Конспект по развитию речи «Рассказ по картине «Петушок с семьей»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание:
1.Учить детей высказывать свои мысли и составлять небольшой рассказ по картине.
2.Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
3. Упражнять детей в умении «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
4. Развивать творческое воображение, умение вживаться в образ героев, объектов.
5. Воспитывать устойчивый интерес к составлению творческих рассказов по картине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
занятия по методике развития речи
в старшей группе
МДОУ ВМР «Детский сад №16 «Кораблик» г.Вольска Саратовской области»
Воспитатель: Горбунова О.Д.
Тема: Рассказывание по картине «Петушок с семьей»
Программное содержание:
1.Учить детей высказывать свои мысли и составлять небольшой рассказ по картине.
2.Упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.
3. Упражнять детей в умении «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
4. Развивать творческое воображение, умение вживаться в образ героев, объектов.
5. Воспитывать устойчивый интерес к составлению творческих рассказов по картине.
Ход занятия:
1 часть
В: Ребята, мой знакомый художник нарисовал удивительную картину и принес нам ее в группу (вывешиваю картину). Она мне очень понравилась.
Предлагаю вам ее хорошенько рассмотреть.
Меня рассматривать картину научили волшебники. Хотите, чтобы я вас тоже научила?
Волшебник «Дели» подарил Вам подзорные трубы, в которые виден только один объект (предмет). Возьмите подзорные трубы и наведите их на картину, назовите, кто, что видит. Саша, что ты видишь?...
А я буду вывешивать схемы на доске
(вывешиваю на доске схемы заготовки)
- Я вижу петуха .
- Я вижу курицу (наседку) с цыплятами.
-Цыпленок бегущий к наседке.
- Я вижу, как ползет черный, (майский), большой жук.
-Цыплят, которые увидели жука.
- Пестрая курица пьет воду.
- Я вижу корытце с водой.
- Белая курица гуляет, (идет), ищет корм, (зерна).
-Кусты, растущие около забора.
- Я вижу землю.
-Зеленую траву, около забора.
(Дети называют объекты, включая детали)
В: Молодцы, ребята, много объектов увидели, детали картины, движение, цвет.
-Какой волшебник нам помогал в этом? (волшебник «Дели»).
2 часть
В: А сейчас к нам пришел волшебник «Объединяй».
Как вы думаете, что он нас научит делать? (объединять).
Но волшебник молчаливый. Ему надо рассказать, как и почему связаны между собой предметы на картине. А я буду соединять их в схеме.
(дети отвечают, объединяя объекты на картины )
- Я соединил курицу (наседку) с цыплятами. Почему?...
-Она их мама, заботиться о цыплятах, учит их, как искать в земле червячков, она учит их клевать зернышки ит.д.
А еще с кем объединил наседку с цыплятами волшебник? Он объединил ее с петухом и другими курами. А почему?....
-Они живут на одном дворе, это одна семья, петух следит за порядком во дворе.
-А еще кого объединил наш волшебник?..
-Курицу с корытцем воды. Потому что, она пьет из него воду.
Кого еще вы забыли назвать?... Двух маленьких цыплят объединим с черным жуком. Почему?...Потому что они увидели его и рассматривают, с удивлением смотрят на жука
-Жука объединим с цыплятами. Потому что они увидели его и заинтересованно рассматривают.
-Еще жука объединим с землей, потому что он ползет по земле. и т.д.
-Землю можно объединить с петухом, курами, цыплятами потому что они ходят по ней, ищут корм и т.д.
3 часть
«Оживляй» (Поиграем в живую картину)
В: Каждый из вас превратиться в любой объект картины, и объяснит свое место нахождение среди других объектов.
Примите позу, встаньте так же, как понравившийся вам герой картины на ковре. (воспитатель помогает принять позу, дети составляют короткие описательные рассказы о своем герое)
Рассказы детей:
Петух- я нахожусь на птичьем дворе, справа от меня курица с цыплятами, она учит их искать червячков в земле, слева от меня корытце с водой. Около него стоят курочки. Впереди меня и сбоку от меня гуляют цыплята, поэтому я должен встать посередине (в центре ковра).
Наседка- я мама курица вывела своих детей погулять во двор. На картине я нахожусь с правой стороны, подальше от края, передо мной цыплята.
С левой стороны петух.
Жук- я ползу далеко от кур и петуха, меня нашли два маленьких цыпленка и встали между мной. Поэтому я должен встать в дальний левый край ковра.
Курица- я пестрая курица, которая пьет воду, передо мной корытце с водой, впереди стоит петух, с справа от меня моя подружка белая курочка, а подальше с лева цыплята которые нашли жука. И т.п.
А теперь замерли все на картине. Какая получилась чудесная копия картины.
4 часть
В: А теперь с вами поиграет волшебник «Слушай».
Представьте себе, что вы вошли в картину. Закройте глаза и прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами? Что вы слышите?
- Я слышу, как хлопает крыльями петух и кричит «Ку-ка-ре-ку».
- Я слышу, как наседка зовет цыплят «Ко-ко-ко», а цыплятки к ней бегут и пищат «Пи-пи-пи».
- Я слышу, как стучат клювами цыплята, а курочка разгребает землю и ищет червячков.
- Как шумит ветер, и шелестят листья на кустах.
- Как ползет жук, как он жужжит. и др.
В: А сейчас мы отправимся гулять по картине с волшебником «Потрогай».
Давайте поводим по картине рукой, что вы почувствовали?.. составьте рассказ.
- Я дотронулась рукой до петуха, кур, и цыплят. Цыплята мягкие, пушистые. теплые, а у петуха и кур перья гладкие. На голове у петуха гребешок, и бородка. Я потрогала их они на ощупь мягкие. Ноги у кур шершавые с коготками, чтобы было удобно рыть землю и искать корм, а у петуха на ногах есть шпоры, я дотронулась до них они очень острые. Клювы у курицы, цыплят и петуха твердые.
Я потрогала воду, она теплая, потому что нагрелась на солнышке.
У жука на спине крылья, они твердые и гладкие и т.п.
В: Давайте, поиграем с волшебником « Попробуй на вкус».
Но сначала подумайте что съедобное, а что нет.
Дети описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе
«Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).
- Я маленький цыпленок. Самое вкусное для меня клевать зерно и червячков, которые находит в земле моя мама курочка. А невкусное для меня – это жук он большой и черный.
- Я майский жук. Самое вкусное для меня это зеленые листочки на деревьях и кустарниках. А не люблю я есть зерно и искать в земле червячков.
- Я куст, который растет около забора. Мои корни в земле, ими я беру из земли полезные вещества и воду. А невкусное для меня клевать зерно. Да я и не умею.
5 часть
В: На нашу картину пришел посмотреть волшебник
«Прошлого и будущего».
В: Сейчас на картине все остановилось, объекты не двигаются.
А представьте, что было с мамой-курицей в прошлом?
- Сначала она была яйцом, а потом из него вылупилась и превратилась в маленького, желтого цыпленка. Потом цыпленок вырос и стал взрослой курицей. Она научилась нести яйца, высиживать из них цыплят.
И стала мамой курочкой.
А что с ней будет в будущем?
-Она будит старой, опытной курицей, которая будит учить молодых кур нести яйца, высиживать цыплят.
А что будит с цыплятами в будущем?.. С корытом для воды?.. и т.п.
В: Представьте, что делал петух до появления на картине?
-Петух проснулся рано утром, когда еще все спали, и вышел во двор.
Он поднял верх голову, захлопал крыльями и громко прокричал «Ку-ка-ре-ку».
А что будет, после того как наступит на картине вечер?
- Петух и куры пойдут в курятник спать, наседка позовет своих цыплят и .п.
6 часть
В: Ребята, хотите, я научу вас загадывать загадки по этой картине?
Давайте о цыпленке загадаем загадку.
-По цвету желтый. Но не? - лимон, солнышко, печенье, масло и т.п.
-По форме овальный. Но не?- яйцо, огурец, картофель и т.п.
-По размеру маленький. Но не?- клубок, воробушек, камешек и т.п.
- На ощупь мягкий как что? Но не?- вата, кофта, котенок и т.п.
7 часть
В: Давайте пригласим волшебника «Превращай».
И превратимся в кого-нибудь или во что-нибудь. Это может быть целый объект или его часть. Расскажите о себе с помощью волшебников, а так же о вашем настроении и состоянии.
(дети рассказывают от лица петуха, наседки, цыпленка и т.д.)
Я большой, красивый петух, у меня разноцветные гладкие, переливающиеся перья, пышный хвост, на голове красный гребешок, и бородка. Еще у меня сильные ноги с острыми шпорами.
Просыпаюсь я раньше всех, как только взойдет солнышко, и выхожу во двор. Кругом все спят, но стоит мне захлопать крыльями и прокричать громко «Ку-ка-ре-ку», как все вокруг просыпаются.
Вот во двор вышли куры, они клюют зерно и пьют воду из корытца. Вывела погулять своих цыплят курица наседка. Цыплята маленькие, пушистые. Мама учит их, как искать червячков в земле. Вдруг двое цыплят увидали большого майского жука, и побежали на него посмотреть. Кто это такой думают? Он совсем непохож на червяка.
Я самый главный во дворе, должен следить за порядком, чтобы куры далеко не ушли со двора, чтобы к нам во двор не зашел кот и не напал на цыплят.
(заслушиваем итоговые описательные рассказы детей)
Понравилось вам занятие? Что вам понравилось больше всего? Какие волшебники вам помогали?..
Итог: Вопросы к детям, к каждому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...
Развитие речи "Рассказы о своей семье"
Развитие речи в младшей группе на тему: «Рассказы о своей семье»Цель: закрепить знания детей о своей семье посредством презентации.Задачи: учить детей отвечать на вопросы взрос...
Конспект ООД развитие речи во второй младшей группе "Моя семья"
quot;Моя семья"...
Конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Моя семья»
Конспект по развитию речи в средней группеТема: «Моя семья»...
Конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Моя семья»
Конспект по развитию речи в средней группеТема: «Моя семья»...
Конспект по развитию речи Подготовительной группе на тему «Моя семья».
Конспект по развитию речи Подготовительной группе натему «Моя семья»....
Конспект по развитию речи в группе раннего возраста "Моя семья"
Формировать у детей представления о семье о том, что в семье заботятся и любят дуг друга....