Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Подготовка животных к зиме» для детей средней группы.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Лобашева Наталия Викторовна

Представленное занятие включает в себя дидактические игры и упражнения, артикуляционную гимнастику, используются игровые ситуации и упражнения, яркий, эмоционально окрашенный наглядный и словесный материал, чтобы побуждать ребенка слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и задавать их. Словесно – дидактические игры, замечательны тем, что не только приучают детей самостоятельно использовать имеющиеся знания, активизируют речь, но и развивают у детей познавательные интересы, различные стороны процесса мышления. Занятие построено по принципу, от простого к сложному.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Центр Образования «Кудрово»

Дошкольное отделение №3

Центр образования

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

на тему: «Подготовка животных к зиме»

для детей средней группы.

Подготовил:

Лобашева Наталия Викторовна,

воспитатель.

г. Кудрово,

2023 год

Цель: формирование представлений у детей о сезонных изменениях в жизни диких животных в природе (медведь, заяц, волк, лиса, белка, еж), основ экологической культуры.

Задачи:

Обучающие:

  • продолжить знакомство с характерными особенностями внешнего вида диких животных;
  • побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу;
  • устанавливать связь, как влияет смена времен года на жизнь зверей в лесу (медведь и еж готовятся к спячке; белка делает запасы на зиму, прячет в своих «кладовых»; лисы, зайцы, белки линяют; особенности волка);

Развивающие:

  • расширить и систематизировать знания детей о подготовке диких животных леса к зиме;
  • закрепить в активном словаре детей существительных (дупло, берлога, логово, нора); формировать звуковую культуру речи, навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
  • развивать слуховое внимание, словесно-логическое мышление, любознательность.

Воспитательные:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру, любознательность.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, логово, медвежья берлога, лисья нора.

Предварительная работа:

- наблюдение за изменениями в природе осенью;

- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;

- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;

- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Дикие животные», «Времена года», «Какое время года хозяйничает в лесу», «Волшебный круг»;

- экскурсии по экологической тропе «В гости к Мудрой сове»;

- тематические физминутки: «Зайка», «Мишутка», пальчиковая гимнастика «Лиса и волк».

Индивидуальная работа: расширять представления о многообразии животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения.

Ведущая образовательная область: ОО «Речевое развитие».

Интегрированные образовательные области:

  • ОО «Познавательное развитие»,
  • ОО «Социально-коммуникативное развитие»,
  • ОО «Физическое развитие»,
  • ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Использованные технологии:

  • здоровьесберегающие,
  • информационно-коммуникативные технологии,
  • личностно-ориентированные технологии,
  • игровые технологии.

Оборудование: колокольчик, игрушка - сова, конверт с письмом и осенним листочком, мольберт, картинка – «Поздняя осень в лесу», разрезная картинка «Лесовичок», аудиозапись – «Волшебная мелодия осеннего леса», «Сова», осенние листочки с загадками, дидактические карточки «Кто, где живет?», «Чья тень?», «Чей хвост?», корзинка с шишками, дидактические карточки «Дикие животные», муляжи диких животных, вознаграждение для ребят (раскраски с животными, медальки).

Раздаточный материал: набор картинок с изображением животных, шишки на каждого ребенка, клей, кисточки, клеенки, салфетки, картонные силуэты животных, манная крупа.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Организационный момент.

Звучит аудиозапись – «Вход осени».

Воспитатель: ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.

На гостей вы посмотрите,

Здравствуйте, вы им скажите.

Гости очень хороши, улыбаются они.

Вы им тоже улыбнитесь

И ко мне все повернитесь.

Воспитатель: от наших улыбок стало сразу светлее и теплее.

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? А вам нравится осень? Чем вам нравится осень? (Ответы детей.)

Воспитатель: Осень бывает разная. Бывает тихая, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная. И я знаю, что в такую осень хочется укрыться в доме, в тепле. А что хочется делать вам в такую погоду?

- К зиме готовятся не только люди, но и животные.

- Каких диких животных вы знаете?

Ответы детей: белки, волки, зайцы, медведи, ежи, лисы.

Воспитатель: Почему их называют дикими?

Ответы детей: Потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё.

Сюрпризный момент.

Открывается окно, звучит аудиозапись – «В лесу филин».

Воспитатель: Ребята, кто-то в окно стучится, к нам в гости просится! Давайте посмотрим. (Занести птицу с конвертом). Да это же сова к нам прилетела. Интересно, а что это у нее в лапках? (Рассматриваем конверт.) Странный какой-то конверт, на нем кроме листиков больше ничего нет. (Предложение от детей открыть его.) Давайте откроем его и посмотрим, что же там.

Воспитатель с детьми открывают конверт (в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

Воспитатель: в конверте лежит разрезная картинка, предлагаю вам ее сейчас собрать и тогда мы узнаем, кто прислал нам письмо.

Дети за столом собирают разрезную картинку.

Ответы детей: На картинке изображен Лесовичок.

Воспитатель: всё ясно, значит, письмо в детский сад нам сегодня Лесовичок прислал. Давайте прочитаем его:

«Хорошо жилось зверям в лесу. Жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата, лисята и ежата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли все зверята и просят у вас помощи.»

Воспитатель: Вы же добрые ребята, поможете зверятам? Давайте с вами отправимся в лес и попытаемся помочь нашим друзьям. Как же нам туда попасть?

Ответы детей: на машине, на велосипеде и прочее.

Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться в лес с помощью волшебного осеннего листочка. Согласны, ребята? Закрывайте глаза, повторяйте за мной волшебные слова (дети выполняют движения в соответствии с текстом):

Вокруг себя обернись,

в лесу осеннем окажись!

Звучит – «Волшебная мелодия осеннего леса».

2. Основная часть.

Воспитатель: Вот мы и в осеннем лесу (дети рассматривают изображение леса).

По утрам морозы,

В рощах - желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат,

В лужах лед прозрачно-синий,

На листочках белый иней.

В лесу много деревьев. Почему на деревьях нет листьев?

Ответы детей: Осенью листья опадают, и на землю ложится первый снег.

Воспитатель: Теперь подумайте, почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения?

Ответы детей: Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья.

Воспитатель: Ребята, как надо вести себя в лесу?

Ответы детей: Тихо, не шуметь в лесу, спичками не играть, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Где же звери, которые пригласили нас в гости? Наверное, они решили поиграть с вами в прятки. Смотрите, ребята, ветерок осенний нам листочки подбросил с загадками. Я предлагаю сесть вам на пенечки-стульчики, послушать их внимательно и постараться отгадать, тогда мы сможем найти наших лесных друзей.

1. Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его … (медведь).

(Отгадавший ребенок вешает картинку – медведь в берлоге).

Воспитатель: Как можно назвать его ласково?

Ответы детей: Мишка, Мишенька, Мишутка.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, как медведь готовится к зиме?

Ответы детей: Меняет шубу на теплую, зимнюю.

Воспитатель: Что делает медведь зимой?

Ответы детей: Медведь впадает зимой в спячку.

Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Ответы детей: У него под кожей накапливается жир. Медведь летом и осенью наедается хорошенько.

Игра на развитие звуковой культуры речи.

Упражнение в произнесении звука «Э».

Воспитатель: Ребята, давайте изобразим вместе большого медведя, для этого низким голосом длительно тяните: «Э-Э-Э…» (губы – в овал, чуть выдвинуты вперед)так медведь рычит.

Воспитатель: Теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку?

2. У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это… (Ёж).

(Отгадавший ребенок вешает картинку – ежик в норке)

Воспитатель: Ребята, ежику, наверно, холодно. Он может замерзнуть. Как ему помочь? Правильно, соберем листья и укроем ежика (все приносят по осеннему листику, приклеивают на картину с ежиком).

3. Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Орешки я грызу.

Кто это, ребята? (белка)

(Отгадавший ребенок вешает картинку –

белка в дупле в рыжей и серой шубке)

Воспитатель: Ребята, а где живет белка? Чем же занята белка осенью?

Ответы детей: Белка осенью готовится к зиме: меняет шубку - с рыжей на серую. Делает запасы: складывает в кладовую шишки, орехи, грибы.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего белка меняет шубку?

Ответы детей: Чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. Теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.

Воспитатель: Чем же занята белочка осенью? Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. Ребята посмотрите, сколько шишек я нашла под деревом (достаю корзинку с шишками).

Игровой самомассаж с шишками

с элементами пальчиковой гимнастики.

Воспитатель: Ребята, приготовьте ладошки.

Положить на ладошку каждому шишку и предложить выполнить массаж шишками:

1. «Сжимание и разжимание шишек».

2. «Перекатывание шишек между ладоней», 20-30 сек.

Шишки в руки мы возьмем,

С ними поиграем, белке отнесем.

Воспитатель: Поиграли с шишками, а сейчас давайте их сложим в корзиночку и оставим белочке.

4. Комочек пуха,

Белое ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку… (заяц)

(Отгадавший ребенок вешает картинку – заяц в серой и белой шубке.)

Воспитатель: Посмотрите, заяц сидит под кустом! Как можно назвать его ласково?

Ответы детей: Зайчик, Заюшка.

Воспитатель: Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает?

Ответы детей: Заяц осенью меняет шубку с серой на белую, чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. У него вырастает теплая шерсть, чтобы зимой ему было не холодно.

Воспитатель: Заяц делает запасы, как белка? Почему?

Ответы детей: Нет, потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет веточки и кору деревьев зимой.

Воспитатель: Я предлагаю вам утеплить шубку для зайчика с помощью манной крупы. Какого цвета шубка у зайчика? Из чего вы будете её делать?

Ответы детей: Шубка белого цвета, из манной крупы.

(Ребята берут силуэт животного, с помощью клея и крупы оформляют шубку зайчику).

5. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт. В деревне кур крадёт… (лиса)

(Отгадавший ребенок вешает картинку – лиса в норке.)

Воспитатель: Какая она?

Ответы детей: Хитрая, рыжая, ловкая.

Воспитатель: Как же лиса зимой выживает?

Ответы детей: Зимой на ее лапах вырастает густая шерсть и ходит она, как в валенках.

Воспитатель: Как называется дом у лисы? Чем питается лиса зимой?

Ответы детей: У лисы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи. Лиса питается мышами, зайцами.

6. Он хвостастый и зубастый,
На луну он воет часто,
Все в лесу его боятся,
А в особенности, зайцы… (волк)

(Отгадавший ребенок вешает картинку – волк в логове.)

Воспитатель: У волка – волчье логово (хором скажите «логово»). Ребята, а лиса и волк к зиме готовятся. Почему?

Ответы детей: Нет, это хищные звери (хором повторили).

Воспитатель: Нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Ответы детей: Да, они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть.

Воспитатель: Да, нелегко приходится диким животным зимой в лесу. А нам пора поиграть. (Аудиозапись – «Привет, Дружочек!»)

Физминутка

Привет, дружочек!

Сыграем чуточек:

Покривляемся вместе,

Попрощаемся ручкой,

Посмотрим давай,

Кто в гости пришел!

Посмотрим давай,

Кто в гости пришел?

(по очереди появляются муляжи животных)

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы ребята, всех животных угадали, помогли лесным зверям вспомнить, как животные готовятся к зиме. Они этому очень рады, благодарят вас за помощь, и передают вам Вашу награду (раскраски диких животных, медальки). А нам пора прощаться «До свиданья, добрый лес» и возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем:

Листочки, листочки,

Быстро покружитесь!

Детки в детский сад вернитесь!

Рефлексия:

Воспитатель: Мы снова в нашей групповой комнате. Как вы думаете, помогли ли вы сегодня лесным зверям и какое настроение у вас после этого?

Ответы детей.

Воспитатель: С белкой мы поиграли, повстречали волка, лису, зайца, ежа, увидели берлогу медведя. Кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? Почему? Кто делает запасы? Для чего? Что делают животные, чтоб им не было холодно? Понравилось ли вам наше путешествие в осенний лес? Если вам понравилось, поднимите руки вверх и помашите ими, а если нет – присядьте. Почему не понравилось? Возникали ли какие трудности? А что вам запомнилось больше всего? Что вы узнали нового на занятии, о чем вы расскажите дома своим родным?

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами заниматься. Я благодарю вас за интересное занятие. На этом наше занятие закончилось. Все сегодня молодцы!

Приложение

«Дидактические игры»

Игровое упражнение – закончи предложение «Кто где живет?»

Медведь живет (в берлоге),

Лиса живет (в норе),

Волк поселился (в логове),

А белочка (в дупле).

Лишь зайка, бедный зайка

Под кустиком (сидит).

И хвостик его маленький (дрожит).

Дидактическая игра «Чей хвост?»

- Посмотрите, ребята все звери спрятались, видно только их хвосты. Давайте с вами попробуем угадать, чей хвост выглядывает, и кто же прячется.

- Помоги зверям найти свои хвосты

- Это лисий хвост. (- Какой он? Рыжий, длинный, пушистый.)

- Это волчий хвост. (- Какой он? Серый, длинный.)

- Это заячий хвост. (- Какой он? Маленький, пушистый, белый.)

- Это беличий хвост. (- Какой он? Пушистый, длинный, рыжий.)

Дидактическая игра «Найди, чья тень?»

Показать детям карточки с силуэтами диких животных. Предложить им рассмотреть их и назвать животное.

Игра «Закончи предложение»

- Прослушай начало предложения и закончи его.

Неуклюжий, как … (медведь).

Быстроногий, как … (заяц).

Хитрый, как … (лиса).

Голодный, как … (волк).

Колючий, как … (еж).

Игра «Кто как голос подаёт?»

- Скажите, как подают голос звери?

- Что делает волк – … (воет).

- Что делает лиса – … (тявкает).

- Что делает медведь – … (ревет).

- Что делает белка – … (цокает).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Петушок и его семья» в первой младшей группе.

Расширять представление детей о домашних птицах: петухе, курице, цыплятах. Познакомить детей с понятием семья....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Хорошо рядом с мамой» для детей средней группы

Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.Побуждать детей и родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. Воспитывать...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ на тему: «Путешествие в страну Вежливости» для детей средней группы.

Цели: Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.Задачи:Образовательные:- Формировать у детей основы культуры поведения...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «В гостях у Зимы»

Цель: Повышение качества речевого развития у детей. Задачи:Обучающие:Закрепить умение детей составлять рассказ о зиме с помощью «кубиков историй», рассказывать связно, используя...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» на тему «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)

Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев; продолжать формировать навыки рассматривания книги; учить детей пересказывать сказку полно, п...