Мастер-класс с родителями "Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Василенко Галина Анатольевна

Мастер-класс с родителями: " Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_s_roditelyami_rol_skazki.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс с родителями:

 «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Подготовили: учителя-логопеды

Василенко Г.А.; Андреева И.В.

Цель: Привлечь родителей к совместной работе в развитии речи детей.

Задачи:

  1. Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;
  2. Создать доверительную атмосферу в группе родителей;
  3. Оказать поддержку в развитии творческого самовыражения и фантазии родителей.

Предварительная работа:

  1. изготовление рисунков родителями и их детьми по сюжетам любимой сказки детей;
  2. беседа с детьми о сказках, какие существуют сказки;

Материалы и оборудование:

Презентация; ролик с детьми по сказкам;

тсо- музыка к сказке; настольный театр к сказке «Гуси-лебеди»;

Ход мероприятия

1. Введение. Cлайд№1

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер-классе по теме: «Роль сказки в развитии речи детей»

Слайд№2 «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ»

   (родители становятся в круг, протягивают правую руку вперёд, к центру, соединяя её с руками других участников)

        - Левую руку протяните к солнышку, возьмите у него часть тепла и положите в своё сердечко. Пусть это тепло согревает вас и всех, кто рядом с вами.

2.Приветствие.

Логопед: И я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовёт своё имя, а затем какого-нибудь сказочного героя на первую букву своего имени.

 (Присаживаемся на стульчики)

Слайд№3 

Спустился вечер за окно,

Затушевал дневные краски,

Окутал город снежным сном,

Вновь наступило царство Сказки…

И мама, отложив заботы,

За сказкой время забывает,

И для нее, как в детства годы,

Волшебный мир вдруг оживает.

Сон убаюкал малыша,

Его отважная душа

Слилась с героем в славном царстве,

Волшебном, чудном государстве.

Уснул малыш. Но и во сне

Он примеряет на себе

Роль Золушки, Кота, Руслана,

Жизнь эльфов и царя Салтана.

Он в Сказке вырастет мудрей

И духом тверже и добрей.

Ведь тот, кто с детства Сказку любит, он в жизни злым уже не будет!

3.Обсуждение «Что такое сказка?».

Логопед: сейчас я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос «Что же такое сказка?»

Родители размышляют над вопросом

А теперь послушайте размышления детей на поставленный вопрос.

Слайд № 4

Логопед показывает родителям видеоролик с размышлениями детей

Слайд№5

«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.

Сказка может дать ключи для того,

 чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребенку узнать мир,

может одарить его воображение и научить,

критически воспринимать окружающее. »
Д.Родари 

 В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Слайд№:6,7

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.

 Слайд№8

Необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, объяснение важности сказки в развитии внутренней жизни ребенка, творчества, эмоциональной сферы, чувств.

Слайд №9  Сказка « Гуси-лебеди »

- А сейчас я предлагаю поиграть вместе с нами в  сказку «Гуси-лебеди»

(Звучит музыка)

- В гости бабушка – Загадушка пришла,          (кукла бабушка – Загадушка)

     Волшебный фартук принесла.                          «Волшебный фартук»)

Волшебный фартук надеваю,

Ребят в сказку приглашаю.

     Чтобы в сказку нам попасть,

Нужно загадку отгадать.

от бабушки – Загадушки:                                

«У Машеньке – сестрицы,

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.»

- Как сказка называется? (Гуси - лебеди)            

 - Бабушка –Загадушка картинки принесла.        

- Поможем бабушке – Загадушке сказку рассказать? (да)

- Давайте вместе сказку расскажем: биоэнергопластикой

  Гимнастикой для язычка и пальчиковыми играми покажем! ( музыка 2.)

 – В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Машенька да сынок Ванечка. (картинки) Отправились маменька с папенькой в город, а Машеньке родители наказали в доме прибраться да за братцем присмотреть.- Лошадь  запрягли и поехали в город. (картинка лошадка)

- Едут, едут на лошадке по дорожке ровной, гладкой.

 (упражнение «Лошадка»,  движения руками)

Машенька порядок в доме навела:  (биоэнергопластика)

Полы подмела                    (упр. « Чистим зубки», руки вниз)

Потолок  помыла.             (упр. «Маляр», руки вниз)

А Ванечка  на дудочке играет,

Сам себя развлекает.       (упр. «Трубочка»). (дудочка картинка)

Завтракать уже пора,

Взяла чашки со стола      (упр. «Чашечка», руки- «Чашечка»)

Вкусный чай наливала,

Бубликами угощала.         (упр. «Бублик», руки – «Колечко»)

- А что было дальше?

- Дети: Позвали подружки Машеньку  на улицу играть.

 - Посадила она  братца на крылечко ( упр. « Катушка вниз», «Сжать кулачки»)  и забыла про него.

Налетели гуси-лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях к бабе-Яге .

Упражнение: « Гуси-лебеди » («Часики» для язычка  и «птичка» для рук)

 «Гуси-лебеди летят, крылья в воздухе шумят».

- Отправилась Машенька  братца искать,       (музыка 3. Бежит Машенька)

   Бежит по дорожке, торопятся её ножки.

  - Возьмите массажные дорожки и мячики су-джок

2. Упражнение: «Массажные дорожки» и мячики су-джок

(массаж пальцев с использованием аппликатора Кузнецова и мячиков су-джок)

- Бежит Машенька с кочки на кочку,

По оврагам, по камням.

 По лугам и по лесам.

- Кого встретила Машенька на пути?

-Дети:  Машенька встретила на пути печку.   Слайд – «Печка»

 А вот и печка на пути. (картинка печка)

-Давайте покажем, как пыхтит печка. Пар надувает, жар выпускает.

3. Упражнение: «Печка» (надуть щёки и выдохнуть –пых-пых;, руки на поясе, пружинить руками)

- Печка, печка, выручай, где искать братца, отвечай.

- А печка просит помочь пирожков испечь. Поможем?

- Но ведь для того, чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Замесим?

4. Упражненения:  «Готовим пирожки » (биоэнергопластика)

(сопряженные движения пальцев рук с язычком)

1.  «Месим тесто: мнём, мнём» (толкаем языком то одну щечку, то другую;

сжимаем и разжимаем кулачки, имитируя замес теста).

2.  «Скалкой тесто раскатали» - заборчик-  (с силой проталкиваем язык через зубы и втягиваем обратно в рот; руки вытягиваем вперед, пальцы выпрямлены; сгибая руки в локтях, прижимаем сжатые кулачки к груди).

3.  « И лепёшек  накатали»- блинчик (держим широкий язык -пя, пя; трём ладони )

4.   «Для начинки в пирожок, мы положим творожок.

       А в другой капусту, получилось вкусно» (заворачиваем края языка к верхним зубам, нижним зубам; пальцы сжимаем в кулачок).

5.  «Пирожки слепили, в печку положили» (надуваем щеки и медленно выпускаем воздух через губы: «пых-х-х»; разжимаем пальцы рук).

6.  «Вкусные пирожки, угощайтесь от души!» (облизываем верхнюю и нижнюю губу, поглаживаем рукой живот).

5. Задание для родителей:  (Слайд  – «Пирожки»)

- Какие пирожки мы испекли?

- Пирожок из капусты какой?(капустный)……

- Пирожок из творога какой? (творожный)

- Пирожок из яблока какой? (яблочный)

- Молодцы, печке помогли. Побежала Машенька дальше.

6. Упражнение « Массажные дорожки»   (музыка 3. Бежит)

(массаж пальцев с использованием аппликатора Кузнецова)

- Бежит Машенька с кочки на кочку,

 По оврагам, по камням.

 По лугам и по лесам.

 - Кого встретила Машенька на пути?

- Дети: Машенька  встретила на пути  яблоньку.  (Слайд - «Яблонька»)

 А вот и яблонька на пути. (картинка  яблонька)

 -  Яблонька, милая, выручай, где найти нам братца, отвечай.

Яблонька: «Тяжело мне яблочки на ветвях держать.

Помогите мне скорей, сорвите яблочки с ветвей.

Помогу и я вам братца отыскать».

- Поможем яблоньке?

7. Упражнение: «Яблочки висели,  яблочки поспели» (биоэнергопластика)

 (упр. «Орешки» для язычка  и «Колечки» - пальчиками)  

- Молодцы, помогла вы яблочки собрать.

8. Задание для родителей: «Посчитать яблоки на яблоньке»

- Сколко на яблоньке красных и жёлтых яблок? Сосчитайте?

1,2.3.4.5 – красных (жёлтых) яблок

- А теперь все вместе сосчитаем, сколько яблочек мы собрали?

- Молодцы, все вместе помогли яблоньке. Яблонька дальше дорожку указала.

- Кого дальше  встретила Машенька на пути?

- Дети: Машенька встретила на пути речку. Слайд - «Речка»

 К речке Машенька пришла. (картинка речка)

- Реченька, родная, выручай, где искать братца, отвечай.

-  Мы покажем пальчиковой гимнастикой :

9.Пальчиковая гимнастика: «Речка»

«Бежит  мое молочко                             движение руками - волна

Вдоль кисельных бережков,               заборчик

По овражкам протекает,                       волна

Только камешки мешают.                    стучать кулачками друг об друга

Камешки из речки уберём,                   ладонь, кулак - чередовать

Речку- матушку спасём!»

10. Задание для родителей: «Составить из камешков слова» (камешки – слоги)

(речка, печка, яблоня)

- И опять побежала речка весело и дорожку указала.

-Бежит  Машенька  дальше. ( музыка 3.)

11. Массаж пальцев «Массажные дорожки»

(массаж пальцев с использованием аппликатора Кузнецова)

-Бежит Машенька с кочки на кочку,

По оврагам, по камням.

По лугам и по лесам.

- Зашла она в самую чащу леса. (ёлки, деревья)

 12.  Физминутка: «Лес шумит»

(фонопедические упражнения с руками) (стоя)

Ветер дует нам в лицо – ффф

И качает деревцо – ффф.

Ветерок всё тише, тише – ссс

Деревцо всё выше, выше – шшш.

- Куда пришла Машенька?

- Машенька пришла к избушке бабы Яги.

 Избушка бабы Яги (картинка)

Видит, избушка стоит на курьих ножках, а в ней сидит  Баба -Яга – костяная нога. А перед избушкой на травке  братец  сидит. Схватила сестрица братца, да давай бежать. Увидела это Баба Яга и в погоню гусей –лебедей отправила.

13. Упражнения: «Часики» и «Птичка» для рук (биоэнергопластика)

- Гуси-лебеди летят, крылья в воздухе шумят.(дети)

14. Задание для детей: звуко-буквенный анализ слова: ГУСИ

- Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой, вернулись к Бабе-Яге ни с чем. (картинка: гуси, избушка)

15. Слайд - «Родители гостинцы привезли» (музыка 4.)  

- Только прибежали Машенька с братцем к дому, а тут и маменька с папенькой из города вернулись, гостинцы  привезли. (картинки: родители, лошадка, платочек, часики)

Машеньке – «Платочек» (упр.» Парус», руками треугольник)

Ванечке – лошадку на палочке  (упр. «Лошадка», движения руками)

- Вот и сказке конец, а кто слушал и помогал героям - молодец!

16. Итог. Рефлексия:

- Понравилась вам сказка? - Кто из героев сказки вам больше всего понравился?

- Мне понравилась печка, потому что она пекла вкусные пирожки.

- Мне понравилась речка, потому что мы помогли речке убрать камешки.

- Мне понравилась яблонька, потому что она помогла Машеньке.

-Мне понравилась Машенька, потому что она смелая и спасла своего братца.

- Кто в сказке был злым героем? (баба Яга и гуси-лебеди)

- Как вы думаете, ребята, почему и речка, и яблонька, и печка спрятали Машеньку с братом? (Потому что Машенька была добра к ним, помогала им.)

- Чему нас учит сказка? Добро всегда побеждает зло!

17. Задание для родителей: «Составить пословицу »  (карточки -слова)

Добро всегда побеждает зло!

- Сегодня мы с вами рассказали вместе сказку с помощью гимнастики для язычка и пальчиковых игр и помогли Машеньке спасти братца. Вы можете теперь рассказать эту сказку своим друзьям и взрослым. Все молодцы!

Слайд№18

Итог: Дорогие родители, сказка – золотой ключик, открывающий потайную дверцу в волшебную страну детства и помогающий нам лучше узнать внутренний мир ребёнка и говорить с ним на одном языке. Надеюсь, что какие-то из моих советов помогут вам и вашим детям вместе, взявшись за руки, отправится в удивительное путешествие в тот край, где живут феи, гномы, волшебники, где возможно всё и сбываются самые невероятные мечты

Рефлексия:

Учитель - логопед предлагает взять  шарики -если красного цвета -вся информация была интересна и полезна для Вас и встреча понравилась, если синего-просто хорошо провели время.

Литература:

  1. Татьяна Грабенко "Зачем читать детям сказки?"
  2. Светлана Кузнеченкова "Полезные сказки и упражнения для родителей".
  3. Л. А. Литвинцева "Сказка как средство воспитания дошкольника".
  4. Н. В. Микляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина "Сказкотерапия в ДОУ и семье".

Е.К. Прудис "Сказкотерапия в помощь родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс с родителями: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста.»

Задачи:1.     помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;2.     создать доверительную атмосферу в группе родителей;3.     оказ...

Мастер класс для педагогов: "Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобраовательная школа № 6" дошкольне группы  Мастер - класс для педагогов в дошкольном образовательном учреждениин...

Мастер-класс для педагогов: « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста».

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в по...

Мастер- класс "Создание мультимедийных дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста"

С помощью пособия  педагоги смогут познакомиться с правилами оформления электронных игр, с  процессом использования эффектов анимации  и  триггеров в программе PowerPoint....

Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи....

Мастер - класс для воспитателей «Игры направленные на развитие речи детей дошкольного возраста»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и форм работы с д...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развитие речи» детей дошкольного возраста"

вовлечь родителей (законных представителей)  к сотрудничеству....