"Маша идет в школу!" 2022г
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Абкарова Татьяна Рафаэловна

Занятие по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2022_2.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое открытое занятие по развитию речи в подготовительной                  группе «Маша идет в школу».

 Цель.  Развитие речи детей.

Задачи : 1. Закреплять составлять предложения, рассказ по картинке; ориентироваться во времени; делить слова на слоги; называть и различать звуки русского языка, умение высказывать свою мысль.

2. Развивать речь, внимание, память, познавательный интерес, творческие способности. Расширять словарь детей.

3.Воспитывать стремление к знаниям, оказывать помощь товарищу, воспитывать у детей доброту, отзывчивость и интерес к родному языку.

Интеграция образовательных областей:  Коммуникация, социализация, музыка, физическое развитие.

Оборудование: сюжетные картинки по теме “Маша идёт в школу”, рисунок или кукла Маши, аудиозапись, карточки с гласными звуками, карточки для игр «Один- много», «Четвёртый лишний», портфель, книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка, мяч.

Методы и приемы:

- наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);

- словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание);

- практические (игровые).

Ход занятия

1. Вводная часть.

 - Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычное и интересное занятие. К нам в гости придёт будущая первоклассница. Послушайте запись и определите с какого она мультфильма.

 (Звучит аудиозапись из мультфильма “Маши и медведь”.)

- Ребята, вы узнали, откуда эта музыка? Какие серии про Машу вы смотрели? А давайте сами придумаем новую серию про Машу и назовём её, например, так “Маша идёт в школу”.

 - А вот и наша героиня. (Воспитатель показывает куклу Машу).  Какая она по характеру?  (Весёлая, смешная, непоседливая, озорная, любознательная, любопытная, добрая, дружелюбная…)

2. Основная часть.

1)  - Ребята, как вы знаете, Маша  любит путешествовать. Она путешествует по многим детским садам и сейчас  расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице она побывала.

- Зашла в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.  (Ванная)

- Зевают, отдыхают, спят…(Спальня)

- Пляшут, поют, кружатся…(Муз. зал)

Была в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются … (Когда это бывает?) (Утром)

- обедают, благодарят, ложатся спать…(Днём)

- одеваются, прощаются с детками и воспитателем …(Вечером)

2)  - И  вот однажды, Маша решила, что ей уже пора идти в школу. Она собрала портфель. Давайте, посмотрим, что она в него положила. По - очереди, будем вытаскивать по - одному предмету из  портфеля, называть его и описывать. Какая у предмета форма, цвет, величина, из каких частей состоит и каково назначение предмета.

Игра «Опиши предмет».

 (Книга, ручка, альбом, краски, ластик, тетрадь, карандаш, точилка.)

- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Школьные принадлежности).

(Воспитатель складывает всё в портфель).

3)  - Взяла Маша портфель и отправилась в путь. А дорога шла через леса, через поля...,ой, ребята, а что было дальше я не знаю. Но у меня есть картинки, по которым мы сможем определить, как Маша добралась до школы и что с ней произошло.  Вот первая картинка. Кто на ней изображен? Составьте предложение к этой картинке.

(Воспитатель показывает первую картинку, дети составляют предложения, со 2 и 3 аналогично.)

- А теперь, составим рассказ по этим картинкам про то, как девочка добралась до школы.

- Молодцы!  Вот такая интересная и новая серия у нас получилась.

4) - А ведь в школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много деток, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.

- Ребята, а из чего же состоят предложения? (Из слов).

- Посчитайте, сколько слов в следующем предложении? Солнце светит. (2) На дереве поют птички.(4)  Облака плывут по небу. (4)

 Попробуйте придумать своё предложение, любое.

5) -  Мы уже знаем, что предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? Расскажите Маше. (Из звуков).

 - На какие две группы делятся все звуки русского языка? (На гласные и согласные).

- Как произносятся гласные звуки? (Легко, свободно, поются, тянутся). А согласные? (не тянутся, не поются)

- Давайте назовём гласные звуки: А,О,У,И,Ы,Э

- Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие).

Поиграем в игру “Ты мне – я тебе”.  Я “кидаю” вам твёрдый звук, вы мне назад “мягкий”. (Воспитатель кидает ребёнку мяч и говорит твёрдый звук, ребёнок обратно кидая, говорит мягкий звук.)

6) – Молодцы! Теперь Маша умеет считать слова в предложении и  различать звуки. Но,  ребята, нам ещё нужно научить нашу будущую ученицу делить слова на слоги. Покажем, как это делается? Давайте будем называть школьные принадлежности и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Тетрадь, карандаш, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка…

7) - Загрустила Маша. Ох, как много всего она ещё не знает! Она думала, что собрала портфель и можно отправляться в школу, а оказывается нужно много чего знать и уметь. Упало у Маши настроение. Давайте сделаем так, чтобы Маша снова была весела. Станьте в круг, возьмитесь за руки.

Физкультминутка  “Если есть хороший друг…”

Настроение упало,

Дело валится из рук…

Но ещё не всё пропало,

Если есть хороший друг.

С делом справимся вдвоём,

С облегчением вздохнём –

Настроение поднимем

И от пыли отряхнём!         

(Стоят лицом друг к другу, руки вверх.

 “Бросают” вниз руки…

 Грозят указательным пальчиком.

 Хлопают в ладоши.

 Берутся за руки.

 Вздыхают.

 Поднимают сцепленные руки вверх.

 “Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу).

8) - Теперь настроение у всех будет хорошее.

 – Вы уже знаете, что Маша большая озорница и  любит разные игры. И вам  предлагает игру “Наоборот”  (С мячом).

 Я называю слово, а вы противоположное.

Радостный – грустный, печальный

 Светлеть – темнеть

 Сухой – мокрый

 Тишина – шум

 Часто – редко

 Ясный – пасмурный

 Мёрзнуть – согреваться

 Плохой - хороший

Тёмный – светлый

Храбрый -  трусливый

Высокий – низкий

Лёгкий – тяжелый

Тихо – громко

 Широкий – узкий

Холодный -  горячий и т. д.

9) - Ой, ребята, посмотрите, нам передали большое письмо. Что же в нём? Интересно…Так это же письмо от Мишки! Он прислал нам задания, наверное, хочет проверить, справимся мы  или нет. Мы постараемся?

– Итак, первое задание. Приготовьте ваши ушки, внимательно слушайте слова, определите, какой звук повторяется во всех словах? Назовите его.

Шар, шум, шишка, машина, шепот, Чебурашка.

Рак, гора, жара, радуга, жираф, раковина, парад, радость.

Липа, лёд, лист, олень, леска, телега, поляна.

10) Второе задание. Игра «Один - много».

- Возьмите по одной карточке, никому не показывайте. Я показываю карточку с одним предметом. Например, мяч, а тот  у кого много мячей, показывает свою карточку и называет- много мячей (шар - шаров,  дом - домов, цыплёнок -  цыплят, игла- игл, мышка- мышки, пальто – пальто, карандаш- карандашей и т. д.)

  — А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек карандашей, пальто.)

11) - Молодцы! Ещё одно задание. Вам нужно найти лишний предмет.

 Игра “Четвёртый лишний”.

12) - Какие трудные задания Мишка нам придумал. Вот ещё одно. Перед вами картинка. Что на ней изображено? (Дом). Сейчас все отвернётесь, Артём дорисует несколько деталей, а вы попробуете отгадать, какие произошли изменения.

3. Заключительная часть.  – Молодцы, я  напишу ответ Мишке, что вы со всеми заданиями справились. А какие задания вам понравились больше всего?

-  Видите, сколько всего нужно знать и уметь, чтобы пойти в школу. Как вы думаете, теперь Машу примут в 1 класс? С 1 сентября, она, как и вы, пойдёт в школу и будет учиться на пятёрки и четвёрки!

Подготовила   воспитатель  ГБОУ ШКОЛЫ №1476   АБКАРОВА Т.Р.

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в Страну знаний»

Цель: обобщить знания детей в познавательно – речевой деятельности.

Образовательные

1. Совершенствовать умение анализировать, сравнивать, группировать предметы.

   Закреплять  понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые и мягкие согласные».

 

    2.Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество     слогов в слове.

3. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные.

4. Закрепить умение называть и сравнивать смежные числа, читать выражения неравенства

5. Закрепить представления об арифметических действиях

6. Закреплять умение решать задачи по предложенным схемам.

Развивающие :

1. Развивать мышление, сообразительность, смекалку, память, восприятие, умение анализировать.

2Развивать фонематический слух детей, связанную речь,

3. Совершенствовать звуковую культуру речи детей.

4. Развивать грамматический строй речи.

5. Активизировать и расширять словарь детей за счет слов: жребий, инструкция, названий предметов школьных принадлежностей.

6. Активизировать в речи математическую терминологию.

7. Развивать способность сохранять устойчивый познавательный интерес.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к познавательно - речевой деятельности

2. Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности.

3. Совершенствовать стиль партнерских отношений работы в команде: умение договариваться, учитывать мнение другого.

Материалы:

2 воздушных гелиевых шара красного и синего цвета,

Письмо Королевы Знаний,  Магнитофон, аудиозапись.

     Счетные палочки для жребия, Песочные Часы.

Карточки с заданиями,  Загадки.

Школьные принадлежности, мяч.

    Иллюстрации с изображенными школьными принадлежностями

Материалы для звукового разбора слов

Карточки с неравенствами

Карточки с математическими картинками.

Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в группу залетел воздушный шарик. А к нему что-то привязано. Что это? (конверт) и явно не пустой. Хотите узнать, что там написано. Тогда слушайте.

«Мои дорогие юные друзья! Я, королева Знаний, прошу вас о помощи. В последнее время в моей стране происходят сплошные недоразумения. Скоро в нашей стране дети пойдут в школу, но они не собрали школьные принадлежности. Помогите, пожалуйста, навести порядок и собрать школьные принадлежности в портфель, для этого вам надо будет отгадать загадку и выполнить задание. Жду с нетерпением вашей помощи!»

-Ну что, вы согласны отправиться в страну Знаний? А чтобы быстрее оказаться в сказочной стране предлагаю вам полететь на воздушных шариках. Но шарики у нас не простые, а волшебные. Здесь два шарика: красный и синий. Я предлагаю, разделится на две команды: синего и красного цвета. А теперь с помощью жребия выберем капитана. Команда красных! Начинаем с вас. Закрывайте глаза и берите Счетную палочку, у кого счетная палочка синего цвета тот и капитан. Команда синих – выбирайте вы капитана, берите палочки синего цвета – у кого красная, тот и капитан.

Воспитатель: А теперь готовы отправиться? Прежде чем отправиться, скажем волшебные слова. Повторяйте за мной:

    Чу – чу – чу, в страну знаний полечу.

Им – им – им, мы на шариках хотим.

Ши – ши – ши, всем поможем от души.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Воспитатель: Вот мы и очутились в стране Знаний. Садитесь на места соответственно цвету.

Первая остановка станция Почемучек.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие школьные принадлежности надо собрать.

1 команде 2 команде

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

(Тетрадь)

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет синий след.

(Ручка)

Молодцы, отгадали загадки.

А теперь капитаны команд! Для вас задание: вам нужно за 1минуту ответить на вопросы. Соберитесь и будьте внимательны.

1 капитану

1. Как называют ученика 1 класса? (первоклассник)

2. Как называется книга ученика? (учебник)

3. В детском саду воспитатель, а в школе? (учитель)

4. Как называются занятия в школе? (уроки)

5. Столы, за которыми сидят дети в школе? (парты)

6. Где новый год отмечают 1 сентября? (в школе – новый учебный год)

7. Сумка для школьных учебников и тетрадей? (ранец, рюкзак, портфель)

8. В чем пишут дети в школе? (в тетрадях)

9. Чем чинят карандаш? (точилка)

2 капитану

10. Ученик, который получает одни пятерки? (отличник)

11. Куда отправился Буратино вместо того, чтобы идти в школу? (в кукольный театр)

12. Куда записывает ученик домашнее задание? (дневник)

13. Школьная принадлежность для ручек и карандашей? (пенал)

14. В каком месяце дети идут в школу? (сентябрь)

15. Что ставит учитель за знания? (оценка)

16. Куда ходит дошкольник в школу или детский сад?

17. На каком уроке в школе учат считать? (математика)

18. Отдых у школьников? (каникулы)

Воспитатель: Вижу, как вы были внимательны и справились с заданием.

А теперь задания команде«Назови, одним словом». Я назову слова, а вам надо сказать, что их объединяет. Например: юла, кубик, пирамидка, мишка, машинка – игрушки

Вопросы для 1 команды:

1. Тыква, патиссон, перец, кабачок, картофель - овощи

2. Гранат, яблоко, груша, персик - фрукты

3. Софа, кресло, книжный шкаф, комод

4. Дуб, клен, ясень, рябина, липа

5. Кепка, панамка, платок, шапка

6. Чай, сок, компот, молоко, морс, кисель

7. Щука, судак, карась, окунь, сом

8. Тапки, сандалии, ботинки, сапоги, туфли, кроссовки

9. Катер, лодка, корабль, паром

10. Овал, квадрат, круг, многоугольник

11. Футбол, гимнастика, плавание, бокс

12. Пенал, тетрадь, портфель, линейка, ручка

                   Вопросы для 2 команды

1. Белка, лось, заяц, медведь, волк, лиса

2. Ласточка, грач, галка, соловей, аист

3. Машина, велосипед, мотоцикл, троллейбус

4. Молоток, пила, рубанок, отвертка, дрель

5. Корова, собака, кот, лошадь, овца, свинья

6. Тарелка, чашка, блюдце, стакан

7. Дирижабль, вертолет, самолет

8. Фикус, фиалка, традесканция, кактус

9. Стрекоза, шмель, муравей, гусеница

10. Малина, смородина, клубника, земляника

11. Скрипка, пианино, аккордеон, гитара

12. Хлеб, колбаса, мороженое, торт

Молодцы, на все вопросы ответили, с заданием справились. Возьмите школьные принадлежности и отправляйтесь дальше.

Воспитатель:- Ребята, глаза закройте и три раза покружитесь. 1-2-3, глаза открыли, и на станцию Речецветик мы прибыли.

- Ребята,  Чтобы узнать какие школьные принадлежности надо собрать, отгадайте загадки:

1 команде 2 команде.

Кто я, если прямота

Главная моя черта?

(Линейка)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

(Резинка)

Молодцы, отгадали.

- Ребята, давайте вспомним: из чего состоит наша речь?

- Наша речь состоит из предложений.

Предложения из чего состоят?

- Предложения состоят из слов.

- А слова?

- Из слогов

- А слоги?

- Из звуков: согласных и гласных.

- Какие звуки называют согласными?

- Звуки, которые встречают преграду на своем пути, называются согласными.

- Правильно. А гласные?

- Гласные звуки не встречают преграды, произносятся свободно.

- Правильно, знаете. А теперь поиграем в игру «Собери слово из звуков», поможет нам мяч. Вставайте в круг. Называю звуки, передавая мяч по кругу: (П-о-р-т-ф-е-л-ь, портфель, Р-Е-З-И-Н-К-А резинка, у кого в руках оказывается мяч, тот называет слово.

Хорошо поиграли. А сейчас, команды, пройдите к столам. Вы видите картинки с изображенными школьными принадлежностями. Сделайте звуковой анализ слов, которые изображены на картинках.

На это задание вам отводится 2 минуты. Выполняют. По окончании работы предлагаю поменяться командам местами и проверить выполненное задание. Спрашиваю 1-2 детей, Молодцы, справились с заданиями. Капитаны, возьмите школьные принадлежности и положите в портфель.

ВоспитательА теперь приготовились и вместе со мной:

Ты шагай, ты шагай, ноги выше поднимай!

Мы пойдем по дорожке, веселей стучите ножки!

Раз – два, раз-два, выше голова!

Вот мы и пришли с вами на станцию Юных Эрудитов в стране Знаний.

Воспитатель2

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки

1 команде 2 команде

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?. (Карандаш)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души. (пенал)

Молодцы, справились с заданием. А теперь небольшая разминка.

1 команда приготовились, будьте внимательными:

- Назовите соседей чисел 4, 8, 10, 2, 13

2 команда приготовились

- Назовите, какое число живет между 3 и 5, 8 и 10, 11 и 13, 6 и 8, 17 и 19

А сейчас подойдите к столам, на столах лежат карточки с заданиями. На карточках написаны неравенства. Вам надо взять любую карточку простую или сложную и вставить пропущенное число.

3? <12

Молодцы, все справились с заданиями. Я вас благодарю.

А теперь внимание на мольберт. На мольберте математическая картинка.

Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?

Дети - Из условия, вопроса, решения и ответа.

Воспитатель - Молодцы, назвали все части. А теперь я проверю, как вы умеете решать задачи.

Итак, первая задача. Будьте внимательны!

У Ани было семь книг, мама купила еще 2. Сколько книг стало у Ани? Назовите условие!

Дети: - У Ани было семь книг, мама купила еще две.

Воспитатель - Назовите вопрос!

Дети- Сколько книг стало у Ани?

Воспитатель - Саша, расскажи решение задачи.

Саша 7+2= 9

Воспитатель -Женя, назови ответ: сколько книг стало у Ани?

Женя: - У Ани стало 9 книг.

Конкурс капитанов: для вас трудные задачи

1.Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.

Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.

2.Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая?

3.Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4.Саша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Саша не рассматривала в журнале?

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Вот наше путешествие подходит к концу.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться. Возьмите за руки, закрыли глаза и полетели.

Звучит песня «Воздушные шарики»

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад обратно. Понравилось вам наше путешествие? А что больше всего? Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным? Легким?

 Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку, внимание. Королева Знаний оставила для вас письмо с правилами поведения в школе. Она благодарит вас, ребята, вы помогли детям страны Знаний собрать школьные принадлежности. И она надеется, что вы в школе будете такими же дружными, придете на помощь другу и покажете свои знания и умения. Спасибо вам, Молодцы!

Правила поведения в школе:

1.Иди в школу по дорожке,

На крылечке вытри ножки!

А потом лишь заходи —

День учебный впереди!

2.Входишь в класс со словом «здравствуй»

И здоровым будешь сам,

Чтоб чувствовать себя прекрасно,

Желай здоровья по утрам!

3.Для всех закон, а не желание –

Приходишь в класс без опоздания!

Лишь только прозвенит звонок –

Начинается урок!

4.С вечера в портфель сложи

Тетради, учебники, карандаши.

Утром ещё раз проверь –

Готов к занятиям теперь!

5.Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать,

И должны не забывать

Спинку ровненько держать!

На уроках будем мы

Старательны, внимательны!

6.Звонит звонок на перемену,

Чтоб отдохнул ты непременно,

Ждёт тебя другой урок –

Будь готов к нему, дружок!

7.По школе ты ходи спокойно,

По классу тоже не беги,

Всегда веди себя достойно,

Своё здоровье береги!

8 «До встречи! До свидания!»

Скажи всем на прощание,

Завтра будешь ты опять

Улыбкой новый день встречать!

Подготовила   воспитатель  ГБОУ ШКОЛЫ №1476   АБКАРОВА Т.Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в старшей группе по развитию речи "Маша идет в щколу"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида приоритетным осуществлением интеллектуально...

Итоговое открытое занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу»

Цель: Показать родителям чему научились дети на занятиях....

Итоговое мероприятие «Кукла Маша идет в детский сад»

Итоговое мероприятие во второй младшей группе...

Занятие в подготовительной к школе группе "Маша идет в школу"

Цель: Показать родителям чему научились дети на занятиях.Задачи: Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (внимание, память, мышление), творческих способностей.Раз...

«Маша идет домой».

Раздел программы: «Познание (формирование элементарных математических представлений)»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализаци...

"Маша идет в школу" развитие речи

Цель: Показать чему научились дети за год.Задачи:     Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление...