«В гостях у насекомых»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Ильченко Елена Владимировна

Статья.

Методическая разработка «В гостях у насекомых».

Дети средней группы с НОДА

Цель: познакомить детей с обобщающим понятием насекомые; названиями и частями тела насекомых, местами их обитания

Задачи:

Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности.

- воспитание бережного отношения к природе

- создавать условия для проявления эмоциональной отзывчивости, инициативы на основе сотрудничества со взрослым

Развивающие:

- создать условия для развития мыслительных процессов детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику;

- развивать общую и мелкую моторику,

- развивать умение к внимательному наблюдению за действиями педагога и одновременно слушанию его указаний;

Обучающие:

- совершенствование грамматического строя речи( образование притяжательных прилагательных и правильного употребления предлогов);

- уточнение и расширение словаря по теме

- формировать навыки связной речи у детей;

- совершенствование диалогической речи, обучение ответам на поставленные вопросы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья Ильченко Е.В.11.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Ильченко Е.В.

Пояснительная записка

  Группа: средняя с НОДА (краткое описание)

План проведения совместной деятельности в формате ФГОС ДО ( «Насекомые» )

 Тема: «В гостях  у насекомых» (название ОД для детей)

Дети средней группы с НОДА

Цель: познакомить детей с обобщающим понятием насекомые; названиями и частями тела насекомых, местами их обитания

Задачи:

Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности.

- воспитание бережного отношения к природе

- создавать условия для проявления эмоциональной отзывчивости, инициативы на основе сотрудничества со взрослым

Развивающие:

- создать условия для развития мыслительных процессов детей: зрительное и слуховое восприятие, память, логику;

- развивать общую и мелкую моторику,

- развивать умение к внимательному наблюдению за действиями педагога и одновременно слушанию его указаний;

Обучающие:

- совершенствование грамматического строя речи( образование притяжательных прилагательных и правильного употребления предлогов);

- уточнение и расширение словаря по теме

-  формировать навыки связной речи у детей;

- совершенствование диалогической речи, обучение ответам на поставленные вопросы

Планируемые результаты:

Целевые ориентиры

Образовательные результаты

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок актуализирует жизненный опыт с помощью вычленения важных для него отличительных признаков объекта

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, построения речевого высказывания в ситуации общения

Ребенок отвечает на вопросы педагога, делает предположения, доказывает свою точку зрения

Ребенок интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы

Ребенок отвечает на вопросы педагога, используя операции сравнения, обобщения, ассоциации для получения представления о диких животных и их жилищах.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

Ребенок самостоятельно и совместно с другими детьми выполняет поставленные задачи, овладевая различными видами деятельности.

Организация пространства: в разных частях группы и за столом.

Материалы к совместной деятельности: наглядный материал (изображения предметов, коллективная аппликация «полянка», плоские изображения насекомых и полянка с силуэтами насекомых.), объемные и плоские фигурки насекомых, разрезные картинки, мнемокартинки со схематическим изображением предлога.

Задача

Расположение детей

Материал

Действия педагога

Действия детей

Вызвать интерес детей к теме. Создание игровой ситуации

Дети стоят перед доской, на котрой размещен  демонстрационный материал (предметные картинки).

 

Изображения насекомых

Воспитатель обращает внимание на доску. Разглядывая насекомых, читаем стихотворение (см. приложение).

-Ребята, на полянке собрались насекомые.

-Давайте рассмотрим их. И прочитаем стихотворение.

Словарная работа со стихотворением.

Воспитатель обращает внимание на понятие мотылек :

- Кто это? Объясните.

- Обращаем внимание, что паук — это не насекомое, отличается строением от насекомых (8 лап).

Проявляют интерес к картинкам.

Дети помогают педагогу читать стихотворение (вставляют названия насекомых и помогают пальчиками считать количество насекомых))

-пчела

шмель-мотылек

-два жука и стрекоза

- муравьи

- паук

- маленькая бабочка

Организация игровой ситуации. Развитие зрительного и слухового восприятия.

Дети стоят вокруг стола.

Коллективная аппликация «Полянка», фигурки насекомых и силуэты насекомых лежат на столе

- Давайте знакомых насекомых выпустим на полянку ( используем фигурки насекомых)

Дети рассматривают материал

Вызвать интерес и желание у детей к решению поставленных задач.  сформировать умение находить насекомое по силуэту.

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Дети стоят рядом с воспитателем у стола с материалом

Объемные фигурки насекомых и полянка для плоских изображений насекомых.

- Закройте глаза, смотрите, насекомые спрятались!

И полянка с насекомыми накрывается тканью.

- Посмотрите, в маленьком домике остались только силуэты насекомых. Давайте определим чей это силуэт!

-Обращаем внимание, что появилась улитка, которая очень часто присутствует в мире насекомых, но таковым не является, это моллюск!

Дети открывают глаза. Выбирают себе плоское изображение насекомого, называют его и соотносят с тенью на полянке.

Дети за воспитателем повторяют хором новое слово «моллюск»

Переключить на другой вид деятельности,

снять усталость и напряжение, восстановить работоспособность

Дети стоят рядом с воспитателем в центре группы

Логоритмика (текст- см. приложение)

Педагог показывает движения в соответствии с текстом и произносит отчетливо звуки, которые издают насекомые.

Дети выходят в центр группы и выполняют с воспитателем речь с движением

Вызвать интерес и желание у детей к решению поставленных задач.  сформировать умение составлять изображение насекомого из 4-6 частей.

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Дети за столами, перед ними лежат разрезные картинки (  у каждого своя)

Разрезные картинки с изображениями насекомых .

Схемы карточек -предлогов (к, на, в, над)

Воспитатель напоминает из каких частей состоит насекомое (голова, грудь, брюшко, 6 лап)

- Перед вами лежат картинки, давайте узнаем , какое насекомое у каждого из вас!

- Все собрали, какие молодцы!

Отработка правильного употребления предлогов.

-А теперь, определим местоположение насекомых.

Посмотрите на картинки и определите, где находится насекомое.

По окончанию  игры воспитатель просить встать в центр группы

Дети повторяют названия частей насекомого за воспитателем.

Затем каждый приступает к работе по собиранию изображения.

При необходимости воспитатель оказывает помощь.

Каждый ребенок называет свое насекомое.

Ответы по желанию детей и просьбе педагога.

Ребенок называл насекомое и отвечал по схеме.

- Пчела забралась в цветок

-Гусеница ползет к цветку

- Божие коровки летают над травой

Бабочка села на цветок

Вызвать интерес и желание у детей к решению поставленных задач.  сформировать умение подбирать однокоренные слова и  притяжательные прилагательные, на основе слов ( пчела, пчелка, пчелиное, пчеловод, муравей муравейник, муравьишка, муравьище, муравьиный )

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Дети стоят в центре группы

Игра на слух.

Воспитатель называет слова

( пчела, муравей)

- давайте поиграем со словами, которые являются родственными и образуются от слов названий насекомых.

Воспитатель исправляет ошибки., затем хором повторяют однокоренные слова, закрепляя правильное произношение.

Дети слушают задание.

Отвечают на вопрос воспитателя.

- Муравьевый — воспитатель исправил ошибку.

- Муравейник

- Пчелиный

-

Рефлексия

Дети стоят в центре группы

Закрепление материала, ответы на вопросы.

Воспитатель:

- У кого побывали в гостях ?

- Кто спрятался в разрезных картинках?

- Кто летает, кто ползает, кто бегает?

- Кто самый трудолюбивый?

- Вы сегодня большие молодцы.

Всем спасибо.

Отвечают на вопросы воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...

Консультация для родителей "Осторожно, насекомые" С наступлением лета ребенка подстерегает больше опасностей. Одной из них являются насекомые. Задача родителей - защитить детей от укусов насекомых....

Лето – особенный период в жизни ребенка, широко открывающий дверь в мир природы, дающий малышу, при поддержке взрослых, уникальную возможность познания, новых открытий, созидания и общения. В с ...