Конспект занятия по развитию речи (ОНР) для детей старшей группы «Путешествие в Африку»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Прокудина Татьяна Яковлевна

.      Уточнить  элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли),.
3.      Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 356 «Жар-птица» города Новосибирска »

Конспект НОД для детей старшей группы

«Путешествие в  Африку»

Воспитатель: Прокудина Татьяна Яковлевна

г.Новосибирск 2024г.

Программное содержание.

Цель: расширение и закрепление  знаний детей о материке Африка.

Задачи.
Образовательные:
1.      Уточнить  элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли),.
3.      Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
4. Формировать представления о травоядных   (жираф, зебра, носорог, слон) и  хищных животных (лев, гепард) Африки.
Развивающие:
 1.Обогащать словарный запас детей.
2.Закрепить значение сложного слова (носорог).
3. Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации объясняя свой выбор.
4.Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение.  
Воспитательные: 
1..Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
 2.Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.    
Интеграция образовательных областей. 
Познание. Коммуникация. Социализация.

 

Предварительная работа.
1.Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.
2.Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)
3.Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».
4.Чтение стихов  и отгадывание загадок про животных Африки.
5.Просмотр  научно-познавательных фильмов «Удивительная Африка», «Великолепная семерка Африки».
6.Просмотр презентации «Кто в Африке живет?»
7.Составление описательных рассказов  о животных.
Словарная работа:  материк Африка,   Индийский океан, Атлантический океан, пустыня Сахара , бархан,  караван, скорпион, рогатая гадюка,  черная кобра, сурикат,  варан, одногорбый верблюд, дромадер,  верблюжья колючка, саванна, баобаб, гепард,  водопой, джунгли,  лиана, шимпанзе, горилла, бабуин, орангутанг.
Оборудование:  минусовки «Чунга-Чанга», «Гудок парохода» , «Звуки джунглей», демонстрационный материал «Пустыня. Животный  мир пустыни», презентация «Саванна», головные уборы индейцев, амулет Дружбы,глобус.

Организационный компонент.

Ход занятия:

-Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)
-Да, за окном мороз, холод, снег,  но есть такие страны, в которых сейчас лето. Мы сегодня отправимся в путешествие в жаркие страны за амулетом Дружбы. Амулет Дружбы поможет нам меньше ссориться, жить дружно и весело.  Этот амулет   хранится у вождя племени Тумба-юмба. 
-А теперь отгадайте, куда мы свами отправляемся.
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка) 
-Ребята, покажите
http://www.moi-detsad.ru/image/pix.png на глобусе, где же находится Африка. (дети показывают на карте Африку)
Берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан. 
-А как называется материк, на котором мы с вами живем? (Евразия)
-Итак, нам пора в путь. Скажите, а  на чем можно добраться до Африки? (ответы детей)
Раздается гудок парохода.
-В Африку мы отправимся на корабле. Нам  нужно выбрать капитана  и боцмана. (дети выбирают капитана и боцмана).
-Боцман, поднять якорь, наш корабль отправляется в плавание.
Звучит минусовка  песни «Чунга-чанга».
Воспитатель смотрит в бинокль.
-Ребята,  я вижу самое большое морское животное. Кто же это? (дети называют –  синий кит). А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Как она называется?
-Вот мы и добрались до Африки.  Выходите из корабля, нас ждут приключения, друзья. 
-Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?
-Конечно, пустыня. В Африке много пустынь –пустыня Калахари, пустыня  Намиб. Но самая большая – это пустыня…Сахара (дети продолжают предложение) . 
Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
-Оказывается, могут.  Растет в пустыне верблюжья колючка. У нее очень длинные корни , чтобы доставать воду, которая  находится глубоко под землей
-К жизни в пустыне приспособились и животные.
“Зверь я горбатый,
Нравлюсь ребятам”.
Кто это? (верблюд)
Верблюда называют кораблем пустыни.
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).
-А верблюд – это домашнее или дикое животное? (дети отвечают)
 -Караваны  верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей. 
Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды, их еще называют… дромадеры. 
-В пустыне обитают и другие животные. Воспитатель показывает картинки, дети называют животных (черепаха, сурикат, тарантул,  черная кобра, рогатая гадюка, скорпион, варан).
-Нам пора отправляться дальше.
 Повторите скороговорку: 
У верблюда –верблюжонок, у черепахи-черепашонок.
-Дальше наш путь лежит через  африканский луг  - саванну.
1 слайд

Показ презентации «Саванна». 
2 слайд 
- Чем покрыта земля в саванне? (травой).
 Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются? (ответы детей)
 3 слайд 

Это баобабы (показ  слайда). Это удивительные деревья,  у них  толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада. 
Понаблюдаем за обитателями саванны. Назовите самое высокое животное нашей планеты.
4  слайд
-Конечно же, это жираф. Почему у жирафа такая длинная шея? (ответы детей) Чем питается жираф? (дети отвечают). Кроме длинной шеи, у жирафа есть длинный… язык .Жираф – хищное или травоядное животное? (ответы детей)
 - Вот и африканские гиганты.
 5 слайд 

Это слоны.  Самое удивительное у слона – хобот. 
-Зачем слону хобот? (ответы детей) С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи может перенести довольно толстое дерево. 
- Африканские коняшки одеваются в тельняшки…  Что же это за коняшки? (ответы детей)
6 слайд

Конечно же это зебры. Зебры травоядные или хищные животные?
 - Название, какого животного состоит их двух слов?
(Ответы детей) Носорог.  
7 слайд  

А почему его так назвали? (ответы детей)
-Носорог  - травоядное или хищное животное? (дети отвечают)
-А каких хищных животных Африки вы знаете?
8 слайд

 Это конечно же лев. Как его еще называют? (Царь зверей)
 9 слайд

Самое быстрое животное на нашей планете – это..гепард. Он бегает со скоростью автомобиля – 100 км в час.
-В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:
“И петь не поет  и летать не летает… Кто же это?
10 слайд

 -Это страус. За  что же народ его птицей считает?” ? У страуса есть крылья и клюв. Страусы , как и другие птицы, откладывают яйца.
11 слайд

   В саванне есть небольшие озера . Это… водопой .Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться.
Физкультминутка под музыку

 «У жирафов пятна, пятна..
-Превращаемся в мартышек и пойдем теперь вприпрыжку.
-Мы с вами оказались  в тропическом лесу. Как он называется? (ответы детей). Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы,  лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него  Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян? (дети назыывают – мартышка, горилла, орангутанг,  шимпанзе, бабуин). В джунглях  также можно увидеть разноцветных попугаев.

Звучит гудок парохода
-Нам нужно спешить на корабль.
Дети садятся на корабль. 
Итог занятия.
-Ребята, где мы с вами были?  Кого мы видели в саванне?  В пустыне? (ответы детей). Что вам больше всего понравилось?
-Вот мы снова оказались в нашем любимом детском саду. Амулет надо отнести в нашу группу, он поможет нам никогда не ссориться.
 Вождь племени Тумба-юмба приготовил для вас подарки. Детям раздаются браслеты из леденцов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Волшебников»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группеЦель: Обобщение и закрепление навыков по разделу «Развитие связной речи» с использованием наглядного моделированияпрезентация по адре...

Конспект занятия по развитию речи с детьми первой младшей группы «Путешествие в страну сказок»

Конспект занятия по развитию речи с детьми первой младшей группы «Путешествие в страну сказок»...

Конспект занятия по развитию речи с детьми первой младшей группы «Путешествие в страну сказок»

Программное содержание: 1. Закреплять знания сказок, учить проговаривать диалоги персонажей. 2. Принимать участие в драматизации ее отрывков, способствовать формированию интонационной ...

Интегрированное занятия по развитию речи и конструированию в старшей группе «Путешествие в страну сказок»

Интегрированное занятия по развитию речи и конструированию в старшей группе :«Путешествие в страну сказок»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...