Дополнительная общеобразовательная программа по подготовке к обучению грамоте и чтению «Читалочка»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Цель: развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushakova_dop_programma_chitalochka.docx | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Планета детства»
Рекомендована к утверждению Утверждаю
педагогическим советом Заведующий МАДОУ
Протокол № __ д/с «Планета Детства»
от «__» ____________. ______(Е.А.Павлова)
Приказ № _____
«___» ______________
Дополнительная общеобразовательная программа
по подготовке к обучению грамоте и чтению
«Читалочка» на 2022-2023 г.
(для детей 5-6 лет)
срок реализации 1 год
Образовательная область «Речевое развитие»
Составитель: воспитатель Ушакова Е.В.
Тамбовский район
р.п. Новая Ляда, 2022
Содержание:
- Пояснительная записка____________________________стр. 3-12
- Учебно-тематический план_________________________стр. 12
- Содержание программы____________________________стр. 12-18
- Коррекционно-развивающая деятельность______________стр. 19-20
- Перспективный план по взаимодействию с родителями________________________________________стр. 20
- Методическое обеспечение программы_______________стр. 20
- Список литературы_________________________________стр. 20-22
- Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Читалочка» МАДОУ детский сад «Планета детства» способствует практической подготовки детей в возрасте от 5 до 6 лет к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Подготовка детей к школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой в детских садах является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексикосинтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Информационные технологии дают нам новые возможности, поэтому наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования и введением ФГОС ДО, необходимо создание условий для формирования предпосылок универсальных учебных действий. Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Социальными заказчиками деятельности кружка «Читалочка» являются родители воспитанников.
Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:
• Интеллектуальное развитие детей
• Подготовка к обучению в школе (полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка)
Предлагаемая программа «Читалочка» по своему содержанию является социально-педагогической. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей узнавать что-то новое. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю речевому развитию.
Задача воспитателя – помочь детям в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
Программа «Читалочка» учебно-познавательная, т.к. она позволяет выяснить уровень знаний о родном языке у каждого ребёнка, а также определить области, в которых ребёнок испытывает трудности и оказать ему соответствующую помощь.
Направленность программы:
по содержанию – речевое развитие
по функциональному предназначению- дополнительное образование
по форме организации – кружковая работа
Программа разработана с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, которые отражены в нормативных документах:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20);
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384 регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
- Постановлением Правительства Российской Федерации № 706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
- Устав МАДОУ д/с «Планета детства»
Новизна программы в том, что предлагаемые детям знания даются через комплекс дидактических игр и упражнений, в работе используется увлекательная проблемно-игровая деятельность.
Актуальность программы обусловлена тем, что настоящая Программа способствует практической подготовке детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Педагогическая целесообразность: эффективное развитие навыков чтения и письма детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если вначале внимание ученых и педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечь эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей в последние годы увеличивается. Отсюда следует, что подготовка к чтению является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к школьному обучению
Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что занятия кружка «Читалочка» укрепляют интерес к обучению чтению, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Формирование основных знаний о родном языке – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.
Отличительные особенности:
Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет:
• обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания,
• участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку,
• использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям,
• детям получать радость и удовольствие в награду за свой труд
Цель:
Развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
Задачи:
Образовательные:
Формирование познавательных способностей:
∙ обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения;
∙ обучить детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами; далее развитие навыков целыми словами и небольшими предложениями;
∙ развить зрительно-пространственных функции с целью профилактики нарушений чтения и письма
Познавательные:
∙ формировать способности планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.;
∙ формировать умения целенаправленно владеть своим поведением, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;
∙ совершенствовать навыки устной речевой деятельности (слушания и говорения), усвоение норм культуры речи.
∙ целенаправленно формировать интересы и мотивацию к учебной деятельности.
Развивающие:
Развитие познавательных процессов и креативных способностей: восприятия, устойчивого произвольного внимания, мышления (наглядно-образного и словесно- логического), памяти (зрительной, слуховой, речедвигательной, моторно- двигательной, воображения и творчества, расширение познавательных интересов.
∙ развивать устную речь, коммуникативные умения;
.∙ развивать графические навыки, крупную и мелкую моторику;
∙ развивать общеучебные умения и личностные качества, внимательности;
∙ развивать наблюдательность, старательность, настойчивость, целеустремленность, креативность, инициативность, ответственность, самостоятельность, способность к самоконтролю и адекватной оценке результатов своей деятельности.
Воспитательные:
Воспитание интереса к занятиям:
∙ социализировать детей и психологически подготовить к учебной деятельности, к занятиям;
∙ выработать умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
∙ воспитать волевые качества: произвольность, способность ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, преодолевать трудности, умения управлять своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.
Коррекционные:
- организовать условия для пополнения словарного запаса;
- обеспечить успешную социализацию дошкольников с ОВЗ;
- создание специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, задача взрослых им в этом помочь.
Режим реализации программы:
Возрастная группа | Количество ООД | Длительность ООД | Форма организации | Срок реализации | ||
в год | в месяц | в неделю | ||||
Для 5-6 лет | 36 | 4 | 1 | 25 мин. | групповая, подгрупповая | 1 год |
Состав кружка «Читалочка» формируется с учётом желаний детей и наполняемостью группы на ООД.
Формы реализации программы:
- групповая и индивидуальная работа с детьми
- тематические развлечения
- мастер-классы с педагогами и родителями
- консультации для родителей и педагогов
- родительские собрания с использованием ИКТ
- публикация информации на сайте МАДОУ
Методы и приемы реализации программы:
- словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
- наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки)
- метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы)
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
- метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Способы и средства реализации программы:
- индивидуальная работа с ребенком
- коллективные работы
- совместные работы 2-3 детей
- тематические ООД
- пальчиковая гимнастика
- дидактические игры
- физкультминутки
- интегрированная деятельность
- сюрпризные моменты
Целевые ориентиры освоения программы:
Главным результатом реализации программы является сформированность таких умений и навыков детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению.
- определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;
- составлять предложения по живой модели;
- определять количество и последовательность слов в предложении;
- развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики;
- разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;
- освоение звукового анализа слов, состоящих из 4-5 звуков (лиса, слон, аист, школа;
- интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности;
- составление схемы звукового состава слова;
- выделение ударного гласного звука в слове.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!
К концу курса дети должны знать и уметь:
- дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению;
- выработать у детей привычку максимально полно включаться на ООД (в процесс обучения, что достигается благодаря заинтересованности и положительным эмоциям ребёнка);
- овладеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»,
- различать гласные, твердые и мягкие согласные;
- правильно ставить ударение в знакомых словах;
- отвечать на вопросы по тексту;
- складывать буквы в слоги и слова, а слова в предложения;
- плавно читать целыми словами и небольшими предложениями;
- осмысливать прочитанное;
- составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривают их в соответствии со знаком на конце (. ! ?).
- делать элементарные выводы и умозаключения.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов:
Мониторинг детского развития проводится два раза в год. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы дополнительного образования по речевому развитию.
Эмоционально-волевая сфера:
- наличие интереса;
- дети ярко эмоционально реагируют на предлагаемые задания, увлеченно выполняют их;
- дети знают и называют характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий;
- умеют самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков;
- правильно, плавно читают по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- умеют запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать;
- умеют детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Диагностическая карта по окружающему миру
для детей старшего дошкольного возраста:
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Параметры оценки | |||||||||||||||||||||
Умение понимать роль звука в слове | Умение различать слово и предло жение, выкла дывать схему предло жения | Умение делить слова на слоги | Умение называть слова с заданным звуком | Умение различать гласные и согласные звуки, обозначать их на схеме | Умение вычленять ударение, определять его место в слове | Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие | Умение разли-чать согла сные звуки: глухие и звонкие | Умение составлять слова из 2-х, 3- х слогов и отдельных букв | Умение читать слитно и понимать смысл прочитанного | ||||||||||||||
Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||||
1 |
0 баллов (0% – 30%) – низкий уровень (ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове. Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного);
1 балл (30% - 70%) – средний уровень (ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого);
2 балла (70% - 100%) – высокий уровень (ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый –мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа)
Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет, которые по результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не ниже среднего.
- Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Общее количество часов |
1. | «Звуки и буквы» | 4 |
2. | «Друзья Гласные» | 4 |
3. | «Друзья Согласные» | 4 |
4. | «Глухой и звонкий, твёрдый и мягкий» | 4 |
5. | «Расширение словарного запаса» | 4 |
6. | «Формирование грамматического строя речи» | 4 |
7. | «Воспитание звуковой культуры речи» | 4 |
8. | «Знаки препинания» | 4 |
9. | Резерв | 4 |
Итого: | 36 |
- Содержание программы:
1 раздел «Звуки и буквы». Развивать умение оперировать понятиями звук и буква, закрепить знания детей об артикуляционном аппарате, развивать интерес и внимание к слову, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
2 раздел «Друзья Гласные». Уточнить знания детей о гласных звуках (артикуляция звука), учить находить заданный звук в словах, закрепить умения придумывать слова на данный звук.
3 раздел «Друзья Согласные». Закрепить знания детей о согласных звуках, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, развивать умение составлять прямые и обратные слоги, формировать умение определять позицию звука в слове
4 раздел «Глухой и звонкий, твёрдый и мягкий». Закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость, закреплять знания детей о согласных звуках, закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах, закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах, формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.
5 раздел «Расширение словарного запаса». Накопление пассивного словаря, усвоение слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов. Расширение, уточнение, активизация номинального словаря на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизация слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.
6 раздел «Формирование грамматического строя речи». Формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот-коты).
Формы имён существительных мужского и женского рода в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем- предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).
Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (к, ик, чик, ок, чек, очк, ечк, ен, ят ).
Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша). Согласование числительного с существительным (одно ведро, одна кукла).
7 раздел «Воспитание звуковой культуры речи». Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи).
Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).
8 раздел «Знаки препинания». Изучение знаков прпепинания (. ! ?), умение различать повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения, знак препинания в конце каждого из этих предложений.
9 раздел «Резерв»
Календарно-тематическое планирование
Для детей 5-6 лет
Дата | Раздел | Программные задачи | Формы ООД | Формы подведения итогов | |
Месяц | Неделя | Тема ООД | |||
октябрь | 1 | 1 Раздел «Звуки и буквы» 1. «Звук и буква А» | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Научить ребенка четко произносить звук [А]. 3. Научить выделять звук [А], в начале слова в ударной позиции. 4. Сформировать понятия «звук», «буква». | групповая | Разучивание скороговорок и чистоговорок |
2 | 2. «Звук и буква О» | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Научить ребенка четко произносить звук [О]. 3. Научить выделять звук [О], в начале слова в ударной позиции. 4. Сформировать понятия «звук», «буква». | |||
3 | 3. «Звук и буква У» | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Научить ребенка четко произносить звук [У]. 3. Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции. 4. Сформировать понятия «звук», «буква». | |||
4 | 4. «Звук и буква Ы» | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Научить ребенка четко произносить звук [Ы]. 3. Научить выделять звук [Ы] в начале слова в ударной позиции. 4. Сформировать понятия «звук», «буква». | |||
5. | 5. Повторение изученного материала | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Сформировать понятия «звук», «буква». | |||
ноябрь | 1 | 2 Раздел: «Друзья Гласные» 6. «Звук и буква Я» | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Научить ребенка четко произносить звук [Я]. 3. Научить выделять звук [Я], в начале слова в ударной позиции. 4. Сформировать понятия «звук», «буква». | групповая | Разучивание скороговорок и чистоговорок |
2 | 7. «Звук и буква И» | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Научить ребенка четко произносить звук [И]. 3. Научить выделять звук [И]в начале слова в ударной позиции. 4. Сформировать понятия «звук», «буква». | |||
3 | 8. «Звук и буква Е» | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Научить ребенка четко произносить звук [Е]. 3. Научить выделять звук [Е], в начале слова в ударной позиции. 4. Сформировать понятия «звук», «буква». | |||
4 | 9. «Звук и буква Ё» | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Научить ребенка четко произносить звук [Ё]. 3. Научить выделять звук [Ё], в начале слова в ударной позиции. 4. Сформировать понятия «звук», «буква». | |||
5 | 10. Повторение изученного материала | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Сформировать понятия «звук», «буква». | |||
декабрь | 1 | 3 Раздел Друзья Согласные» 11. «Звуки [М], [М']. Буква М» Звуки [Н], [Н']. Буква Н | 1. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом. 2. Учить ориентироваться на листе бумаги. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н'], [М], [М'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду. | групповая | Разучивание скороговорок и чистоговорок |
2 | 12. «Звук и буква Ю» | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Научить ребенка четко произносить звук [Ю]. 3. Научить выделять звук [Ю], в начале слова в ударной позиции. 4. Сформировать понятия «звук», «буква». | |||
3. | 13. «Звук и буква Э» | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Научить ребенка четко произносить звук [Э]. 3. Научить выделять звук [Э] в начале слова в ударной позиции. 4. Сформировать понятия «звук», «буква». | |||
4 | 14. «Звуки [Л], [Л']. Буква Л» | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы. 2. Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении. 3. Научить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л] — [Л']. 4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения. 5. Учить самостоятельно анализировать слова. 6. Учить ребенка преобразовывать слова. | |||
5 | 15. Повторение изученного материала | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Сформировать понятия «звук», «буква». | |||
январь | 1 | 4 Раздел «Глухой и звонкий, твёрдый и мягкий» 16. «Звуки [Т] — [Д], [Т'] — [Д']» | 1. Учить ребенка изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма. 2. Развивать динамический праксис рук. 3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т'] — [Д'] (дифференциация звонких и глухих согласных). 4. Научить ребенка слоговому синтезу слов. 5. Учить анализировать и сравнивать слова. | Разучивание скороговорок и чистоговорок | |
2. | 17. «Звуки [Р], [Р']. Буква Р» | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы. 2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [Р'], различать их на слух и в произношении. 3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. 4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов. 5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением согласных. 6. Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных. | |||
3 | 18. «Звуки [Б]-[П], [Б']-[П']» | 3. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу. 2. Учить выполнять графические упражнения. 3. Научить четко произносить звуки [П], [П'], дифференцировать и на слух и в произношении. 4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласны звуков. 5. Развивать у ребенка фонематические представления. 6. Учить самостоятельно анализировать слово папа, составлять предложения по опорным словам. 7. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] — [П], [Б'] — [П'] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков). | |||
4 | 19. «Звуки [Г] - [К]; [Г'] - [К']» | 1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов. 2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве. 3. Научить четко произносить звуки [К], [К'], [Г], [Г'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов. 5. Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова. | |||
5 | 20. Повторение изученного материала | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков. | |||
февраль | 1 | 5 Раздел «Расширение словарного запаса» 21. «Звуки [В], [В']; [Ф] — [Ф']» | 1. Продолжать учить ребенка внимательно вслушиваться и различать неречевые звуки. 2. Продолжать учить выполнять графические упражнения. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [В], [В'], [Ф], [Ф'] дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Учить ребенка четко воспроизводить слоговой ряд со стечением согласных из 2—4 элементов. | групповая | Разучивание скороговорок и чистоговорок |
2 | 22. «Звуки [С] - [С']; [З] - [З']» | 1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой. 2. Научить правильно произносить звуки [С], [С'], [З], [З']дифференцировать их на слух и в произношении. 3. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов. 4. Учить анализировать слова и предложения | |||
3 | 23. «Звуки [X], [X']. Буква X» | 1. Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность). 2. Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению. 3. Научить правильно произносить звуки [X] — [X'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов. 5. Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова. | |||
4 | 24. «Звук и буква Ц» | 1. Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы. 2. Научить правильно произносить звук [Ц]. 3. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа. 4. Продолжать учить ребенка составлять предложения с заданным словом. 5. Учить выделять из текста слова с заданным звуком. 6. Упражнять в словообразовании и словоизменении. | |||
5 | 25. Повторение изученного материала | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков. | |||
март | 1 | 6 Раздел «Формирование грамматического строя речи» 26. «Звук и буква Ж» | 1. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач. 2. Научить правильно произносить звук [Ж]. 3. Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове. 4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка. 5. Развивать слухо-речевую память ребенка. 6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. 7. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов. | групповая | Разучивание скороговорок и чистоговорок |
2 | 27. «Звук и буква Ш» | 1. Научить правильно произносить звук [Ш]. 2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления. 3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов. 4. Учить преобразовывать слова. 5. Учить составлять схему предложения, находить знакомые предлоги в предложении. | |||
3 | 28. «Звук и буква Ч» | 1. Учить ребенка различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов. 2. Научить правильно произносить звук [Ч]. 3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления. 4. Упражнять ребенка в словообразовании. 5. Познакомить ребенка с понятиями: имя, отчество, фамилия; вспомнить правило правописания собственных имен существительных. 6. Познакомить ребенка с употреблением предлога через. 7. Учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. | |||
4 | 29. «Звук и буква Щ» | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление времен глаголов. 2. Научить произносить звук [Щ]. 3. Учить определять количество звуков в слове на слух без зрительной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. 4. Учить составлять схемы простых предложений без предлога, определять место слова в предложении. 5. Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры. 6. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов. | |||
5 | 30. Повторение изученного материала | 1. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда. 2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков. | |||
апрель | 1 | 7 Раздел «Воспитание звуковой культуры речи» 31. «Звук и буква Й»» | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции. 2. Научить ребенка правильно произносить звук [Й]. 3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка. 4. Учить анализировать предложения, находить в предложении предлог и слова с определенным звуком. 5. Учить преобразовывать слова | групповая | Разучивание скороговорок и чистоговорок |
2 | 32. «Буква Ъ» | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы. 2. Познакомить с буквой «Ъ» знак. Объяснить значение буквы в словах. 3. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов | |||
3 | 33. «Буква Ь» | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы. 2. Познакомить с буквой «Ь» знак. Объяснить значение буквы в словах. 3. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов | |||
4 | 34. «Знаки препинания» «Повествовательное предложение» | 1. Выработать умение различать повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения, знак препинания в конце каждого из этих предложений. 2. Выработать умение написать схему предложения 3. Познакомить детей с повествовательной интонацией. 4. Формировать умение определять картинку-символ; упражнять в выделении повествовательной интонации в диалоге, развивать внимание, слуховую память, воспитывать умение вежливо приветствовать | |||
май | 1 | 8 Раздел «Знаки препинания» 35. «Восклицательное предложение» | 1. Познакомить детей с восклицательной интонацией. 2. Формировать умение определять картинку-символ; упражнять в выделении восклицательной интонации в диалоге, развивать внимание, слуховую память, воспитывать умение вежливо приветствовать | групповая | Разучивание скороговорок и чистоговорок |
2 | 36. «Вопросительное предложение» | 1. Познакомить детей с вопросительной интонацией. 2. Формировать умение определять картинку-символ; упражнять в выделении вопросительной интонации в диалоге, развивать внимание, слуховую память, воспитывать умение вежливо приветствовать | |||
3 | 9 Раздел «Резерв» 37-38 | Резерв |
- Коррекционно-развивающая деятельность
Одной из основных функций ФГОС дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Для успешной реализации дополнительной программы необходимо определение её содержания, заключающегося:
- в интеграции деятельности воспитателей и специалистов (учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
- в реализации основных направлений коррекционно-развивающей работы, составлении перспективного тематического планирования по развитию речи
- планирования коррекционно-развивающей работы;
- в использовании специальных технологий и методов обучения и воспитания (индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, ежедневное выполнение заданий дефектолога и т.д.).
В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ обеспечиваются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, что способствует успешной реализации задач речевого и психического развития.
Функции воспитателя:
- Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
- Развитие любознательности, познавательной мотивации.
- Формирование первичных представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
- Наблюдение за динамикой развития детей.
- Поддержка задач коррекционно-развивающей работы под руководством дефектолога.
- Использование оздоровительных технологий.
- Перспективный план по взаимодействию с родителями
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | «Речевое развитие детей 5-6 лет» (Родительское собрание) | октябрь |
2. | «КВН» | октябрь |
3. | Анкетирование для родителей «Подготовка к школе» | ноябрь |
4. | Мастер-класс для родителей «Весёлый алфавит» | декабрь |
5. | «Как подготовить ребёнка к обучению чтению» (Консультация) | январь |
6. | Буклет «Хочу всё знать» | февраль |
7. | «Несколько советов по формированию правильных речевых навыков» (Памятки) | март |
8. | Беседа для родителей «Мой удивительный ребёнок» | апрель |
9. | Открытое занятие | май |
- Учебно-методическое обеспечение:
Для успешной реализации данной программы необходимо:
| Магнитофон и аудиозаписи детских песен, художественных произведений, звуков природы, пианино, телевизор и DVD проигрыватель, диски с записью развивающих игр, мультфильмов и программ, компьютер, проектор, белый экран для демонстрации слайд-шоу и презентаций. |
| Наглядные пособия, прописи, иллюстрации; схемы, технологические карты. |
VII. Список литературы для педагогов:
1. Беляков Е.А. 365 развивающих игр. – Москва: Рольф, Айриспресс, 1998.
2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. – Москва: Просвещение, 1987.
3. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. С-Петербург; «Детство-Пресс», 2012.
4. Волина В. Русский язык. Учимся играя! – Екатеринбург: изд-во «Арго», 1996.
5. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Развивающие игры Воскобовича. – М.: Сфера, 2015.
6. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Будущему первокласснику. Учимся читать. Учимся писать. КОГУБ «Кировская типография», 2001.
7. Дурова П.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников/Книга для воспитателей и родителей.- М.: Школьная Пресса, 2010.
8. Ельцова О.М. Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте.- СПб: Детство-Пресс, 2011.
9. Жукова Н.С. Букварь. – Екатеринбург: Издательский дом «ЛИТУР», 2013.
10. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-7 лет/ Программа. Методические рекомендации. ФГОС. – М: Вентана-Граф, 2013.
11. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. – М.: Сфера, 2008.
12. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – Москва: Владос, 1999.
13. Обучение дошкольников грамоте/ Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. - М.: Школьная Пресса, 2012.
14. Смолянская В.С. Картотека игр по обучению дошкольников грамоте и чтению. – Мозырь: Содействие, 2010.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
16. Шумаева Е. Как хорошо уметь читать! – СПб: Детство-Пресс, 1999.
17. Эльконин Б. Методика обучения чтению. – Москва: Просвещение, 1999.
Список литературы, рекомендуемый для детей и взрослых:
1. 1000 скороговорок для развития речи. - М.: АСТ, 2015. - 160 c.
2. Азбука разрезная. Слоги и ударения. Учим цифры. Плакат. - М.: Сова, Астрель, 2013. - 409 c.
3. Азбука русского языка. Произносим звуки, учим буквы правильно. Плакат. - М.: Сфера образования, Сфера, 2015. - 734 c.
4. Алябьева, Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2013. - 128 c.
5. Арбекова, Н. Е. Карточки по лексической теме "Домашние животные". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с ОНР / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2013. - 64 c.
6. Арбекова, Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2014. - 32 c.
7. Бардышева, Т. Ю. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Демонстрационный материал для фронтальных занятий / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий 2003, 2013. - 50 c.
8. Батяева, С. В. Альбом по развитию речи для дошкольников / С.В. Батяева. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 96 c.
9. Беляковская, Н. Н. Учим ребенка говорить. Здоровьесозидающие технологии. Методические рекомендации / Н.Н. Беляковская, Л.Н. Засорина, Н.Ш. Макарова. - М.: Сфера, 2015. - 128 c.
10. Борисенко, М. Г. Развиваем речь малыша. Комплексная методика развития речи детей 2-3 лет: моногр. / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Литера, 2018. - 80 c.
11. Бортникова, Елена Тетрадь 22. Учимся читать по слогам. Для детей 4-6 лет / Елена Бортникова. - М.: Литур-К, Литур, 2016. - 32 c.
12. Васькова, О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 222 c.
13. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий старшей группе детского сада. Развитие речи / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Москва: Огни, 2016. - 83 c.
14. Гарифулина, Г.А. Формирование навыков связного высказывания. Инновационный педагогический проект. Старший дошкольный возраст / Г.А. Гарифулина. - М.: Учитель, 2016. - 547 c.
15. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие. Для работы с детьми 3-4 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 20 c.
16. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины по развитию связной речи в старшей логогруппе / О.С. Гомзяк. - М.: Гном, 2016. - 64 c.
17. Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Антонимы. Глаголы. Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 12 c.
18. Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Ударение. Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 169 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Почему важно начинать подготовку к обучению грамоте и чтению в дошкольном возрасте».
При обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукрвого анализ...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте и чтению на тему "Кто, кто в теремочке живет?"
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте и чтению в подготовительной к школе группе на тему "Кто, кто в теремочке живет?" Подобраны развивающие игры из пособий Волиной В,В. "Русский язык. Учимся ...
Авторская программа дополнительного образования по подготовке детей 5-7 лет к обучению грамоте и чтению "Читалочка"
Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации, была разработана программа дополнительного образования по...
Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевое развитие»Вид организованной образовательной деятельности: подготовка к обучению грамоте ...
Дополнительная общеразвивающая Программа По подготовке к обучению чтению «Читай-ка»
Данная программа направлена на подготовку детей 5 - 6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие«Занимательное обучение чтению» Ковригино...
Дополнительная образовательная программа по подготовке к обучению грамоте «Играем с буквами» Для детей 4-5 лет
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть н...
Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Пластилиновая фантазия» по обучению детей 4-6 лет
Удивительные качества пластилина берут начало из сочетания двух более древних материалов – глины и воска. По отдельности они имеют известные недостатки, а вместе помогают друг другу: глина удерж...