Значение речи в развитии ребенка до 3-х лет
статья по развитию речи (младшая группа)

Пузырей Гульзиряк Фанисовна

Для успешного формирования речи у ребёнка требуется соблюдение следующих условий:

·         нормально функционирующие органы слуха и речи

·         языковая среда

·         желание говорить (поддерживаемое общей атмосферой доверия, участия, интереса к ребёнку и тому, что он говорит)

При соблюдении этих условий...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_rechi_v_razvitii_rebenka_do_3-h_let.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Значение речи

в развитии ребенка до 3-х лет

Для успешного формирования речи у ребёнка требуется соблюдение следующих условий:

  • нормально функционирующие органы слуха и речи
  • языковая среда
  • желание говорить (поддерживаемое общей атмосферой доверия, участия, интереса к ребёнку и тому, что он говорит)

При соблюдении этих условий развитие речи ребёнка происходит легко и непринуждённо. Ведь самой природой в ребёнка заложена программа на освоение речи, но кроме того, ребёнок до 6 лет обладает природными дарами, которые делают усвоение речи непринуждённым и лёгким. Дары эти в Монтессори-педагогике известны под названием впитывающий разум и сензитивный период развития языка.

Сензитивный период для развития речи создаёт для ребёнка особую притягательность и восприимчивость к окружающей его речи: ребёнок с младенчества вслушивается в звуки речи, старается их повторять, а потом с жаждой стремится познать названия всего, что окружает его и выражать свои желания с помощью слов.

Впитывающий ум, в свою очередь, делает процесс усвоения речи непринуждённым и лёгким. Ребёнок просто впитывает всё то, что слышит вокруг себя, сначала в пассивный словарный запас, а потом и в активный, нередко удивляя взрослых новыми словами, которым его никто не учил.

Понимая природу и возможности впитывающего ума ребёнка и сензитивного периода развития языка, а также необходимые условия для успешного развития речи, Монтессори-педагог создаёт богатую языковую среду и всеми силами подпитывает желание ребёнка говорить.

Монтессори-среда для детей до 3 лет обустроена таким образом, чтобы всё в ней естественным образом способствовало развитию речи ребёнка. Работа над развитием речи не ограничивается несколькими материалами в зоне языка, а красной нитью проходит сквозь всё, что происходит в тщательно организованной среде.

Условия, которые необходимо создать в Монтессори-группе для развития речи детей до 3-х лет (тодлер-группе):

  • Разнообразная, чёткая, неспешная речь взрослого

Монтессори-педагог осознанно замедляет свою речь, чётко проговаривает слова, использует полные предложения. Он не стремится упрощать свою речь до уровня ребёнка, а, наоборот, использует разнообразные грамматические конструкции, точные названия предметов и действий, позволяя ребёнку слышать и впитывать грамотную, богатую речь. В Монтессори-педагогике огромное значение придаётся созданию богатой языковой среды с самого раннего детства.

В своём общении с детьми и другими взрослыми в среде, педагог также моделирует нормы речевого этикета, осознавая, что ребёнок в этом возрасте, как губка, впитывает модели поведения и речи из окружающей его среды.

  • Использование точных названий предметов и действий

В Монтессори-среде для тодлеров (детей в возрасте 14 мес. – 3 лет) педагог использует точные названия предметов и действий как во время демонстрации нового вида деятельности, так и в любом взаимодействии с ребёнком.

При демонстрации нового вида деятельности в зоне практической жизни, педагог называет каждый предмет и действия, используемые для выполнения деятельности. Например, в упражнении мытья посуды, ребёнок слышит следующие названия предметов и действий: тазик, кувшин, корзинка для посуды, средство для мытья посуды, губка, полотенце, сушилка для посуды, набрать воду, открыть и закрыть кран, нести кувшин, налить воду, добавить, перемешать, принести посуду, намочить, намылить, сполоснуть, вылить, протереть, повесить сушить.

Впитывающий ум ребёнка неосознанно и без усилий усваивает все эти слова, и даже если он ещё не говорит, эти слова обязательно откладываются в его сознании и со временем перейдут в его активный словарь.

  • Активное слушание ребёнка

Монтессори-педагог опускается на уровень глаз ребёнка, смотрит ему в глаза, даёт возможность ребёнку высказаться, внимательно слушает его, не перебивая и не исправляя его речь. Педагог может использовать технику “эхо”, то есть повторить мысль ребёнка, задать вопрос, выразить понимание.

Активное слушание поддерживает желание ребёнка общаться, даёт ему ощущение, что его мысли, чувства и переживания стоят того, чтобы их высказать, что они интересны другому человеку. А это является важным условием для развития устной речи, ведь для того, чтобы говорить, нужно хотеть говорить.

  • Беседы взрослого с ребёнком

В хорошо функционирующей Монтессори-среде царит доброжелательная и открытая атмосфера, где педагог и дети свободно общаются в течении дня. С небольшой беседы начинается каждый день. Педагог лично встречает каждого ребёнка, смотрит в глаза, здоровается, интересуется как ребёнок себя чувствует и слушает то, чем жаждет поделиться ребёнок.

Педагог может сам инициировать коротенькую беседу, задав ребёнку какой-то вопрос, озвучив своё наблюдение или поддержать беседу, начатую самим ребёнком. Такие небольшие спонтанные беседы пронизывают весь день и могут касаться разных аспектов жизни ребёнка. Предметом беседы может стать картина на стене, новая статуэтка на полочке, погода на улице, еда, прошедшие выходные и прочее. Беседы очень непринуждённые, спонтанные и доброжелательные.

  • Свободное общение детей

В истинной Монтессори-среде царит атмосфера свободы общения, где дети разговаривают не только с педагогом, но и между собой. Педагог не одёргивает детей, а наоборот, поощряет их тягу к общению и выражению себя в устной речи.

Если Вы наблюдаете обратное, когда педагог просит детей «работать молча», не отзывается на позыв ребёнка поговорить со взрослым или другим ребёнком, это должно насторожить Вас и поставить под вопрос, насколько полно и глубинно в данной среде реализуются принципы Монтессори-педагогики.

  • Непосредственный опыт взаимодействия с окружающей средой

Тщательно подготовленнная Монтессори-среда обеспечивает разнообразное предметное окружение (картины, деревянные статуэтки, комнатные растения, предметы быта в упражнениях практической жизни, реальные предметы и уменьшенные модели в зоне языка) и свободу ребёнка взаимодействовать с этим предметным окружением.

Благодаря этому ребёнок в Монтессори-среде получает обширный опыт взаимодействия с предметами. Он моет посуду, стирает, готовит еду, садит семена растений и в этой предметной деятельности непосредственно знакомится с предметами, входящими в состав деятельности, а также их свойствами.

Какая связь между предметной деятельностью/непосредственным опытом ребёнка и развитием речи?

Дело в том, что опыт взаимодействия ребёнка с предметами и явлениями окружающей среды обеспечивает фундамент, на котором строится устная речь, а именно формирование словарного запаса.

Усвоение словарного запаса языка у ребёнка происходит на основе впечатлений и представлений, накопленных в предметной деятельности.

Без этого личного опыта услышанные слова представлялись бы маленькому ребёнку бессмысленной комбинацией звуков.

Например, возьмём слово «компост». Ребёнок приносит тарелку с недоеденной едой к ведёрку для компоста. Он видит остатки еды в ведре, выкладывает остатки своей еды после обеда, он вместе с педагогом выносит содержимое ведёрка в компостную яму. Он наблюдает как меняется вид содержимого в яме со временем, и, возможно, получает возможность использовать получившуюся смесь для удобрения растений в саду при образовательном центре. Таким образом, в его голове формируется определённое представление о компосте.

Затем это мысленное представление связывается с определённой комбинацией звуков (при условии, что взрослый использует это слово в речи, обращённой к ребёнку во время его взаимодействия с компостом). Постепенно эта связь между предметом и явлением компост и словом «компост» закрепляется, и ребёнок, услышав слово «компост» уже знает, о чём речь.

Теперь представим, что ребёнок никогда не имел дела с компостом. Сколько бы раз он ни слышал слово «компост» в речи взрослых, для него это слово — просто комбинация звуков, за которой для него ничего не стоит. Он может легко научиться произносить это слово и повторять его за взрослым, но не иметь представления, что это слово значит.

Такова особенность развития маленького ребёнка — он движется от конкретного предмета, от непосредственного опыта взаимодействия с миром к усвоению языка. Монтессори-среда учитывает природу ребёнка и особенности его развития и предоставляет ребёнку богатый опыт взаимодействия с окружающими его предметами и явлениями.

  • Упражнения для расширения словарного запаса

Помимо естественного и непринужденного усвоения ребёнком новых слов из речи взрослых, в Монтессори-среде уделяется внимание целенаправленной работе по расширению словарного запаса с помощью дидактического материала. Для этого в Монтессори-среде для детей до 3 лет (как и в среде от 3 до 6 лет) существует зона развития языка. В Монтессори-среде для тодлеров (детей от 12-14 мес. и до 3 лет) для расширения словарного запаса в зоне языка представлены следующие материалы:

— реалистичные предметы и уменьшенные модели

— карточки с изображениями

В качестве основного языкового материала для детей младшего возраста, особенно самых маленьких, используются предметы, знакомые ребёнку из его ежедневной жизни: фрукты, овощи, орехи, предметы одежды, посуда и кухонные принадлежности, предметы для ухода за собой и тому подобное.

Далее, для тех вещей и предметов, которые невозможно принести в образовательную среду, используются уменьшенные модели. С помощью уменьшенных моделей ребёнок знакомится с названиями животных, насекомых, птиц, видов транспорта и тому подобное, в зависимости от оснащённости конкретного образовательного центра.

Реальные предметы и уменьшенные модели удовлетворяют потребность ребёнка сенсорно исследовать мир, манипулировать предметами, познавать мир активно, с помощью рук и органов чувств.

Для работы с реалистичными предметами, моделями и карточками используется методика трёх-ступенчатого урока, привнесённая из Монтессори-среды 3-6, но модифицированная для раннего возраста.

На первой ступени педагог берёт один предмет, рассматривает, называет его и передаёт ребёнку. Пока ребёнок исследует предмет, педагог повторяет название предмета ещё несколько раз. Эти действия повторяются с другими предметами в корзинке.

На второй ступени педагог предлагает выполнять названные действия с предметами («положи слона сюда», «дай мне лошадь», «прикоснись к жирафу» и прочее), тем самым закрепляя в памяти ребёнка связь предметов с их названиями, а также позволяя ребёнку несколько раз услышать чёткое произношение слова. Такая работа проходит с энтузиазмом, в игривой форме и доставляет массу удовольствия детям.

В зависимости от возраста и развития речи, ребёнок может повторять слова за педагогом, а может и не повторять. При этом педагог не призывает ребёнка к повторению за собой, а просто сам многократно повторяет слово, доверяя, что впитывающий ум ребёнка усваивает новые слова в пассивный словарь, даже если первоначально они идут в его пассивный словарь. Педагог понимает, что однажды ребёнок самостоятельно станет использовать эти слова в своей речи.

Работа с карточками проводится аналогичным образом и позволяет расширять словарный запас за рамки ежедневных предметов и уменьшенных моделей. То, что мы не можем принести в среду в виде реальных объектов или моделей, мы привносим через карточки с реалистичными изображениями.

  • Стихи, рифмовки, песни

Детям с самого рождения присуща любовь к ритму и рифме, поэтому они с удовольствием слушают взрослых, декларирующих небольшие стихотворения и напевающих песенки.

Сначала дети просто слушают взрослого, постепенно начинают повторять движения, сопровождающие стихи и песни. Кто-то начинает напевать мелодию песни или ритм стишка ещё до того, как они сами могут говорить. По мере развития речи, дети могут произносить последнее слово в строчке, а позднее уже напевать слова песни или проговаривать стихотворение вместе с педагогом.

Поэзия и песни открывают ребёнку совсем другой язык, наполненный красочными эпитетами и метафорами, грамматическими конструкциями, интонациями, ритмами, редко используемые в ежедневной речи, но демонстрирующие богатство языка.

Через песни и стихотворения ребёнок впитывает и новые слова. Например, в песенке про части тела, ребёнок слышит и запоминает названия частей тела, в стихотворении о цветах — названия цветов.

Кроме того, многие стихотворения и песенки для этого возраста сопровождаются движениями, а движения (особенно мелкая моторика) в свою очередь косвенно способствуют развитию речи.

  • Чтение книг

Чтение книг является неотъемлемой частью Монтессори-среды. Чтение книг ребёнку обогащает его речь, расширяет его словарный запас, знакомит с окружающим миром, развивает воображение и прививает любовь к чтению.

В свободном доступе для детей всегда представлены несколько реалистичных книг, которые они могут рассматривать самостоятельно, и которые педагог читает как небольшой группе детей, так и индивидуальному ребёнку.

Книги регулярно меняются, поддерживая интерес детей, расширяя их кругозор и приобщая детей к разнообразию стилей, авторов, иллюстраций.

Таким образом, в успешно функционирующей аутентичной Монтессори-среде создаётся богатая языковая среда и подпитывается желание ребёнка говорить. Богатая языковая среда создаётся разнообразной речью педагога, ясным неспешным произношением слов, точными названиями окружающих предметов, упражнениями для расширения словарного запаса, поэзией и песнями. Желание говорить поддерживается внимательным и уважительным отношением к ребёнку, к его попыткам выразить себя, беседами педагога с ребёнком, свободой общения с другими детьми и педагогом.

В этих благоприятных условиях специально-подготовленной Монтессори-среды ребёнок получает возможность реализовывать данный ему от природы потенциал и легко и непринуждённо формировать крепкий фундамент для всего дальнейшего освоения языком, как устным, так и письменным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Связная речь и ее значение для общего развития ребенка"

В данной консультации раскрывается значение связной речи для ребенка дошкольного возраста  по  периодам, 2-3 года, 3-4года, 5-6 лет, 6-7 лет....

ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Консультация для родителей "ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"...

ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА...

Значение речи в развитии ребенка

Сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстник...

ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Консультация для родителей...

ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ЗНАЧЕНИЕ РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА...

Значение речи в развитии ребенка

Сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстник...