Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи«Знатоки родного языка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект " Знатоки родного языка2 | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в подготовительной группе: «Знатоки родного языка»
Возраст: подготовительная группа 6-7 лет.
Цель: Развитие речевых и коммуникативных способностей у детей через игру с элементами соревнования.
Задачи:
Образовательные: в увлекательной форме повторить и обобщить знания детей: назови общим словом; антонимы; положение звука в слове; составление предложений; счет слогов.
Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.
Оборудование: слайды к занятию с изображением сказочных героев и звукозаписями, звездочки-награды, эмблемы для детей, медали для награждения.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ведущий: Какое у вас настроение?
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.
Ра-ра-ра- начинается игра
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Са-са-са- под кустом сидит лиса
На-на-на- на дворе сейчас весна
Ша-ша-ша- мама моет малыша
Ар-ар-ар- кипит наш самовар
Усь-усь-усь- на лугу пасется гусь
Та-та-та- у нас в доме чистота.
Ребята, а вы любите играть? Я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру-соревнование, которая называется «Знатоки родного языка».
Хотите в нее поиграть?
А как вы думаете, кто такие знатоки? (Ответы детей.)
А что такое родной язык? (Ответы детей.)
Прежде чем начать игру выберите каждый картинку с изображением совы или книги. Это символы мудрости и знаний.
Ну вот, вы и разделились на команды. Сова мудрая, значит вы мудрецы, а книга, источник знаний, значит вы знатоки. (Дети садятся полукругом за столы)
А сейчас я познакомлю вас с правилами игры. Каждая команда по очереди будут выполнять задания. Задания будут не простые, и давать их вам будут сказочные герои. В конце каждого задания вас будет оценивать жюри, за каждое правильное задание, команда получает звезду. В конце игры жюри подведёт итог нашего соревнования.
Победит та команда, которая правильно выполнит все задания и наберет наибольшее количество звезд.
Начинаем нашу игру!
- Уважаемые знатоки! Чтобы узнать, какой сказочный герой отправил вам задание, посмотрите на экран.
Дети: Карлсон.
Поиграем в игру «Задавалки». Я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать, чья команда ответит на большее количество вопросов, получит звезду.
Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Какие бывают согласные звуки? (твёрдые - мягкие; глухие - звонкие).
Назовите первый и последний звук в слове «платок».
Сколько звуков в слове «кот»?
Назовите гласный звук в слове «мак».
Назовите все звуки в слове «соль».
Сколько звуков «к» в слове «кружка»?
Ведущий: Отвечаем быстро Игра « Много- один».
Окна- окно, стекла-… ,седла- … , крылья-… , перья-… , колеса-… , кольца-…, зерна-… , звенья-… .
Назовите последний звук во всех словах.
Дети: Звук О. Какой он? (Гласный).
Молодцы! Справились с заданием!
- Внимание команды! Внимательно послушайте звукозапись и отгадайте, какой сказочный герой приготовил вам задания.
(Звучит звукозапись из мультфильма «Вини-Пух и все-все-все», голос Пятачка: «Кажется дождь начинается»)
Дети: «Пятачок».
Ведущий: Следующее задание от Пятачка.
Назови общим словом.
Зима, весна, лето, осень – времена года.
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - дни недели.
Март, апрель, май – весенние месяцы.
Груша, яблоко, банан, персик – это фрукты.
Заяц, жираф, лиса, волк – это дикие животные.
Роза, астра, ромашка, тюльпан – цветы.
Кошка, собака, свинья, корова – домашние животные.
И наоборот: обобщающее понятие, а вы подбирают к нему три подходящих слова.
Домашние животные –
Одежда –
Растения –
Продукты питания –
Транспорт –
И с этим заданием справились! Молодцы!
- Ведущий достает из черного ящика туфельки.
Ведущий: Дети, что это?
Дети: Туфельки.
Ведущий: Кому они принадлежат?
Дети: Золушке.
Ведущий: Итак, следующее задание вам отправила Золушка.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Педагог называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.
1 команда 2 команда
Большой – маленький Мягкий – твердый
Жара – Холод Тяжелый – легкий
Светлый – темный Ложиться – вставать
Грязный – чистый Говорить – молчать
Добро – зло Широкий - узкий
Высокий - низкий Короткий - длинный
Быстрая – медленная Толстый- худой
Подниматься- спускаться Вверх- вниз
Чистый- грязный Мокрый – сухой
Вперёд-назад Проиграл – выиграл
Ведущий: С заданием справились, давайте немного отдохнем!
ФИЗМИНУТКА
Вот ученикам зарядка.
Выполняем по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Влево повернитесь,
Вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели-встали, сели-встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойно подышать.
- Ведущий: Чтобы узнать, от кого следующее задание, послушайте загадку:
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
Ну, отгадайте, как звали её?
- Красная шапочка.
Игра «Превращение слов с суффиксами -ик, -ищ слова зачитывают капитаны)
Воспитатель: Задание: участникам команд нужно превратить значение слова с помощью частички -ик и -ищ в большое или маленькое.
Слова для команды «Мудрецы»
- Дом (домик, домище)
- Забор (заборчик, заборище)
- Гвоздь (гвоздик, гвоздище)
- Глаз (глазик, глазище)
- Пакет ( пакетик, пакетище)
- Зуб (зубик, зубище)
Слова для команды «Знатоки»
- Мороз (морозик, морозище)
- Комар (комарик, комарище)
- Сапог (сапожок, сапожище)
- Сугроб ( сугробик, сугробище)
- Хвост (хвостик, хвостище)
- Человек (человечек, человечище)
Физкультминутка
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
- ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
- вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)
- Послушайте песню, и отгадайте от кого следующее задание. (водяной)
«Где спрятался звук?».
Дети определяют позицию звука «и» в словах:
Мудрецы: сани, иволга, помидор, нитки.
Определяют позицию звука «о» в словах:
Знатоки: волк, облако, метро, автобус.
- Ведущий: Отгадайте загадку и узнаете, кто из сказочных героев отправил следующее задание?
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка?
Дети: Буратино!
"Подбери слово": детям называют только первый слог, они должны придумать слово, начинающееся на него
- команда. 2 команда.
1. ма- 1. ли-
2. ры 2. зи-
3. ва- 3. си-
4. лу- 4. пи-
5. ро- 5 ки-
- Посмотрите на экран. Кто же из сказочных героев пользуется этим транспортом?
Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать… (Яга)
Задание «Помогите Бабушке Яге рассадить пассажиров по вагонам. Если в названии животного 1 слог, значит, он поедет в первом вагоне. Если 2 слога-во втором вагоне. Если 3 слога-в третьем вагоне»
Задание дается каждой команде. Вы сначала обсудите в команде, а кто - то один пойдет и рассадит пассажиров по вагонам. Здесь главное не скорость, а правильность.
«Вспомните правило: как можно определить количество слогов по наличию в слове гласных звуков»
(Знает каждый из учеников - Сколько гласных - столько и слогов.)
1-волк, слон, лев; 2-белка, лиса, заяц; 3-собака, корова, теленок.
- Угадайте, чей наряд мы видим на экране, тот и прислал нам следующее задание.
Летела стрела и попала в болото,
А в болоте поймал ее кто-то.
Она распростилась с зеленою кожей
И стала красивой и очень пригожей. (Царевна – лягушка.)
1 задание «Выберите схему предложения: Весной птицы вьют гнезда»
Команда получает звезду за правильный ответ (на листочке)
2 задание «Составить предложение по схеме» (по картине)
Команда получает звезду за правильный ответ.
- Ведущий: Вам сейчас будет показано видео. Внимание на экран! Последнее задание: «Видеосообщение от Царицы Русского языка». А, давайте похлопаем.
Царица Русского языка: Ребята, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями! А с моим заданием справитесь? Тогда отгадайте загадку:
Он могучий и великий,
Кучу делает открытий.
Им приятно изъясняться
И писать, и пообщаться.
Он дружить нам помогает
И на песни вдохновляет,
С ним любой вопрос решу –
Даже стих на нем пишу!
Говорить на нем привык –
Русский мой, родной…. (язык)
- Молодцы, вы ответили правильно и показали свои знания! Пройдет ещё немного времени, вы все пойдете в школу и обязательно попадёте в волшебную страну Знаний! Я вам благодарна за ваши знания и передаю подарки вам.
Ведущий: Ребята, на этом наша игра подошла к концу, все задания выполнены! Вы – большие молодцы! А пока жюри подводят итоги, мы с вами разомнемся!
«Логический поезд» - «Что из чего сделано?»
Вы передаете мяч друг другу, тот, у кого мяч, отвечает на вопрос полным ответом.
- Лиса из пластилина - пластилиновая лиса.
- Шляпка из соломы – соломенная шляпа.
- Ваза из хрусталя – хрустальная ваза.
- Чашка из фарфора – фарфоровая чашка.
- Платье из шелка – шелковое платье.
- Мяч из резины – резиновый мяч.
- Варенье из абрикосов – абрикосовое варенье.
- Шуба из меха – меховая шуба.
- Пюре из картофеля – картофельное пюре.
- Сок из земляники – земляничный сок.
- Сумка из кожи – кожаная сумка.
- Стена из камня - каменная стена.
Ведущий: Слово предоставляется жюри! (Объявляются победители, вручаются медали)
Рефлексия: Ребята, вам понравилась игра? Какие задания вам понравились больше? А какие - то задания было трудно выполнять? А вы бы хотели поиграть в нее еще?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»
Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию связной речи «Мы – журналисты»
Материал предназначен для развития связной диалогической речи, а также коммуникативного и личного взаимодействия. Занятие проводится в форме ток-шоу, на которое приглашены сотрудники детского сада раз...
План конспект занятия, в подготовительной группе, по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»
План конспект занятия, в подготовительной группе,по развитию речи на тему: рассказ по картине «Зимующие птицы»...
Конспект занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Тема занятия: Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с опорой на схему. Цель занятия: Совершенствование навыка составления описательного рассказа с опорой на...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «НАША АРМИЯ РОДНАЯ»
Занятие позволит углубить знания детей о Российской армии....
Конспект занятия для подготовительной группы по развитию речи, тема занятия: «Игрушка»
Закрепление изученного. Обобщение полученных знаний....
Конспект занятия в подготовительной группе. Познавательное развитие. Тема «Край родной, навек любимый»
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательное развитию на тему «Край родной навек любимый»Занятие формирует у детей нравственные качества, воспитывает чувство лю...