Паспорт проекта для детей младшего дошкольного возраста «Я познаю мир».
проект по развитию речи (младшая группа)

Козменко Анна Викторовна

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - Лев Семенович Выготский

Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Озерского городского округа

«Детский сад компенсирующего вида №53 «Сказка»

Паспорт проекта

для детей младшего дошкольного возраста

«Я познаю мир».

Организовали и провели:

учитель-логопед: Козменко А. В.

воспитатели: Гуро Н.А.,

Зайнуллина Э.Н.

 

г. Озерск

  1. Название проекта: «Я познаю мир».
  2. Актуальность темы:

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - Лев Семенович Выготский

Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

 Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой (ориентировочно-исследовательской) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

  1. Цель

создание условий для экспериментальной деятельности детей; развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи

  • Дети:
  • Формировать представления детей об окружающем мире.
  • Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
  • Развивать мышление, речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.
  • Педагоги
  • продолжать развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, используя модели.
  •  развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
  • учить объяснять наблюдаемое, побуждая к речевому высказыванию
  • Родители:
  • повышать степень участия родителей в формировании исследовательского навыка детей,
  • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение.
  1. Ожидаемый результат
  • расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
  • развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
  • дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с
  • объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
  1. Вид проекта

 Исследовательский, познавательный, информационный

  1. Состав участников:

воспитанники 2-й младшей логопедической группы «Искорка», родители воспитанников, педагоги группы.

  1. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта – аудио- и видео – записи, интернет-ресурсы, разнообразные тексты, различные иллюстрации.
  2. Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный

- подбор литературы;

- подбор материала для экспериментирования;

- подбор дидактических игр по экологии;

- оформление уголка «Мини лаборатория» в группе;

- Разработка комплексно - тематического плана работы

2 этап: Основной

1. Цикл познавательных занятий.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской

деятельности детей.

  1. Формы работы:

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Практическая деятельность

3. Опытно-исследовательская работа

4. Мини-занятия

5. Развлечения

6. Взаимодействие с родителями

  1. Основные методы работы:
  • Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение,

словесный инструктаж.

  • Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и

природы, показ опытов.

  • Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
  1. Методические условия:

Основным методом является проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты используются для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

  1. Материалы и оборудование:

1. Лупы, зеркала, весы, веревки, пипетки, линейки, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, лоскутки ткани, и т.п.

2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.

3. Материалы: природные (желуди, шишки, спилы дерева и т.д.), бросовые: (пробки, палочки, трубочки и т.д.)

4. Неструктурированные материалы: песок, вода, и т.д.

  1. Перспективное планирование при реализации проекта

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

октябрь

Тема: «Есть ли у воды вкус?» Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 5

Тема: «Какого цвета вода?» Цель: познакомить детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

Тема: «Какие предметы держатся на воде?» Цель: обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут.

Тема: «Как вода гулять отправилась» Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой

ноябрь

Тема: «Музыка или шум?» Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 11

Тема: «Что звучит?» Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 11

Тема: «Легкий - тяжелый» Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые) О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 10

Тема: «Горячо – холодно» Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12

декабрь

Тема «Изготовление цветных льдинок» Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска. О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 5

Тема: «Вот беда – был снег, стала вода» Цель: продолжать изучать свойства снега – он тает, превращается в воду. М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 30

Тема: «Мы сосульку не сосали» Цель: дать представления о качественной характеристике льда (сосулька прозрачная, длинная, холодная, в теплом месте превращается в воду) М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 32

Тема: «Бумага, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность). и свойства (мнется, рвется, режется, горит.) О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 16

  1. Итоги реализации проекта

Дошкольники могут:

  • устанавливать простейшие связи при наблюдении конкретными фактами, явлениями природы;
  • проявляют любознательность, самостоятельность;
  • понимают цель наблюдения, пользуются сенсорными и обследовательскими действиями;
  • овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов;
  • знают некоторые свойства воды, снега, бумаги и т.д;
  • понимают вопросы проблемного характера и проявляют самостоятельность в поиске ответа на них;
  • стали развиваться познавательные и речевые умения.

В группе пополнилась обучающая среда дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.

  1. Эффективность – ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
  • Работа в рамках проекта позволила раздвинуть познавательные горизонты каждого ребенка, создать для него более широкие поисковые контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.
  • Проблему дети решали путём совместной деятельности с педагогами, путём наблюдения, обсуждения, элементарного анализа действительности.

Список использованных источников:

  1. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
  2. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детствопресс 2010.
  3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).
  4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста "Я познаю мир"

Целью проекта стало  создание оптимальных условий обучения, направленного на повышение сенсорного уровня развития детей 2 младшей группы....

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Познай себя»

Проект направленПроект,главная цель которого состоит на том,как дать детям знания о человеческом организме. Сформировать потребность в Здоровом Образ Жизни,  первые понятия о своем теле. ...

Паспорт проекта для детей младшего дошкольного возраста с (3 - 4 лет) «Жили – были пальчики»

Проект групповой, практико-ориентированный, долгосрочный. Данный прект направлен на реализацию системных занятий в различных видах деятельности, в процессе которой у детей развиваются: внимание, памят...

Паспорт проекта для детей младшего дошкольного возраста (с 2 - 3 лет) «Мойдодыр»

Проект групповой, практико-ориентированный, долгосрочный. Данный проект направлен на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в повседневной жизни в детском с...

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «сам себя я познаю»

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста«сам себя я познаю»...

Паспорт проекта для детей младшего дошкольного возраста «Знакомство с профессией - водитель»

С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед дошкольниками не ...

Паспорт проекта для детей младшего дошкольного возраста «Мой дом – моя семья».

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировани...