Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Путешествие по сказкам собственного сочинения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Теоретическая часть
Еще одна удивительная методика развития речевого творчества детей дошкольного возраста известна в практической педагогике - как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа.
Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.
Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа».
«Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.
Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов (знакомство с этапами реализации метода Проппа происходит в рамках интерактивного взаимодействия с участниками мастер-класса):
На первом этапе (средний дошкольный возраст) мы знакомили детей
с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);
На втором этапе (средний дошкольный возраст) играли в
подготовительные игры:
«Любимый сказочный герой»
«Чудеса в решете»
«Кто на свете всех злее?»
«Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки)
На третьем этапе (старшая группа) шло знакомство с
обозначениями карт Проппа. Сначала читали небольшую сказку, потом
сопровождали ее выкладыванием из 4 - 6 карт.
На четвёртом этапе (старшая группа) мы предлагали детям
пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе (подготовительная группа) дети пытались сочинить
собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения
На примере проделанной мною работы с детьми по методике Пропа я хочу вам показать результат свой деятельности на примере мордовской национальной сказки «Пугливая мышь».
Жила мышка в поле. А на краю поля рос дубовый лес.
Захотелось мышке погулять в лесу — никогда там не была, а соседки рассказывали, будто летом уж очень хорошо, прохладно в тени деревьев и ягоды вкусные растут.
Только мышка зашла в лес, как вдруг на голову ей свалился с дуба жёлудь. Со страху в глазах у мышки помутилось, бросилась она со всех ног сама не зная куда. Бежит, дороги не разбирая. А навстречу ей лягушка, заяц и лиса
— Куда торопишься, сестричка-невеличка? — спрашивают звери.
— Ой, — отвечает мышка, — разве вы не знаете: небо падает, нас скоро придавит! На меня кусок неба упал — еле жива осталась.
— Не бойся мы тебе поможем, — говорят лягушка, заяц и лиса
И побежали они вместе, дороги не разбирая, с испугу ничего кругом не замечая. Не увидели глубокую яму и свалились туда вместе. Так и сидят в той яме….водясова вставит слова
Практическая часть
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Пропа». Давайте разделимся на 2 подгруппы. Каждая подгруппа примет участие в сочинении собственной сказки с использованием выбранных вами карт, условные обозначения которых вы придумаете сами , я зафиксирую это все в чек листах. Для этого перед вами лежат перчатки ,и элементы бросового материала для декорации , с помощью которых вы можете придумать любых сказочных героев которые вам нравятся
После завершения процесса сочинения сказок, вы проигрываете свои получившиеся сказочные истории,
Итог
Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. Вы большие молодцы. А нашу свами встречу хочу подытожить следующими строками:
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Сочинять нам сказки
Карты помогали:
Речь нам развивали,
Мыслить заставляли.
Интересна техника
Представленная нами,
В этом убедились
Вы сегодня сами!
Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретическая часть
Еще одна удивительная методика развития речевого творчества детей дошкольного возраста известна в практической педагогике - как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа.
Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.
Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа».
«Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.
Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов (знакомство с этапами реализации метода Проппа происходит в рамках интерактивного взаимодействия с участниками мастер-класса):
На первом этапе (средний дошкольный возраст) мы знакомили детей
с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);
На втором этапе (средний дошкольный возраст) играли в
подготовительные игры:
«Любимый сказочный герой»
«Чудеса в решете»
«Кто на свете всех злее?»
«Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки)
На третьем этапе (старшая группа) шло знакомство с
обозначениями карт Проппа. Сначала читали небольшую сказку, потом
сопровождали ее выкладыванием из 4 - 6 карт.
На четвёртом этапе (старшая группа) мы предлагали детям
пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе (подготовительная группа) дети пытались сочинить
собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения
На примере проделанной мною работы с детьми по методике Пропа я хочу вам показать результат свой деятельности на примере мордовской национальной сказки «Пугливая мышь».
Жила мышка в поле. А на краю поля рос дубовый лес.
Захотелось мышке погулять в лесу — никогда там не была, а соседки рассказывали, будто летом уж очень хорошо, прохладно в тени деревьев и ягоды вкусные растут.
Только мышка зашла в лес, как вдруг на голову ей свалился с дуба жёлудь. Со страху в глазах у мышки помутилось, бросилась она со всех ног сама не зная куда. Бежит, дороги не разбирая. А навстречу ей лягушка, заяц и лиса
— Куда торопишься, сестричка-невеличка? — спрашивают звери.
— Ой, — отвечает мышка, — разве вы не знаете: небо падает, нас скоро придавит! На меня кусок неба упал — еле жива осталась.
— Не бойся мы тебе поможем, — говорят лягушка, заяц и лиса
И побежали они вместе, дороги не разбирая, с испугу ничего кругом не замечая. Не увидели глубокую яму и свалились туда вместе. Так и сидят в той яме….водясова вставит слова
Практическая часть
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Пропа». Давайте разделимся на 2 подгруппы. Каждая подгруппа примет участие в сочинении собственной сказки с использованием выбранных вами карт, условные обозначения которых вы придумаете сами , я зафиксирую это все в чек листах. Для этого перед вами лежат перчатки ,и элементы бросового материала для декорации , с помощью которых вы можете придумать любых сказочных героев которые вам нравятся
После завершения процесса сочинения сказок, вы проигрываете свои получившиеся сказочные истории,
Итог
Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. Вы большие молодцы. А нашу свами встречу хочу подытожить следующими строками:
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них!
Сочинять нам сказки
Карты помогали:
Речь нам развивали,
Мыслить заставляли.
Интересна техника
Представленная нами,
В этом убедились
Вы сегодня сами!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе.
Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.
Конспект занятия по развитию речи с использованием интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет на тему: «Русские народные сказки».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и лепке...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: «Как ёжик выручил зайца».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии.Путешествие по сказочному осеннему лесу.Сочинение сказки на тему: «Как ёжик в...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
Задачи:Обучающие:Называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу. Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. ...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи. Рассказывание сказки "Курочка Ряба"
Воспитывать интерес к народным сказкам, умение рассказывать их....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...