Консультация для родителей и воспитателей: «Мнемотехника- эффективный метод развития речи дошкольников»
консультация
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”
К. Д.Ушинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К. Д.Ушинский Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей пре-обладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность . Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы . Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Примеры мнемотехники: Приведу широко известную мнемоническую фразу . Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола .
Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы . Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов: Этап 1 . Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы : «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?». Что является опорным в таблице? -Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо делать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка цыплята — желтого цвета у петушка — хохолок красного цвета мышка — серая елочка — зеленая солнышко — желтое и красное (теплое) и другие образы . Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить т ак , чтобы нарисованное было понятно детям.
Все техники мнемоники для детей должны подаваться в виде игры. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц. Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки . Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание. Единственное предостережение — не следует перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше.
С помощью мнемотаблиц можно: Мишка , мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? - Потому, что снег и лёд - Н е малина и не мёд! Разучивать стихотворения:
Загадывать и отгадывать загадки: Сидит дед в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Пересказывать, составлять рассказы, описывать предметы :
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: -Р азвитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; -Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; -П омогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение -Р азвивает графические навыки. Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендую педагогам использовать методику мнемотехники.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете: "Мнемотехника - эффективный метод развития речи дошкольника"
Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходим...

Консультация для родителей «Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
Консультация для родителей«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»...

«Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
Использование приёмов мнемотехники для дошкольников обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей заметно обл...

Консультация "Мнемотехника-эффективный метод развития речи дошкольника"
laquo;Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько ...

Консультация для родителей: «Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»
laquo;Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания....

Консультация для родителей «Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников» (ноябрь)
laquo;Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников»...

Консультация для родителей и педагогов: "Мнемотехника – эффективный метод развития речи дошкольников"
laquo;Мнемотехника» - это техника запоминания, то есть искусство запоминания. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько ...