю укрыла золотым ковром из листьев. Подует легкий ветерок, и закружатся листочки. Трава местами еще зеленая, а местами сменила свой цвет на желтый. Доцветают последние цветы на клумбах, золотые лучики солнца уже не жгучие, а теплые. Птицы готовятся к отлету в теплые края.

Педагог: Давайте мы тоже превратимся в художников, и «нарисуем» осенние картины словами. Выберите из нашей корзинки подарок осени, а теперь поделитесь на группы: грибочки к грибочкам, листочки к листочкам, цветочки к цветочкам, овощи к овощам.

Ребята - Художники все картины оформляют рамкой. Каждая группа выбирает  рамочку для своей картины.

Педагог: Ребята, а теперь вам нужно описать место и пейзаж: что вы видите в этой рамке?  Но прежде внимательно посмотрите и подумайте, о чем будете рассказывать.  Ведь мысль – это как клубочек ниток. Когда о чем-то рассказываешь, старайтесь не упустить клубочек из виду, а то можно запутаться. Вспоминайте все красивые слова, которые мы сегодня говорили об осени. Всмотритесь в свою картину.  Что вы там видите?

Какое небо? Какое солнышко? Есть ли на небе облака? Какие они? Какие деревья? Какая трава? Какая земля? Какие звуки вы слышите? Что вы чувствуете? Чем пахнет на вашей картине? (прелыми листьями)

Дети выбирают место на участке  для описания.

Берут рамку и «наводят» ее на пейзаж. Получается вид в рамке.

Индивидуальная работа с каждой группой

Дети сочиняют рассказ о своей картине.

Педагог фотографирует каждую картину, затем приглашает всех ребят  на выставку картин, которую показывает на ноутбуке.

Педагог: Ребята, расскажите, пожалуйста,  о своей картине.  Старайтесь так описать свою картину, чтобы каждому захотелось ее увидеть. Договоритесь, кто начинает рассказ, кто продолжает, кто заканчивает.

Каждая группа рассказывает о своей картине.

Педагог: Ребята, вы всё рассмотрели? Какая деталь особенно запомнилась?  Обратите внимание на дерево: какой ствол? Какая кора? Какой узор? У каждого дерева свой образ, они что-то или кого-то напоминают.

 Педагог: Ребята, а как бы вы назвали свою картину одним словом? Двумя или тремя словами?

Рефлексия:

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, понравилось ли, вам, создавать картины? Помогла ли рамка создать, вам, словесную картину? Какая картина вам запомнилась больше всего и почему? Ребята, а можем ли мы сами написать осенние картины? А чем можно нарисовать такие картины?(ответы детей)

Педагог: Сегодня я предлагаю нарисовать картину необычным способом: с помощью осеннего листа. Такая техника рисования называется отпечаток или оттиск.  

Рисование мы продолжим  в группе. А для этого каждый из вас должен взять с собой с участка понравившиеся осенние листочки.  Выбирайте более рельефную выпуклую сторону листа. Потому что с помощью кисти мы будем наносить краску  на лист и отпечатывать его на листе бумаги.

Не забывайте, какие у осени цвета?  (желтый, красный, оранжевый, зеленый, коричневый).

Дети поднимаются в группу и приступают к рисованию – оттиску осенних листьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Составление рассказа по пейзажным картинам» в подготовительной группе

Программное содержание:1. Закрепить умение составлять рассказы по пейзажным картинам ранее рассмотренным, употребляя образные выражения, красочные прилагательные.Картины: Глущенко «Зимний день»Шишкина...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Составление описательного рассказа по пейзажной картине»

Конспект предназначен для воспитателей детского сада подготовительной группы по развитию речи....

Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».

         Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...

Открытая образовательная деятельность по развитию речи "Составление описательного рассказа по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Задачи:1. Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно её рассматривать;2. Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине;3. Обогащать...

Конспект интегрированной НОД (по развитию речи) "Составление описательного рассказа по пейзажной картине"

Конспект интегрированной НОД (по развитию речи) "Составление описательного рассказа по пейзажной картине"...