Нормы речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО
презентация по развитию речи

Назарова Наталья Анатольевна

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования большое внимание уделяется развитию речи детей. В презентации представлены разделы работы по развитию речи в соответствии с ФОП ДО и норма развития дошкольников по разделам, а также чек-лист, при каких проблемах необходимо обратиться в логопеду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_rechevogo_razvitiya_fop_do.pptx382.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нормы речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО» Назарова Наталья Анатольевна, старший воспитатель ОДОД ГБОУ школы №13 Приморского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Речь – высшая психическая функция человека, сложный психический процесс Речь – это сознательный процесс; Речь – двусторонний процесс: восприятие и понимание речи и процесс формулирования мыслей; Речь – это средство общения и средство мышления (внешняя и внутренняя речь); Речь – это языковая система звуковых и графических знаков, заложенная в памяти; Речь – это процесс произношения (воспроизведения) звуков; Письменная речь – процесс воспроизведения графических знаков.

Слайд 3

Условия успешного развития речи Психическое и соматическое здоровье ребенка; Нормальное развитие слуха, зрения, памяти и интеллекта; Отсутствие нарушений развития двигательного аппарата, моторики; Потребность в общении, коммуникации (мотивированная речевая активность); Благоприятная речевая среда; Сформированные речевые умения и навыки.

Слайд 4

Образовательная область «Речевое развитие». Разделы: Формирование словаря Звуковая культура речи Грамматический строй речи Связная речь Подготовка детей к обучению грамоте Интерес к художественной литературе

Слайд 5

Формирование словаря в норме К 3-м годам К 4-м годам К 5-ти годам К 6-ти годам К 7-ми годам До 800 слов - Понимают указания педагога - используют в речи некоторые существительные, глаголы, прилагательные, обозначающие величину, цвет, вкус; простые наречия, личные местоимения, простые предлоги и союзы (и, а); - называют имена близких людей, имена детей группы. До 1500 слов - используют в речи не только названия предметов, но и их части, назначение, качества (+ форма и материал), действия с ними; - названия объектов и явлений природы; - активизируется словарь сферы КГН; - «вежливые слова». До 3000 слов - используют в речи названия живых существ и сред их обитания, качества объектов и явлений природы: цветовые оттенки, степени качества объектов; - называют родовые и видовые обобщения, их существенные признаки; - используют предлоги (между, около, перед, за) - слова- эмоции и эмоционального сочувствия. До 4000 слов - употребляют в речи явления социальной жизни, взаимоотношения и особенности характера людей; - подбирают слова – синонимы и антонимы; - правильно, точно по смыслу употребляют в речи все части речи, кроме деепричастия; - называют сой адрес, ФИО родственников. Более 5000 слов - подбирают точные слова для выражения своей мысли; - классифициру -ют понятия на группы на основе выявленных признаков; - употребляют многозначные слова, метафоры, олицетворения, используют все части речи точно по смыслу.

Слайд 6

Звуковая культура речи К 3-м годам К 4-м годам К 5-ти годам К 6-ти годам К 7-ми годам - речь может быть с ошибками, но понятна; - проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи. - внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных; - довольно отчетливо произносят слова и короткие фразы; - стараются брать правильное речевое дыхание, - достаточно развито слуховое внимание, моторика речевого аппарата; - стараются воспроизводить ритм стихотворения. - овладевают правильным произношением свистящих и шипящих звуков и словопроизноше-нием ; - различают на слух и называют слова с определенным звуком; - говорят внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, - выразительно читают стихи. - отчетливо произносят часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з), осваивают правильное произношение сонорных звуков ([л], [л’], [р], [р’]); - определяют место звука в слове; - стараются изменять темп, ритм речи, силу и тембр голоса в зависимости от содержания стихотворения или рассказа. - внятно произносят все звуки, владеют чистой дикцией; - находят слова с определенным звуком в предложении, определяют место звука в слове; - самостоятельно изменяют темп, ритм речи, силу и тембр голоса в зависимости от содержания стихотворения или рассказа.

Слайд 7

Грамматический строй речи К 3-м годам К 4-м годам К 5-ти годам К 6-ти годам К 7-ми годам - согласуют существитель-ные и местоимения с глаголами, стараются использовать правильно окончания существитель-ных и уменьшительно-ласкательные суффиксы; - составляют фразы из 3-4 слов, рассказы их 2-3 предложений. - согласуют слова в роде, числе и падеже, существтельные с предлогами; - используют в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе; - составляют простое распространенное предложение и с помощью педагога строят сложные предложения. - в речи используют форму множественного числа родительного падежа существительных; - употребляют формы повелительного наклонения глаголов; - употребляют суффиксы и приставки при словообразовании; - используют в речи простые сложно-сочиненные и сложноподчинен- ные предложения. - используют в речи несклоняемые существительные, слова, имеющие только множественное или единственное число; - образуют по образцу однокоренные слова; - составляют простые и сложные предложения, пользуются прямой и косвенной речью. - образуют сложные слова посредством слияния основ, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных; - используют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания; - используют в речи вводные слова.

Слайд 8

Связная речь К 3-м годам К 4-м годам К 5-ти годам К 6-ти годам К 7-ми годам - активно включаются в речевое общение, понимают обращенную речь; - рассказывают в 2-3 фразах о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, отвечают на вопросы; - выражают свои впечатления и чувства, используя речь. - свободно вступают в общение со взрослыми и детьми, - пользуются простыми формулами речевого этикета; - составляют рассказ по картинке из 3 - 4-х предложений; - пересказывают хорошо знакомые сказки; - читают наизусть короткие стихотворения. - инициируют общение, задают вопросы поискового характера; - пересказывают небольшие сказки и рассказы; - составляют по образцу рассказы о предмете, игрушке, по содержанию сюжетной картины из 5-6 предложений - сочиняют рассказы и описательные загадки. - пересказывают литературные произведения самостоятельно, пользуясь прямой и косвенной речью; - используют невербальные средства общения и принятые нормы вежливого речевого общения; - придумывают продолжения и окончания к сказке, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели. - в рассказах передают эмоциональное отношение к образам, используя метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; - составляют рассказы-контаминации; - используют объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.

Слайд 9

Подготовка детей к обучению грамоте К 3-м годам К 4-м годам К 5-ти годам К 6-ти годам К 7-ми годам - - вслушиваются в звучание слова, - закрепляют в речи термины «слово», «звук» в практическом плане (активный словарь). - имеют представления о том, что слова состоят из звуков, бывают длинные и короткие; - различают на слух твердые и мягкие согласные; - определяют и изолированно произносят первый звук в слове, называют слова с заданным звуком. - знают термины «буква», «предложение», «гласный звук» и «согласный звук»; - делят на слоги слова из двух, трех слогов; - звуковой анализ простых слов из трех звуков; - составляют предложение по примеру, определяют количество и последовательность слов в предложении; - выполняют штриховку и обводку в разных направлениях. - производят звуковой анализ слов из 4-х, 5-ти звуков; - определяют количество и последовательность слов в предложении, составляют предложения с заданным количеством слов; - ориентируются на листе, выполняют графические диктанты; - читают простые слова и фразы; разгадывают детские кроссворды и решают ребусы.

Слайд 10

Чек-лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе детского сада по теме:"Нормы речевого развития детей дошкольного возраста"

Родительское собрание в средней группе детского сада по теме "Нормы речевого развития детей дошкольного возраста"  от 31.08.2018 г. Цели и задачи:1.Познакомить родителей с нормами ...

Общесадовское родительское собрание Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Нормы речевого развития были исследованы великим русским ученым и лингвистом А.Н. Гвоздевым в первом десятилетии прошлого века на примере своего собственного сына Жени Гвоздева. Труд этот переоценить ...

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей и родителей. В документе рассмотрены нормальные показатели развития всех компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас (активный и пассивный), понимание речи, фраз...

Возрастные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию материал, который можно использовать при подготовке  консультаций для родителей, педагогов ДОУ, оформлении и информационных стендов ....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: "НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Цель: формирование педагогической компетенции родителей в вопросах коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Задачи:-дать понятие о причинах возникновения речевых нарушений;-сф...