Многофункциональное пособие по развитию речи «Звукогномики»
методическая разработка по развитию речи
Дидактическое пособие «Звукогномики» многофункционально и удобно. Его можно использовать на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. В это пособие можно включить все темы, которые осваиваются детьми дошкольного возраста по развитию речи.
Работа с дидактическим пособием предполагает применение таких методов и приемов, как практическое действие с предметами, исправление ошибок, моделирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie1.docx | 65.19 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 150
________________________________________________________________
664048, город Иркутск, улица Севастопольская, 247 А, тел. 44-30-66
эл. адрес – mdou150irk@yandex.ru сайт https://rused.ru/irk-mdou150/
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЗВУКОГНОМИКИ»
Автор разработки:
учитель – дефектолог Плотникова Н.М.
Оглавление
Введение……………………………………………………………......... | 3 |
Цель, задачи ……………………………………………………………... | 3 |
Основная часть ………………………………………………………….. | 4 |
Заключение …………………………………………………………….... | 5 |
Приложение ……………………………………………………………... | 6 |
Список источников……………………………………………………… | 10 |
Введение
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Применение игровых приемов в коррекционной работе с детьми позволяет достичь наибольшей результативности, так как дети с нарушениями речи чаще бывают стеснительны, боязливы, замкнуты и скованны. Использование дидактической игрушки в коррекционной работе позволяет раскрепостить ребенка, помогает преодолеть неловкость, стеснительность, страх перед неудачей, неуверенность в своих силах, робость. Поэтому так важна в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога опора именно на игровую деятельность. Перенести игру в коррекционную работу и сделать доступной такую нелегкую для ребенка задачу, как коррекция звукопроизношения, освоение основ родного языка. То, что взрослый (учитель – логопед и учитель – дефектолог) оценивает, как работу, для ребенка это время должно оставаться игрой.
В логопедической литературе таких авторов как В.И.Селиверстова, М.Ф.Фомичевой, В.И.Рождественской, А.И. Максаковой, Г.А. Тумановой, Т.А. Ткаченко предложены игровые упражнения, которые можно использовать для коррекции фонетико–фонематического недоразвития речи. Изучение методологических основ коррекционной работы, теории игры, а также новинок, публикаций и достижений педагогической науки последних лет в вопросах коррекции речевых нарушений, речевого развития дошкольников, подготовки к школе послужило основой для разработки собственных игрового пособия «Звукогномики».
Мы считаем, что в работе с детьми с речевыми нарушениями для формирования фонематического анализа и синтеза необходимо использовать целенаправленную систему работы, с учётом психофизиологических особенностей данной категории детей. Также использование специальных приёмов и пособий, одним из которых является использовать игровое пособие «Звукогномики».
Цель: формирование звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи
Задачи:
- познакомить детей с гласными и согласными звуками.
- развивать фонематический слух.
- развивать умение различать и дифференцировать понятие «звук» и «буква».
- формировать навыки фонематического анализа и синтеза в более короткие сроки
- закреплять предпосылки обучения грамоте в непринуждённой, привычной для ребёнка игровой обстановке.
- комплексное воздействие на формирование у ребёнка таких жизненно важных процессов как кинестетическое восприятие, зрительно-пространственная координация, слухоречедвигательная координация, активизация мелкой моторики, внимания, памяти и мышления.
Основная часть
Дидактическое пособие «Звукогномики» многофункционально и удобно. Его можно использовать на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. В это пособие можно включить все темы, которые осваиваются детьми дошкольного возраста по развитию речи.
Работа с дидактическим пособием предполагает применение таких методов и приемов, как практическое действие с предметами, исправление ошибок, моделирование.
Инновация и новизна дидактического пособия заключается в том, что оно является наглядным, занимательным, развивающим, многофункциональным, удобным в использование как для дошкольников, так и для педагогов.
В состав данного пособия входят 14 игрушек – гномиков «Звукогномиков». Гномики изготовлены из бросового материала – это емкости из-под йогурта и колпачки, связанные из полушерстяных ниток и отличающихся друг от друга по цвету:
красные «Звукогномики» – обозначают гласные звуки и демонстрируют артикуляцию каждого звука.
синие «Звукогномики» - обозначают твердые согласные, а наличие на шапочке колокольчика определяет звонкий или глухой звук.
зеленые «Звукогномики» - обозначают мягкие согласные, а наличие на шапочке колокольчика определяет звонкий или глухой звук.
«Звукогномики» во всем помогают дошкольникам, а те, в свою очередь, выручают «Звукогномиков» из разных сложных ситуаций, упражняясь в речевых навыках. Таким образом, занятия превращаются в захватывающие приключения. Ребенок, увлекаясь игрой, стараясь как можно точнее соблюсти условия, не замечает, что его учат.
Практический опыт применения показывает, что использование «Звукогномиков» способствует положительному эмоциональному фону обучения, развитию интереса к занятиям, познавательных способностей детей. Все это значительно развивает связную речь ребенка.
Условные обозначения:
Заключение
При систематической, логопедической и педагогической коррекции с использованием игрового дидактического пособия «Звукогномики», специально разработанных дидактических играх и приемах у детей с речевой патологией можно ожидать выраженную тенденцию более интенсивного развития всех сторон речи и, что все дети, хотя и в разной степени, будут подготовлены к обучению грамоте в школе и не будут испытывать серьезные затруднения в «добукварном» периоде обучения.
Приложение
Дидактические игры с использованием игрового пособия по развитию речи у дошкольников «Звукогномики».
I блок «Знакомство со Звукогномиками» (практические действия с гномиками)
- Дидактическая игра «Давай знакомиться»
Цель: познакомить детей с гласными и согласными звуками.
Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком фигурки всех Звукогномиков. Уточните, чем они похожи и чем отличаются? Предложите найти «семейки» (одинаковых) Звукогномиков. Спросите, сколько «семеек» получилось? Расскажите, что Звукогномики обозначают определенные звуки. Объясните, что все звуки делятся на гласные и согласные. Расскажите, что Звукогномики в красном комбинезоне обозначают гласные звуки. Звукогномики в синем и зеленом комбинезоне обозначают согласные звуки.
- Дидактическая игра «Веселые гласные»
Цель: познакомить с понятием «гласный звук» и их артикуляцией
Ход игры: ребенок рассматривает Звукогномиков, педагог описательно рассказывает про каждого гномика, уделяя внимание на «ротик» гномика. Педагог рассказывает, что каждый гномик – отдельный звук и предлагает ребенку повторить артикуляцию за Звукогномиками.
- Дидактическая игра «Твердый – мягкий».
Цель: познакомить с понятием «согласный звук» и его характеристикой.
Ход игры: Расскажите ребенку, что согласные звуки бывают твердые и мягкие. Попросите ребенка «превратить» твердый согласный звук в мягкий согласный, например: Б – БЬ, П – ПЬ, Д – ДЬ и т.д. Объясните, что Звукогномики в синем комбинезоне обозначают твердые согласные звуки, в зеленом – мягкие согласные звуки.
II блок «Умные Звукогномики» (практические действия с гномиками и наглядным материалом)
- Дидактическая игра «Озорные гласные»
Цель: закрепить понятие «гласный звук», учить соотносить гласные звуки с их схематическими изображениями.
Ход игры: перед ребенком выстраивают Звукогномиков, педагог предлагает вспомнить, что означает артикуляция каждого гномика. Затем педагог показывает карточки со схемами артикуляции, произносит звуки и просит повторить детей.
- Дидактическая игра «Каждому Звукогномику свой предмет»
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Ход игры: Разложите на столе карточки с картинками. Предложите ребенку выбрать 4-6 картинок и назвать первый звук в названии каждой картинки. Если ребенок правильно назвал все звуки, попросите выбрать подходящую картинку для каждого Звукогномика.
- Дидактическая игра «Я тебя найду»
Цели: развитие фонематических представлений, внимания.
Ход игры: дети дают характеристику данному звуку: гласный /согласный, твердый / мягкий, звонкий / глухой. На столе перед детьми разложены предметные картинки. Детям нужно выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук. Побеждает тот, кто больше найдет картинок.
- Дидактическая игра «Мои картинки»
Цель: дифференцировать звуки в словах.
Ход игры: Логопед раскладывает перед детьми картинки. Детей делят на 2 команды. Одна группа подбирает картинки, например, на звук [С], другая – на звук [З]. Затем каждая команда выставляет «Гномика «Звукогномика» к выбранному ряду картинок. Обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои звуки и слова с заданным звуком. Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых звуков.
- Дидактическая игра «Бродилки»
Цель: автоматизация звука в словах
Ход игры: ребенку предлагается пройти по дорожке – бродилке с помощью фишки и правильно назвать изображенные картинки.
- Дидактическая игра «Умная улитка»
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков в слове
Ход игры: ребёнок рассматривает картинки, которые расположены на улитке, называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки.
- Дидактическая игра «Веселые картинки»
Цель: автоматизация звука в предложении
Ход игры: Звукогномики приготовили волшебные картинки. Ребенку необходимо смотря на картинку составить предложения, правильно проговаривая звуки.
- Дидактическая игра «Выложи слово»
Цели: развивать навыки фонематического анализа и синтеза, умение формировать умение делить слово на звуки.
Ход игры: Выберите карточку с картинкой, в названии которой три звука (кот, мак, дом, кит) и предложите ребенку выложить данное слово из Звукогномиков
III блок «Внимательные Звукогномики» (практические действия с гномиками и устное выполнение заданий)
- Дидактическая игра «Я слышу»
Цель: развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
Ход игры: педагог произносит ряд звуков, а ребёнок, услышав звук, поднимает нужного «Звукогномика».
- Дидактическая игра «Кто больше назовет»
Цели: развитие умения называть слово на заданный звук, проводить звуковой анализ.
Ход игры: педагог показывает гномика и называет звук. Дети опираясь на условное обозначение Звукогномик, анализируют звук. Затем называют слова начинающиеся на заданный звук. Побеждает тот ребенок или та команда, кто придумает больше слов на данный звук.
Список источников:
Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов». – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
Е.С. Анищенкова «Исправление звукопроизношения у детей: пособие для родителей и педагогов» – М., 2021г. – 192 с.
О.Н. Лиманская «Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе». – М., 2019. – 176 с.
Т.А. Ткаченко "Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь". – Ирк.: Книголюб, 2007 г. – 56 с.
Т.А. Ткаченко «Фонематический слух и звуковой анализ. Добукварная подготовка дошкольников». – Феникс, 2023 г. – 55 с.
Т.А. Ткаченко «Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные». – М.: ЮНВЕС, 2001. – 34 с.
Т.А. Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте". Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. — М.: Гном и Д, 2000. — 48 с.
Т.А. Ткаченко «Формирование навыка звукового анализа и синтеза». Альбом для индивидуальных и групповых занятий». – М.: Гном, 2005 г. – 48 с.
Т.В. Александрова «Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей». – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное пособие по развитию речи «Звуковые часы»
Описание: Дидактическое пособие по воспитанию звуковой культуры речи «Звуковые часы» предназначено для детей 5-7 лет. Используя пособие можно решать ряд задач: закреплять правильное з...
Авторское многофункциональное пособие для развития речи "Четыре времени года"
Многофункциональное авторское учебно-дидактическое пособие «Четыре времени года» представляет собой небольшое по объему оборудование, которое можно п...
Многофункциональное пособие по развитию речи детей 2-3 лет Столик-ширма: «ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ»
Пояснительная запискаРечь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками они активно пользуются речью. С малышами нужно говорить обо всем, что попало в поле их...
Паспорт многофункционального пособия по развитию речи 2 мл гр
Паспорт многофункционального пособия по развитию речи 2 мл. группа "В саду и в огороде"...
Многофункциональное пособие по развитию речи: «Едет, едет паровоз»
Многофункциональное пособие «Едет, едет паровоз»В него входит игры и упражнения на развитие речи у детей младшего возраста В каждом вагончике паровозика спрятана игра, малыш мож...
Паспорт многофункционального пособия по развитию речи во 2-й младшей группе
Описание содержания многофункционального пособия по развитию речи во 2-й младшей группе...
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЗВУКОГНОМИКИ»
Дидактическое пособие «Звукогномики» многофункционально и удобно. Его можно использовать на фронтальных занятиях, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. В это пособие можно включ...