Консультация для родителей: «Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
консультация по развитию речи
«Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0.docx | 837.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
Очень часто педагоги слышат от родителей, что никак не может ребенок запомнить стихотворение, пересказать небольшой рассказ или сказку, путается в строчках небольшого текста, переставляет слова местами. Дело в том, что у детей развита в основном зрительная память. Память – это процесс запоминания, сохранения, воспроизведения того что мы видим, слышим, делаем, думаем. Память помогает усваивать знания об окружающем мире и самом себе, овладение знаниями, умениями. Поэтому перед нами стоит задача – помочь детям так, чтобы им было легко и интересно.
Одним из таких эффективных методов развития речи является мнемотехника. «Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Далее при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Язык мозга — это зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?
Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Мнемотехника помогает развивать:
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- восприятие;
- развивает кругозор;
- развивает все стороны речи.
Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.
На первом этапе знакомим детей с символами – с «мнемоквадратами»,
на котором схематично изображается какой-либо
предмет, действие или направление действия, либо признак.
Каждое изображение обозначает слово,
сочетание слов или несложное короткое предложение.
На втором этапе учим детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.
Дети учатся «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Это называется - «мнемодорожки». Это - коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.
На третьем этапе мы начинаем учить детей работать с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.
Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:
- при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
- при пересказах художественной литературы;
- при обучении составлению рассказов;
- при отгадывании и загадывании загадок;
Загадывание загадок Заучивание стихотворения
Мнемотехника многофункциональна.
На основе их создаются разнообразные дидактические игры.
Для детей младшего и среднего возраста мы предлагаем цветные схемы.
Для детей старшего возраста мнемотаблицы в одном цвете
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Преимуществ от данной техники множество, например:
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас.
- Представления об окружающем мире расширяются.
- Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
- Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
- При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
- Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
- Раскрываются творческие способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Кинезиология как метод развития речи дошкольников"
Уровень развития речи находится в прямой зависимостиот степени сформированности движений пальцев рук. Развитию пальцевой моторики способствуют кинезиологические упражнения....
Выступление на педагогическом совете: "Мнемотехника - эффективный метод развития речи дошкольника"
Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходим...
Консультация для родителей «Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей "Мнемотехника как метод развития речи детей младшего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей «Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
Консультация для родителей«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»...
«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
Использование приёмов мнемотехники для дошкольников обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей заметно обл...
Консультация "Мнемотехника-эффективный метод развития речи дошкольника"
laquo;Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько ...
Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»
Консультация для педагогов: «Кинезиологические упражнения- как эффективный метод развития речи дошкольников»Цель:Повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологич...