Проект "Сказка к нам приходит в дом"
проект по развитию речи (младшая группа)

 Гордеева Ольга Геннадьевна

    С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями, учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mladshey_gruppe_skazka_k_nam_prihodit_v_dom.docx54.24 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Сказка к нам приходит в дом»

(младшая группа)

Вид проекта: творческо-познавательный.

Продолжительность: краткосрочный (3 недели)

Участники: воспитатели, дети, родители.

Актуальность

          Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Через устное народное творчество, ребёнок не только овладевает родным языком, осваивает его красоту, но и приобщается к культуре, традициям своего народа.

        Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.Именно сказки являются неотъемлемой часть развития речи детей.  

Цель: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

Задачи:

  • Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
  • Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
  • Формировать умение отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.
  • Развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
  • Воспитывать навыки аккуратного общения с книгой.

Предполагаемый результат проекта:
Дети:
• познакомить с фольклором русского народа;
• способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок;
• развивать артистические способности посредствам участия в простых инсценировках сказок;
• развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;
• совершенствовать ситуативно-деловую форму общения со взрослыми
Родители:
• создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
• развитие совместного творчества родителей и детей;
• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Реализация проекта

Подготовительный этап

• Подбор методического материала
• Подбор игрового материала
• Планирование работы

Основной этап

Образовательные области по ФГОС ДО

                          Содержание

проекта

Формы и методы

  Цель

Работа с родителями:

 

Памятка «Значение сказок в жизни ребенка»

Рекомендации для родителей «Ребенок и книга».

 Подбор раскрасок на тему «Русские народные сказки».

 Изготовление масок для сказок.

 Изготовление книжки-малышки «Сказка про Колобок».

 Организация выставки творческих работ «В мире сказок».

Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности. Знакомить с информацией о значении влияния сказки на жизнь ребенка.

Речевое развитие

Занятие по развитию речи

Чтение русской народной сказки "Кот, петух и лиса".

Познакомить детей со сказкой "Кот, петух и лиса" (обраб. М. Боголюбской). Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

Развивать и активизировать речь детей.

Художественно-эстетическое развитие

Лепка «Угостим козлят».

Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Физическое развитие

Занятие по физическому развитию «Колобок»

Закрепление пройденного в основных видах движений. Совершенствовать навыки коллективных игр.

Совместная деятельность

Чтение и прослушивание сказок (аудиозаписи): "Колобок", "Репка", "Теремок", «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Три медведя».

Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Будем с книгами дружить, будем книгой дорожить".

Разучивание пальчиковой гимнастики: «Теремок», «Овощи», «Колобок».

Разгадывание загадок про сказки и сказочных героев.

Театрализованные игры:

 настольный театр, маски.

Дидактические игры:

«Кто за кем?».

«Сложи картинку».

«Кто как кричит? »

 «Чудесный мешочек»

«Собери картинку».

«В какую сказку попал Колобок? ».

«Расскажи о картинке».

«Из какой сказки герой?».

Подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса».

Хороводные игры: «Заинька попляши…»

Конструирование: «Домик для зверят по сказке "Теремок".

Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок.

Развивать у детей умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказки.

 

 

 

Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь, способствовать раскрепощенности.

Заключительный этап

Итоговое мероприятие: развлекательный досуг «Сказка к нам приходит в дом»

Цель: создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости.

Результаты реализации проекта:

Дети познакомились со сказками, научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, количество, счет.

 Дети познакомились с театральными постановками.

У детей создано радостное, настроение; сформирован интерес к совместному народному творчеству, благодаря совместной деятельности.

Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада.

   Таким образом, проект выявил положительные результаты в работе с детьми, показал, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.

Приложение

Конспект итогового мероприятия.

Развлекательный досуг «Сказка за сказкой»

Цель: создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости.

Задачи:

- обобщить знания детей о сказках; воспитывать у детей желание помогать и сопереживать; 

-развивать память, мышление, внимание; воспитывать интерес, народной мудрости; 

-развивать связную речь детей, интонационную выразительность, творческие способности;

воспитывать интерес к сказкам, родному языку.

 

Материалы:

Костюм Сказочницы, Мышки, Зайца, Лисы, Волка, Медведя, теремок, маски к сказке «Репка», аудиозаписи.

Ход досуга:

1. Организационный момент. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.

Появляется Сказочница с белкой.

- Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости с белочкой. Давайте расскажем про белочку стишок.

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке - сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке ушастому

(дети загибают по счету пальцы).

Воспитатель: Сколько орешков продала белка? (ответы детей)

Белка: Ребята, а ещё я очень люблю ореховое варенье.

Показывает воспитатель действия языком из упражнений артикуляционной гимнастики «Язычок вышел погулять», «Вкусное варение».

2. Беседа по сказке «Колобок». Отгадывание загадок.

Белка: Ребята, у меня есть веселый сказочный друг. А как его зовут, попробуйте отгадать.

Загадка

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол.

И от бабушки ушел.

У него румяный бок…

Вы, узнали?

Воспитатель: А, из какой он сказки?

Дети: Из сказки «Колобок».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы вместе с Белкой мы вспомним эту сказку. Белка, а какая это сказка - русская народная или нет?

Белка: Русская народная.

Воспитатель: Ребята, а почему русская народная?

Дети: Русская народная, потому что её придумали люди.

Воспитатель: Ребята, как начинается сказка «Колобок»?

Дети: Жили-были дед да баба.

Воспитатель: Из чего сделала бабушка колобка?

Дети: Из теста.

Воспитатель: От кого ушел колобок?

Дети: От бабушки и дедушки.

Воспитатель: А куда покатился колобок?

Дети: В лес.

Белка: Я вам сейчас загадаю загадку, и вы узнаете, кого он встретил первым.

Загадка

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

На экране появляется слайд зайца и колобка на фоне леса.

Воспитатель: Кого первого встретил колобок на своем пути?

Дети: Зайку.

Воспитатель: Опишите зайку. Какой он? (Ответы детей) Что любит зайка кушать?

Дети: Капусту, морковку.

Воспитатель: Что потом случилось с колобком?

Дети: Колобок спел песенку свою и убежал от зайца.

Воспитатель: А зайка ходит или прыгает?

Дети: Прыгает.

Воспитатель: Белка, давай ты снами попрыгаешь как зайка.

Дети прыгают и рассаживаются на ковре полукругом.

Воспитатель: Кто помнит песенку колобка, и споёт её нам?

Если дети испытывают затруднения, воспитатель включает песенку в грамзаписи.

Песенка:

Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешён,

Да в масле пряжён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, не хитро уйти!

Воспитатель: После зайца, колобок кого повстречал?

Дети: Волка.

На экране появляется слайд с изображением волка и колобка.

Воспитатель: Какой волк на экране?

Дети: Серый, злой.

Воспитатель: Как рычит волк?

Дети: Р-р-р.

Воспитатель: Колобок убежал от волка?

Дети: Да!

Воспитатель: Кто споет песенку колобка?

Песенка:

Я по коробу скребён,

По сусеку метен,

На сметане мешён,

Да в масле пряжён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волк, не хитро уйти!

3. Игра «Зайка серенький сидит».

Белка: Ребята, я знаю интересную игру «Зайка серенький сидит» и предлагаю вам на коврике в неё поиграть.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(прыжки на месте)

Вот так, вот так

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

(сесть на место)

4. Продолжение беседы по сказке.

Воспитатель: Потом, кого встретил колобок?

Дети: Медведя.

На экране появляется слайд с изображением медведя и колобка.

Воспитатель: После медведя кого встретил колобок?

На экране появляется слайд с изображением лисы и колобка.

Воспитатель: Опишите лису. Какая лиса?

Дети: Хитрая, рыжая, игривая.

Белка: А что случилось с колобком, когда он встретил Лису?

Дети: Колобок сел ей на язычок, и стал петь свою песенку, и она его съела.

Вот и сказке конец, а впереди нас ждет другая сказка «Репка».

Драматизация сказки «Репка».

Драматизация сказки «Теремок».

Восп.: Стоит в поле теремок. Он не низок не высок. Звери разные там жили. Дружно жили - не тужили. Печку в домике топили.

Тут пришёл к ним в дом медведь. У дверей остановился и стучит. Медведь: Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Мышка: Я, мышка-норушка!

Лягушка: Я,  Лягушка-квакушка!

Зайчик: Я зайчик-побегайчик.

Лиса: Я лисичка-сестричка.

Волк: Я волчок - серый бочок. А ты кто?

Медведь: А я мишка – косолапый, пустите меня в домик.

Воспитатель: Пустили звери мишку, полез он на крышу и только уселся – затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.

Воспитатель: Очень расстроился медведь, что раздавил теремок. Что же делать? Как нам быть? (Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Дети предлагают свои варианты постройки нового дома – построить из строительного набора, нарисовать).

Воспитатель: Ребята, а посмотрите, что у меня есть? Что это? (Показывает геометрические фигуры крупного формата. Просит назвать их: квадрат, треугольник. Выясняет, какого цвета фигуры, какого объёма?)

Давайте, все вместе соединим фигуры, чтобы получился новый теремок!

Составление теремка из отдельных фигур.

Пальчиковая игра «Домик».

Тук, тук молотком!  (Стучат кулачком о кулачок.)

Друзья строят новый дом!

Крыша большая – (Поднимают ручки высоко вверх.)

Вот такая!

 Окошки большие – (Раздвигают руки широко в стороны.)

Вот такие!

Друзья строят целый день! (Стучат кулачком о кулачок)

Строить дом совсем не лень.

Позовут они гостей  (Зовут рукой к себе.)

Будет в доме веселей! (Хлопают в ладошки.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои столы, там тоже есть геометрические фигуры, только меньшего размера. Давайте сядем за столы и наклеим теремок на бумагу.

(Дети садятся за столы. Изготавливают аппликацию «Теремок». Воспитатель индивидуально корректирует работу, подсказывает как аккуратнее выполнить наклеивание элементов, закрепляет знания цветов и геометрических фигур)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием! А сейчас выходите поиграть!  

Подвижная игра «Теремок».

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок. (Присели, встали, руки вытянуты.)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили. ( Поклон.)

Там и мышка (Руки перед собой, бег на носочках.)

И лягушка, (Присели.)

Зайчик (Прыжки.)

С лисонькой-подружкой  (Повертели «хвостиком».) 

Серый волк – зубами щелк  (Показали руками «пасть».)

В дружбе знали они толк. (Поклон.)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый  (Изобразить мишку.)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (Кулачок об кулачок.)

Звери очень испугались.

Поскорее разбежались (Бег по кругу.)

А потом собрались снова.

Чтоб построить терем новый. (Собираются в маленький круг и обнимают соседа)

Рефлексия.

Воспитатель:

Ребята вам понравилось наше путешествие?

В каких сказках мы побывали?

Какие герои там были?

Что там случилось?

Вам понравилось сегодня со мной разговаривать, играть?

Если да, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте ногами.

Белочка: Я дарю вам эту корзину с орехами.

Молодцы ребята!

Конспект занятия по лепке «Угостим козлят» во второй младшей группе по мотивам сказки «Волк и семеро козлят».

Цель:

1. Продолжать отрабатывать навыки лепки.

2. Закрепить умение работать с пластилином.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Совершенствовать умение раскатывать пластилин прямыми движениями, свертывать палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу), лепить аккуратно.

Материалы:

Куклы, игрушки, скатерть, печенье, бублики, кружки , чашки, тарелки, блюдце, доски для лепки, пластилин. Заранее в игровом уголке накрыть стол для кукол.

Ход занятий:

Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Как вас много! Скажите, из какой сказки этот отрывок?

-Ах, козлятушки мои, отопритеся, мои милые ребятки, отворитеся. Ваша мамочка пришла, молочка принесла.

-Правильно « Волк и семеро козлят».

Мы с вами сегодня отправимся в гости к козлятам.

Физ. минутка:

-Выглянуло солнышко, светит высоко.

По тропинке с солнышком нам бежать далеко.

(бег в колонне за воспитателем)

По тропинке с солнышком нам шагать легко.

Ярко светит солнышко. Вместе нам хорошо.

(Ходьба маленькими шагами за воспитателем)

Солнышко скрывается,

Туча собирается.

Будем солнышко искать,

Будем с солнышком играть.

Игра «Тихо-громко».

Спрятать заранее солнце, и на звук дети его ищут.

 

Воспитатель: Ребятки, вы хорошо погуляли, поиграли на тропинке нашей? (ответ)

-Вы молодцы ребятки!

Вот мы с вами и дошли до наших друзей.

Давайте, посмотрим, что у них стоит на столе? (Дети отвечают).

Воспитатель: Давайте поможем им испечь много бубликов.

Дети садятся за стол. Воспитатель сначала показывает, как сделать бублик. Потом дети повторяют.

И во время лепки повторяем стихотворение:

-Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай мамочка,

Вкусные два пряничка.

Я ребяток позову,

Пирожками угощу. 

Воспитатель: Какие вы молодцы, все испекли нашим козляткам бублики.

 Конспект занятия по конструированию «Теремок»

 Цель: закрепление навыков конструирования и использования построек для создания игрового сюжета.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить детей строить дома, используя различный строительный материал.
  • Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий.
  • Поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей.

Развивающие:

  • Продолжать развивать связную речь детей, обогащать словарный запас. Познакомить с новым словом «фундамент».
  • Развивать мелкую моторику руки.
  • Развивать внимание, воображение, логическое мышление.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание помочь сказочным героям.
  • Прививать чувство коллективизма.
  • Прививать навыки аккуратности, самостоятельности, взаимопомощи.

Оборудование: резиновые игрушки: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, игры: «Волшебный квадрат», «Чудо-цветик», «Танграм», разрезные картинки, схемы, следы, болото, строительный конструктор, проектор.

Воспитатель. Ребята! Вы любите сказки? А назовите ваши любимые сказки. Хотите побывать в сказке? Предлагаю всем встать в круг, взять друг друга за руки и произнести волшебные слова.

Закрываю я глаза,

Улетаю в небеса.

Я лечу, лечу, лечу,

В сказку я попасть хочу!

И, о чудо, ты мне верь,

Сказка открывает дверь.

Ребята, а в какую сказку мы с вами попали, вы узнаете, если отгадаете загадку.

На поляночке лесной

Стоял домик расписной,

Всех зверюшек спрятать мог,

Что за домик?

Дети: Теремок.

Воспитатель. А отгадку я предлагаю посмотреть (экране появляется изображение домика)

Итак, мы попали в сказку «Теремок». А давайте вспомним, кто же в теремочке жил (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-попрыгайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок). А теперь давайте проверим, никого мы не забыли (на экране по очереди появляются звери инструмент скрыто).

-Ребята, а вы помните, чем закончилась сказка? (пришел Мишка-косолапый попытался влезть на домик и развалил его)

А как вы думаете, чем мы можем помочь зверям из этой сказки? Что для этого надо сделать? (Построим новый теремок)

Правильно, построить им теремок и собрать в него всех зверюшек.

А как вы думаете куда же могли разбежаться все зверюшки? (В лес)

Воспитатель: А давайте мы отправимся в лес и отыщем всех зверюшек.

А отправимся мы на паровозике (включается звукозапись паровоза).

А вот и лес (осматриваются). Что-то никого в лесу не видно. Ребята, посмотрите, чья-то норка, кто-то в ней спрятался. А как вы думаете, кто в ней может жить?

Чтобы узнать, кто в ней живет, нужно отгадать загадку.

Маленький рост

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. МЫШКА

Что-то мышка не выходит, наверное, боится. Что же делать? А давайте мы с вами сделаем ей подружек мышек из волшебного квадрата, она увидит и выйдет из норки. (Дети строят мышку из «Волшебного квадрата» В. Воскобовича). 

Ребята, молодцы. Ну, вот и мышка вышла из домика (достаю резиновую игрушку мышку)

Пойдем искать других героев сказки «Теремок», но впереди болото, и посмотрите чьи-то следы, поэтому надо идти след в след друг за другом, чтобы не провалиться и не замочить ноги (на полу изображение больших следов).

Ребята, а как вы думаете, кого мы можем встретить в болоте? (цапля, лягушек и т.д.)

А найдем мы здесь следующего героя сказки лягушку-квакушку, а сконструируем мы ее из чудо-цветика (строят лягушку по схемам из конструктора «Чудо-цветик»).

Молодцы, ребята.

Ну, вот и лягушка присоединилась к мышке (достаю резиновую игрушку лягушку)

А мы продолжаем наше путешествие. Ребята, посмотрите чьи-то серенькие ушки виднеются, кто это может быть? 

Дети. Зайчик-побегайчик.

Он боится, давайте тоже побудем зайчиками.

На одной ножке повернись, и в зайчишку превратись.

А я предлагаю нам поиграть в игру «Зайка серый умывается»

Проводится физкультминутка «Зайка серый умывается»

Зайка серый умывается, 

Видно, в гости собирается. 

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл щечки, вымыл глазки,

Вымыл лапки, вымыл ухо,

Вымыл хвостик, вытер сухо!

А вот и зайка появился (достаю резиновую игрушку зайца).

А мы на одной ножке повернемся и в детей мы превратимся.

Воспитатель. Чтобы найти следующего героя сказки отгадайте загадку:

Хвост пушистый бережёт

И зверюшек стережёт:

Знают, рыжую в лесу –

Очень хитрую (лису)

А лису я предлагаю сделать из конструктора «Танграм» (на столах лежит конструктор и схемы, по которым надо собрать лису). 

Молодцы, ребята (достаю резиновую игрушку лисы).

Ребята, кого нам осталось найти из сказочных зверей (волка и медведя)

А их я предлагаю собрать из разрезных картинок-пазлов, (ребенок, который раньше других справился с заданием, выполняет его на доске, кликом по звездочке появляется образец)  

Воспитатель. Ребята, всех зверей мы нашли. И теперь давайте построим им новый теремок. 

А мы дружно все пойдем

И построим для них дом.

А строить мы будем дом из строительного материала. Давайте вспомним, из каких частей состоит дом? (Стены, крыша, окна, двери). Дом должен быть прочным, устойчивым, крепким.

Давайте вспомним, как называются детали конструктора? (кирпичики, конусы) Какие будем использовать детали для постройки дома. 

Тогда приступаем! (дети строят постройки из строительного материала).

Молодцы! Зверюшки говорят вам спасибо. Мы справились с заданием, потому что изо всех сил старались все вместе, дружно помочь нашим друзьям.

Конспект беседы «Будем с книгами дружить, будем книгой дорожить!»

Цель: воспитывать у детей интерес и любовь к книгам.

Задачи:

- познакомить с разновидностями книг;

- развивать речевую активность, умение по словесному описанию и иллюстрациям определять знакомые книги и сказки;
          - воспитывать навык аккуратного обращения с книгой, желание их беречь.

Ход беседы.

Воспитатель - Ребята, вы любите, когда вам читают книжки?  Кто вам их читает? А в нашей группе есть книги? Где же они живут? Правильно, в нашем книжном уголке. А вы заметили, что недавно в нашем книжном уголке поселилась черепаха? Это не простая черепаха, а самая мудрая черепаха на свете. Она прочитала много-много книг, и поэтому стала такой умной. Весь день она сидит здесь на полочке, наблюдает за вами, а вечером, когда вы уходите домой, она разговаривает со мной. Сегодня Мудрая черепаха согласилась поговорить и с вами.
  Воспитатель (берет игрушку) – «Здравствуйте, ребята! Я каждый день наблюдаю за вами и вижу, кто из вас любит книги, а кто к ним почти не подходит. Кто умеет с ними обращаться бережно, аккуратно, а кому еще надо этому поучиться. А ведь умные люди уже давно сказали «Книги – это лучшие друзья»! В книгах живут стихи и сказки, веселые истории и яркие картинки.
   В-ль Мудрая черепаха, но наши дети еще не умеют сами читать, как же они узнают, о чем, например, эта книга?
    МЧ. Пусть они сначала посмотрят на картинку и скажут, кто на ней нарисован (зайка). Кто же знает стихотворение про зайку? А здесь кто нарисован? (бычок, мишка – чтение стихов). Вот видите, вы по картинкам узнали свою любимую книжку, которая называется «Игрушки»
 А теперь попробуйте отгадать, о какой сказке эта загадка?

Маша в коробе сидит, далеко она глядит. Кто несет ее, ответь, быстрыми шагами?

А несет ее медведь вместе с пирогами.

Провела его малышка, будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка. Это (Маша медведь).

В-ль – Егор, найди эту книжку в нашем книжном уголке и покажи детям. (То же и по другим книгам)

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

(Колобок)

Жили-были семь ребят –

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут зубами щелк да щелк

Появился серый волк.

(Волк и семеро козлят)

Ты знаешь, Мудрая Черепаха, мы с ребятами читаем сказки, а потом в них играем. Давайте покажем, как мы это делаем!

Игра-разминка «Ровным кругом» (дети идут по кругу со словами)

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте, ножки вместе,

Делаем вот так:

- как бабушка Колобка стряпала? (показывают движения)

- как Машенька в лесу грибочки собирала?

- как дед Репку из земли тянул?

(вновь посадить на стульчики)

 МЧ -А знаете ли вы, что есть люди, которые умеют сочинять интересные сказки, веселые истории для ребят?
 Вос-ль – Конечно, в нашем книжном уголке висит портрет писателя Корнея Чуковского, и ребята хорошо знают его книги. Как, например, называется эта книга? («Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Телефон»,«Айболит»).
 Послушай, Мудрая Черепаха, Я прочитаю несколько строк из этих книг, а ребята мне обязательно помогут.
 МЧ Молодцы! Я поняла, что вы любите книжки, и поэтому решила подарить таким умным и воспитанным ребятишкам сундучок с книгами.

В-ль (заносит сундучок) – Спасибо, Мудрая черепаха! Ребята, давайте посмотрим, какие книги лежат в этом–сундучке.
 - Это книжки-малышки, их очень любят и самые маленькие ребята, и детки постарше. Их удобно положить маме в сумку или в свой рюкзачок и принести друзьям в детский сад.
 - А это большая книга сказок. Посмотрите, какие замечательные в ней картинки. Знаете ли вы эти сказки? (показать сначала знакомые 2-3 иллюстрации, а затем новые). Эту замечательную книгу мы будем читать здесь в группе.
 -  Вот еще одна сказочная книга (книга-панорама) – ее можно не просто читать, но и побывать внутри сказки.
 -  Это самая умная книга – энциклопедия! В ней можно найти ответы на самые разные вопросы: почему солнце светит? куда уплывают облака? Зачем ежику нужны иголки?
 - Эта книга называется Азбука! Вы хотите научиться читать?  Все люди: ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились читать по Азбуке. Значит,  и вам эта книга очень скоро пригодится!
 Ребята, а можно ли в этих книгах рисовать? Конечно, нет! Для этого есть специальные книги-раскраски. И Мудрая черепаха подарила нам такие книжки!
 Давайте все вместе скажем «Спасибо» Мудрой черепахе и пообещаем их беречь и обязательно прочитать все эти книги.

 Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству

 Задачи:

-познакомить с русской народной сказкой;

- развивать речь детей, умение отвечать на вопросы;

- воспитывать интерес к сказкам русского народа, умение сопереживать, навыки безопасного поведения.

Материалы:

Книга со сказкой «Кот, петух и лиса», иллюстрации к сказке; игрушки – домик, кот, петух, лиса.

Ход занятия:

Воспитатель читает сказку так, чтобы дети переживали за простодушного петушка и радовались благополучному окончанию его приключений. Затем интересуется, волновались ли дети за петушка, которого лиса все время обманывала.

"И я за него очень-очень волновалась. Ведь лиса могла съесть петушка по дороге. И тогда это была бы страшная сказка. И, наверное, она бы нам не понравилась, не так ли?" – завершает занятие педагог.

Примечание. В подходящий момент воспитатель приглашает желающих детей поиграть в сказку, помогая исполнителям ролей лисы, петушка и музыканта-кота спеть песенки и проговорить несложный текст (в сокращении).

В о с п и т а т е л ь (негромко рассказывает). Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет (петушок изображает соответствующие действия), песенки поет.

П е т у ш о к. Ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку.

Л и с а.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

  Петушок делает вид, что не слышит лису (ребенок зажимает уши).

Л и с а.

Выгляни в окошко -

Дам тебе горошку.

П е т у ш о к ("выглядывает", лиса его "уносит" (тащит за руку)). Несет меня леса за темные леса. Котик-братик, помоги.

Лиса "уносит" петушка в свой дом.

К о т (надевает шляпу, сапоги (воображаемая ситуация), подходит к домику лисы. Играет на гуслях [6] и поет.)

Стрень, брень, гусельки,

Золотые струнушки.

Дома ли лиса?

Выходи, лиса!

Л и с а (печет блины). Иди, Петя, погляди, кто меня зовет, да скорей возвращайся!

Петушок выходит, видит кота, они обнимаются и убегают.

- Вот какая замечательная сказка у нас получилась. Скажите, почему с петушком такая беда приключилась? (Ответы детей).

- Какой вывод мы можем сделать из этого? (Слушаться родителей, без родителей нельзя открывать окно и двери, не подходить к незнакомым людям)

- Верно, молодцы!

Пальчиковые игры

  «Теремок»

На полянке теремок   (ладошки соединяем домиком)
Дверь закрыта на замок  (пальцы сомкнуты в "замок")
Из трубы идет дымок  (сомкнуть пальцы в колечки)
Вокруг терема забор  (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)
Чтобы не забрался вор.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук  (кулачок стучит по ладони)
Открывайте, я ваш друг!  (руки развести в стороны) 

 

   «Колобок»
Жили – были дед и баба на поляне у реки
И любили очень-очень на сметане колобки.
(ходьба на месте или пальчиками по столу).
Попросил старик старуху:
«Испеки мне колобка».
(наклоны с вытянутыми руками вперёд).
Бабка тесто замесила
(имитация замеса теста).
Колобка она слепила.
(круговые движения рук).
В печь его поставила
(вытянуть прямые руки вперёд).
Там его оставила.
(руки на пояс).
Вышел он румян – пригож
(повороты туловища в стороны).
И на солнышко похож.
(поднять руки вверх).

   «Овощи»
Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений — от подушечки к основанию пальца.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,
(дети разминают указательный)
Перец, томат, кабачок,
(дети разминают средний)
Тыква, капуста, картошка,
(дети разминают безымянный)
Лук и немного горошка.
(дети разминают мизинец)

Правая рука:
Овощи мы собирали.
(дети разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(дети разминают безымянный)
Квасили, ели, солили,
(дети разминают средний)
С дачи домой увозили.
(дети разминают указательный)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.

 

Физкультминутки

«Посадили репку»

Вот мы репку посадили (наклониться)
И водой её полили  (имитация  движения)
А теперь её потянем  (имитация  движения) 
И из репы кашу сварим  (имитация  движения) 
И будем от репки здоровые и крепкие (показать силу).

 

«Наша репка хороша»

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом      (ходьба)

Перед нами огород             (руки вытянуть вперед)

Дед на помощь нас зовет        (махи руками)

Вот мы репку посадили          (наклониться)

И водой её полили                  (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь её потянем                          (имитация движения)

И из репы кашу сварим                      (имитация движения)

И будем от репки здоровые и крепкие         (показать силу)

Быстро справится сумели 
И на место тихо сели.

 

 

Бодрящая гимнастика «Репка –круглые бока».

В огород мы пойдем.                  (дети идут по кругу и изображают

Овощей наберем.                          как будут набирать овощи)

В огороде нашем

Нет нашей репки краше!              (поглаживают руками лицо)

Круглый бок,                                (повороты в стороны)

Желтый бок                                  (наклоны в стороны)

Сидит на грядке колобок                  (дети приседают)

Врос он в землю крепко

Потянем его детки!                            (наклоны вперед)

Тянем - потянем

Вот и вытащили репку!                   (руки поднимают вверх)

А она сочна, кругла, большая,               (руки в стороны)

Одним словом удалась –

Желтым солнышком зажглась!       (дети закрывают глаза, жмурятся, руки   поднимают вверх).

 

 Дидактические игры

 «Кто за кем?».

Цель: учить воспроизводить последовательность в сказке.

 «Сложи картинку».

Цель: Способствовать формированию умения правильно собирать изображение из отдельных частей, действовать путём прикладывания, воспитывать волю и усидчивость.

«Кто как кричит? ».

Цель: Развитие ЗКР.

 «Чудесный мешочек».

Цель: Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы по величине.

«Собери картинку».

Цель: Способствовать формированию умения правильно собирать изображение из отдельных частей.

«В какую сказку попал Колобок? ».

Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

«Расскажи о картинке».

Цель: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

 «Из какой сказки герой?».

Цель: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Подвижные игры.

«Кот и мыши».

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети – «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

«У медведя во бору»

Задачи: развивать двигательную и речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словами.

Описание.

Дети рассаживаются удобно на коврике.

- Дети, сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Посмотрите на эту картину. (показывается картина, на которой  изображен медведь в лесу). Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р» - рычит он. Давайте все вместе порычим как медведь.(Дети произносят «р-р-р-). Как тихо! Наверное, медведь ещё далеко. Давайте ещё раз порычим, но погромче.(Дети произносят звуки громче). Как громко рычит у нас Алмаз. Он и будет сейчас медведем.( Одевается на мальчика полумаска медведя, уводится в сторонку и садится на стульчик)

- Здесь будет жить наш мишка. А мы с вами пойдем в лес и будем собирать грибы и ягоды. Но как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой. Только убегать раньше, чем медведь зарычит «Р-р-р» нельзя. Когда будем с вами гулять по лесу, нужно говорить такие слова и вместе с ними будем выполнять движения:

         

Слова                                                       движения

у медведя во бору                            Все имитируют сбор грибов и

грибы, ягоды беру                           ягод, медленно приближаясь

а медведь не спит                           к лесу, где живет медведь.

и на нас рычит «Р-р-р

 - Когда медведь зарычит , дети убегают, а он их догоняет.

Во время игры следить за тем, чтобы все дети близко подходили к медведю. Назвать тех, кто старается все время держаться  позади всех ребят, подальше от медведя. Помочь таким детям преодолеть страх, подбодрить их.

 «Вышла курочка гулять».

Задачи: учить внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание игры: дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Дети повторяют движения за воспитателем: шагают, высоко поднимая колени, машут «крыльями». На слова: «Ко-ко-ко не ходите далеко!» - грозят пальцем. «Лапками гребите, зёрнышки ищите» - присаживаются на корточки, ищут зёрнышки. «Съели толстого жука» - показывают толщину жука, «дождевого червяка» - показать длину червяка, «выпили водицы» - наклон вперёд, руки отводят назад.

 

 Загадки

Ждали маму с молоком,                   

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?        (Семеро козлят)

Всех важней она в загадке

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла.        (Мышка)

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка?        ( Колобок)

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?       (Репка)

Плачет бабка, плачет дед.

Но есть у них теперь обед.

Мышка в деле постаралась,

Хвостом серым размахалась.

Знают все сюжет той сказки,

Отгадайте без подсказки!      ( Курочка Ряба)

В поле появился он.

Поселились сразу в нем:

Мышка - звать ее Норушка,

И Квакушка - то лягушка,

Ежик, Зайчик и Лисичка,

Всем известная сестричка.

А ещё лохматый Мишка

Косолапый он топтыжка.

Дружно, весело живут...

Как все домик тот зовут?

Вьётся над трубой дымок.

Этот домик — …       Теремок

Сама ростом невеличка,

А смогла разбить яичко.

Горько плачут дедка с бабой.

Кто была такой растяпой?

(Мышка)

Словно мячик круглый он,

Был из теста испечён.

Покатился за порог,

Кто же это?… (Колобок)

Очень хитрая плутовка,

Обмануть умеет ловко:

То проглотит Колобка,

То утащит Петушка.

Всё же зря зовут «сестричка».

Знаете её?… (Лисичка)

Рекомендации родителям «Ребенок и книга»

- Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день - это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.

- Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «... и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

- Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.

- Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

 

Памятка для родителей «Значение сказок в жизни ребёнка»

«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С. Пушкин. Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок  тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас. В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой  подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете  какую-то сказку, и — кто больше советов найдет?  Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

   Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой  песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса»  и  «Зайкина  избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру  так, чтобы  дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

   Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо  в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

   Читать сказку нужно так, чтобы ребенок сопереживал  поступкам героев, с восторгом воспринимал добро и всей душой противился злу.

   Сказка помогает  формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

   Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без  капризов укладывается спать.

   Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные  к  сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма  воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в  сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах  героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся  в них действо часто противоречит обычной реальности.  Ребенок, услышав и представив  сказочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

   Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности . Например, жадному  эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О  рыбаке и рыбке», «О трех жадных  медвежатах»; пугливому и робкому – «О  трусливом  зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

   Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

   Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно Вашему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ приходит в детский сад

из опыта работы ГДОУ №18 комбинированного вида Московского района Санкт Петербурга  по использованием ИКТ в дошкольном учреждении...

Схема проведения познавательно – исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе цикла лексических тем весенней тематике «Как весна приходит к нам»

Целью разработки тематического плана познавательно – исследовательской работы развитие познавательно - коммуникативных навыков и личностной активности детей с нарушением зрения.Данная методическая раз...

Дед Мороз, приходи и игру проведи"

Дети любят путешествовать. А ещё они любят подарки. Физкультурный досуг покажет им что же подарил дед Мороз их знакомым зверушкам...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на татарском языке. Область "Познание". Тема: "Тавышлар кайдан килә?" (Звуки откуда приходят?)

Привлечение детей к исследовательской деятельности с целью выявления причин появления различных звуков в нашем окружении....

Консультация для родителей "Как в жизнь приходит музыка"

Красочная консультация в папку - передвижку....

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздняя (приходит поздно). Наблюдения, занятия на прогулке Вс

Осень — чудесное и очень красивое время года. Когда же она начинается? По календарю осень начинается 1 сентября, когда многие дети идут в школу. Осень может быть ранняя (приходит рано) или поздня...

«Приходи Снегурочка, приходи Дед Мороз»

Знакомство детей  с понятием «Ёлка», «Снегурочка»,  «Дед Мороз» через беседы, стихи. Рассматривание картинок. Создание настроения  в ожидании  новогоднего праздника.[[{"type":"medi...