Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Подготовка животных к зиме» для детей средней группы.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Представленное занятие включает в себя дидактические игры и упражнения, артикуляционную гимнастику, используются игровые ситуации и упражнения, яркий, эмоционально окрашенный наглядный и словесный материал, чтобы побуждать ребенка слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и задавать их. Словесно – дидактические игры, замечательны тем, что не только приучают детей самостоятельно использовать имеющиеся знания, активизируют речь, но и развивают у детей познавательные интересы, различные стороны процесса мышления. Занятие построено по принципу, от простого к сложному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по речевому развитию «Подготовка животных к зиме» для детей средней группы | 86.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Центр Образования «Кудрово»
Дошкольное отделение №3
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему: «Подготовка животных к зиме»
для детей средней группы.
Подготовил:
Лобашева Наталия Викторовна,
воспитатель.
г. Кудрово,
2023 год
Цель: формирование представлений у детей о сезонных изменениях в жизни диких животных в природе (медведь, заяц, волк, лиса, белка, еж), основ экологической культуры.
Задачи:
Обучающие:
- продолжить знакомство с характерными особенностями внешнего вида диких животных;
- побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу;
- устанавливать связь, как влияет смена времен года на жизнь зверей в лесу (медведь и еж готовятся к спячке; белка делает запасы на зиму, прячет в своих «кладовых»; лисы, зайцы, белки линяют; особенности волка);
Развивающие:
- расширить и систематизировать знания детей о подготовке диких животных леса к зиме;
- закрепить в активном словаре детей существительных (дупло, берлога, логово, нора); формировать звуковую культуру речи, навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
- развивать слуховое внимание, словесно-логическое мышление, любознательность.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру, любознательность.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, логово, медвежья берлога, лисья нора.
Предварительная работа:
- наблюдение за изменениями в природе осенью;
- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;
- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;
- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Дикие животные», «Времена года», «Какое время года хозяйничает в лесу», «Волшебный круг»;
- экскурсии по экологической тропе «В гости к Мудрой сове»;
- тематические физминутки: «Зайка», «Мишутка», пальчиковая гимнастика «Лиса и волк».
Индивидуальная работа: расширять представления о многообразии животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения.
Ведущая образовательная область: ОО «Речевое развитие».
Интегрированные образовательные области:
- ОО «Познавательное развитие»,
- ОО «Социально-коммуникативное развитие»,
- ОО «Физическое развитие»,
- ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Использованные технологии:
- здоровьесберегающие,
- информационно-коммуникативные технологии,
- личностно-ориентированные технологии,
- игровые технологии.
Оборудование: колокольчик, игрушка - сова, конверт с письмом и осенним листочком, мольберт, картинка – «Поздняя осень в лесу», разрезная картинка «Лесовичок», аудиозапись – «Волшебная мелодия осеннего леса», «Сова», осенние листочки с загадками, дидактические карточки «Кто, где живет?», «Чья тень?», «Чей хвост?», корзинка с шишками, дидактические карточки «Дикие животные», муляжи диких животных, вознаграждение для ребят (раскраски с животными, медальки).
Раздаточный материал: набор картинок с изображением животных, шишки на каждого ребенка, клей, кисточки, клеенки, салфетки, картонные силуэты животных, манная крупа.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Звучит аудиозапись – «Вход осени».
Воспитатель: ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.
На гостей вы посмотрите,
Здравствуйте, вы им скажите.
Гости очень хороши, улыбаются они.
Вы им тоже улыбнитесь
И ко мне все повернитесь.
Воспитатель: от наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? А вам нравится осень? Чем вам нравится осень? (Ответы детей.)
Воспитатель: Осень бывает разная. Бывает тихая, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная. И я знаю, что в такую осень хочется укрыться в доме, в тепле. А что хочется делать вам в такую погоду?
- К зиме готовятся не только люди, но и животные.
- Каких диких животных вы знаете?
Ответы детей: белки, волки, зайцы, медведи, ежи, лисы.
Воспитатель: Почему их называют дикими?
Ответы детей: Потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё.
Сюрпризный момент.
Открывается окно, звучит аудиозапись – «В лесу филин».
Воспитатель: Ребята, кто-то в окно стучится, к нам в гости просится! Давайте посмотрим. (Занести птицу с конвертом). Да это же сова к нам прилетела. Интересно, а что это у нее в лапках? (Рассматриваем конверт.) Странный какой-то конверт, на нем кроме листиков больше ничего нет. (Предложение от детей открыть его.) Давайте откроем его и посмотрим, что же там.
Воспитатель с детьми открывают конверт (в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: в конверте лежит разрезная картинка, предлагаю вам ее сейчас собрать и тогда мы узнаем, кто прислал нам письмо.
Дети за столом собирают разрезную картинку.
Ответы детей: На картинке изображен Лесовичок.
Воспитатель: всё ясно, значит, письмо в детский сад нам сегодня Лесовичок прислал. Давайте прочитаем его:
«Хорошо жилось зверям в лесу. Жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата, лисята и ежата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли все зверята и просят у вас помощи.»
Воспитатель: Вы же добрые ребята, поможете зверятам? Давайте с вами отправимся в лес и попытаемся помочь нашим друзьям. Как же нам туда попасть?
Ответы детей: на машине, на велосипеде и прочее.
Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться в лес с помощью волшебного осеннего листочка. Согласны, ребята? Закрывайте глаза, повторяйте за мной волшебные слова (дети выполняют движения в соответствии с текстом):
Вокруг себя обернись,
в лесу осеннем окажись!
Звучит – «Волшебная мелодия осеннего леса».
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и в осеннем лесу (дети рассматривают изображение леса).
По утрам морозы,
В рощах - желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат,
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.
В лесу много деревьев. Почему на деревьях нет листьев?
Ответы детей: Осенью листья опадают, и на землю ложится первый снег.
Воспитатель: Теперь подумайте, почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения?
Ответы детей: Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья.
Воспитатель: Ребята, как надо вести себя в лесу?
Ответы детей: Тихо, не шуметь в лесу, спичками не играть, не бросать мусор, не ломать деревья.
Воспитатель: Где же звери, которые пригласили нас в гости? Наверное, они решили поиграть с вами в прятки. Смотрите, ребята, ветерок осенний нам листочки подбросил с загадками. Я предлагаю сесть вам на пенечки-стульчики, послушать их внимательно и постараться отгадать, тогда мы сможем найти наших лесных друзей.
1. Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его … (медведь).
(Отгадавший ребенок вешает картинку – медведь в берлоге).
Воспитатель: Как можно назвать его ласково?
Ответы детей: Мишка, Мишенька, Мишутка.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, как медведь готовится к зиме?
Ответы детей: Меняет шубу на теплую, зимнюю.
Воспитатель: Что делает медведь зимой?
Ответы детей: Медведь впадает зимой в спячку.
Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?
Ответы детей: У него под кожей накапливается жир. Медведь летом и осенью наедается хорошенько.
Игра на развитие звуковой культуры речи.
Упражнение в произнесении звука «Э».
Воспитатель: Ребята, давайте изобразим вместе большого медведя, для этого низким голосом длительно тяните: «Э-Э-Э…» (губы – в овал, чуть выдвинуты вперед) – так медведь рычит.
Воспитатель: Теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку?
2. У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это… (Ёж).
(Отгадавший ребенок вешает картинку – ежик в норке)
Воспитатель: Ребята, ежику, наверно, холодно. Он может замерзнуть. Как ему помочь? Правильно, соберем листья и укроем ежика (все приносят по осеннему листику, приклеивают на картину с ежиком).
3. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята? (белка)
(Отгадавший ребенок вешает картинку –
белка в дупле в рыжей и серой шубке)
Воспитатель: Ребята, а где живет белка? Чем же занята белка осенью?
Ответы детей: Белка осенью готовится к зиме: меняет шубку - с рыжей на серую. Делает запасы: складывает в кладовую шишки, орехи, грибы.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего белка меняет шубку?
Ответы детей: Чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. Теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
Воспитатель: Чем же занята белочка осенью? Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. Ребята посмотрите, сколько шишек я нашла под деревом (достаю корзинку с шишками).
Игровой самомассаж с шишками
с элементами пальчиковой гимнастики.
Воспитатель: Ребята, приготовьте ладошки.
Положить на ладошку каждому шишку и предложить выполнить массаж шишками:
1. «Сжимание и разжимание шишек».
2. «Перекатывание шишек между ладоней», 20-30 сек.
Шишки в руки мы возьмем,
С ними поиграем, белке отнесем.
Воспитатель: Поиграли с шишками, а сейчас давайте их сложим в корзиночку и оставим белочке.
4. Комочек пуха,
Белое ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку… (заяц)
(Отгадавший ребенок вешает картинку – заяц в серой и белой шубке.)
Воспитатель: Посмотрите, заяц сидит под кустом! Как можно назвать его ласково?
Ответы детей: Зайчик, Заюшка.
Воспитатель: Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает?
Ответы детей: Заяц осенью меняет шубку с серой на белую, чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. У него вырастает теплая шерсть, чтобы зимой ему было не холодно.
Воспитатель: Заяц делает запасы, как белка? Почему?
Ответы детей: Нет, потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет веточки и кору деревьев зимой.
Воспитатель: Я предлагаю вам утеплить шубку для зайчика с помощью манной крупы. Какого цвета шубка у зайчика? Из чего вы будете её делать?
Ответы детей: Шубка белого цвета, из манной крупы.
(Ребята берут силуэт животного, с помощью клея и крупы оформляют шубку зайчику).
5. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт. В деревне кур крадёт… (лиса)
(Отгадавший ребенок вешает картинку – лиса в норке.)
Воспитатель: Какая она?
Ответы детей: Хитрая, рыжая, ловкая.
Воспитатель: Как же лиса зимой выживает?
Ответы детей: Зимой на ее лапах вырастает густая шерсть и ходит она, как в валенках.
Воспитатель: Как называется дом у лисы? Чем питается лиса зимой?
Ответы детей: У лисы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи. Лиса питается мышами, зайцами.
6. Он хвостастый и зубастый,
На луну он воет часто,
Все в лесу его боятся,
А в особенности, зайцы… (волк)
(Отгадавший ребенок вешает картинку – волк в логове.)
Воспитатель: У волка – волчье логово (хором скажите «логово»). Ребята, а лиса и волк к зиме готовятся. Почему?
Ответы детей: Нет, это хищные звери (хором повторили).
Воспитатель: Нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Ответы детей: Да, они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть.
Воспитатель: Да, нелегко приходится диким животным зимой в лесу. А нам пора поиграть. (Аудиозапись – «Привет, Дружочек!»)
Физминутка
Привет, дружочек!
Сыграем чуточек:
Покривляемся вместе,
Попрощаемся ручкой,
Посмотрим давай,
Кто в гости пришел!
Посмотрим давай,
Кто в гости пришел?
(по очереди появляются муляжи животных)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята, всех животных угадали, помогли лесным зверям вспомнить, как животные готовятся к зиме. Они этому очень рады, благодарят вас за помощь, и передают вам Вашу награду (раскраски диких животных, медальки). А нам пора прощаться «До свиданья, добрый лес» и возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем:
Листочки, листочки,
Быстро покружитесь!
Детки в детский сад вернитесь!
Рефлексия:
Воспитатель: Мы снова в нашей групповой комнате. Как вы думаете, помогли ли вы сегодня лесным зверям и какое настроение у вас после этого?
Ответы детей.
Воспитатель: С белкой мы поиграли, повстречали волка, лису, зайца, ежа, увидели берлогу медведя. Кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? Почему? Кто делает запасы? Для чего? Что делают животные, чтоб им не было холодно? Понравилось ли вам наше путешествие в осенний лес? Если вам понравилось, поднимите руки вверх и помашите ими, а если нет – присядьте. Почему не понравилось? Возникали ли какие трудности? А что вам запомнилось больше всего? Что вы узнали нового на занятии, о чем вы расскажите дома своим родным?
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами заниматься. Я благодарю вас за интересное занятие. На этом наше занятие закончилось. Все сегодня молодцы!
Приложение
«Дидактические игры»
Игровое упражнение – закончи предложение «Кто где живет?»
Медведь живет (в берлоге),
Лиса живет (в норе),
Волк поселился (в логове),
А белочка (в дупле).
Лишь зайка, бедный зайка
Под кустиком (сидит).
И хвостик его маленький (дрожит).
Дидактическая игра «Чей хвост?»
- Посмотрите, ребята все звери спрятались, видно только их хвосты. Давайте с вами попробуем угадать, чей хвост выглядывает, и кто же прячется.
- Помоги зверям найти свои хвосты
- Это лисий хвост. (- Какой он? Рыжий, длинный, пушистый.)
- Это волчий хвост. (- Какой он? Серый, длинный.)
- Это заячий хвост. (- Какой он? Маленький, пушистый, белый.)
- Это беличий хвост. (- Какой он? Пушистый, длинный, рыжий.)
Дидактическая игра «Найди, чья тень?»
Показать детям карточки с силуэтами диких животных. Предложить им рассмотреть их и назвать животное.
Игра «Закончи предложение»
- Прослушай начало предложения и закончи его.
Неуклюжий, как … (медведь).
Быстроногий, как … (заяц).
Хитрый, как … (лиса).
Голодный, как … (волк).
Колючий, как … (еж).
Игра «Кто как голос подаёт?»
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк – … (воет).
- Что делает лиса – … (тявкает).
- Что делает медведь – … (ревет).
- Что делает белка – … (цокает).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «В мире много сказок» для детей подготовительной группы
Конспект НОД...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Петушок и его семья» в первой младшей группе.
Расширять представление детей о домашних птицах: петухе, курице, цыплятах. Познакомить детей с понятием семья....
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Хорошо рядом с мамой» для детей средней группы
Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.Побуждать детей и родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. Воспитывать...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ на тему: «Путешествие в страну Вежливости» для детей средней группы.
Цели: Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.Задачи:Образовательные:- Формировать у детей основы культуры поведения...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Домашние животные" для первой младшей группы
Конспект НОД по речевому развитию...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «В гостях у Зимы»
Цель: Повышение качества речевого развития у детей. Задачи:Обучающие:Закрепить умение детей составлять рассказ о зиме с помощью «кубиков историй», рассказывать связно, используя...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» на тему «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)
Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев; продолжать формировать навыки рассматривания книги; учить детей пересказывать сказку полно, п...