«Развитие детского словаря»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Рудой Екатерина Викторовна

  Одна из самых важных работ по развитию речи – это словарная работа. Главный пункт в развитии лексической стороны речи в том, что она связана со всей образовательной работой, так как пополняется словарь ребенка лишь знакомясь с окружающим, в разных видах детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskogo_slovarya.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

                 «Развитие детского словаря»
    Одна из самых важных работ по развитию речи – это словарная работа. Главный пункт в развитии лексической стороны речи в том, что она связана со всей образовательной работой, так как пополняется словарь ребенка лишь знакомясь с окружающим, в разных видах детской деятельности.

    Очень часто педагоги отодвигают на второй план, работу по развитию словаря. Работа идет только по обговариванию того, что видит ребенок. Важно знать то, что обогащение словаря усваивается не только путем воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

    Чтобы не нарушать этот принцип, нужно включать в систему работы методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря (рассматривание и обследование предметов, наблюдение и осмотры, целевые прогулки и экскурсии). И методы опосредованного знакомства с окружающим (рассматривание картин, чтение книг, игрушек, дидактических игр, загадывание загадок) внимание нужно уделять названиям предметов и явлений, их свойств, рассказывать об этих свойствах. В процессе игры и предметной деятельности, развивать способность к сравнению.

    Нужно уделить время решению речевых задач. Обычно задаются вопросы: можно ли так сказать? Почему? Как сказать по-другому?

Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, семантически переносных слов, понимание переносных значений, в развитии образной стороны речи.

Развиваем словаря с помощью игровых моментов:

  1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
    2. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
    3. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)
    4. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка - угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
    5. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.
    6. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
    7. Обогащаем словарь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи - это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.
    8. «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».  

«Лишнее» слово среди имен существительных:

- кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
- стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
- пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
- слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
- волк, собака, рысь, лиса, заяц;
- лошадь, корова, олень, баран, свинья;
- роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
- грустный, печальный, унылый, глубокий;
- храбрый, звонкий, смелый, отважный;
- желтый, красный, сильный, зеленый.

9. « Чем отличаются предметы?»

Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер

10. «Что общее?»

У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
лист, трава, крокодил — ...

11. «Подбери словечко»

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть);

"старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

Список литературы для детей 6-7 лет

  • читать детям нужно каждый день;
  • если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах:

1) Николай Носов. Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей» (все части).
2) Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
3) Отфрид Пройслер. «Маленькая колдунья», «Маленькое приведение», «Маленький водяной».
4) Андрей Усачев. «Умная собачка Соня», «Жили-были ежики», «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «33 кота».
5) Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
6) Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» все части.
7) Джанни Родари. «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Как путешествовал Джованино», «Путешествие голубой стрелы».
8) Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (3 части), «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Эмиль и малышка Ида», «Пеппи Длинныйчулок».
9) Алан Милн. «Вини-Пух и все-все-все» (все части).
10) Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино» (старые истории), «Чебурашка и Крокодил Гена» (старые истории), «Следствие ведут колобки» и т.д.
11) Ян-Олав Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг четырнадчатый и другие».
12) Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина».
13) Анне-Катрине Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Маленький подарок Антона».
14) Григорий Остер. «38 попугаев», «Вредные советы».
15) Лаймен Баум. «Волшебник страны Оз».
16) Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино».
17) Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио».
18) Диана Сабитова. «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни».
19) Туве Янсон. Все о Муми-троллях.
20) Дмитрий Емец «Приключения домовят».
21) Сергей Михалков «Праздник непослушания».

Дорогие родители! Верьте в силы ребенка! Обучайте в игре!

          

Список литературы

   

    Бурлачко Т.С., Градусова Л.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с пословицами/Т.С.Бурлачко, Л.В. Градусова// Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7 – С. 12-13

      Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко – М.: Просвещение, 1985. – 136 с.

     Гербова В.В. Понимание, называние и использование глаголов/В.В.Гербова// Дошкольное воспитание – 1969. – № 10. С. 7-18

  Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе/Т.Поштарева// Дошкольное воспитание. – 2009. – №5. – С.24-28.

        Гурович М.Л. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада /Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая – СП-б.: Изд-во «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2000. – 128с.

    Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки/Ю.Г. Илларионова. – М.: Просвещение, 1985. – 160 с.

    Комарова, Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников/ Т.С.Комарова. – М.: АСТ, 2005 – 350 с.

    Ковалева С. 7000 золотых пословиц и поговорок. /С.Ковалева. – М.: АСТ, 2000 – 580 с.

    Медведев Ю. Русские народные сказки, легенды, предания/Ю.Медведев – М.: Гефест, 2001 – 250 с.

    Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого года жизни/И.Н. Митькина – М.: Правда, 2001 – 200 с.

    Пашина Л. Сказка – ложь, да в ней намек…/Л.Пашина.// Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С. 71-77.

    Федоренко П.К. Большая хрестоматия любимых сказок/П.К.Федоренко. – М.: Академия, 2001 – 410 с.

       http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-1130629.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Развиваем детский словарь"

В консультация для родителей "Развиваем детский словарь" представлена информация о том, как правильно развивать словарь детей....

Консультация для родителей. Развиваем детский словарь.

Даны краткие рекомендации по развитию детского словаря....

Детское игровое экспериментирование в развитии активного словаря детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование на тему " Детское игровое экспериментирование в развитии активного словаря детей младшего дошкольного возраста"...

"РАЗВИВАЕМ ДЕТСКИЙ СЛОВАРЬ!"

Консультация для родителей. Как организовать речевые игры и упражнения для развития детского словаря?...

Консультация "РАЗВИВАЕМ ДЕТСКИЙ СЛОВАРЬ!"

Консультация для родителей....

Конспект ООД "Самый первый, самый смелый..." по ознакомлению с эмоциональными состояниями и развитию эмоционального словаря в средней группе детского сада

Конспект итогового занятия, которое проводится весной, как закрепление изученного материала по ознакомлению с эмоциональными состояниями и развитию словаря эмоций в средней группе. Дети отгадывают заг...

Доклад для педагогов "Развитие детского словаря"

Доклад для педагогов: "Развитие детского словаря"...