Дополнительная общеобразовательная программа по подготовке к обучению грамоте и чтению «Читалочка»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Ушакова Евгения Владиславовна

Цель: развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushakova_dop_programma_chitalochka.docx73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Планета детства»

Рекомендована к утверждению                                                     Утверждаю

педагогическим советом                                                                 Заведующий МАДОУ

Протокол № __                                                                                  д/с «Планета Детства»

от «__» ____________.                                                                    ______(Е.А.Павлова)

                                                                                          Приказ № _____

                                                                                                          «___» ______________

Дополнительная общеобразовательная программа

по подготовке к обучению грамоте и чтению

«Читалочка» на 2022-2023 г.

(для детей 5-6 лет)    

срок реализации 1 год

Образовательная область «Речевое развитие»

Составитель: воспитатель Ушакова Е.В.

Тамбовский район

р.п. Новая Ляда, 2022

Содержание:

  1. Пояснительная записка____________________________стр. 3-12
  2. Учебно-тематический план_________________________стр. 12
  3. Содержание программы____________________________стр. 12-18
  4. Коррекционно-развивающая деятельность______________стр. 19-20
  5. Перспективный план по взаимодействию с родителями________________________________________стр. 20
  6. Методическое обеспечение программы_______________стр. 20
  7. Список литературы_________________________________стр. 20-22

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Читалочка» МАДОУ детский сад «Планета детства» способствует практической подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Подготовка детей к школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне.

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду

         В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой в детских садах является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексикосинтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

Информационные технологии дают нам новые возможности, поэтому наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования и введением ФГОС ДО, необходимо создание условий для формирования предпосылок универсальных учебных действий. Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.

Социальными заказчиками деятельности кружка «Читалочка» являются родители воспитанников.

     Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:

•        Интеллектуальное развитие детей

•        Подготовка к обучению в школе (полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка)

Предлагаемая программа «Читалочка» по своему содержанию является социально-педагогической. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей узнавать что-то новое. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю речевому развитию.

 Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.

Программа «Читалочка» учебно-познавательная, т.к. она позволяет выяснить уровень знаний о родном языке у каждого ребёнка, а также определить области, в которых ребёнок испытывает трудности и оказать ему соответствующую помощь.

Направленность программы:

по содержанию – речевое развитие

по функциональному предназначению- дополнительное образование

по форме организации – кружковая работа

Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:

-  Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральная образовательная программа дошкольного образования;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20);

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).

- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»

- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»

Новизна программы в том, что предлагаемые детям знания даются через комплекс дидактических игр и упражнений, в работе используется увлекательная проблемно-игровая деятельность. 

Актуальность программы обусловлена тем, что настоящая Программа способствует практической подготовке детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.

Педагогическая целесообразность: эффективное развитие навыков чтения и письма детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.

Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей в последние годы увеличивается. Отсюда следует, что подготовка к чтению является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к школьному обучению

Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что занятия кружка «Читалочка» укрепляют интерес к обучению чтению, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Формирование основных знаний о родном языке – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.

Отличительные особенности:

Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет:

• обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,

• участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку,

• использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям,

• детям получать радость и удовольствие в награду за свой труд

Цель:

 Развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.

 Задачи:

Образовательные:  

Формирование познавательных способностей:

  обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения;

 обучить детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развитие навыков целыми словами и небольшими предложениями;

  развить зрительно-пространственных функции с целью профилактики нарушений чтения и письма

Познавательные:

 формировать способности планировать свои действия, осуществлять решение в

соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.;

  формировать умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

  совершенствовать навыки устной речевой деятельности (слушания и говорения), усвоение норм культуры речи.  

 целенаправленно формировать интересы и мотивацию к учебной деятельности.

Развивающие:

 Развитие познавательных процессов и креативных способностей: восприятия, устойчивого произвольного внимания, мышления (наглядно-образного и словесно- логического), памяти (зрительной, слуховой, речедвигательной, моторно- двигательной, воображения и творчества, расширение познавательных интересов.

  развивать устную речь, коммуникативные умения;

.  развивать графические навыки, крупную и мелкую моторику;

  развивать общеучебные умения и личностные качества, внимательности;

 развивать наблюдательность, старательность, настойчивость, целеустремленность, креативность, инициативность, ответственность, самостоятельность, способность к самоконтролю и адекватной оценке результатов своей деятельности.

Воспитательные:

 Воспитание интереса к занятиям:

  социализировать детей и психологически подготовить к учебной деятельности, к занятиям;  

 выработать умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

  воспитать волевые качества: произвольность, способность ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.

Коррекционные:

  • организовать условия для пополнения словарного запаса;
  • обеспечить успешную социализацию дошкольников с ОВЗ;
  • создание специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы.

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.

Режим реализации программы:

Возрастная группа

Количество ООД

Длительность ООД

Форма организации

Срок реализации

в год

в месяц

в неделю

Для 5-6 лет

36

4

1

25 мин.

групповая, подгрупповая

1 год

Состав кружка «Читалочка» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД.

Формы реализации программы:

- групповая и индивидуальная работа с детьми

- тематические развлечения

- мастер-классы с педагогами и родителями

- консультации для родителей и педагогов

- родительские собрания с использованием ИКТ

- публикация информации на сайте МАДОУ

Методы  и приемы реализации программы:

- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)

- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)

- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)

- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)

- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Способы и средства реализации программы:

- индивидуальная работа с ребенком

- коллективные работы

- совместные работы 2-3 детей

- тематические ООД

- пальчиковая гимнастика

 - дидактические игры

- физкультминутки

- интегрированная деятельность

- сюрпризные моменты

Целевые ориентиры освоения программы:

Главным результатом реализации программы является сформированность таких умений и навыков детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению.

- определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;

- составлять предложения по живой модели;

- определять количество и последовательность слов в предложении;

- развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики;

- разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;

- освоение звукового анализа слов, состоящих из 4-5 звуков (лиса, слон, аист, школа;

 - интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности;

- составление схемы звукового состава слова;

- выделение ударного гласного звука в слове.

Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!

К концу курса дети должны знать и уметь:

  • дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению;
  •  выработать у детей привычку максимально полно включаться на ООД (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка);
  • овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква»,  «предложение»,
  • различать гласные, твердые и мягкие согласные;
  • правильно ставить ударение в знакомых словах;
  • отвечать на вопросы по тексту;
  • складывать буквы в слоги и слова, а слова в предложения;
  • плавно читать целыми словами и небольшими предложениями;
  • осмысливать прочитанное;
  • составлять простые предложения и интонационно правильно   проговаривают их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).
  • делать элементарные выводы и умозаключения.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов:

Мониторинг детского развития проводится два раза в год.  Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по речевому развитию.

Эмоционально-волевая сфера:

  • наличие интереса;
  • дети ярко эмоционально реагируют на предлагаемые задания, увлеченно выполняют их;
  • дети знают и называют характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий;
  • умеют самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков;
  • правильно, плавно читают по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
  • умеют запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать;
  • умеют детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Диагностическая карта по окружающему миру

для детей старшего дошкольного возраста:

№  п/п

Фамилия,

имя ребёнка

Параметры оценки

Умение

понимать

роль звука

в

слове

Умение

различать

слово и

предло

жение,

выкла

дывать

схему

предло

жения

Умение

делить

слова

на слоги

Умение

называть

слова с

заданным

звуком

Умение

различать

гласные и

согласные

звуки,

обозначать

их на схеме

Умение

вычленять

ударение,

определять

его место в

слове

Умение

различать

согласные

звуки:

твёрдые и

мягкие

Умение

разли-чать

согла

сные

звуки:

глухие и

звонкие

Умение

составлять

слова из 2-х, 3-

х слогов и

отдельных

букв

Умение

читать слитно

и понимать

смысл

прочитанного

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

1

0 баллов (0% – 30%) – низкий уровень (ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове. Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного);

1 балл (30% - 70%) – средний уровень (ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого);

2 балла (70% - 100%) – высокий уровень (ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый –мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа)

Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет, которые по результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не ниже среднего.

  1. Учебно-тематический план

Название раздела

Общее количество

часов

    1.

«Звуки и буквы»

4

    2.

«Друзья Гласные»

4

    3.

«Друзья Согласные»

4

    4.

«Глухой и звонкий, твёрдый и мягкий»

4

5.

«Расширение словарного запаса»

4

6.

«Формирование грамматического строя речи»

4

7.

«Воспитание звуковой культуры речи»

4

8.

«Знаки препинания»

4

9.

Резерв

4

Итого:

36

  1. Содержание программы:

1 раздел «Звуки и буквы». Развивать умение оперировать понятиями звук и буква, закрепить знания детей об артикуляционном аппарате, развивать интерес и внимание к слову, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

2 раздел «Друзья Гласные». Уточнить знания детей о гласных звуках (артикуляция звука), учить находить заданный звук в словах, закрепить умения придумывать слова на данный звук.

3 раздел «Друзья Согласные». Закрепить знания детей о согласных звуках, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, развивать умение составлять прямые и обратные слоги, формировать умение определять позицию звука в слове

4 раздел «Глухой и звонкий, твёрдый и мягкий». Закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость, закреплять знания детей о согласных звуках, закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах, закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах, формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

5 раздел «Расширение словарного запаса». Накопление пассивного словаря, усвоение слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Расширение, уточнение, активизация номинального словаря на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизация слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

6 раздел «Формирование грамматического строя речи». Формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот-коты).

Формы имён существительных мужского и женского рода в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем- предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).

Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (к, ик, чик, ок, чек, очк, ечк, ен, ят ).

Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша). Согласование числительного с существительным (одно ведро, одна кукла).

7 раздел «Воспитание звуковой культуры речи». Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи).

Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

8 раздел «Знаки препинания». Изучение знаков прпепинания (. ! ?), умение различать повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения, знак препинания в конце каждого из этих предложений.

9 раздел «Резерв»

Календарно-тематическое планирование

Для детей 5-6 лет 

Дата

Раздел

Программные задачи

Формы ООД

Формы подведения итогов

Месяц

Неделя

Тема ООД

октябрь

1

1 Раздел «Звуки и буквы»

1. «Звук и буква А»

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Научить ребенка четко произносить звук [А].

3. Научить выделять звук [А], в начале слова в ударной позиции.

4. Сформировать понятия «звук», «буква».

групповая

Разучивание скороговорок и чистоговорок

2

2. «Звук и буква О»

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Научить ребенка четко произносить звук [О].

3. Научить выделять звук [О], в начале слова в ударной позиции.

4. Сформировать понятия «звук», «буква».

3

3. «Звук и буква У»

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Научить ребенка четко произносить звук [У].

3. Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции.

4. Сформировать понятия «звук», «буква».

4

4. «Звук и буква Ы»

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Научить ребенка четко произносить звук [Ы].

3. Научить выделять звук [Ы] в начале слова в ударной позиции.

4. Сформировать понятия «звук», «буква».

5.

5. Повторение изученного материала

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Сформировать понятия «звук», «буква».

ноябрь

1

2 Раздел: «Друзья Гласные»

6. «Звук и буква Я»

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Научить ребенка четко произносить звук [Я].

3. Научить выделять звук [Я], в начале слова в ударной позиции.

4. Сформировать понятия «звук», «буква».

групповая

Разучивание скороговорок и чистоговорок

2

7. «Звук и буква И»

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Научить ребенка четко произносить звук [И].

3. Научить выделять звук [И]в начале слова в ударной позиции.

4. Сформировать понятия «звук», «буква».

3

8. «Звук и буква Е»

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Научить ребенка четко произносить звук [Е].

3. Научить выделять звук [Е], в начале слова в ударной позиции.

4. Сформировать понятия «звук», «буква».

4

9. «Звук и буква Ё»

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Научить ребенка четко произносить звук [Ё].

3. Научить выделять звук [Ё], в начале слова в ударной позиции.

4. Сформировать понятия «звук», «буква».

5

10. Повторение изученного материала

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Сформировать понятия «звук», «буква».

декабрь

1

3 Раздел Друзья Согласные»

11. «Звуки [М], [М']. Буква М»

Звуки [Н], [Н']. Буква Н

1. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.

2. Учить ориентироваться на листе бумаги.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н'], [М], [М'], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.

групповая

Разучивание скороговорок и чистоговорок

2

12. «Звук и буква Ю»

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Научить ребенка четко произносить звук [Ю].

3. Научить выделять звук [Ю], в начале слова в ударной позиции.

4. Сформировать понятия «звук», «буква».

3.

13. «Звук и буква Э»

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Научить ребенка четко произносить звук [Э].

3. Научить выделять звук [Э] в начале слова в ударной позиции.

4. Сформировать понятия «звук», «буква».

4

14. «Звуки [Л], [Л'].

Буква Л»

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

2. Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении.

3. Научить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л] — [Л'].

4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.

5. Учить самостоятельно анализировать слова.

6. Учить ребенка преобразовывать слова.

5

15. Повторение изученного материала

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Сформировать понятия «звук», «буква».

январь

1

4 Раздел «Глухой и звонкий, твёрдый и мягкий»

16. «Звуки [Т] — [Д], [Т'] — [Д']»

1. Учить ребенка изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма.

2. Развивать динамический праксис рук.

3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т'] — [Д'] (дифференциация звонких и глухих согласных).

4. Научить ребенка слоговому синтезу слов.

5. Учить анализировать и сравнивать слова.

Разучивание скороговорок и чистоговорок

2.

17. «Звуки [Р], [Р']. Буква Р»

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.

2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [Р'], различать их на слух и в произношении.

3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов.

5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением согласных.

6. Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных.

3

18. «Звуки [Б]-[П], [Б']-[П']»

3. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу.

2. Учить выполнять графические упражнения.

3. Научить четко произносить звуки [П], [П'], дифференцировать и на слух и в произношении.

4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласны звуков.

5. Развивать у ребенка фонематические представления.

6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам.

7. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] — [П], [Б'] — [П'] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков).

4

19.  «Звуки [Г] - [К]; [Г'] - [К']»

1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.

2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.

3. Научить четко произносить звуки [К], [К'], [Г], [Г'], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов.

5. Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова.

5

20. Повторение изученного материала

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков.

февраль

1

5 Раздел «Расширение словарного запаса»

21.  «Звуки [В], [В']; [Ф] — [Ф']»

1. Продолжать учить ребенка внимательно вслушиваться и различать неречевые звуки.

2. Продолжать учить выполнять графические упражнения.

3. Научить ребенка четко произносить звуки [В], [В'], [Ф], [Ф'] дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Учить ребенка четко воспроизводить слоговой ряд со стечением согласных из 2—4 элементов.

групповая

Разучивание скороговорок и чистоговорок

2

22. «Звуки [С] - [С']; [З] - [З']»

1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.

2. Научить правильно произносить звуки [С], [С'], [З], [З']дифференцировать их на слух и в произношении.

3. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов.

4. Учить анализировать слова и предложения

3

23. «Звуки [X], [X']. Буква X»

1. Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

2. Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

3. Научить правильно произносить звуки [X] — [X'], дифференцировать их на слух и в произношении.

4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

5. Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

4

24. «Звук и буква Ц»

1. Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы.

2. Научить правильно произносить звук [Ц].

3. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа.

4. Продолжать учить ребенка составлять предложения с заданным словом.

5. Учить выделять из текста слова с заданным звуком.

6. Упражнять в словообразовании и словоизменении.

5

25. Повторение изученного материала

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков.

март

1

6 Раздел «Формирование грамматического строя речи»

26. «Звук и буква Ж»

1. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.

2. Научить правильно произносить звук [Ж].

3. Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.

4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

5. Развивать слухо-речевую память ребенка.

6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

7. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

групповая

Разучивание скороговорок и чистоговорок

2

27. «Звук и буква Ш»

1. Научить правильно произносить звук [Ш].

2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

4. Учить преобразовывать слова.

5. Учить составлять схему предложения, находить знакомые предлоги в предложении.

3

28. «Звук и буква Ч»

1. Учить ребенка различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов.

2. Научить правильно произносить звук [Ч].

3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.

4. Упражнять ребенка в словообразовании.

5. Познакомить ребенка с понятиями: имя, отчество, фамилия; вспомнить правило правописания собственных имен существительных.

6. Познакомить ребенка с употреблением предлога через.

7. Учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

4

29. «Звук и буква Щ»

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление времен глаголов.

2. Научить произносить звук [Щ].

3. Учить определять количество звуков в слове на слух без зрительной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

4. Учить составлять схемы простых предложений без предлога, определять место слова в предложении.

5. Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры.

6. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.

5

30. Повторение изученного материала

1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда.

2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков.

апрель

1

7 Раздел «Воспитание звуковой культуры речи»

31. «Звук и буква Й»»

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции.

2. Научить ребенка правильно произносить звук [Й].

3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.

4. Учить анализировать предложения, находить в предложении предлог и слова с определенным звуком.

5. Учить преобразовывать слова

групповая

Разучивание скороговорок и чистоговорок

2

32. «Буква Ъ»

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

2. Познакомить с буквой «Ъ» знак. Объяснить значение буквы в словах.

3. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов

3

33. «Буква Ь»

1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

2. Познакомить с буквой «Ь» знак. Объяснить значение буквы в словах.

3. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов

4

34. «Знаки препинания»

«Повествовательное предложение»

1. Выработать умение различать повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения, знак препинания в конце каждого из этих предложений.

2. Выработать умение написать схему предложения

3. Познакомить детей с повествовательной интонацией.

4. Формировать умение определять картинку-символ; упражнять в выделении повествовательной интонации в диалоге, развивать внимание, слуховую память, воспитывать умение вежливо приветствовать

май

1

8 Раздел «Знаки препинания»

35. «Восклицательное предложение»

1. Познакомить детей с восклицательной интонацией.

2. Формировать умение определять картинку-символ; упражнять в выделении восклицательной интонации в диалоге, развивать внимание, слуховую память, воспитывать умение вежливо приветствовать

групповая

Разучивание скороговорок и чистоговорок

2

36. «Вопросительное предложение»

1. Познакомить детей с вопросительной интонацией.

2. Формировать умение определять картинку-символ; упражнять в выделении вопросительной интонации в диалоге, развивать внимание, слуховую память, воспитывать умение вежливо приветствовать

3

9 Раздел «Резерв»

37-38

Резерв

  1. Коррекционно-развивающая деятельность

Одной из основных функций ФГОС дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Для успешной реализации дополнительной программы необходимо определение её содержания, заключающегося:

- в интеграции деятельности воспитателей и специалистов (учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);

  • в реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы, составлении перспективного тематического планирования по развитию речи
  • планирования коррекционно-развивающей работы;

- в использовании специальных технологий и методов обучения и воспитания (индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, ежедневное выполнение заданий дефектолога и т.д.).

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ обеспечиваются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, что способствует успешной реализации задач речевого и психического развития.

  Функции воспитателя:

- Обеспечение гибкого оздоровительного режима.

- Развитие любознательности, познавательной мотивации.

- Формирование первичных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

- Наблюдение за динамикой развития детей.

- Поддержка задач коррекционно-развивающей работы под руководством дефектолога.

- Использование оздоровительных технологий.

  1. Перспективный план по взаимодействию с родителями

№ п/п

Мероприятия

Сроки

  1.

«Речевое развитие детей 5-6 лет» (Родительское собрание)

октябрь

2.

«КВН»

октябрь

3.

Анкетирование для родителей «Подготовка к школе»

ноябрь

4.

Мастер-класс для родителей «Весёлый алфавит»

декабрь

5.

«Как подготовить ребёнка к обучению чтению» (Консультация)

январь

6.

Буклет «Хочу всё знать»

февраль

7.

«Несколько советов по формированию правильных речевых навыков» (Памятки)

март

8.

Беседа для родителей «Мой удивительный ребёнок»

апрель

9.

Открытое занятие

май

  1. Учебно-методическое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  1. Технические средства обучения:

Магнитофон и аудиозаписи детских песен, художественных произведений, звуков природы, пианино, телевизор и DVD проигрыватель, диски с записью развивающих игр, мультфильмов и программ, компьютер, проектор, белый экран для демонстрации слайд-шоу и презентаций.

  1. Учебно-наглядные пособия:

Наглядные пособия, прописи, иллюстрации; схемы, технологические карты.

VII. Список литературы для педагогов:

1. Беляков Е.А. 365 развивающих игр. – Москва: Рольф, Айриспресс, 1998.  

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – Москва: Просвещение, 1987.

3. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. С-Петербург; «Детство-Пресс», 2012.

4. Волина В.  Русский язык. Учимся играя! – Екатеринбург: изд-во «Арго», 1996.

5. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича. – М.: Сфера, 2015.  

6. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Будущему первокласснику. Учимся читать. Учимся писать. КОГУБ «Кировская типография», 2001.

7. Дурова П.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников/Книга для воспитателей и родителей.- М.: Школьная Пресса, 2010.

8. Ельцова О.М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.- СПб: Детство-Пресс, 2011.

9. Жукова Н.С. Букварь. – Екатеринбург: Издательский дом «ЛИТУР», 2013.

10. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет/ Программа. Методические рекомендации. ФГОС. – М: Вентана-Граф, 2013.

11. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. – М.: Сфера, 2008.

12. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – Москва: Владос, 1999.

 13. Обучение дошкольников грамоте/ Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. - М.: Школьная Пресса, 2012.

14. Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

16. Шумаева Е. Как хорошо уметь читать! – СПб: Детство-Пресс, 1999.

17. Эльконин Б. Методика обучения чтению. – Москва: Просвещение, 1999.

Список литературы, рекомендуемый для детей и взрослых:

1. 1000 скороговорок для развития речи. - М.: АСТ, 2015. - 160 c.

2. Азбука разрезная. Слоги и ударения. Учим цифры. Плакат. - М.: Сова, Астрель, 2013. - 409 c.

3. Азбука русского языка. Произносим звуки, учим буквы правильно. Плакат. - М.: Сфера образования, Сфера, 2015. - 734 c.

4. Алябьева, Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2013. - 128 c.

5. Арбекова, Н. Е. Карточки по лексической теме "Домашние животные". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с ОНР / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2013. - 64 c.

6. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2014. - 32 c.

7. Бардышева, Т. Ю. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий 2003, 2013. - 50 c.

8. Батяева, С. В. Альбом по развитию речи для дошкольников / С.В. Батяева. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 96 c.

9. Беляковская, Н. Н. Учим ребенка говорить. Здоровьесозидающие технологии. Методические рекомендации / Н.Н. Беляковская, Л.Н. Засорина, Н.Ш. Макарова. - М.: Сфера, 2015. - 128 c.

10. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет: моногр. / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Литера, 2018. - 80 c.

11. Бортникова, Елена Тетрадь 22. Учимся читать по слогам. Для детей 4-6 лет / Елена Бортникова. - М.: Литур-К, Литур, 2016. - 32 c.

12. Васькова, О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 222 c.

13. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий старшей группе детского сада. Развитие речи / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Москва: Огни, 2016. - 83 c.

14. Гарифулина, Г.А. Формирование навыков связного высказывания. Инновационный педагогический проект. Старший дошкольный возраст / Г.А. Гарифулина. - М.: Учитель, 2016. - 547 c.

15. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие. Для работы с детьми 3-4 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 20 c.

16. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины по развитию связной речи в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2016. - 64 c.

17. Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Антонимы. Глаголы. Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 12 c.

18. Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Ударение. Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 169 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Почему важно начинать подготовку к обучению грамоте и чтению в дошкольном возрасте».

При обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукрвого анализ...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте и чтению на тему "Кто, кто в теремочке живет?"

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте и чтению в подготовительной к школе группе на тему "Кто, кто в теремочке живет?" Подобраны развивающие игры из пособий Волиной В,В. "Русский язык. Учимся ...

Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевое развитие»Вид организованной образовательной деятельности: подготовка к обучению грамоте             ...

Дополнительная общеразвивающая Программа По подготовке к обучению чтению «Читай-ка»

Данная программа  направлена на подготовку детей 5 - 6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие«Занимательное обучение чтению» Ковригино...

Дополнительная образовательная программа по подготовке к обучению грамоте «Играем с буквами» Для детей 4-5 лет

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть н...

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Пластилиновая фантазия» по обучению детей 4-6 лет

Удивительные качества пластилина берут начало из сочетания двух более древних материалов – глины и воска. По отдельности они имеют известные недостатки, а вместе помогают друг другу: глина удерж...