Конспект комплексного занятия с использованием мнемотехники в подготовительной группе по теме: «Весна».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Салопова Валентина Александровна

Программные задачи:

Цель: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

1 Развивать связную монологическую речь.

2. Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в подборе прилагательных к существительным, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно - следственные связи.

3. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений.

4. Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание (ЗКР).

5. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Оборудование и материалы:

ИКТ: слайды с изображением, феи «Природы», лампочки, костра, солнца; слайды с ребусами; картинки с изображением солнца, лучи, тучи; мяч;

пластиковые стаканчики с соломками; перчатки, фартуки; карточки с первоцветами; прищепки, веточки; стаканчики с землёй, семена цветов;

Мнемотаблица по теме весна, запись музыки к занятию.

 

Предварительная работа:

Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение рассказов, стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна», словесные дидактические игры: «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи, рассматривание иллюстраций о весне).

Работа с мнемотаблицами, с набором «Вошебные коробки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_otkrytoe_zanyatie_po_podg.gr_razvitie_rechi.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городского округа Подольск

 Комитет по образованию

Конспект

комплексного занятия с использованием мнемотехники

в подготовительной группе

по теме: «Весна».

Подготовила:

 Воспитатель высшей квалификационной категории

 дошкольного отделения МОУ «СОШ № 24»

 Салопова Валентина Александровна

 22 марта 2024г.

г. о. Подольск, 2024

Программные задачи:

Цель: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

1 Развивать связную монологическую речь.

2. Закреплять с детьми характерные признаки весны, упражнять в подборе прилагательных к существительным, упражнять в умении устанавливать простейшие причинно - следственные связи.

3. Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений.

4. Формировать умение регулировать силу голоса при произнесении гласных звуков. Развивать интонационную выразительность речи, дыхание (ЗКР).

5. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Оборудование и материалы:

ИКТ: слайды с изображением, феи «Природы», лампочки, костра, солнца; слайды с ребусами; картинки с изображением солнца, лучи, тучи; мяч;

пластиковые стаканчики с соломками; перчатки, фартуки; карточки с первоцветами; прищепки, веточки; стаканчики с землёй, семена цветов;

Мнемотаблица по теме весна, запись музыки к занятию.

Предварительная работа:

Наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение рассказов, стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна», словесные дидактические игры: «Подбери признаки» (весна, вода, ручьи, рассматривание иллюстраций о весне).

Работа с мнемотаблицами, с набором «Вошебные коробки».

ХОД:

  1. Мотивационно-ориентировочный этап

Воспитатель: Ребята, смотрите сколько гостей у нас в гостях.

Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг-другу улыбнемся.

Воспитатель: Подарим, друг другу улыбку и с хорошим настроением начнем занятие.

Воспитатель: Сегодня утром мне на электронную почту пришло письмо, с надписью: «Детям подготовительной группы «Сказка». Наверное, оно пришло от Феи «Природы». Хотите узнать, что за письмо? (Да) Давайте прочту вам! (Воспитатель предлагает всем сесть на коврики и читает сказку).

«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

  1. Поисковый этап

Ребята, а дальше ничего нет, как будто кто-то помешал закончить дописать письмо, но по электронной почте прикреплены вот такие карточки, посмотрите, с изображением: лампочки, костра и солнца. Как вы думаете, что подразумевают эти картинки, какая подсказка здесь таится, которое поможет Весне? (Солнце) Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо.

  1. Практический этап

1. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»: на магнитную доску выставляется жёлтый круг - солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи.

Воспитатель: Ребята, что-то солнце сегодня не весёлое. Вы хотите его порадовать? Подарите ему ласковые слова. Скажите ласковое слово и приложите лучик к солнцу. Что можно сказать про солнышко? Какое оно? (Ласковое, весёлое, озорное, доброе, теплое, улыбчивое, радостное…)

Как вы думаете, кому нужно солнышко? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям, деревьям).

Воспитатель: Налетел ветерок, солнышко изменилось. Какое оно? (грустное хмурое, невеселое, печальное и т.д.)

Почему солнышко нахмурилось? (тучки закрыли его)

Воспитатель: (дыхательная гимнастика) Давайте поможем солнышку, разгоним тучки на небе. Давайте подуем на тучки (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох ртом). Ничего у нас с вами не получается. Для того чтобы прогнать тучки, нам нужно выполнить задания.

Воспитатель: Задание первое. Мы поиграем с вами в игру «Скажи со словом весенний». Игра с мячом. Предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например, день (какой?) — весенний день.

Небо какое? – весеннее.

Ветер какой? – весенний.

Песенка какая? – весенняя.

Солнце какое? – весеннее.

Туча какая? – весенняя.

Дождь какой? – весенний.

Облака какие? - весенние

Цветы какие? – весенние.

Лес какой? – весенний.

Погода какая? – весенняя.

Утро какое? – весеннее.

Настроение какое? – весеннее.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, одна тучка исчезла, но другие ещё остались. Значит, мы должны выполнить ещё задание, чтобы освободить солнышко. Для этого мы с вами вспомним признаки весны (мнемотаблица с изображением примет весны), а таблица нам поможет.

Дети. Пришла весна. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. На солнце начали таять сосульки, зазвенела капель. (рассказывают дети)

Воспитатель: А, что же было дальше?

Дети. Начал таять снег, потекли ручьи, на реках начался ледоход.

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим, как течет ручеек. (подходят к столам). Игра с водой (изображают ручеёк – дуть через соломинку в стакан с водой).

Воспитатель: вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья, цветы.

Воспитатель: Ребята, как называются первые весенние цветы? Назовите их. (подснежник, мать-и-мачеха, медуница, ландыш и т. д.)

Воспитатель: Молодцы. Как вы думаете, что же было дальше?

Дети: Появились насекомые. Какие? (Бабочки, муравьи, комары, божьи коровки). Прилетели с юга птицы.

Воспитатель: Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются? (Перелётные).

Предлагаю узнать, названия каких птиц здесь зашифровано, разгадав эти ребусы. По первым звукам названия предметов выложите слова, используя «Волшебные коробки» с буквами. (слайд с ребусом)

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/08/s_59da52a19081f/706415_3.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/08/s_59da52a19081f/706415_4.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/08/s_59da52a19081f/706415_5.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/08/s_59da52a19081f/706415_6.jpeg

- Кто это? (Грач)

- Грач, какая птица? (Перелётная).

Воспитатель: следующий ребус (слайд)

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/08/s_59da52a19081f/706415_7.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/08/s_59da52a19081f/706415_8.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/08/s_59da52a19081f/706415_9.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/08/s_59da52a19081f/706415_10.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/08/s_59da52a19081f/706415_11.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/08/s_59da52a19081f/706415_12.jpeg   

- Кто это? (Сорока, выкладывают буквы).

- Сорока, какая птица? (Зимующая).

- Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? Давайте поможем нашей птичке построить гнездо? (да).

Физминутка.

Пальчиковая гимнастика с прищепками:

Прищепка, прищепка, помоги!

Пальчики ты мне разомни.

Ты по пальчику шагаешь,

Каждый пальчик разминаешь.

(Дети, под весёлую музыку берут прищепками, как клювиками веточки и относят в гнездо») «Построим гнездо».

Воспитатель: - Ребята, посмотрит, ещё одна тучка улетела. Это значит, что мы с вами справились с заданием.

Воспитатель: Весной начинается посадка семян, чтобы с приходом лета, можно было высадить эту рассаду в клумбы. Я приготовила вам специальные горшочки с землей, в которую вы посадите сейчас семена цветов.

(На каждого ребенка дается перчатки, фартуки, пластиковый стаканчик с землей и несколько семян цветов, которые они сажают и поливают водой).

Воспитатель: Посмотрите, мы с вами разогнали все тучки. Обратите внимание наше солнышко стало радостным.

Дети, как вы думаете, почему Солнышко нам улыбается?

Дети:

- Солнышко улыбается потому, что мы выполнили все задания.

- Солнышко улыбается потому, что мы прогнали все тучки.

- Солнышко улыбается потому, что ему весело, радостно.

Воспитатель: Ребятки, почему после зимы приходит весна?

Дети: Солнце поднимается выше, свети ярче и сильнее.

Воспитатель: Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок.

Скажите, вы любите весну? Прошу каждого из вас сказать, за что вы любите весну, и вытягивать ленту из-под круга, лежащего на полу.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко). Ребята, вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Фея всех «Времен года» просила передать вам маленькие солнышки. Она просила поблагодарить вас за то, что вы помогли Весне победить холод.

Рефлексивно-оценочный этап:

- О чем мы сегодня говорили? Что делали?

- Каким было ваше настроение?

- Почему?

- Что вам больше понравилось?

Ребята, кому понравилось наше занятие, прошу солнышки поднять вверх, если нет – не поднимать.

Воспитатель: Ребята, наше занятие подошел к концу. Спасибо всем.

Попрощаемся с гостями, скажем до свидание.

Последующая работа:

1. Игра по мнемотаблице «Признаки весны»;

2. Заучивание стихотворений о весне;

3. Наблюдение на прогулке «Изменения в природе всеной».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с использованием мнемотехники в подготовительной группе по теме: «Весна».

Цель занятия: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе на тему: «Защитники Отечества»

Программные задачи: Образовательные задачи: формирование у детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений детей о Российской армии, о вида...

Конспект комплексного занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе на тему: «Юные пожарные»

Конспект комплексного  занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе на тему: «Юные пожарные»...

Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе по теме "Мебель. Материалы"

Дети отрабатывают умение называть части мебели. Отрабатывают образование прилагательных суффиксальным способом, образование относительных прилагательных , согласование числительных с существительными....

Конспект логопедического занятия с использованием мнемотехники в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Осенняя пора»

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия по развитию связной речи , основанный на использовании мнемотехники. В частности, в занятии используются мнемодорожки. Так же занятие постр...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему :«Весна пришла»

Цель: развитие связной речи детей через составление описательного рассказа о весне по опорным картинкам....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Весна"

Цель интегрированного занятия закрепление знаний об окружающем мире через развитие основ грамматического строя языка и связной речи....