Пальчиковые гимнастика как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Литвякова Вера Владимировна
 Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_m_gruppa_1.pptx1012.97 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пальчиковые гимнастика как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста Подготовила: педагог первой категории Литвякова В.В. МБДОУ «Центр детского развития «Китенок» Детский сад № 156 » г. Владивосток 2019 г.

Слайд 2

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина , Л.В. Антакова -Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева ). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Слайд 3

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук. Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Слайд 4

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка. 3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой. 4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. 5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Слайд 5

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

Слайд 6

Ввод в пальчиковую гимнастику: изображение различных движений - разминка перед началом продуктивной деятельности, связанной со статикой или мелкими действиями - гимнастика пробуждения, как одна из техник самомассажа - для снятия повышенной эмоциональной возбужденности. Особенно у детей с гиперактивностью

Слайд 7

Красим забор Мягкие движения кистью одной руки по ладони другой. Выполняется попеременно разными руками Кормим цыплят Локоть ребенка опирается о стол, подушечки пальцев сомкнуты вместе. Затем рука в запястье расслабляется, пальчики мягко раскрываются. Выполнять обеими руками одновременно. волны Ребенок руками производит плавные, волнистые движения обеими руками

Слайд 8

Игры с малышами Ребенку с самого рождения для полноценного развития просто необходимо общение со взрослыми. Малышу необходима ласка взрослого, его присутствие, телесный контакт. Уже с первых дней жизни, обшаясь с малышом, можно проговаривать песенки, потешки, прибаутки. Эти произведения созданны и поверены временем, это одно из сокровенных наследий русской народной культуры. Это самые поэтические произведения, которые услышит малыш. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций. Одни потешки, прибаутки побуждают ребенка к активной деятельности( будилки . Просыпалки . Хлопалки ), а другие, наоборот, его успокаивают( усыплялки , приговорки). Незатейливые по содержанию, простые по форме, они и забавляют ребенка, и бучают . Слушая певучесть и мудрост фольклера , ребенок приобщается к красоте языка, обогощается его представление об окружающем мире, и что самое важное, малыш чувствует уверенность, спокойствие, находясь в состоянии эмоционального комфорта, что в этом возрасте является одним из самых важных факторов гармоничного развития.

Слайд 9

Усыплялка : Пальчики все спят 1,2,3,4,5 Пальчики хотят все спать Этот пальчик лег к кровать этот пальчик хочет спать Этот пальчик чуть вздемнул Этот пальчик уж уснул Этот пальчик крепко спит Тише, тише, не шумите! Пальчики вы не будите Надо, надо отдыхать И немножечко поспать. Взрослый кладет руки малыша на свою ладонь,и поглаживает согласно тексту поочередно все пальцы. От кончика до основания. Затем аналогично используя большую силу давления растирается все ладонь и все пальчики. Любой массаж начинают и заканчивают поглаживанием, поэтому заканчивая растирание, необхадимо повторить поглаживание кистей и пальцев.

Слайд 11

Будилки : Чтобы хорошо развивалась речь малыша, чтобы он не капризничал и не плакал. Взрослый должен проговаривать с ребенком свои действия. Сначала взрослый сам все движения выполняет сам. Если ребенок еще маленький, то взрослый сам берет его руки и выполняет движения, тем самым помогая малышу освоить новые действия. Обычно, дети не любят умываться и одеваться, поэтому необходимо устроить из этих действий ритуал и внести элементы игры . Изо дня в день ребенок повторяет одни и те же действия и произносит одни и те же слова. Это успокаивающе действует на малышей.

Слайд 12

Встало солнце: Встало солнце ту- ру - ру Рано встало поутру Пальчики вы просыпайтесь И за дело принимайтесь Надо пальчики размять Будем маме помогать! Скрестить ладони с растопыренными пальцами Сжать кулочки и разжать 4 раза Ребенок хлопает в ладоши

Слайд 13

Пальчиковые игры и упражнения: Занятие по пальчиковому игротренингу занимает 10-20 мин. За это время ребенок в состоянии удерживать внимание, интерес к материалу и запомнить объем информации. Создание положительного настроя на занятие, разминка – 3 мин. На этом этапе можно вспомнить названия пальчиков, сделать легкую общую разминку кистей рук и разминку каждого пальчика. Для этого можно использовать как простое речевое сопровождение, так и стихотворное. Повторение старых игр, упражнений (1-2 игры) – 3-5 мин Обучение новой игре, упражнению – 5-7 мин Окончание занятия – на этом этапе важно поддержать у ребенка положительный настрой на ваше совместное творчество, желание продолжать дальнейшие занятия.

Слайд 14

Потешки, поговорки, считалки: Скачет зайка Скачет зайка маленький Около завалинки Быстро скачет зайка Ты его поймайка . Пальчики сжаты в кулаки, выпрямит средний и указательный Руки над головой, соеденены средние пальцы, изобразить домик Пальчики сжаты в кулаки, выпрямит средний и указательный Покрутить кистями пред собой

Слайд 16

Загадалки , отгадалки : Гимнастики этой группы предназначены для детей старшго дошкольного возраста. Это и забавные песенки, считалки, загадки. Предложите ребенку загадать загадку руками. Поробуйте сами ее отгадать и показать отгадку, потом поменяйтесь местами. Данный вид гмнатики харошо использовать парами и малыми группами.

Слайд 17

Месяц : Рогалик, рогалик Золотые рожки Тучке сел на плечи С тучки свесил ножки 5,4,3,2 пальцы прижать друг к другу, выгнуть пальчики в виде рогалика Сделать рожки: вытянуть указательный мизинчик, остальные пальцы сжаты в кулак Кулачки к плечам Пальцы сжаты к кулак, вытянуты средний и указательный. Пальцы смотрят вниз. Можно шевелить пальцами.

Слайд 18

Петушок: Он встает на заре Он поет во дворе На голове гребеок Кто же это? (петушок) Обе руки складывают кончиками пальцев вместе Руки сцепит в замок, выпрямит пальцы одной руки Большой и указательный пальцы соеденены , остальные округлены.

Слайд 19

Снежинка: Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаила На моей ладошке. Сжать обе руки в кулак, вытянуть указательный палец вверх и вращать по кругу сначала в одну потом в другую сторону Положить обе руки на стол ладонью вверх и зажимать пальцы на обеих руках одновременно

Слайд 20

Любимые стихи: Прочитайте ребенку стихотворение и предложите ему показать руками то что он услышал и запомнил. Под одно и тоже стихотворение можно придумать различные варианты гимнастик, в зависимости от вашей фантазии и совместного творчества с детьми. Акцентируйте внимание детей на то, чо они могут рассказать обсалютно любое стихотворение руками. Выберете их любимые и хорошо знакомые.

Слайд 21

Зайчик Зайчик прыг, зайчик скок Спрятался он под кусток Под кусточком – молчком Только ушки торчком Руки сжаты в кулаки, прижаты друг к другу, вытягиваются указательные пальцы, их сгибают и разгибают Сцепить руки в заиок Не расепляя рук, поднять указательные пальцы вверх и пошевелить ими Сцепит руки в замок и пошевелит всеми пальцами

Слайд 22

Котик Беленький, пушистый котик Моет язычком животик Моет ушки, Моет лапки А на лапках цап-царапки Ребенок поглаживает правой рукой левую ладонь Ребенок поглаживает левой рукой правую ладонь Ребенок сцепляет поочередно указательные, средние, безымянные пальцы в крючок и тянет руки в разные стороны

Слайд 23

Семейка (С. Маршак) Мышка в кружечке зеленой Наварила каши пшенной Ребятишек дюжина Ожидает ужина Всем по ложечке досталось Ни крупинки не осталось Ладошки вместе большие пальцы поднять (мышка), сделать двумя ладошками горсточку. Ладошкой сделать горсточки, другой указательным пальцем поводить по ладошке Большими средними пальцам правой руки провести по всем пальцам левой руки сверху вниз, начиая с мизинца.поменять руки местами Руки от себя, ладошки вверх

Слайд 24

Пальчиковая азбука Начиная работу с Пальчиковой азбукой, покажите ребенку картинку, прочтите стихотворение относящееся к этой букве. Если есть возможность, найдите этот предмет в быту, среди игрушек. Предложите ему самостоятельно придумать упражнения для рук под букву. Сначала педагог объясняет , как выполняется то или иное упражнение, показывает позы кистей и пальцев. Постепенно ребенок уже сам сможет повторить заданное упражнение. Сначала упражнение выполняется медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение или принять позу, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно подсказать, что он может сам помочь себе другой рукой. Нужно объяснить ребенку, что работать должны все пальчики, а не один, даже самый маленький не должен лениться. Некоторые движения выполнять сложно. Но мы на своем опыте убедились, что все равно надо показывать ребенку не только простые, но и сложные движения. Простые упражнения направленны на подготовку мышц кистей и пальцев к более сложным вариантам упражнения, ребенок сначала запоминает усложнённые упражнения, а потом пытается их воспроизвести. Научиться делать эти упражнения – очень большое достижение для малыша, что лишний раз подводит нас к важности своевременной похвалы.

Слайд 25

Пила Я пилю пилю пилю Все дрова я рапилю (ребром правой руки пилить ладошку левой) Стол Детки за столом сидят Кашку вкусную едят (одна рука сжата в кулак. Сверху на него опускается распрямленная ладошка друго руки) Рыбка Плавает в аквариуме Рыбка золотая Посмотрите на нее Красивая какая! ( ладошки сложенны вместе и выполняют волнообразные движения, вращаясь в запястьях вправо-влево, как рыбка виляет хвостиком)

Слайд 26

Пальчиковый театр Не стоит забывать, что основная деятельность дошкольного возраста – это игра. В игре самое сложное становиться доступным. Когда предлагаете ребенку пальчиковый театр, объясните ему, что это игра по ролям. Распределите роли, выучите текст и движения пальцев. Повторите игру несколько раз, при необходимости сначала сам педагог, потом объяснит ребёнку, что все артисты должны знать свои роли очень хорошо иначе сказка не получиться и зрителям будет неинтересно. И вот спектакль готов. Его можно оформлять декорациями, рисунками, музыкой. Более сложно формой организации театра является внесение атрибутов: костюмов, рисунков на руках, мелких деталей.

Слайд 27

Игры (русские народные): Солдаты

Слайд 29

Теневой театр: Театр теней привлекает детей своей таинственностью и магией. С ним любая история превратится в захватывающее приключение, которое взбудоражит воображение и поможет занять ребенка на весь вечер.

Слайд 30

Пальчиковые гимнастики с предметами

Слайд 31

Наиболее распространённые ошибки: — перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой; — выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой; — при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

Слайд 32

— выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша; — не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре; — вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых; — никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру; — стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Слайд 33

Результаты: проявляют интерес к пальчиковой гимнастике; увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной. возросла речевая активность детей в различных видах деятельности; дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни; у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Слайд 34

Используемая литература Пальчиковая гимнастика Автор: Чернова Елена Ивановна, Тимофеева Елена Юрьевна, Издательство: Корона- Принт , 2018 г. Артикуляционная гимнастика в считалках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей, Автор: Куликовская Татьяна Анатольевна, Редактор: Арбекова Н. Е., Издательство: Гном, 2014 г. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение, Автор: Коноваленко Вилена Васильевна, Коноваленко Светлана Владимировна, Редактор: Коноваленко Вилена Васильевна, Издательство: Гном, 2017 г. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду, Автор: Овчинникова Татьяна Сергеевна, Художник: Воронова О. В., Редактор: Вайполина Марина Олеговна, Издательство: Каро , 2017 г. Пальчиковая гимнастика. Для детей 3-5 лет (DVD), Автор: Пелинский Игорь, Издательство: Сова-Фильм, 2014 г. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников, Автор: Новиковская Ольга Андреевна, Художник: Двинина Л., Левко Л., Серебрякова О., Редактор: Воронцова М., Издательство: АСТ, 2011 г Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. ФГОС ДО, Автор: Шмелева Екатерина Борисовна, Художник: Полухин В. И., Редактор: Веслинский Ю. И., Издательство: Ювента , 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...

Статья для родителей: "Пальчиковые игры-эффективный способ развития речи детей младшего дошкольного возраста"

quot;Пальчиковые игры-эффективный способ развития речи детей младшего возраста"...

Мастер-класс для конкурсантов «Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цель: познакомить педагогов с видами пальчиковых игр, и их влияние на развитие речи детей младшего дошкольного возраста....

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи &mda...