Повышение познавательной активности детей в процессе развития речи
консультация по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskiy_podhod_k_rr.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактический подход к работе по развитию речи у детей раннего возраста
Ранняя предупреждающая помощь детям обусловлена возрастающей ценностью раннего возраста как сензитивного периода для становления высших психических функций и личности в целом.
Основным новообразованием раннего возраста является речь. Все остальные линии развития в этом возрастном периоде определяются состоянием речевого развития. Речь, как высшая психическая функция, зарождается, развивается и реализуется в процессе коммуникации на базе определенных предпосылочных функций, которые подготавливают ее возникновение.
Отклонения речевого развития ребенка раннего возраста с нормальным слухом – это недоразвитие интонационно-ритмических, фонематических, двигательных компонентов речеязыковой системы. Они могут быть обусловлены и незрелостью зрительного, слухового, тактильного восприятия, и ограниченным общением взрослого окружения с ребенком в периоды предречевого и начального речевого становления.
Работа с детьми раннего возраста должна начинаться с диагностики уровня речевого развития. Показателями отклонений речевого развития на третьем году жизни являются следующие:
1) отсутствие эмоциональной реакции на похвалу или порицание взрослого, неспособность к мимическому выражению эмоционального состояния;
2) наличие одноактных игровых действий и манипуляций с предметами, отсутствие процессуальной игры сюжетно-отобразительного характера и речевой активности в процессе игры;
3) отсутствие голосовых модуляций; тихий, глухой голос;
4) произнесение ребенком односложных и двусложных слов с акцентуацией первого слога;
5) нарушение дифференциации оппозиционных групп звуков: твердых-мягких, звонких-глухих, похожих гласных ([о] - [у]);
6) нарушение подвижности жевательных мышц, мышц языка и губ, принимающих участие и в акте жевания, и в артикуляции.
Такие возможные отклонения речевого развития детей раннего возраста определяют содержание, методы и формы профилактической работы воспитателя.
Профилактическое воздействие включает следующие разделы:
- развитие интонации, методики, ритма;
- формирование фонематического восприятия;
- развитие артикуляционной моторики, стимуляция произвольного артикулирования.
Особое внимание воспитателям и родителям следует уделять организации обращенной к ребенку речи. Такая организация (лингводидактическая) предполагает:
1) ограничение вербальной инструкции взрослого до 2-3 слов (7-8 слогов);
2) выдерживание паузы до 5 секунд после предъявления инструкции и в случае невыполнения повторение ее в первоначальном варианте;
3) обязательное наличие в инструкции опорного для ее понимания элемента – хорошо знакомого ребенку слова, указательного жеста, мелодекламирования инструкции, ее пропевания, утрированного интонирования с выделением ударного слога, музыкального сопровождения речевой инструкции.
Развитие интонации, мелодики
Развитие интонационно-мелодической стороны речи проводится в два этапа.
I этап. Обучение восприятию
1. Утрированное интонирование с подключением по возможности пения и музыкального сопровождения
2. Максимально возможное наполнение занятий ритмизированной речью
3. Пропевание речи на мотивы русских народных песен – потешек с музыкальным сопровождением и без него
II этап. Обучение воспроизведению
1. Пропевание ребенком слова вместе с взрослым
2. Пропевание фразы вслед за взрослым
3. Голосовое модулирование ребенком: пение гласных звуков, слогов (плавно, слитно, затем с модуляцией по силе, по высоте, подкрепляемое соответствующим движением ведущей руки
4. Протягивание звонких согласных с нарастанием интенсивности голоса.
Развитие ритма
Развитие ритмической стороны речи проводится в онтогенетической последовательности: от двусложных слов с первым ударным слогом к двусложным словам со вторым ударным слогом.
1. Взрослый помогает ребенку, пассивно участвующему, прохлопывать, пропрыгивать, простукивать ритм слова
2. Мелодическое сопровождение помогает ребенку самостоятельно прохлопывать, простукивать слова
Формирование фонематического восприятия
Формирование фонематического восприятия осуществляется в определенной последовательности:
1. Развитие слухового внимания к неречевым звукам и месту их локализации
2. Дифференциация неречевых звуков через их соотнесение с сюжетным героем или реальным предметом
3. Дифференциация звукоподражаний через их соотнесение с сюжетными героями
4. Дифференциация существительных, сходных по звучанию и отличающихся
одним-двумя звуками
Формирование артикуляционной моторики
Развитие артикуляционной моторики начинается с простых упражнений:
1. Имитация акта жевания и глотания
2. Губной захват соломинок с уменьшением диаметра
3. Стимуляция движений языка вперед, вверх, в стороны и т. п.
4. Стимуляция произвольности артикулирования через пропевание доступных ребенку звуков по подражанию взрослому
Такой подход к развитию речи детей раннего возраста позволяет минимизировать отклонения в речевом развитии и предупредить возникновение тяжелых форм речевого недоразвития в более позднем возрасте.
Подготовила М.Л. Гаткер, учитель-логопед, высшая квалификационная категория, МБДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 447 «Семицветик»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
Обобщенные материалы могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития их познавательной активности....
«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)
«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...
Статья на тему: "Формирование и развитие познавательной активности детей в процессе речевых и театрализованных игр". Из опыта работы воспитателя МБДОУ "ЦРР - детский сад № 6 ЭМР Саратовской области Постульгиной Натальи Владимировны
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Об этом рассуждали философы на протяжени...
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной и опытной деятельности
Консультация для воспитателей...
«Методические средства повышения познавательной активности детей в процессе развития речи»
Методические средства повышения познавательной активности детей в процессе развития речи Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. ...
Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...