мнемотехника как метод Развития речи дошкольников
презентация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура: Актуальность Трансляция опыта работы Работа с детьми: Основные понятия Методы, приемы и формы работы Знакомство с символами и мнемодорожками Русское народное творчество: проект «Любимые сказки» Обучение грамоте: проект «Учим буквы» Мнемоквадраты и артикуляционная гимнастика Алгоритмы составления рассказов Разучивание стихотворений Мнемозагадки Потешки, заклички Пальчиковые игры 4. Работа с родительским сообществом Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Работа с родителями - неотъемлемая составляющая успеха моей работы. В течение учебного года я постоянно стараюсь включать родителей в процесс через родительские собрания, тематические встречи, анкетирование и другие формы работы: различные праздники творчества, конкурсы мастерства, тематические праздничные утренники, экскурсии, походы, круглые столы, беседы и т.д. Эта целенаправленная работа способствует тесной взаимосвязи семьи и детского сада, повышению роли родителей в учебно-воспитательном процессе. Одним из эффективных средств взаимодействия с родительским сообществом стал сайт группы sites.goole.com/site/primdou156 Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Опытом своей работы и его результатами я неоднократно делилась с коллегами на заседаниях педагогических советов, районных методических объединениях, курсах повышения квалификации. Материалы моей работы размещены в Интернете: https://www.youtube.com/channel/UCFaW7-G7BZhcubqk2PWe1ng , http://nsportal.ru/litvyakova-vera , http://www.uchmet.ru/document/request/ , http://www.uchmet.ru/document/request/ Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Работа с детьми Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Мнемотаблица — это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем задание усложняется, демонстрируется мнемодорожка — это квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения. И, наконец, самая сложная структура — это мнемотаблицы . Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение . Применение мнемотаблиц в работе с детьми позволяет им лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Проанализировав опыт использования мнемотехники в работе с дошкольниками, выяснили, что для развития связной речи наиболее эффективным будет использование метода « крокирования » ( мнемотаблиц , коллажей, чертежей, схем, набросков, зарисовок). Этот метод в дошкольной педагогике называют по-разному: сенсорно-графические схемы (В. К. Воробьева), предметно-схематические модели (Т. А. Ткаченко), блоки-квадраты (В. П. Глухов), коллаж (Т. В. Большева ), схема составления рассказа (Л. Н. Ефименкова ), схема-модель (Л. Е. Белоусова). Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц , коллажей и схем, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
В дошкольном образовании используются развивающие и обучающие мнемотаблицы : Развивающие мнемотаблицы направлены на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления. Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти. Обучающие мнемотаблицы могут использоваться в работе в любой образовательной области, они позволяют продуктивнее запоминать материал по лексическим темам, облегчают обучение рассказыванию, грамоте (запоминание букв, правил), заучиванию стихотворений, пословиц, способствуют коррекции нарушений звукопроизношения, работе по дифференциации звуков, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению дошкольников с природой, способствуют воспитанию культурно-гигиенических навыков, формированию представлений об опасных ситуациях и способах поведения в них, развитию познавательно-исследовательской деятельности, ознакомлению с окружающим социальным миром, формированию представлений о видах искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности, совершенствованию умений в изобразительной, конструктивно-модельной деятельности, формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, совершенствованию умений и навыков в основных видах движений, физических упражнений, активности в самостоятельной двигательной деятельности и т. п. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Работа с мнемотаблицами строится от простого к сложному. Т. В. Большова рекомендует начинать работу с простейших мнемоквадратов , затем последовательно переходить к мнемодорожкам , и позже — к мнемотаблицам . Она предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, а Л. Е. Белоусова считает, что для лучшего запоминания дети сами должны придумать и зарисовать символы в предложенную схему. Т. Б. Полянская отмечает, что для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы (лиса — рыжий хвост, елка — зеленый треугольник), а для старших дошкольников — черно-белые . Авторы предлагают следующую технологию работы с мнемотаблицами : ‒ рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней символов; ‒ перекодирование информации (преобразование символов в образы); ‒ пересказ произведения воспитателем с опорой на символы (начальный этап работы с мнемотаблицами ), детьми совместно с воспитателем или самими детьми. Т. Б. Полянская отмечает необходимость работы с детьми по обучению чтению символов. Она указывает на большую предварительную работу к НОД по развитию речи с помощью мнемотаблиц : подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей: обсуждение с детьми увиденного на экскурсиях, наблюдений за явлениями природы, художественных произведений; подготовка оборудования и раздаточного материала; выбор педагогом приемов, которые могут заинтересовать детей на занятии. В НОД автор включает обсуждение по теме («Что ты знаешь об этом?»), подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. п. основной частью НОД является составление описательных рассказов по мнемотаблицам и схемам-таблицам (с подготовительной группы). Для закрепления полученных знаний совместно с детьми педагог изготовляет альбомы по пройденной теме с детскими рассказами и рисунками Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Педагоги дошкольных учреждений широко используют мнемотехнику, организуя и другие виды деятельности дошкольников: для обогащения словарного запаса дошкольников, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественных произведений, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при работе со сказками, при ознакомлении дошкольников с природой, на занятиях познавательного цикла. Например, тема «Животные»: внешний вид (части тела); место проживания (коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних животных) или берлога, логово, нора и пр. (для диких животных); чем питается; как зовут детёныша; какую пользу приносит человеку (для описания только домашних животных); в каких сказках или мультфильмах встречается данное животное. Таким образом, использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками является востребованным направлением, позволяющим не только ускорить процесс запоминания информации, но и развивать психические процессы, наглядно представить изучаемый материал. Метод « крокирования » помогает успешно справляться с задачей развития связной речи дошкольников. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Начиная работу по технологии мнемотехника, необходимо ставить перед собой следующие задачи: Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации). Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Методы и приёмы мнемотехники Во-первых , большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия : зрительного слухового кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата) обонятельного вкусового осязательного. Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений для тренинга перечисленных выше чувств. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Во-вторых , необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации. Здесь будут наиболее эффективны следующие методы: метод « крокирования » (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок. Этот метод является наиболее доступным и широко применяемым. Также здесь используются мнемотаблицы и коллажи. Для детей средней и старшей группы можно использовать более легкие таблички с рисунками, главное при составлении таблиц, чтоб рисунки были связаны между собой, т.к. дети, для запоминания таблиц должны составить рассказ или связать их по смыслу, или классифицировать. Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Используя коллаж, мы выполняем следующие задачи: Закрепление различных методов запоминания. Развитие фотографической памяти. Расширение словарного запаса, образного восприятия, умение говорить, рассказывать. Обучающая задача, т.к. в коллаж вмещают различную информацию. Также используем игры и игровые упражнения, так называемые «кроки». Напомню, что это различные чертежи, схемы, наброски, зарисовки. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника -«живая» память, искусство создания образов для эффективного запоминания.) Этот способ основан на предположении о том, что существует эйдетическая память, т.е. есть люди, которые могут один раз посмотреть на такую таблицу, закрыть глаза (или перевести взгляд на однотонную поверхность) и считать информацию прямо из своего воображения. Предполагается, что информация может быть сохранена какое-то время мозгом, как фотография. Этот метод состоит из следующих этапов: Ребенок «переносится» в какую либо воображаемую ситуацию. Совершает в воображаемой ситуации «осмотр» пространства. Ребенок рассказывает о местонахождении различных объектов. «Возвращаясь» из воображаемой ситуации, ребенок все увиденноезарисовывает . Очень хорошо использовать этот метод не только для развития памяти, но и для развития воображения, фантазии. метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Он заключается в том, что, слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д. , не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов. метод трансформации (превращения). Этот метод развивает не только память, но и логическое мышление, т. к. основывается на умении устанавливать причинно-следственные связи. Слова, как бы вытекают одно из другого, между ними существует что то общее, то, что их связывает. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Чем отличается мнемотехника от других технологий. Интегративностью - образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях. Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат. Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс; Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника, тьютера . Универсальностью - может использоваться любым педагогом и родителями. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Знакомство с символами и мнемодорожками Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами . На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами. Обычно предлагаю детям помочь мне «спрятать» какое-либо слово в картинку. Например : как мне нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей». Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа «Подскажи словечко», «Найди пару» «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст Далее нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой. Учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками . Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, к необычному, формирует и развивает фантазию. При работе с детьми педагогами замечено, что дети без радости включаются в развивающую деятельность. У детей неважная память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ. Для развития познавательно-речевых способностей в работе задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций. За основу взяты сказки. Обучение пересказу литературных произведений лучше начинать со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Задачи : Обучающие: Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире. Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. Побуждать включаться в игровой образ и брать роль на себя. Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники. Развивающие: Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности. Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные произведения. Развивать продуктивную изобразительную деятельность детей. Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма. Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Схема обучения пересказу сказки: Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед…(и баба) Была у них…(курочка-ряба) Дети находят на столе предметные картинки или мне- моквадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется приём художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки. Привлечение детей к обыгрыванию сказки Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
2016 г. Проект по развитию речи «Любимые сказки». Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Мнемоквадраты и артикуляционная гимнастика Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, школьного возраста. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций, а особенно памяти, требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования связной речи. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование мнемотехнических приемов. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Алгоритмы составления рассказа. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т.к. он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности. Картинно-графический план в виде пиктограмм выступает здесь как средство мнемотехники. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц , когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Элементы мнемотехники помогают педагогам научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Занятия построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду. «Превращаясь» в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии , которое помогает им лучше понять окружающий их мир. Этапы работы над текстом при пересказе: 1. Педагог объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их. 2. Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины. 3. Беседа по содержанию текста. 4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу . 5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу . Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Разучивание стихотворений Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений . Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этапы работы над стихотворением: Педагог выразительно читает стихотворение. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу . Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу . Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу . Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Работа над мнемозагадками Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Это загадки, но не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения логопед подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Затем дети составляют свои « мнемозагадки » и загадывают их другим детям. Мнемозагадка «Джинсы» Они бывают голубого, черного или темно синего цвета. Они сшиты из джинса . У них есть пояс и штанины. Их носят круглый год: и осенью, и зимой, и весной, и летом. Их носят и девочки, и мальчики. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Потешки , заклички . Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Актуальность В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффективных технологий, направленных на развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Развитие познавательно-речевой активности ребенка дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т.к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Проблему повышения познавательно-речевой активности дошкольников широко исследовали в психологии Выготский, Леонтьев, Ананьев, Беляев, в педагогической литературе Щукина, Морозова и другие. Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. В дошкольной педагогике инструментом познания могут стать приёмы мнемотехники. Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Познавательно-речевой проект «Моя любимая мама» Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156» Подготовила: Воспитатель Литвякова Вера Владимировна Музыкальный руководитель Манжурина Наталья Викторовна
Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Конкурс чтецов «Моя любимая мама» Цели: Формирование семейных ценностей; сближение детского сада и семьи; развитие у детей интереса к личности своих мам. Задачи: возрождение традиции звучащего слова; пробуждение интереса к чтению; воспитание литературного и художественного вкуса; воспитание культуры чтения; воспитание активной жизненной позиции; развитие навыков выступления перед аудиторией. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
2017 г. Проект по развитию речи «Учим буквы» Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Целью проекта является создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники. Проект построен с учётом возрастных особенностей детей. Основой проекта легло учебно-методическое пособие «Развиваем речь. Тренируем память: использование приемов мнемотехники», Розова Ю.Е., Коробченко Т.В., ред. Редкая птица, 2017г. Данное направление в группе развивается уже третий год. Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники; • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов ( Л.А.Венгер , Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое). Проект «Учим алфавит» предназначен воспитателям детского сада для работы с детьми подготовительной группы. Целью проекта является создание условий для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники. Проект построен с учётом возрастных особенностей детей. Для развития познавательно-речевых способностей задействованы разнообразные виды деятельности. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Конкурс художественного чтения «Мой любимый край» Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156» Подготовила: Воспитатель Литвякова Вера Владимировна Муз.руководитель : Манжурина Наталья Викторовна Инструктор по физическому воспитанию: Теребилова Наталья Валентиновна
2019 г. Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156» Подготовила: Воспитатель Литвякова Вера Владимировна
Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина , Л.В. Антакова -Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева ). Что же делать? Как помочь нашим детям? Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Конкурс художественного чтения «В мире космоса» Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156» Подготовила: Воспитатель Литвякова Вера Владимировна Муз.руководитель : Манжурина Наталья Викторовна Инструктор по физическому воспитанию: Теребилова Наталья Валентиновна
Цель : Расширять представление детей о космосе и космонавтах. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Задачи: Расширить представление детей о космическом пространстве Дать представления об известных Советских космонавтах, их вклад в покорение космоса Закрепить(познакомить) с космическими объектами и явлениями Воспитывать любовь к Родине и гордости за ее достижения Учить детей понимать и любить творчество отечественных поэтов, развивать чувство эстетического вкуса возрождение традиции звучащего слова; пробуждение интереса к чтению; воспитание литературного и художественного вкуса; воспитание культуры чтения; воспитание активной жизненной позиции; развитие навыков выступления перед аудиторией. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Взаимодействие с родителями Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Распространение опыта работы Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Пальчиковые гимнастика как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста Выступление на ГМО инструкторов по физической культуре г.Владивостока Выступление на ГМО воспитателей г.Владивостока Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
Памятка для педагогов дошкольных учреждений Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста — перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой; — выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой; — при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением; — выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша; — не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре; — вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых; — никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру; — стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи. Литвякова В В МБДОУ «Детский сад «Китенок» № 156»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мнемотехника как метод развития речи дошкольников»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. На сегодня...
Выступление на педагогическом совете: "Мнемотехника - эффективный метод развития речи дошкольника"
Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходим...
Консультация для родителей «Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
Консультация для родителей«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»...
«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
Использование приёмов мнемотехники для дошкольников обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей заметно обл...
Консультация "Мнемотехника-эффективный метод развития речи дошкольника"
laquo;Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько ...
Консультация для родителей: «Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
laquo;Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания....
Консультация для родителей и воспитателей: «Мнемотехника- эффективный метод развития речи дошкольников»
ldquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”К. Д.Ушинский...