Паспорт проекта для детей младшего дошкольного возраста «Я познаю мир».
проект по развитию речи (младшая группа)
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - Лев Семенович Выготский
Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт проекта для детей младшего дошкольного возраста «Я познаю мир». | 461 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Озерского городского округа
«Детский сад компенсирующего вида №53 «Сказка»
Паспорт проекта
для детей младшего дошкольного возраста
«Я познаю мир».
Организовали и провели:
учитель-логопед: Козменко А. В.
воспитатели: Гуро Н.А.,
Зайнуллина Э.Н.
г. Озерск
- Название проекта: «Я познаю мир».
- Актуальность темы:
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - Лев Семенович Выготский
Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой (ориентировочно-исследовательской) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
- Цель
создание условий для экспериментальной деятельности детей; развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи
- Дети:
- Формировать представления детей об окружающем мире.
- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- Развивать мышление, речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.
- Педагоги
- продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, используя модели.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое, побуждая к речевому высказыванию
- Родители:
- повышать степень участия родителей в формировании исследовательского навыка детей,
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение.
- Ожидаемый результат
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с
- объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
- Вид проекта
Исследовательский, познавательный, информационный
- Состав участников:
воспитанники 2-й младшей логопедической группы «Искорка», родители воспитанников, педагоги группы.
- Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта – аудио- и видео – записи, интернет-ресурсы, разнообразные тексты, различные иллюстрации.
- Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный
- подбор литературы;
- подбор материала для экспериментирования;
- подбор дидактических игр по экологии;
- оформление уголка «Мини лаборатория» в группе;
- Разработка комплексно - тематического плана работы
2 этап: Основной
1. Цикл познавательных занятий.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей.
3 этап: Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской
деятельности детей.
- Формы работы:
1. Беседы с применением наглядных пособий
2. Практическая деятельность
3. Опытно-исследовательская работа
4. Мини-занятия
5. Развлечения
6. Взаимодействие с родителями
- Основные методы работы:
- Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение,
словесный инструктаж.
- Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и
природы, показ опытов.
- Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
- Методические условия:
Основным методом является проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты используются для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
- Материалы и оборудование:
1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, лоскутки ткани, и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, спилы дерева и т.д.), бросовые: (пробки, палочки, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, и т.д.
- Перспективное планирование при реализации проекта
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
октябрь | Тема: «Есть ли у воды вкус?» Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 5 | Тема: «Какого цвета вода?» Цель: познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью). | Тема: «Какие предметы держатся на воде?» Цель: обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут. | Тема: «Как вода гулять отправилась» Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой |
ноябрь | Тема: «Музыка или шум?» Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 11 | Тема: «Что звучит?» Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 11 | Тема: «Легкий - тяжелый» Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые) О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 10 | Тема: «Горячо – холодно» Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12 |
декабрь | Тема «Изготовление цветных льдинок» Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 5 | Тема: «Вот беда – был снег, стала вода» Цель: продолжать изучать свойства снега – он тает, превращается в воду. М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 30 | Тема: «Мы сосульку не сосали» Цель: дать представления о качественной характеристике льда (сосулька прозрачная, длинная, холодная, в теплом месте превращается в воду) М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 32 | Тема: «Бумага, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность). и свойства (мнется, рвется, режется, горит.) О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 16 |
- Итоги реализации проекта
Дошкольники могут:
- устанавливать простейшие связи при наблюдении конкретными фактами, явлениями природы;
- проявляют любознательность, самостоятельность;
- понимают цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями;
- овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;
- знают некоторые свойства воды, снега, бумаги и т.д;
- понимают вопросы проблемного характера и проявляют самостоятельность в поиске ответа на них;
- стали развиваться познавательные и речевые умения.
В группе пополнилась обучающая среда дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.
- Эффективность – ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
- Работа в рамках проекта позволила раздвинуть познавательные горизонты каждого ребенка, создать для него более широкие поисковые контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.
- Проблему дети решали путём совместной деятельности с педагогами, путём наблюдения, обсуждения, элементарного анализа действительности.
Список использованных источников:
- Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
- Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детствопресс 2010.
- Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Я познаю мир"
Целью проекта стало создание оптимальных условий обучения, направленного на повышение сенсорного уровня развития детей 2 младшей группы....
Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»
Проект направленПроект,главная цель которого состоит на том,как дать детям знания о человеческом организме. Сформировать потребность в Здоровом Образ Жизни, первые понятия о своем теле. ...
Паспорт проекта для детей младшего дошкольного возраста с (3 - 4 лет) «Жили – были пальчики»
Проект групповой, практико-ориентированный, долгосрочный. Данный прект направлен на реализацию системных занятий в различных видах деятельности, в процессе которой у детей развиваются: внимание, памят...
Паспорт проекта для детей младшего дошкольного возраста (с 2 - 3 лет) «Мойдодыр»
Проект групповой, практико-ориентированный, долгосрочный. Данный проект направлен на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском с...
Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «сам себя я познаю»
Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста«сам себя я познаю»...
Паспорт проекта для детей младшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией - водитель»
С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не ...
Паспорт проекта для детей младшего дошкольного возраста «Мой дом – моя семья».
Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировани...