проект Учим алфавит
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Литвякова Вера Владимировна

Проект по развитию речи

«Учим буквы»

с использованием мнемотехники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uchim_alfavit_gg.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития» детский сад № 156

Утверждено:

Заведующий МБДОУ № 156

___________Ю.Г.Алонзова

«____» ___________20___г.

Проект по развитию речи

«Учим буквы»

с использованием мнемотехники.

Подготовила:

 Воспитатель Литвякова Вера Владимировна

Владивосток

2017 г.

Введение.

Целью проекта является создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники. Проект построен с учётом возрастных особенностей детей. Основой проекта легло учебно-методическое пособие «Развиваем речь. Тренируем память: использование приемов мнемотехники», Розова Ю.Е., Коробченко Т.В., ред. Редкая птица, 2017г. Данное направление в группе развивается уже третий год.

Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что:

• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;

• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью;

• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).

Проект «Учим алфавит» предназначен воспитателям детского сада для работы с детьми подготовительной группы. Целью проекта является создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники. Проект построен с учётом возрастных особенностей детей. Для развития познавательно-речевых способностей задействованы разнообразные виды деятельности.

Вид проекта: информационно - творческий.

По срокам проведения: долгосрочный – 9 месяцев

По составу: групповой

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Объект исследования: познавательно-речевое развитие детей 5-7 лет

Цель проекта:

Выработать у детей приемы умственного труда, обучить их методам и приемам рациональной обработки получаемой информации.

Задачи проекта: 

  • Способствовать развитию и оптимизации основных мыслительных процессов: памяти, внимания, мышления и воображения
  • Создавать условия для развития общих способностей на основе овладения приемами и методами запоминания и обработки информации
  • Способствовать развитию творческого и нетрадиционного видения мира

Предполагаемый результат:

  • Ребенок применяет приемы рацио-, мнемотехники
  • Ребенок систематизирует, увязывает любую информацию, умеет устанавливать связи. Образовывает зацепы
  • Умеет выделять главное, анализировать, выделяет опорные точки, осознает логику построение материала, ищет закономерности

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап. – 1 неделя сентября 2017 г.

1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).

3. Подбор наглядно-дидактического материала.

4. Организация развивающей среды в группе.

5. Создание условий для продуктивной деятельности.

Основной этап – 12.09.2017 – 15.05.2018гг.

План мероприятий.

Дата

Содержание

01.09 – 08.09.2017г  

Буква А

Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения Т.Яценко «Улитка»

11.09 – 15.09.2017г

Буква О

Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения Н.Тарасова «Мышь»

25.09 – 29.09. 2017г

Буква У

Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения Н.Нищевой «Ветер по лесу гулял»

02.10 – 06.10. 2017г

Буква Ы

 Составление описательного рассказа «Осень»

09.10 - 13.10. 2017г

Буква Э

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения «Лисонька», народная песенка

16.10 - 20.10. 2017г

Повторение и закрепление ранее пройдённого

23.10 – 27.10. 2017г

Буква Л

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения М.Такмаковой «Осень»

30.10 – 02.11.2017г

Буква М

Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения Б.Берестова «Веселое лето»

08.11 – 17.11. 2017г

Буква Н

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения «Волк»

20.11 – 24.11. 2017г

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения В.Берестова «Бычок»

27.11 – 01.12. 2017г

Буква Р

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения В.Степановой «Невидимка»

04.12 – 08.12. 2017г

Повторение и закрепление ранее пройденного.

Волшебное превращение букв – рисование, пластинография

11.12 – 15.12. 2017г

Буква Я

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения Е.Железновой «Дом»

18.12 – 22.12. 2017г

Буква Ю

Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения В.Степаной «Повар»

25.12 – 29.12. 2017г

Буква Е

Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения О.Высотской «Грибок»

15.01 – 19.01.2018г

Буква Ё

 Составление описательного рассказа «Зима»

22.01 – 26.01. 2018г

Буква И

Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения С.Маршака «Январь

29.01 – 02.02. 2018г

Повторение и закрепление ранее пройденного

Волшебное превращение букв – рисование, пластинография

05.02 – 09.02. 2018г

Буквы К, Г

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения И.Токмаковой «Береза»

12.02 – 16.02. 2018г  

Буквы Д, Т

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения И.Токмаковой «Дуб»

19.02 – 22.02. 2018г

Буквы В, Ф

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения Н.Орлова «Лягушечье счастье»

26.02 – 02.03. 2018г

Буквы С, З

Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения С.Маршака «Два кота»

05.03 – 16.03. 2018г  

Буквы Б, П

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения В.Сустлова «Паук»

19.03 – 23.03. 2018г

Буква Х

Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения Р.Сеф «Вробьи»

26.03 – 30.03. 2018г

Буквы Ж, Ш

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения Д.Хармса «Удивительная кошка»

02.04 – 06.04. 2018г

Буквы Ч, Щ

Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения Р.Сеф «На свете все»

09.04 – 13.04. 2018г  

Буква Ц

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения Г.Остера «Никогда не мойте руки»

16.04 – 20.04. 2018г

Буква Й

Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения Э.Машковской «Обида»

23.04 – 27.04. 2018г

Буква Ь

 Разбор, заучивание и рассказывание стихотворения О.Высотской «Одуванчик»

30.04 – 11.05. 2018г

Буква Ь

Составление описательного рассказа «Весна»

14.05 – 18.05. 2018г

Повторение ранее пройденного материала.

Волшебное превращение букв – рисование, пластинография

21.05 – 25.05. 2018г

Волшебное превращение букв – рисование, пластинография

Изготовление иллюстрация к альбому-книге «Алфавит»

Заключительный этап – последняя неделя мая 2017г.

1.Анализ результатов проекта , выводы и дополнения к проекту.

2.Создание альбома-книги «Алфавит»

Литература.

1. Розова Ю.Е. развиваем речь. Тренируем память: использование приемов мнемотехники в работе логопеда.- М.:Редкая птица, 2017 г.

2.Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С., Васильевой М. А..Программа «От рождения до школы»— М.: мозаика синтез, 2014.

3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.

4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1998.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.

6. Смольникова Н. Г. , Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.

7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издатель-ство ГНОМ и Д», 2001.

8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.

9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984.

10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 г.

11. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007

12. Д.Герасимова Азбука превращений – «Лабиринт Пресс», 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабиринты для детей. Учим алфавит. Русские буквы.

Разгадывание лабиринтов – занятие которое любят многие дети. Зачастую лабиринты  интересны ,увлекательны и не очень сложны. Детские лабиринты способствуют развитию внимания ребенка, развива...

Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенку алфавиту. Учим алфавит по правилам»

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте знакомить ребенка с алфавитом ......

Учим алфавит с йогой

Занимаясь йогой, можно не только укрепить свой организм, но и выучить алфавит....

"Играючи учим алфавит"

Советы родителям "Играючи учим алфавит" предназначены для использования в своей работе как педагогам детского сада, так и родителям....

Проект «Сказочный алфавит моего детства!»

Дети, конечно, не думают, что булки растут на деревьях. А откуда они тогда берутся? Почему идёт дождь, дует ветер? Отчего все животные разного цвета? Ответы на все эти вопросы можно узнать из нашего п...

Учим алфавит

Памятка адресована родителям. Поможет сделать процесс изучения букв интереснее и веселее....

рисуем по точкам и учим алфавит

рисуем по точкам и учим алфавит...