«Методические средства повышения познавательной активности детей в процессе развития речи»
консультация

Овчинникова Светлана Евгеньевна

Методические средства повышения познавательной активности детей в процессе развития речи

 

  Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является  одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.sredstva_razvitiya_rechi.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические средства повышения познавательной активности детей в процессе развития речи

  Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является  одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего,  диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, необходимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обеднённый словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка

уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают  не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изо деятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.

Речевая среда рассматривается достаточно широко. Это не только речь окружающих взрослых и детей, но и телевидение, радио, кино, театр. Речевой средой в дошкольные годы является, прежде всего, речь взрослых и детей в семье и детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных учреждениях. Средством обучения развития детей служит речь педагога.                  В традиционной дошкольной методике развития речи основной формой является обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей плохо развивается, речевые фронтальные занятия неэффективны.

Что же эффективно и почему?

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

  • эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
  • демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);
  • достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);
  • большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель

тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни.  При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре,  в познании.                                                    Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.

1. Общение

2. Игры.

3. Пение.

4. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).

5. Труд: трудовые и речевые действия.

6. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад не исключение. В связи с этим перед педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения встал вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Решение поставленных задач осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.    

«В пустых стенах ребёнок не заговорит…» - заметила в своё время Е. И. Тихеева.

 С целью создания эффективной развивающей предметно-пространственной среды в группе  оформлен книжный уголок,  уголок природы, мини-лаборатории, спортивные уголки.  Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

На занятиях уделяется развитию словаря. Проводится систематическая работа по формированию связной речи и отработке грамматических категорий. Постоянно идет работа над звуковой культурой речи, как на занятиях, так и в режимных моментах. На музыкальных занятиях проводится работа над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием. Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики регулярно отражается в календарных планах.

           Используют разнообразные методы и приёмы, формы работы, стимулирующие речевую деятельность детей. Это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказаться (высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.), решение речевых логических задач, игры-драматизации, составление загадок, использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию и др. В группе реализуется программа О.С. Ушаковой по развитию речи.  

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей, использование педагогического потенциала специалистов и родителей.

Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного познавательно-речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства.

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно-речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:

  • Оформление информационного стенда для родителей  в группе.

  • Разработаны рекомендации для родителей по познавательно-речевому развитию детей.
  • Индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей, проводимые воспитателями и логопедом.
  • Практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
  • Проведение родительских собраний с приглашением учителя-логопеда.
  • Совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного познавательно-речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагога. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

Публикация в научно-методическом сборнике "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста" 2016г.

Научно-методический  сборник  №4/2016 "Образование. Дети. Творчество.Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста"WWW .TFD.UCOZ.CO...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

Одной из разновидностей дидактических или развивающих игр  являются настольно–печатные игры. Как известно, они, развивают интеллектуальные и познавательные способности детей. Способствуют ф...

Рабочая программа «Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста»

организация  системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста  на основе проектного метода...

Развивающие альбомы игры на липучках и игры с фонариком как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие альбомы игры на липучках и игры с фонариком - средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Повышение познавательной активности детей в процессе развития речи

Одним из средств активизации познавательной деятельности выступают проблемные ситуации, которые создает воспитатель. В рамках работы по развитию речи – это речевое задание, выполнение которого вызывае...