Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: учить придумывать сказку на заданную тему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_otkr_zanyatie.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»

Цель: учить придумывать сказку на заданную тему.

Задачи:

Образовательные: Учить узнавать сказку по предметам из нее, загадкам; закрепить навыки детей пересказа и сочинения сказок.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к сказкам.

Предварительная работа:

- чтение сказок;

- рассматривание иллюстраций;

- игры – инсценировки по сказкам.

Оборудование:

Стенд со сказками, письмо Бабы-яги, карта-схема, 4 станции с заданиями, «Волшебное лукошко» с предметами из разных сказок, сказки-загадки, мяч, мольберт с Картиной, сундук с книгой.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках перед стендом с книгами.

Воспитатель: Прежде, чем мы с вами начнем занятие выполним артикуляционную гимнастику: «Заборчик», «Чистим зубки», «Чашечка», «Хоботок», «Маляр», «Грибочек», «Лошадка», «Качели», «Маятник», «Лопата-Иголочка», «Вкусное варенье», «Футбол».

Воспитатель: Дети, любите ли вы сказки? (Ответы детей).

Воспитатель: Мне очень хочется у вас спросить, как можно сказать о сказке, какая она?

Дети: Интересная, добрая, мудрая, волшебная, поучительная, загадочная, радостная и т. д. В сказках всегда побеждает добро, а зло наказывается.

Воспитатель: Ребята, сказки бывают народными и авторскими. Как вы думаете, почему их называют народными?

Дети: Потому что их сочинил народ. (Иные ответы детей)
 

Воспитатель: Люди рассказывали друг другу сказки и так сказки сохранялись и передавались из поколения в поколение. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

-Какие сказки можно назвать авторскими?

Дети: Авторскими можно назвать сказки те, которые сочинил и написал один человек (автор). (Иные ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас отправляемся в наше путешествие по сказкам.

-Посмотрите как много ярких и красочных книг находятся на стенде. В этих книгах живут много разных сказочных героев. Со многими из них вы давно знакомы…. Ребята, здесь лежала ещё одна книга, которую я принесла для вас, но она куда-то исчезла. Ничего не понимаю, кто мог забрать книгу со сказками. Вижу только какой-то конверт, а в нём письмо. Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти вашу книгу? Это я, Баба Яга, забрала вашу книжку со сказками! Если выполните все задания, книгу верну»

-Ребята, мы с вами не боимся Бабу Ягу и поэтому сможем справиться со всеми заданиями.

- Ребята, здесь кроме письма еще что-то лежит – это похоже на карту – схему. Это Баба Яга оставила нам подсказку. Итак, посмотрим на эту схему. (Анализ карты). Мы с вами находимся у стенда с книгами, стрелка показывает нам куда дальше двигаться. Первое задание находится в уголке природы.

Задание № 1. «Волшебное лукошко»

В волшебном лукошке находятся предметы из разных сказок. Я буду показывать предметы, а вы по очереди будете отгадывать из какой сказки данный предмет

  1. Туфелька – «Золушка»
  2. Монетка – «Муха-цокотуха»
  3. Полено или Азбука – «Приключения Буратино»
  4. Сапоги – «Кот в сапогах»
  5. Зеркало – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  6. 3 миски и 3 ложки – « 3 медведя»
  7. Яблоко – «Гуси – лебеди»
  8. Колыбелька из скорлупы грецкого ореха – «Дюймовочка»
  9. Лепесток – «Цветик – семицветик»
  10. Стрела – «Царевна – лягушка»

Воспитатель: Отлично, с заданием справились. Отправляемся дальше. Смотрим на схему и ищем, где спрятано задание. Задание спрятано в спортивном уголке

Задание № 2. «Сказки –загадки»

Сказку можно видоизменить, превратить ее в загадку. Угадайте о ком, о чем идет речь в этих сказках – загадках.

  1. «Мне приятно быть на голове у этой Девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к Бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень, очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…»
  2. «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…»
  3. «Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать…»
  4. «Для меня очень вредно находиться столько в воде … Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?..»
  5. «Она хорошая Девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать СЕБЯ. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согревая, сжигаю, растапливаю… Зачем было через меня прыгать ?..»
  6. «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился … Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…»

Воспитатель: молодцы и с этим заданием справились. Отправляемся дальше. Смотрим на карту-схему и ищем, где спрятано задание. Задание спрятано в центре конструирования.

Задание № 3. Игра «Ты мне – я тебе»

Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя героя. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.

Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».

Коза – «Волк и семеро козлят».

Медведь - «Колобок», «Теремок», «Вини Пух», «Маша и медведь», «Три медведя».

Волк -"Иван-царевич и серый волк", "Волк и семеро козлят", "Три поросёнка", "Красная шапочка".

Гуси – «Гуси-лебеди»

Лиса - " Волк и лиса", " Лиса и журавль", " Меведь и лиса", " Колобок", " Лиса, заяц и петух", " Лисичка, кот, волк, медведь и кабан", " Приключения Буратино", " Теремок".

Курица - "Сказка о глупом мышонке", «Курочка Ряба»

Заяц-"Зайкина избушка", "Мороз и заяц"

Кот -"Репка", "Кот в сапогах", "Дядя Фёдор, кот и пёс", "Сказка о глупом мышонке", "Серебряное копытце", "Кошкин дом", "Кот, Петух и Лиса", "Заюшкина избушка", "Кто сказал "мяу"?"

Осел- «Бременские музыканты», «Винни – пух»

Крот – «Дюймовочка»

Золотая рыбка – «Сказка о рыбаке и рыбке»

Гномы – «Белоснежка и 7 гномов»

Серый утенок – «Гадкий утенок»

Кот Базилио – «Буратино»

Воспитатель: -Молодцы и с этим заданием справились.

Воспитатель: - А сейчас немного разомнёмся:

В темном лесу есть избушка (дети шагают)

Стоит задом наперед (дети поворачиваются)

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка Яга живет (грозят пальцем другой руки)

Нос крючком (показывают пальчиком)

Глаза большие (показывают)

Словно угольки горят! (покачивают головой)

Ух, сердитая какая! (бег на месте)

Дыбом волосы стоят (руки вверх)

Отправляемся дальше. Смотрим на схему и ищем, где спрятано следующее задание. Задание спрятано в кукольном уголке.

Задание № 4. «Придумай сказку по картине».

Воспитатель: -Ребята, художник нарисовал картину, а название забыл дать. Давайте исправим оплошность художника и придумаем с вами название для этой картины.

Дети: 1. «В гостях у сказки»

2. «Сказочное чаепитие»

3. «Дружба сказок»

4. «Сказочная дружба»

5. «Сказочная встреча за столом»

Воспитатель: - Молодцы! Очень интересные названия вы придумали. А давайте теперь придумаем по этой картине сказку. Но прежде чем мы начнем давайте вспомним как начинаются сказки

Дети: - «Жили-были…»

- «В некотором царстве, в некотором государстве …»

- «В тридесятом царстве, в тридевятом государстве...»

- «Давным-давно …»

- «Однажды…»

Воспитатель: - С каких слов мы начнем свою сказку?

Дети: - Однажды, (сказки что сделали?) собрались сказки за одним столом и (и что стали делать?) стали спорить (о чем?), чья сказка лучше.

Воспитатель: - Что сказал Колобок?

Дети: -Колобок говорит: «Моя сказка лучше, потому что она учит детей слушаться взрослых и без разрешения не уходить из дома.

Воспитатель: - Что говорит Лисичка из сказки «Лисичка со скалочкой»?

Дети: - Лисичка из сказки «Лисичка со скалочкой» говорит: «Моя сказка важнее, потому что она учит никогда не хитрить, не обманывать и не жадничать

Воспитатель: Что говорит Конек-горбунок?

Дети: -Конек-горбунок говорит: «Моя сказка самая нужная, она учит быть честным, смелым, ценить дружбу и взаимопонимание».

Воспитатель: А что сказала Баба – Яга?

Дети: А Баба-Яга говорит: «Моя сказка самая веселая, я учу вредничать, хитрить, обманывать и хулиганить.

Воспитатель: А что сказали Три медведя?

Дети: Три медведя сказали, что их сказка интереснее, потому что она учит аккуратности и осторожности. В чужом доме нельзя брать вещи без разрешения, придя в гости вести себя прилично. Учит не ходить в гости, когда нет хозяев.

Воспитатель: А что сказал Петушок из сказки «Петушок и бобовое зернышко»?

Дети: - Петушок из сказки «Петушок и бобовое зернышко» сказал, что его сказка лучше, она учит ценить друзей, помогать друг другу.

Воспитатель: Что говорит Иванушка?

Дети: - Иванушка говорит: «Моя сказка учит добру, не бояться трудностей».

Воспитатель: - А что же сказала Василиса Премудрая?

Дети: Василиса Премудрая встала и сказала: «Все сказки по-своему хороши. Сказки существуют не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой сказке своя мудрость есть.

Воспитатель: - А как заканчиваются сказки?

Дети: - «Стали они жить-поживать, да добра наживать»

- «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!»

- «И жили они долго и счастливо»

Воспитатель: И как мы закончим сказку нашу?

Дети: Все сказки хороши и важны по-своему. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!

Воспитатель: Ребята, мы сказку с вами сочинили, теперь надо ее проинсценировать (дети садятся за стол с самоваром, воспитатель раздает роли).

Воспитатель: -Ребята, мы с вами сказку сочинили, проинсценировали, а значит задание выполнили. Смотрим на карту схему, куда она нас отправит дальше. А дальше нам нужно двигаться в изо-уголок.

Задание 5. Придумай другой конец сказки «Колобок».

- Ребята, а вам нравится сказка «Колобок»? Вам нравится, как она заканчивается? А что случилось в конце сказки? А давайте придумаем другой конец сказки.

Дети придумывают другой конец сказки «Колобок»

-Молодцы, ребята, какие у вас замечательные сказки получились.

-Ребята, посмотрите, а тут лежит сундук. Давайте посмотрим, что там. А в сундуке книга со сказками, которая у нас пропала.

-Теперь вы можете сами в любое время открыть эту книгу и совершить путешествие в любую сказку.

Рефлексия.

Воспитатель: Сказки любят все на свете.

Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру

И прилежному труду.

- А в завершении нашего занятия я хочу проверить узнаете ли вы сказки по иллюстрациям из них.

- Как хорошо вы знаете сказки, по предметам смогли определить название сказок, по загадкам, по героям и даже по иллюстрациям узнали сказки.

- А что еще мы сегодня делали? (сочиняли сказку по картине и придумывали другой конец сказки «Колобок»)

- Ребята, сложно ли вам было выполнять задания от Бабы-Яги? Какое задание было самое сложное? А самое легкое? Что вам больше всего запомнилось в нашем занятии? Чему нас учат сказки? Какие бывают сказки?

Задание № 1. «Волшебное лукошко»

В волшебном лукошке находятся предметы из разных сказок. Я буду показывать предметы, а вы по очереди будете отгадывать из какой сказки данный предмет

Воспитатель: Отлично, с заданием справились. Отправляемся дальше. Смотрим на схему и ищем, где спрятано задание. Задание спрятано в спортивном уголке

Задание № 2. «Сказки –загадки»

Сказку можно видоизменить, превратить ее в загадку. Угадайте о ком, о чем идет речь в этих сказках – загадках.

  1. «Мне приятно быть на голове у этой Девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к Бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень, очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…»
  2. «Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти. Он исцарапал и порвал все мои стельки. Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…»
  3. «Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать…»
  4. «Для меня очень вредно находиться столько в воде … Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?..»
  5. «Она хорошая Девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать СЕБЯ. Чего тебе можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согревая, сжигаю, растапливаю… Зачем было через меня прыгать ?..»
  6. «Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-нибудь поселился … Но их поселилось так много, что я просто не выдержал и рухнул…»

Воспитатель: молодцы и с этим заданием справились. Отправляемся дальше. Смотрим на катру-схему и ищем, где спрятано задание. Задание спрятано в центре конструирования.

Задание № 3. Игра «Ты мне – я тебе»

Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя героя. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.

Воспитатель: -Молодцы и с этим заданием справились. Отправляемся дальше. Смотрим на схему и ищем, где спрятано следующее задание. Задание спрятано в кукольном уголке

Задание № 4. «Придумай сказку по картине»

Письмо от Бабы-Яги

«Здравствуйте, детишки! Не можете найти вашу книгу? Это я, Баба Яга, забрала вашу книжку со сказками! Если выполните все задания, книгу верну»

1 2 3 4 5 6

Задание 5. Придумай другой конец сказки «Колобок»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"

Цель:1. Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.2. Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суфф...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам» с использованием ИКТ

«Путешествие по сказкам»Задачи:Речевые:1.     Совершенствование навыка словообразования притяжательных прилагательных.2.     Совершенствование навыка слов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"________________________________________

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в сказку"Цель:1.                 Учит...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»

Развивать логическое мышление – умение сравнивать, рассуждать, развивать связную речь детей,расширять словарный запас детей, развивать у детей фонематический слух, готовить их к звуко - слоговом...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в сказку»

Цели:закрепить знания детей о сказках и сказочных героях.развивать стремление к точному словоупотреблению;воспитывать умения сотрудничать друг с другом, взрослым.развивать мелкую моторику рук....