Доклад для педагогов "Развитие детского словаря"
консультация по развитию речи
Доклад для педагогов: "Развитие детского словаря"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_detskogo_slovarya.docx | 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чечек» комбинированного вида
с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва
Консультация для педагогов:
«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО СЛОВАРЯ»
Учитель русского языка Хомушку И.Б
2019 – 2020 учебный год.
Одной из важнейших составлявших работы по развитию речи является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности.
Однако, организуя детскую деятельность и осуществляя ознакомление с окружающим, педагоги не всегда используют в полной мере все имеющиеся здесь возможности для обогащения словаря детей словами, обозначающими материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, и выражающими эмоционально - ценностное отношение к действительности. Задачи словарной работы, как бы являются второстепенными для педагога (в лучшем случае словарь детей обогащается словами-существительными), идет простое обговаривание увиденного. Педагоги не осознают, что речевой материал усваивается не путем простого воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо чаще включать в систему работы методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря (рассматривание и обследование предметов, наблюдения, осмотры, целевые прогулки и экскурсии) и методы опосредованного ознакомления с окружающим (рассматривание картин, чтение книг, рассматривание игрушек, дидактические игры и упражнения, загадывание загадок). При этом необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развитию умения сравнивать, противопоставлять, обобщать.
Большой удельный вес приобретает решение проблемных речевых задач. Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: "Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по другому?".
Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в
Развитые детского словари количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи.
В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. Для решения этой задачи нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Подбор антонимов: предложить детям закончить предложение, начатое педагогом: дождик вымочит, а солнышко... (высушит); один теряет, а другой... (находит); если что-нибудь забудешь, то потом может быть, и ... (вспомнишь).
Подбор синонимов к отдельным словам и словам в сочетаниях. Детям дается задание найти синонимы к глаголам: отыскать - найти, зябнуть - мерзнуть, шалить - баловаться и т.д.
Более сложное задание - закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка... (неразговорчивая); вчера день был теплый, а сегодня ... (жаркий).
Усложнить задание можно за счет подбора синонимов к прилагательным в словосочетаниях: искусный мастер (хороший, умелый); отважный солдат (храбрый, смелый); верный друг (преданный).
Подбор синонимов к многозначным словам (прилагательным и глаголам) и словам с переносным значением. Например: мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит; горячая вода, горячий привет, горячее время; жаркий день, жаркий спор (объяснить их значение, составить с ними предложение).
Эти речевые упражнения хорошо сочетать с заданиями по подбору к многозначным глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползет, летит, растет, плывет; кто и что может быть горячим, жарким, тяжелым, легким, крепким и т.д. Надо отметить, что эти задания вызывают у старших дошкольников особый интерес.
Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.
Литература:
1. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи дошкольников. Методические рекомендации. Ростов н/Д: Изд. РГПУ, 1995.
2. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа со словом в процессе развития речи старших дошкольников /Дошкольное воспитание.-1994-9. с. 11-14.
3. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым /Под ред. М.И. Лисиной-М„ 1985.
4. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение. 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Развиваем детский словарь"
В консультация для родителей "Развиваем детский словарь" представлена информация о том, как правильно развивать словарь детей....
Консультация для родителей. Развиваем детский словарь.
Даны краткие рекомендации по развитию детского словаря....
"РАЗВИВАЕМ ДЕТСКИЙ СЛОВАРЬ!"
Консультация для родителей. Как организовать речевые игры и упражнения для развития детского словаря?...
Консультация "РАЗВИВАЕМ ДЕТСКИЙ СЛОВАРЬ!"
Консультация для родителей....
развиваем детски словарь
развиваем детски словарь...
8 беседа. Развиваем детский словарь.
Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство. Ребенок рассказывает о каких-то волнующих его событиях, захлебывается...
Доклад на педсовете «Совершенствование словаря дошкольников на основе пословиц и крылатых выражений».
Из опыта работы "«Совершенствование словаря дошкольников на основе пословиц и крылатых ...