Моделирование развивающей предметно – пространственной среды для билингвального образования детей
презентация по развитию речи

Дудкина Валентина Валерьевна
Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно закрепление программного материала по татарскому языку. Принимая во внимание особенности детей дошкольного возраста, характеристики ведущего вида деятельности, создаваемая среда должна удовлетворять потребности в сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечиваются интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, закрепление материала, пройденного в процессе образовательной деятельности по татарскому языку в соответствии с УМК «Говорим на родном языке», становление нравственных качеств и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов игровой деятельности, её активных творцов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_sredy_dlya_bilingvalnogo_obrazovanie.pptx103.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование развивающей предметно – пространственной среды для билингвального образования детей

Слайд 2

Подготовили презентацию: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида с группами для тубинфицированных детей № 61» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, воспитатель Дудкина В.В. МБОУ « Старокиязлинская ООШ», воспитатель Шамсутдинова З.Г. МБДОУ «Детский сад «Солнышко»», воспитатель Минхаирова Н. Р. МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад», воспитатель Комиссарова И.Н.

Слайд 3

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка дошкольного возраста является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно закрепление программного материала по татарскому языку. Принимая во внимание особенности детей дошкольного возраста, характеристики ведущего вида деятельности, создаваемая среда должна удовлетворять потребности в сюжетно-ролевой игре, в рамках которой обеспечиваются интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, закрепление материала, пройденного в процессе образовательной деятельности по татарскому языку в соответствии с УМК «Говорим на родном языке», становление нравственных качеств и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов игровой деятельности, её активных творцов. Концепция развитии национального образования в Республике Татарстан до 2030 г перед дошкольным образование поставила следующую цель: стать первым этапом в развитии полилингвальной и мультикультурной личности. Для решения этой задачи в дошкольных учебных заведениях с татарским языком обучения и воспитания необходима организация педагогического процесса с учетом специфики национального образования. Введение

Слайд 4

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды: обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества; гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

Слайд 5

В ходе мониторинга соответствия РППС в ДОУ нами был выявлен ряд актуальных проблем, указывающих на тот факт, что развивающая предметно ­ пространственная среда детского сада с татарским языком воспитания и обучения не отвечает в полной мере требованиям ФГОС и не решает задачи, необходимые для организация педагогического процесса с учетом специфики национального образования, в частности: недостаточно реализуются требования к вариативности и доступности среды, трансформируемости пространства, насыщенности развивающей среды; отсутствует продуманное планирование изменения среды (фиксирование изменений развивающей среды в соответствии с календарным планированием); не всегда соблюдается принцип активности детей в преобразовании развивающего пространства; недостаточно современного интерактивного оборудования; не всегда возможно преобразование пространства в зависимости от образовательной среды; низкий уровень взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах создания современных условий для речевого развития детей в ДОУ с татарским языком воспитания и обучения.

Слайд 6

Исходя из выявленных проблем разработан проект «Моделирование развивающей предметно – пространственной среды для билингвального образования детей» Цель проекта: создать развивающую предметно - пространственную среду, которая направлена на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.

Слайд 7

Задачи проекта: Изучить новые подходы в организации развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников. Создать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую актуальным задачам развития дошкольников. Создать оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности: игровой, самостоятельной, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой. Создать условия для обеспечения сотрудничества детей и взрослых с целью создания комфортной развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ с татарским языком воспитания и обучения.

Слайд 8

Участники проекта: дети, педагоги, родители. Вид проекта: педагогический. Тип проекта: групповой с привлечением родителей. Сроки реализации проекта: долгосрочный Подготовительный (организационный)–август-сентябрь. Реализация проекта –в течении учебного года. Заключительный (обобщающий) –май. Вид проекта: практико-ориентированный.

Слайд 9

1 . Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов. 2. Изучения современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста. 3. Изучение методической литературы, интернет-сайтов по вопросам оформления и создания РППС. 4. Составление перечня необходимых материалов и оборудования в игровых центрах. 5. Анализ условий организации группового пространства, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами. 6. Организация выставки методической литературы и пособий по созданию РППС (фотоматериалы, публикации из журналов по вопросам эстетического оформления помещений и т.д.) Подготовительный этап (обеспечение проектной деятельности)

Слайд 10

7. Разработка анкет для родителей воспитанников по изучению их отношению к необходимости изменений в построении развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. 8. Подборка программно-методического обеспечения: карточки, презентации, загадки, стихи, сказки, песни, мультфильмы на татарском и русском языках. 9. Приобретение материалов, стимулирующих развитие широких социальных интересов и познавательной активности: детские энциклопедии, альбомы, детские журналы, иллюстрированные издания о жизни людей разных стран, о животном и растительном мире республики, планеты, технические приспособления и компьютерные приложения. 10. Приобретение материалов, способствующих овладению чтению на двух языках, математикой: печатные буквы, таблицы, книги на двух языках с крупным шрифтом, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, а так же материалами, отражающие школьную тему (картинки о жизни школьников, школьные принадлежности и др.) Предметная среда современного детского сада не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.

Слайд 11

1. Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального и перспективного творческого развития каждого ребенка. 2. Будет способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и культурных ценностей татарского и русского народов. 3. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов. 4. Повысится компетентность родителей в вопросах семейного воспитания, заинтересованность родительской общественности образовательной деятельностью, проблемами двуязычия в детском саду. 5. Повысится имидж учреждения. Ожидаемые результаты реализации проекта:

Слайд 12

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно взрослые, должны брать на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психо-физиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Педагоги стремятся создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка. Основная часть (практическая)

Слайд 13

Принцип полифункциональности – РППС должна открывать перед детьми множество возможностей, игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях Принцип трансформируемости – этот принцип предоставляет возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей Принцип вариативности - предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. Обеспечивает свободный выбор детей. Принцип содержательно - насыщенности - среда соответствует содержанию образовательной программы, а также возрастным возможностям детей Принцип доступности - среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям Принцип безопасности - среда предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования Принцип учёта половых и возрастных различий детей-при создании РППС необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Принципы моделировании РППС

Слайд 14

Таким образом, используя предметно - развивающую среду и ее средства, созданную с учетом возрастных особенностей дошкольников, становится возможным помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что ему наиболее присуще. В связи с этим, особое внимание в детском саду уделяется моделированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника. Все дети разные и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому воспитаннику.

Слайд 15

Этот этап направлен на решение комплекса задач, которые связаны с оформлением результатов работы, определением эффективности реализуемых форм и методов. Анализ результатов реализации проекта в группе, корректировка содержания и подведение итогов по преобразованию предметной развивающей среды, описание опыта построения РППС. Составление картотеки методической, детской литературы и пособий по созданию РППС. Проведение с детьми и родителями воспитанников группы информационно-музыкальное развлечение, а так же мастер -класс с родителями. Трансляция опыта по созданию РППС на различных мероприятиях в детском саду, РМО, на уровне республики. Представление проекта на сайте ДОУ. Участие в заключительном смотре-конкурсе на лучшую организацию РППС в детском саду. Оформление итоговой презентации «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды для билингвального образования детей». Заключительный этап.

Слайд 16

1.Создание модели для билингвального образования детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО в рамках ООП. 2. Увеличение доли педагогов, владеющих компетенциями в области организации РППС в ДОУ. 3. Создание пространства, удовлетворяющего потребности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. 4. Формирование системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. 5.Обобщение опыта работы по организации РППС ДОУ, направленную на разностороннее развитие личности ребенка . Ожидаемые результаты проекта

Слайд 17

Таким образом, созданная РППС обеспечила возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности; способствовала развитию таких качеств как инициативность, смелость, творчество. Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, и это обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Заключение.

Слайд 18

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому воспитаннику. Такая РППС не остается постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. Поиск инновационных подходов к моделированию развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Слайд 19

В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина , Л.П. Стрелкова. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993 В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989 Г. Закон РТ «Об образовании» No 68-ЗРТ от 22 июля 2013 года (в ред. Законов РТ от 23.07.2014 N 61-ЗРТ, от 16.03.2015 N 14-ЗРТ, от 08.10.2015 N 76-ЗРТ, от06.07.2016 N 54-ЗРТ). Методические рекомендации по организации обучения детей татарскому и русскому языкам в дошкольных образовательных организациях. Письмо МОиН РТ № 15588/13 от 08.11.2013. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. От 31.12.2014, с изм . От 02.05.2015) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации:-Режим доступа: pravo.gov.ru . Цквитария Т.А. Диагностика. Предметно-пространственная среда. В помощь старшему воспитателю. Книга No 2. // М., «ТЦ Сфера», 2014 Список использованной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте

Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...

Регионального научно-практического семинара «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды для организации речевой деятельности детей» АСОУ Московской области

Ключевые темы семинара:исследования возможностей развивающей предметно-пространственной среды в организации речевой деятельности детей дошкольного возраста;кинезиологический подход в развитии речевых ...