Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Работа по картине "На рыбалке"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Танцура Римма Николаевна

Конспект занятия по развитию речи. Работа по картине "На рыбалке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Конспект занятия в средней группе

по теме: Составление рассказа по картине «На рыбалке»

(с использованием ОТСМ ТРИЗ) (средняя группа)

Составила: Танцура Римма Николаевна

Цель: Формировать умение составлять связный рассказ по картине.

Задачи:

Обучающие: Учить детей выделять конкретные объекты на картине, понимать их схематичное изображение;

Учить устанавливать связи (эмоциональные действенные, классификационные);

 Сравнивать объекты по цвету, форме, размеру, материалу;

 Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости картины

Развивающие: Развитие связной речи;

Внимание, наблюдательность;

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к предметам;

Умение слушать, не перебивая других детей.

Материал к занятию: Картина «На рыбалке»; подзорные трубы, сделанные из цветного картона по количеству детей.

Ход занятия

Педагог: –  «Ребята у нас сегодня в гостях картина. Хотите я вас с ней познакомлю?»

Ответ детей.

Педагог открывает картину.  – «Посмотрите, какая замечательная картина, а вместе с картиной к нам пришел волшебник «Деления» и он хочет с вами сыграть в игру «Кто больше назовет?». Вот посмотрите, какие волшебные подзорные трубы он с собой принес. Нужно в них посмотреть на картину и назвать по объекту».

Педагог раздает детям подзорные трубы. – «Давайте посмотрим на картину и перечислим объекты, которые на ней находятся. Вы называйте, а я нарисую схему».

Дети называют объекты, воспитатель зарисовывает схему.

Педагог: – «Молодцы, вы много назвали объектов, а теперь запомните правило: «Смотрю на картину и называю объект».

Педагог: – «Скажите, пожалуйста, как можно назвать эту картину?»

Дети высказывают варианты названия картины, педагог сообщает, как она называется.

Педагог: – «Ребята мы с вами назвали все объекты, но мы не знаем, как зовут мальчика, давайте дадим ему имя. Как его будут звать?»

Предложения детей.

Педагог выслушивает предложения детей и выбирает то имя, которое больше детей назвало.

Педагог:  – «Теперь мы с вами знаем, как зовут мальчика. Но я думаю, что на картине есть еще объект, которому можно дать имя».

Ответы детей.

Педагог:  – «Конечно это пес.  Как мы с вами его назовем?»

Ребята предлагают варианты клички, и мы ему даем кличку.

Педагог: – «Ребята, а волшебник Деления не один пришел, еще с ним пришел волшебник «Объединяй» и он тоже хочет с вами поиграть в игру. Игра называется «Сыщики». Все объекты между собой связаны. Мы с вами сейчас будем находить связь между объектами. Например: Дедушка связан с землей потому, что он на ней сидит. Теперь давайте попробуйте вы!»

Взаимосвязи: Пес с травой потому, что он на ней лежит. Мальчик с удочкой потому, что он ее держит в руках и ловит ею рыбу. Мальчик с землей потому, что он на ней сидит. Дедушка с речкой потому, что его ноги опущены в воду. Дедушка с удочкой потому, что он держит ее в руке и ловит ею рыбу. Трава с землей потому, что она на ней растет. Мальчик с речкой потому, что его ноги опущены в нее. Солнце и земля потому, что солнышко пригревает своим теплом землю. Деревья с землей потому, что деревья корнями растут в земле.

Дети называют связи объектов, педагог на схеме соединяет стрелочкой.

Педагог: – « Давайте внимательно  посмотрим на картину  и проверим, все ли объекты мы соединили. Молодцы, ребята вы  объединили  все объекты, составили множество предложений, объясняя их взаимосвязь».

Физминутка   «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились,               (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись.                            (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре,                                   (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились.                       (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс.                             (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль.                       (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин.          (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой                               (Шагаем на месте.)
Но не отправимся домой.

Педагог: – « Ребята, сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру  «Подбери такое же по …». Вам нужно назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира. Например: Камень такой же серый как волк».

Теперь похожее задание только нужно сравнить объект по форме. Например: камень по форме овальный как дыня.

В следующем задании нужно объект сравнить по материалу. Например: Камень по материалу как скала.

Ребята называют объекты и их цвет, и сравнивают с объектами окружающего мира.

Педагог:  – «Так можно составить самим загадку, послушайте».

Серый, но не волк,

овальный, но не дыня,

крепкий, но не скала.

Рефлексия:

Педагог: Ребята кто сегодня побывал у нас в гостях?

Как называется картина?

В какие игры мы с вами играли?

Что вам больше всего понравилось?

Конспект 2 занятия по теме: Составление рассказа по картине «На рыбалке»

(с использованием ОТСМ ТРИЗ) (средняя группа)

Цель: Формировать умение составлять связный рассказ по картине.

Задачи:

Обучающие: Учить детей выделять конкретные объекты на картине, понимать их схематичное изображение;

Учить устанавливать связи (эмоциональные действенные, классификационные);

 Сравнивать объекты по цвету, форме, размеру, материалу;

 Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости картины

Развивающие: Развитие связной речи;

Внимание, наблюдательность;

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к предметам;

Умение слушать, не перебивая других детей.

Материал к занятию: Картина «На рыбалке»

Ход занятия

Педагог: – «Ребята сегодня у нас снова встреча с картиной. Кто помнит, как она называется?»

Ответы детей.

Педагог: – «Вы бы хотели еще  поиграть с картиной?»

Ответы детей.

Педагог: – « На прошлом занятии мы с вами учились находить объекты и их взаимосвязи друг с другом. Сейчас мы тоже с вами поиграем в игры. И у нас в гостях снова волшебники. Сегодня их много, это волшебники «Я слышу», «Я чувствую запах», «Я трогаю руками».

Пришел волшебник «Я слушаю …»

Закройте глаза на минуточку и представьте, что вы сейчас находитесь в картине. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с  вами?

 Что вы слышите? А теперь откройте глаза и скажите: Что вы слышали?»

Ответы детей.

Педагог: – «Пришел волшебник «Я чувствую запах»

Теперь снова закройте глаза и представьте, чем может пахнуть?

Вспомните, что изображено на картине. Откройте глаза и скажите: Какие запахи вы почувствовали?»

Ответы детей.

Педагог: – «Пришел волшебник «Я трогаю руками» вам  нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками  объектов на картине. Посмотрите на картину и представьте, как вы касаетесь чего-то.

Расскажите, что вы чувствуете?»

Ответы детей.

Физминутка  «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,         (Дети имитируют дуновение ветра)
Закачалось деревцо.            (Качают туловище то в одну, то в другую сторону)
Ветер тише, тише, тише.          (Дети приседают)
Деревцо всё выше, выше.         (Выпрямляются.)

Педагог: – «Ребята, а можете вы мне сказать какое время года в нашей картине?»

Ответы детей.

Педагог: – «Как вы это узнали?»

Ответы детей.

Педагог: – «А какая часть суток в картине?»

Ответы детей.

Педагог: – «Почему вы так думаете?»

Ответы детей.

Педагог: – «У нас еще одна игра «Машина времени». Нам нужно выбрать конкретный объект картины и описать его настоящее, то есть, что он сейчас делает».

Ответы детей.

Педагог: – «Теперь нужно перенестись в его прошлое и подумав рассказать, а что же он делал до этого?»

Ответы детей.

Педагог: – «А сейчас перенеситесь в будущее и скажите, что он будет делать потом?»

Ответы детей.

Педагог: – «Ребята в заключение скажите мне…»

Рефлексия:

- Ребята, что мы с вами делали? 

- Как мы это делали?

- Зачем мы это делали?

- В какие игры мы играли? ( «Я чувствую запах», «Я слышу», «Я трогаю руками», «Машина времени»)

- Какая игра вам понравилась больше всего?

- Что было труднее всего?

- Вам было интересно играть с картиной?

- Ребята, вы хорошо играли, мне понравилось с вами играть.

Конспект итогового занятия по теме: Составление рассказа по картине «На рыбалке»

(с использованием ОТСМ ТРИЗ) (средняя группа)

Цель: Формировать умение составлять связный рассказ по картине.

Задачи:

Обучающие: Учить детей составлять творческие рассказы, наделяя объекты человеческими чертами характера;

Закрепить занятия, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине;

Совместно с воспитателем составлять рассказ-фантазию. 

Развивающие: Развитие связной речи;

Внимание, наблюдательность;

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к предметам;

Умение слушать, не перебивая других детей.

Материал к занятию: Картина «На рыбалке»

Ход занятия

Педагог: – «Ребята сегодня у нас итоговая встреча с картиной и к нам в гости снова пришел волшебник. На этот раз это волшебник «Превращений». И этот волшебник будет вас превращать в разные объекты на картине, а вы должны будете об объекте рассказать, как о себе. Вот, послушайте например: «Я дерево, мне уже много лет, я покрыто зелеными листьями и у меня толстый ствол с длинными ветками. На моих ветвях птички вьют свои гнезда и по утрам поют песни. Я расту возле речки, и мне это очень нравится, потому что даже когда погода очень жаркая мне хорошо, ведь рядом вода»

Рассказы детей.

Педагог: – «Хорошо. Теперь давайте вспомним все, чему мы с вами научились, и попробуем составить рассказ не от одного объекта, а по всей картине. Мы с вами научились выделять все объекты на картине, находить связь этих объектов между собой. Также мы научились с помощью наших помощников чувствовать запахи, ощущать прикосновение, слышать звуки и, конечно же, видеть окружающее. Еще научились определять время и путешествовать во времени.  Кто хотел бы составить рассказ?»

Рассказы детей.

Рефлексия:

- Ребята, что мы с вами делали? (мы играли с картиной).

- Как мы это делали?

- Зачем мы это делали?

- В какие игры мы играли? (Машина времени, сыщики, подзорная труба, волшебники).

- Какая игра вам понравилась больше всего?

- Что было труднее всего?

- Вам было интересно играть с картиной?

Дети высказывают свое мнение. Слушают воспитателя. 

Педагог: – «Ребята, вы так хорошо играли, и мне так понравились ваши рассказы. Вы молодцы!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: Пересказ текста с наглядной опорой на серию картин «Попугай Петруша».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе:Пересказ текста с наглядной опорой на серию картин «Попугай Петруша». + анализ проведенного занятия...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Конспект занятия по развитию речи на тему «Рассказывание по картине»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по картине "Собака со щенятами"

Продолжать учить детей описывать по картине, составлять небольшие рассказы....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Рассматривание картины: "Что нам осень подарила?"

Конспект разработан для детей 4-5 лет. Данный материал поможет сформировать представление об осени....