Детское игровое экспериментирование в развитии активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) по теме
Самообразование на тему " Детское игровое экспериментирование в развитии активного словаря детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детское игровое экспериментирование в развитии активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
Маленькие дети рождаются с жаждой познания, и это их жизненно важная потребность. Знания приобретаются посредством органов чувств: чем более они развиты, тем активнее идет процесс познания и развития активного словаря детей. Органы чувств развиваются только в процессе их использования. Сохранить эту детскую особенность и развить ее в полноценную мыслительную и творческую деятельность – основная задача современного педагога.
Начинать такую работу желательно с раннего возраста.
Раннее развитие ребенка не подразумевает дать ему энциклопедические знания, наоборот, оно призвано сформировать у ребенка желание самому искать новые знания, осознавая их, применять активно на практике, анализировать результаты, размышлять, изобретать. Все эти умения, навыки, знания нужны не для воспитания гениальности в ребенке, а для того, чтобы дать ребенку инструменты изучения мира, поиска себя, способа самовыражения, определения своих жизненных целей, выбора Своего Пути. Это инструменты, которые делают ребенка разумным, мыслящим и дают возможность проявить самого Себя.
Как воспользуется ребенок всем этим – это его выбор. Важнее – развить в нем желание делать этот выбор. Интерес к жизни, активность, самостоятельность, размышление, развитие интеллекта – все это основывается на жажде познания. Свобода действий, возможность выбора предмета изучения, заинтересованность в этом процессе взрослых приводят к тому, что умственные усилия ребенку становятся в радость, творческая деятельность приводит в восторг.
Познавательная деятельность также, лучше любых указаний и нравоучений, развивает осторожность ребенка. Разумеется, сначала взрослые должны быть рядом, подстраховывать, наблюдать, но потом все меньше и меньше. И ребенок начинает очень внимательно относиться к новым предметам и явлениям, наблюдает, изучает, оценивает их на безопасность.
Мир стремительно меняется, а значит, следует менять методы знакомства детей с этим миром. При этом важно сгладить негативные последствия изменений окружающего мира, например, стремительное отдаление человека от природы. Следует также учесть всё то новое, что вошло в повседневную жизнь людей: обилие домашней техники, компьютеры.
В процессе познания ребенок сначала знакомится с внешними признаками окружающей действительности: цветом, формой, величиной, материалом и т.д. и лишь затем в процессе осмысливания он познает внутренние, существенные признаки, закономерности предметов и явлений. Тогда он начинает говорить, задавать вопросы. И здесь важно не просто дать малышу голую информацию, да еще в готовом виде, или вообще отмахнуться («мал еще»), а вместе с ним организовать небольшой эксперимент, разобраться в том, что он увидит, и тогда мы станем свидетелями и участниками чуда: рождения маленького исследователя.
Исходя из закономерностей развития ребенка, мы стараемся развить познавательную активность малышей как можно раньше, еще до того, как дитя вступит в возраст «почемучек». Для этого мы используем все виды деятельности ребенка для ознакомления его с миром. Сначала, мы показываем малышу то, что рядом: дом, мама с папой, игрушки, мебель; затем круг знакомств постепенно расширяется.
Любая деятельность малыша – источник познания, если ее правильно организовать. Например: вот, малыш, твой дом. Это стена, это окно… . А здесь живет собачка. У нее тоже есть дом со стенами и входом. Давай попробуем построить дом для черепашки. Из чего же лучше его построить? Из кубиков? Песка? Камней? Давай попробуем. Почему песок рассыпается? Что же делать, чтобы этот домик не разваливался? Попробуем добавить воды… и т.д. Во время экспериментальной деятельности необходимо проговаривать с ребенком все его действия и задавать по ходу вопросы, побуждая говорить и обогащать словарный запас.
На улице посмотрим вместе, какой дом у птицы: «Видишь, там, на дереве. Он называется «гнездо». А теперь – мы будем птицами, а это – наш дом – гнездо. А там – домик кошки. От нее птички будут в гнездышко прятаться». Вечером прочитаем книжку о том, какой дом звери сделали из рукавички. Затем, нарисуем как в домах на нашей улице зажигаются огоньки: «Смотри: вот стены, двери, а это – окна. Но в них темно. Зажги свет». Таким образом, одна и та же тема пронизывает всю деятельность малыша в течение некоторого времени, дает возможность познакомиться с нею с разных позиций, поэкспериментировать, попробовать, посмотреть, нарисовать, прочитать в книжке. Поиграть с тем, о чем узнали. Затем ребенку предлагается другая тема, которая также изучается с разных сторон и в разных видах деятельности. Важно не только рассказать и показать ребенку что-либо, но и дать возможность действовать, проверять, по возможности самому находить правильное решение в какой-либо ситуации. Например: «Вот кубики, из них получается и башня, и дорожка, шарики тоже хотят построить такую башню, попробуй им помочь. Не получается? А как же шарики могут поиграть с тобой? Конечно, они отлично катаются с горки. А кубики так могут?».
Каждый малыш должен иметь возможность действовать с предметом, материалом, картинкой. Тогда полученное знание будет его собственным открытием, тогда он научится сам находить пути получения этих знаний, тогда у него возникнет стойкая потребность узнавать, изучать, исследовать. Предметом исследования может стать всё, что угодно: различные материалы – бумага, стекло, металл, дерево, пластмасса; предметы быта – утюг, пылесос, холодильник; явления природы, т.е. всё, что окружает ребенка. И тогда он не вырастит равнодушным человеком, а разовьет в себе пытливость, гибкость ума – те качества, которых так не хватает современному подрастающему поколению.
И еще немаловажное преимущество такого стиля общения с ребенком. Меняется его отношение к взрослому. Вы становитесь для своего ребенка другом, союзником, источником интересных сведений. Авторитет взрослых на этой основе сохранится гораздо дольше, чем во всех иных случаях. А кто из нас не хочет, чтобы к нашим советам, мнению, опыту наши дети прислушивались как можно дольше.
Особенности планирования и принципы усложнения содержания детского игрового экспериментирования в младшем дошкольном возрасте
Содержание детского игрового экспериментирования усложняется по двум направлениям одновременно.
Первое направление заключается в усложнении программного материала в рамках возрастной группы. Это можно проследить на примере занятий из блока «Игры с бумагой» с детьми младшей группы (См. конспекты ниже).
На первом занятии для изучения предлагается один объект из ближайшего окружения детей. Педагог знакомится с уже имеющимися представлениями детей о предлагаемом объекте, например, о бумаге. Затем предлагает детям наиболее привычные и, может быть, знакомые малышам действия с бумагой. Одновременно, в процессе действий детей с бумагой педагог обращает внимание детей на её свойства, на их значение в жизни детей. На последующих занятиях педагог систематизирует и обогащает знания детей о бумаге, как предмете исследования, его свойствах и изменении этих свойств во взаимодействии с другими изучаемыми объектами, наиболее близкими и знакомыми детям, например, с водой. В ходе совместной организованной деятельности педагога с детьми взрослый показывает практическую ценность полученных знаний для жизни ребёнка, что ведёт к осознанию малышами правил действий с исследуемым объектом в предложенных обстоятельствах.
Конспекты занятий из блока «Игры с бумагой» в младшей группе.
Занятие 1 - «Удивительная бумага»
Программные задачи:
1. Познакомиться с представлениями детей о свойствах бумаги.
2. Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действий с бумагой.
3. Стимулировать использование в активной речи глаголов: рвать, мять, рисовать, шуршать, трещать; прилагательных: гладкий, колючий, мятый, белый, большой, маленький.
4. Укреплять мышцы кистей рук, формировать ловкость и координированность рук.
5. Поддерживать интерес детей к совместным познавательно-игровым занятиям.
6. Воспитывать аккуратность и стремление поддерживать порядок в помещении.
7. Формировать основы организации деятельности.
Материалы и оборудование:
- для демонстрации: большая коробка для обрывков бумаги, мусорное ведро;
- для каждого ребенка: листы писчей бумаги, салфетки, карандаши.
Ход занятия:
Дети с педагогом сидят вокруг стола.
Педагог рассказывает: «Однажды маленький мышонок выглянул из своей норки и увидел, что вокруг пусто – нет никого. «Это хорошо, что никого здесь нет, - обрадовался мышонок, – значит, я смогу отправиться в путешествие!» И мышонок побежал осматривать дом, в котором находилась его норка. Он нашел много интересного: хлебную крошку (педагог обращается к детям с вопросом: «Как вы думаете, что мышонок с нею сделал?», выслушивает ответы детей и продолжает свой рассказ), ниточку, карандаш… А потом, мышонок залез на большой письменный стол. И тут он увидел настоящее чудо: большой, белый лист бумаги».
Каждый ребёнок получает лист белой писчей бумаги. Педагог спрашивает: «Что это? Какого цвета? – и предлагает детям, - погладьте пальчиками листок: бумага гладкая. Какая бумага? (Гладкая.) Что можно делать с такой бумагой? (Принимается любой детский ответ, но часто дети говорят: «Рисовать».) Да, на ней можно рисовать». Если дети не отвечают на вопросы педагога, взрослый, после некоторой паузы, сам даёт требуемый ответ. Можно попросить детей повторить эти ответы хором или индивидуально, начиная с «говорящих» детей.
Затем каждому ребёнку педагог предлагает выбрать карандаш понравившегося цвета и порисовать на листе бумаги. Педагог может поинтересоваться, что каждый ребёнок изобразил на своём листе бумаги, а затем спрашивает всех детей: «Хорошо рисовать на белой бумаге?» (Ответы детей). «А теперь, положите карандаши на стол и накройте их своим листом бумаги. Видно карандаш? Нет, конечно. Бумага плотная, непрозрачная и под ней ничего не видно. Какая бумага? (Плотная, непрозрачная.) Где карандаш, покажите. Вот он! Спрячьте снова. Нет, не видно под плотной бумагой». Дети несколько раз прячут и находят карандаш, педагог акцентирует внимание детей на свойствах бумаги и словах, их обозначающих: непрозрачная, плотная.
Затем педагог спрашивает: «А что ещё мышонку можно сделать с бумагой?», -выслушивает ответы детей и продолжает,- её можно помять. Посмотрите, как я сомну бумагу. Послушайте, как она шуршит. А теперь вы сомните свои листочки и послушайте, как они шуршат: громко, жестко». Дети мнут бумагу, прислушиваются к шуршанию бумаги, взрослый стимулирует детей на повторение слов и словосочетаний: я мну бумагу, бумага шуршит, я смял бумагу.
Педагог спрашивает детей: «Что мы сделали с бумагой? (Смяли бумагу). Как шуршит бумага? Покажите, что у вас получилось?» Дети показывают комок бумаги. «Большой комок бумаги. Прижмите комок к щеке, какой он? – продолжает педагог. (Колючий, большой) «В ладошку не спрячешь – он слишком большой», - говорит педагог.
Далее педагог раздаёт детям салфетки и спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая поверхность у салфетки? Проведите пальчиками по ней – салфетка неровная, не гладкая, мягкая. (Использование детского игрового экспериментирования в работе с детьми в возрасте от 2 до 3 лет показало, что в совместной, организованной взрослым, деятельности малыши действуют исключительно по его показу и объяснениям. Также, мы неоднократно наблюдали, что даже дети с повышенной двигательной активностью хорошо концентрируют внимание в ходе экспериментирования с разными материалами и предметами, что подтверждается нейропсихологическими исследованиями. В связи с этим, детское игровое экспериментирование может использоваться в коррекции нарушения поведения детей). Для чего нужны салфетки? Можно рисовать на салфетке? Давайте попробуем». Дети пробуют рисовать на салфетке. Педагог спрашивает: «Удобно рисовать на салфетке? Почему, нет?» После ответов детей педагог резюмирует: «Да, на салфетке рисовать неудобно, потому что она мягкая, неровная и карандашу трудно рисовать на ней, салфетка рвётся».
Педагог предлагает детям провести с салфеткой те же опыты, что и с листом писчей бумаги: «Аккуратно разверните салфетку, спрячьте под неё карандаш. Видно? Немножко видно. Салфетка мягкая, тонкая, через неё чуть-чуть видно карандаш». После опытов с салфеткой взрослый предлагает: «Попробуйте салфетку смять. Послушайте, как она шуршит. Салфетка мягкая, шуршит тихо, почти не слышно, мнется легко. Что получилось? Комочек. Маленький, мягкий комочек. Спрячется он в ладошке? Из плотной бумаги получился большой комок, он не помещался в ладошку, а из мягкой салфетки – маленький, он может спрятаться в ладошке. Прижмите к щеке этот комочек, какой он? К другой щеке приложите жесткую бумагу. Она колется. А салфетка – не колется, потому что она мягкая».
Затем педагог предлагает: «А теперь аккуратно выпрямим наши листочки, разгладим их ладошками. Какая получилась бумага? (Ответы детей) Бумага стала мятая. Мы её смяли, и получилась мятая бумага».
Продолжая исследовать свойства бумаги в совместной с детьми деятельности, педагог спрашивает: «Что ещё можно с бумагой сделать? (Порвать). Давайте порвем её на кусочки и послушаем, какой она при этом издает звук? (Громко трещит). Бумага громко трещит. Трудно рвать бумагу? Что получилось? (Много, много маленьких кусочков). Получилось много обрывков бумаги». После того, как дети порвали бумагу, педагог предлагает им сложить все обрывки бумаги в коробку.
Затем дети под руководством педагога проводят те же действия с салфеткой: «Аккуратно расправьте салфетку, погладьте её ладошками. У нас получилась мятая салфетка. Давайте попробуем её порвать и послушаем, как она будет трещать: громко или тихо. (Тихо). Легко рвется мягкая салфетка. Что получилось? (Много маленьких кусочков). А на что они похожи? (на снег, на вату) Давайте сложим их в коробку вместе с большими кусочками бумаги. Мышонку очень понравилось играть с листочками бумаги, но тут он услышал, что кто-то открывает дверь, и быстренько побежал в свою норку. А мы с вами наведём порядок и пойдём гулять».
Дети собирают все обрывки бумаги и салфетки в коробку, затем их высыпают их из коробки в ведро и задвигают стулья за столы.
Занятие 2 - «Вода и… бумага, песок, губка»
(по мотивам произведения В. Сутеева «Кораблик»)
Программные задачи:
1. Обогащать представления детей о свойствах бумаги и предметов из разных материалов.
2. Способствовать реализации потребности детей в овладении действиями со знакомыми предметами в новой (проблемной) ситуации.
3. Продолжать стимулировать использование в активной речи глаголов: намокает, тонет, плавает; прилагательных: мягкий, сухой, лёгкий, тяжёлый, узкий, гладкий, холодный, мокрый.
4. Укреплять мышцы кистей рук, формировать ручную ловкость.
5. Поддерживать стремление детей помогать героям сказки на основе деятельного сопереживания им.
6. Развивать осознание детьми собственной деятельности, как основы формирования самостоятельности и инициативности мышления.
7. Формировать устойчивый познавательный интерес и поддерживать поисковую активность в совместной деятельности детей. Формировать основы условно-знаковой функции мышления через использование предметов-заместителей.
Материалы и оборудование:
- для демонстрации: игрушки: лягушонок (игрушка должна плавать в толще воды, не тонуть), мышонок, цыпленок, муравей и жучок (игрушек может быть больше или меньше, главное, чтобы брусок из дерева мог их выдержать), большой демонстрационный лоток с водой, набор предметов для исследования: губка, салфетка, ножницы, карандаш, брусок из деревянного конструктора;
- для каждого ребёнка: лоток с водой, набор предметов для исследования: губка, салфетка, ножницы, карандаш, брусок из деревянного конструктора, камешки-заместители небольшого размера.
Ход занятия:
На отдельном столе подготовлено оборудование по количеству детей.
Дети сидят перед столом, на котором воспитатель показывает инсценировку сказки В.Сутеева «Кораблик» с помощью игрушек.
«Пошли гулять Лягушонок, Мышонок, Цыпленок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.
- Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
- Мы не умеем плавать, - сказала Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы годитесь! – так стал хохотать – чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и никак не могут ничего придумать».
Воспитатель обращается к детям: «Давайте мы им поможем. Садитесь за столы. Перед вами лоточки. Что в них? Верно, вода. Это будет наша с вами река. На чем же можно зверюшкам через неё переплыть? Посмотрите, что лежит на берегу реки. Это: губка. Она какая?» Дети берут губку в руки, трогают её, определяют, что она мягкая, сухая. «Можно ли на губке плавать, как на кораблике? Давайте попробуем», - предлагает воспитатель. Дети опускают губку в воду. Наблюдают за происходящим. «Вместо зверей мы возьмем камешки и посадим их на губку, как пассажиров. Посмотрите, плывет ли наш кораблик?», - спрашивает педагог.
Аналогично воспитатель предлагает последовательно опробовать в качестве «кораблика» салфетку, ножницы, карандаш, кирпичик из деревянного конструктора. Дети держат предметы в руках, ощупывают их, проговаривают названия, их свойства (в случае затруднения повторяют за взрослым). Опытным путём под руководством педагога определяют, на чем звери могут плыть. Это может быть и губка, и брусок из деревянного конструктора.
Педагог продолжает: «Вот и получился у нас кораблик. Сели на него звери и поплыли. Лягушонок из воды голову высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!» Звери благодарят детей за помощь и приглашают на следующее занятие.
Занятие 3 - «Кораблики»
Программные задачи:
1. Продолжать расширять и уточнять представления детей о свойствах воды и бумаги, проявляющихся во время их взаимодействия.
2. Тренировать у детей длительный направленный выдох. Расширять и совершенствовать тактильные ощущения детей.
3. Закреплять в активном словаре детей названия видов бумаги (глянцевая бумага, салфетка, калька), их качеств, действий с нею.
4. Стимулировать детей к высказыванию предположений о результате предстоящих действий, развивая основы прогностической функции мышления.
5. Воспитывать отзывчивость, внимательное отношение к окружающим, аккуратность.
Материалы и оборудование:
- для демонстрации: кораблик, игрушка-мышонок, большой таз с водой;
- для каждого ребенка: лотки с водой, салфетки, листы глянцевой бумаги квадратной формы; кораблики из всех видов бумаги.
Ход занятия:
Дети сидят перед столом. В тазу плавает бумажный кораблик, а в нем – мышонок. Воспитатель читает стихотворение:
«По реке плывет кораблик,
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки и коты». (Д. Хармс)
Воспитатель берёт в руки мышонка и рассматривает его вместе с детьми: «Вот какой храбрый моряк плывет на этом кораблике! Кто это? Верно, мышонок. На чем он приплыл? (На кораблике.) Посмотрите, из чего сделан кораблик нашего мышонка? Потрогайте, он гладкий, легкий, мокрый. А почему кораблик мокрый? (Он плыл по воде.) Если мы опустим в воду свои пальчики, они тоже станут какими? (Мокрыми.) Нравиться вам кораблик мышонка? Он сделан из бумаги. У меня тоже есть бумага, и мы можем сделать много корабликов из нее. Садитесь за столы. Давайте посмотрим, какая у нас бумага».
Воспитатель показывает детям салфетку. Дети находят такие же салфетки у себя. Педагог предлагает малышам потрогать салфетку и назвать её свойства: мягкая, тонкая, легко рвется, белая, пахнет, стимулируя речь детей похвалой.
Аналогично воспитатель рассматривает с детьми глянцевую бумагу, а затем кальку.
Воспитатель спрашивает: «Из какой бумаги сделаем первый кораблик?» Дети предлагают, называя или показывая какой-то вид бумаги: салфетка, глянцевая бумага, калька. Один кораблик воспитатель делает при детях, остальные выставляет сразу готовыми. У каждого ребенка кораблики из всех видов бумаги, они ставят их на соответствующие листы бумаги. Рассматривают кораблики, называют их части, отмечают цвет, размер.
«А теперь отправим наши кораблики в плавание». Дети опускают кораблики на воду, дуют на них, чтобы они плыли; отмечают, какой кораблик стал тонуть первым; рассматривают, что стало с остальными от их пребывания в воде.
На основе наблюдений и опытов с корабликами дети отвечают на вопрос воспитателя: «Из какой бумаги лучше всего сделать кораблик для мышонка, чтобы он долго плыл и не утонул?»
Мышонок благодарит детей за занятие и прощается с ними.
Занятие 4 - «Необычные пирожки»
(по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)
Программные задачи:
1. Продолжать расширять представления детей о свойствах песка, бумаги, изменении их свойств при взаимодействии с водой. Способствовать реализации потребности детей в овладении действиями с предметами.
2. Стимулировать использование в активной речи глаголов: налить, слепить, угостить, прилагательных: сыпучий, липкий, сухой, мокрый, мягкий, сухой, лёгкий, тяжёлый, узкий, гладкий, холодный, мокрый.
3. Продолжать укреплять мышцы кистей рук, формировать ловкость и координированность рук.
4. Развивать вариативное мышление.
5. Воспитывать активный интерес к совместным занятиям, отзывчивость, настойчивость в решении проблемы, умение обращать внимание на интересы и желания других.
Предварительная работа:
Воспитатель за несколько дней до занятия рассказывает детям сказку «Маша и медведь».
Материалы и оборудование: поднос с пирожками;
- для демонстрации: игрушки – кукла Маша, избушка, медведь; песок в лотке, салфетки, вода;
- для каждого ребёнка: лоток с песком, лейка с водой, салфетка.
Ход занятия:
Дети сидят перед столом, на котором воспитатель инсценирует сказку: «Одна девочка пошла в лес и заблудилась. Стала искать дорогу домой, но не нашла, а пришла к избушке. Постучала, никто не открывает, толкнула дверь, она и открылась. Вошла девочка в избушку, села у окошка и думает: «Кто же здесь живет?»
А в этой избушке жил большущий медведь, только его тогда дома не было. Он по лесу гулял. Вернулся медведь вечером домой, увидел девочку, обрадовался. Говорит: «Будешь теперь у меня жить, будешь печку топить, кашу варить, меня кашей кормить, пирожки румяные печь. А если мне твои пирожки понравятся, то отпущу тебя домой, так и быть». Стала девочка думать – из чего бы ей испечь пирожки? Походила, поискала, нашла песок.
Давайте попробуем испечь пирожки из песка. Какой песок? Получится ли пирожок из сухого песка?» Ответы детей могут быть разные. Не все дети в возрасте 2–3 лет могут прогнозировать правильный результат. Если даже один ребёнок сказал о том, что из сухого песка можно слепить пирожок, эта гипотеза проверяется экспериментальным путём всеми детьми. Педагог: «Из сухого песка пирожок не получается, песок сыпучий. Что нужно сделать?» (Добавить воды.) В процессе деятельности воспитатель спрашивает у детей о свойствах песка: «Какой песок?» Затем педагог предлагает детям: «А теперь возьмите пирожок и принесите его на тарелочке мишке».
Дети «угощают» медведя песочными пирожками. «Что произошло? Почему медведь отворачивается и не хочет есть такие пирожки?» (Предположения детей). Педагог продолжает: «Снова стала девочка думать из чего бы пирожок испечь. Походила, поискала и нашла салфетку. Какая салфетка, дети? (Мягкая, сухая) Давайте из салфетки пирожок сделаем. Из сухой получиться? Пробуем. А если намочить? Хороший получился пирожок? Положите его мишке на тарелочку. Посмотрел мишка на такой пирожок – не понравился он ему. Что же делать? Из чего можно испечь пирожки?» Педагог спрашивает каждого ребёнка. Дети предлагают свои варианты. Обсуждаются все предложенные варианты (правильный ответ: из теста). Педагог: «Девочка следует вашему совету и печёт много пирожков из теста». (Педагог достаёт, заранее приготовленную, корзинку с готовыми пирожками). Воспитатель от имени девочки угощает всех детей и благодарит их за помощь. Медведь, отведав пирожков, отпускает её домой.
Занятие 5 - «Стирка»
(по мотивам стихотворения А.Барто «Девочка-чумазая»)
Программные задачи:
1. Продолжать расширять представления детей о свойствах бумаги, ткани, мыла и воды при их взаимодействии. Способствовать реализации потребности детей в овладении действий с этими предметами.
2. Стимулировать использование в активной речи существительных: мыло, пена; глаголов: намокает, тонет, плавает, мылится, полоскать, прополоскать; прилагательных: мягкий, сухой, лёгкий, тяжёлый, узкий, гладкий, холодный, мокрый, мыльный, чистый, грязный.
3. Укреплять мышцы кистей рук, формировать ручную ловкость.
4. Воспитывать интерес к совместным занятиям.
Материалы и оборудование:
- для демонстрации: «грязная» кукла, лоток с водой, мыло, тряпочка, платочек, платье куклы, бумага, цветные карандаши, песок, камешки, прищепки и верёвка.
- для каждого ребёнка: фартук с нарукавниками, лоток, леечка с водой, лоток с водой, мыло, «грязный» платочек, бумага с «рисунком», песок, камешки.
Ход занятия:
Дети сидят вокруг стола. В середине стола расставлены лотки с водой на каждого ребёнка. На столе сидит «грязная» кукла.
Воспитатель: «Ах, что это за «девочка-чумазая»? Что же надо сделать, чтобы она стала чистой? Правильно, помыть ее». Воспитатель инсценирует стихотворение А. Барто «Девочка-чумазая». Читая его педагог, постепенно отмывает куклу, но платье и платочек остаются грязными. «Что делать?» – обращается воспитатель к детям. Дети предлагают постирать вещи куклы. Воспитатель раздаёт детям платочки, а себе оставляет платье. Встаёт вопрос: «Что нужно для стирки?» Воспитатель поощряет ответы детей: «Правильно, надо взять воду. Подвигайте себе лоточки с водой». Дети и воспитатель пробуют стирать без мыла. «Отмылась ли грязь? – спрашивает воспитатель, - что-то отмылось, но не всё. Платочки ещё грязные. Что нам поможет хорошо отстирать платочки? Правильно, мыло!» Каждому ребёнку предлагают взять мыло и намылить платочки. «Как намылить платочек? – обращается воспитатель к детям, – правильно, надо намочить мыло и потереть им платочек. А как сделать так, чтобы получилось много пены, которая и уберёт грязь с наших вещей? Молодцы, потереть платочек». Дети активно трут платочек, чтобы образовалась пена. «Посмотрите, сколько пены получилось у ... (перечисляются все дети). Какая пена? (Пена густая, белая, блестящая, пушистая) У нас вещи все мыльные, в пене. Что же надо сделать, чтобы удалить ее? Правильно, прополоскать платочки в чистой воде». Воспитатель меняет лотки с грязной водой на чистые, и предлагает взять леечки, заранее наполненные водой. Дети кладут мыльные платочки в чистые лотки, наливают в них воду из леек и ополаскивают вещи. «Ах, какие чистые платочки получились. Можно ли ими пользоваться прямо сейчас? Почему? Какие они? (Мокрые). Что надо сделать, чтобы они стали сухими? (Повесить их сушить). Воспитатель и дети вешают платочки на веревочку, используя прищепки.
Воспитатель предлагает детям вернуться за столы и продолжает: «Девочке понравилось стирать, и она решила постирать свои рисунки, чтобы листочки вновь стали чистыми. Как вы думаете, у неё получиться?» Если хотя бы один ребёнок говорит, что постирать рисунки можно. Детям предлагают попробовать и оценить результат. «Можно ли постирать камешки?» – спрашивает воспитатель. Алгоритм работы такой же, как с рисунками. «А песок?» - вновь задает вопрос воспитатель. Дети пробуют и обсуждают результаты с воспитателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие активного словаря детей младшего дошкольного возраста посредством иллюстраций"
Данный материал будет интересен воспитателям дошкольных образовательных учреждений по развитию активного словаря дошкольников. Раскрываются методы и приемы, позволяющие эффективно осуществлять совмест...
Использование дидактических игр в развитии активного словаря детей среднего дошкольного возраста
Презентация в помощь воспитателям...
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста. «Чьи детки?»Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; ...
Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
Игра-играет вжную роль в рзвитие речи ребенка. Предлагаю для вас конспект игр....
Методическая разработка: "Использование песенок- потешек для развития активного словаря детей младшего дошкольного возраста."
Развитие речи....
Дипломная работа "Изучение влияния развития крупной моторики на формирование активного словаря детей младшего дошкольного возраста".
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯКРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ЕНИСЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»...
Картотека дидактических игр, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
ull;Картотека дидактических игр, способствующие развитию активного словаря детей младшего дошкольного возраста....