РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: "НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по логопедии
Цель: формирование педагогической компетенции родителей в вопросах коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Задачи:
-дать понятие о причинах возникновения речевых нарушений;
-сформировать представление о нормах речевого развития детей дошкольного 4-6 лет;
-познакомить с приемами коррекционной работы по развитию артикуляторного праксиса, фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и связной речи;
-показать значение правильной речевой базы и последствия, к которым возможно приведут речевые нарушения.
Введение
Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития, в том числе дальнейшего успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование педагогической компетенции родителей в вопросах коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Задачи:
-дать понятие о причинах возникновения речевых нарушений;
-сформировать представление о нормах речевого развития детей дошкольного 4-6 лет;
-познакомить с приемами коррекционной работы по развитию артикуляторного праксиса, фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и связной речи;
-показать значение правильной речевой базы и последствия, к которым возможно приведут речевые нарушения.
Введение
Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития, в том числе дальнейшего успешного обучения в школе.
Причины нарушений речи
- Внутриутробная аномалия может возникнуть в результате патологии плаценты, грозы выкидыша, токсикоза, заболеваний матери (например, сахарный диабет) и многие другие.
- Инфекционные заболевания матери во время беременности (например, токсоплазмоз, краснуха, герпес).
- Резус-конфликт матери и ребенка.
- Недоношенность (менее 38 недель), переношенность (более 40 недель).
- Курение (как активное, так и пассивное). Будущим мамам следует помнить, что при ее курении клетки мозга ребенка находятся в постоянном кислородном голодании. Таким образом, это может привести к более глубоким нарушениям.
- Употребление алкоголя и наркотических веществ.
- Прием лекарственных препаратов, запрещенных для приема во время беременности (например, антибиотики ототоксического действия в настоящее время категорически запрещены). Но следует перед применением любого лекарства проконсультироваться с врачом.
- Вредные условия труда (например, повышенные физические нагрузки).
- Стресс.
- Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (например, неправильная форма прикуса).
- Тяжелые роды и их последствия (асфиксия ребенка во время родов из слишком.
- Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (например, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга).
Неблагоприятные социально-бытовые условия:
- Соматическая ослабленность (дети часто и долго болеют).
Невнимание к речевому развитию детей в раннем возрасте (например, неправильные варианты произношения некоторых звуков).
Двуязычие в семье (как правило, в семьях эмигрантов). - Стресс или сильный испуг.
- «Сюсюканье» с детьми в возрасте 1 года и старше.
- Сосание пальца.
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Независимо, какой отдел мозга может быть поражён- страдает речь ребёнка!
Речедвигательный анализатор- отвечает за иннервацию артикуляционный групп мышц, уклад артикуляции звуков или артикуляционный праксис.
Речеслуховой анализатор- отвечает за опознание, различение выделение и выделение фонем или звуков речи.
Звукопроизношение
4-5 лет Овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’]. Многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. | 5-6 лет В норме дети могут четко произносить все звуки в составе слов и предложений. Так происходит далеко не всегда. У части детей наблюдаются различные недостатки звукопроизношения, связанные или с нарушениями в строении и подвижности артикуляционного аппарата, или с недоразвитием фонематического слуха. |
Звуковой анализ
4-5 лет Появляется возможность узнавать звук в слове, а также подобрать слова с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. | 5-6 лет При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте. |
Словарный запас
4-5 лет Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Перечисляет предметы по элементарным бытовым лексическим группам, называет обобщающим словом. Если пятилетний ребенок не знает, как назвать предмет, то он может придумать свои слова: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), ползук (червяк), мазелин (вазелин). | 5-6 лет После пяти лет словарный запас растет стремительно. Перечисляет предметы по разным лексическим группам, называет обобщающим словом. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. ВОТ ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ДЕТЯМ ЧИТАТЬ КНИГИ! |
К старшему дошкольному возрасту ребёнок:
- активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
- подбирает синонимы, антонимы, омонимы.
- понимает переносное значение слов(пословицы, фразеологические обороты).
- подбирает обобщающие понятия для группы предметов.
- владеет навыками словообразования образует прилагательные от существительных.
Грамматический строй речи
4-5 лет еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука». | 5-6 лет Дети усваивают типичные формы словоизменений и словообразований. Случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее. |
Связная речь
4-5 лет Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок может связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. | 5-6 лет Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. |
Задачи логопедических занятий:
- коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
- воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи,
- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
- взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста»
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Речевое развитие детей дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в 1 младшей группе «Речевое развитие детей дошкольного возраста»...
Выступление на муниципальном методическом объединении для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО» на тему: «Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте
Выступление на тему "Интерактивные игры на развитие фонематического восприятия в старшем дошкольном возрасте"...
Публикация опыта. МАУ г.Нижневартовска "Центр развития образования" секция «Речевое развитие детей дошкольного возраста» «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по Экокниге посредством использования мнемотаблиц"
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14187241","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]http://cro.edu-nv.ru/opyt/78-obshchestvennye-ob-edineniya/rm...
Родительское собрание в средней группе детского сада по теме:"Нормы речевого развития детей дошкольного возраста"
Родительское собрание в средней группе детского сада по теме "Нормы речевого развития детей дошкольного возраста" от 31.08.2018 г. Цели и задачи:1.Познакомить родителей с нормами ...
Общесадовское родительское собрание Нормы речевого развития детей дошкольного возраста
Нормы речевого развития были исследованы великим русским ученым и лингвистом А.Н. Гвоздевым в первом десятилетии прошлого века на примере своего собственного сына Жени Гвоздева. Труд этот переоценить ...