игра-экскурсия в музей детского сада «Славься, казачество!».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Морозова Людмила Александровна

Я показала открытый просмотр образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Мало казаком родиться, казаком надо стать» в форме игры-экскурсии в музей детского сада «Славься, казачество!».
Мероприятие способствовало развитию интереса к культурному наследию казаков. Дети показали хорошие знания о традициях и обычаях, семейных ценностях казаков. Знание пословиц, поговорок. Рассказали о заповедях казаков, значении казачьих слов. Играли в казачьи игры «Передай подкову», «Куренек».
Проведенное занятие способствовало познавательному развитию и формированию нравственно-патриотических качеств у детей, чувства гордости и уважительное отношения за свой народ.

 

Конспект игры- экскурсии в музей 

« Славься, казачество!»

Цель: создание условий для развития интереса детей к культурному наследию казаков, приобщение детей к традициям казачьей культуры.

Задачи:

Образовательные:

- углубить и систематизировать знания детей о жилище казаков.

- приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

Развивающие:

 - способствовать развитию интереса к истории казачества.

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим. 

Предварительная работа:   разучивание казачьих  игр,  заучивание  казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков,  рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков; рассматривание  казачьей одежды;
беседа о воспитании девочек, мальчиков, о традициях семейного воспитания;
дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность,.
Материалы и оборудование:

- макет куреня;

- экспонаты музея детского сада.

 

 

 

Дети входят в музей. Здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, я вас хочу пригласить в очень интересное место, чтобы узнать в какое, нужно отгадать загадку:

"В нем предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Поглазеть на них идет". (Мотивация детей)

Дети: Это музей.

Воспитатель А вы знаете, что такое музей (ответы детей)

Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов —материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей«Славься казачество». 

Воспитатель: давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей).

Воспитатель Правильно, вы все верно назвали.

И так, в музее: нельзя кричать и шуметь, перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой; громко разговаривать недопустимо; в конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Воспитатель Ну вот мы и в музей. Как много здесь разных предметов. Ребята, скажите, а кто рассказывает о предметах в музее?

Дети : Экскурсовод.

Воспитатель: Правильно. Экскурсовод - это человек который ведет экскурсию. Но, где же он? Посмотрите, записка на столе для нас, давайте прочитаем: «Дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новыми экспонатами».(На столе записка от экскурсовода.)

Воспитатель :Ребята, может вы мне разрешите побыть в роли экскурсовода?

Дети: Да.

Экскурсовод

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Я поведаю для вас

О том, как жили предки раньше,

И чем живет наш край сейчас.

Экскурсовод: Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков.

Экскурсовод Скажите, как называется жильё казаков?

Дети: Курень

Экскурсовод: Правильно. Ребята как переводится Курень? Дети:«круглый»

Экскурсовод: Значит, дом должен быть круглым?

Дети: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу

Экскурсовод: Из чего делали казаки курень? И чем покрывали крышу?

 Дети: камни, глина, солома.

Экскурсовод: Что самым главным местом было в курине?

 Самым главным местом в курене считался Святой угол  или красный угол.  Это место,  где висели иконы. Красный («красивый») угол   всегда  устраивался   в самом  видном и почётном месте).

Экскурсовод: Важным предметом в казачьем быту была кровать, изготовленная из дерева своими руками. Женщина-казачка ее тщательно украшала. Обязательно на ней находилось много подушек, перин.

Экскурсовод: Кровать – считалась местом отдыха. Детям и взрослым в течение дня залезать на кровать, сидеть на постели категорически запрещалось.

Возле кровати родителей находится колыбель. Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила казакам много лет.

Экскурсовод: В каждом курене была  печь, она являлась не только домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.

Печь жилье украшала,

Избу пополам разделяла.

За печью бабий кут.

Там женщины хозяйство свое ведут.

Стирают, прядут, варят.

Рубелем белье гладят.

Экскурсовод: А почему в старой казачьей пословице говорится «Печь царица в доме»?
Дети: Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия.
- Печь обогревала всех, на ней готовили еду.

Экскурсовод: Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол.

Как казаки его называли и почему?(божья ладонь)

 Украшением стола был..

 Отгадайте еще одну загадку:

"И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает".

Дети Это самовар.

Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами, пирожками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Экскурсовод: Вот это изделие называется рубель. Для чего казачки его использовали? (использовали его для глажки белья.)

В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи.

Экскурсовод: В чём готовили казачки пищу?

Дети: Готовили казачки в чугунках. 

 Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.

Любимыми блюдами казаков считались: лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов..

Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру:

 Игра «Куренек»

В центре стоит несколько стульев, на них  платки. Дети, образуя круг,   идут по кругу и говорят

Стоит в поле куренек,  куренек

Он не низок, не высок, не высок

Казачата, не зевай, куренек  свой выбирай!

Дети под музыку бегут к стульям, берут платок за концы, платками поднимают вверх. Получается крыша куреня.

Экскурсовод: - Ребята,  как вы думаете, чей это двор?
-Правильно,  это казачий двор - подворье. Давайте с вами внимательно посмотрим, что же находилось у казаков  во дворе.

- В  обустройстве подворья казаки всегда соблюдали главное правило: здесь все должно быть под рукой, на виду.

Посмотрите, из чего сделан забор.

Дети: Из веток. Делали из камыша, лозы или прутьев.

Экскурсовод:  Как его делали?

Дети: Плели.

Экскурсовод:  Если забор плетут из веток, то он называется плетень.

Экскурсовод: Кто был главным другом казака?  (конь). Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки про коня.

Дети:

Казак силен и крепок дружбой с конём.

Казак без коня не проживет и дня.

 Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

 Конь казаку – лучший друг.

 Со счастьем – на коне, без счастья – под конём.

Казак без седла, что черкес без кинжала.

Экскурсовод: Здесь видим большое количество обереговых кукол. Казачки делали кукол своими руками,  и использовали  игрушку – оберег, чтобы отвести какую –нибудь напасть или неприятность. Куклу следовало взять в руки, 3 раза прокрутить в обратную сторону и произнести: « Чтобы зло отвернулось, а добро повернулось». Среди кукол есть основные:

Расскажите мне про них.

«Пеленашка». Сделать такую игрушку должна была мать за 2 недели до  рождения ребенка и положить ее в люльку. Она оберегала от сглаза и болезней, сопровождала человека до его смерти.

« Ангелочек». Изготавливали из ткани, при этом вшивая кусочек золы из печки. Защищал от врагов, что бы казак вернулся живым из похода.

«Берегиня». Оберегала дом и его жителей от различных напастей, бед и дурной молвы»

« Жница». Отвечала за хороший урожай, защищала от вредителей и непогоды посевы.

Экскурсовод:  Издавна казачий край славился замысловатым языком.

       Игра «Подкову забираю – на вопросы отвечаю!»(Дети передают под музыку подкову, у кого подкова окажется в руках с окончанием музыки, тому и отвечать).

1.Какая обувь в огне изготавливается и с ноги не снимается? (подкова)

2.Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят? (плетень)

3.Что же такое плетень?

4.Что такое рубель?

5.Как называется предводитель войск казаков? (атаман)

6.Как называется оружие  казаков? (шашка, пика, винтовка)

7.Как называется дом, в котором живут казаки? (курень, хата)

8.Как называли девочек? (казачки)

 Экскурсовод: Кто такие, казаки?
ДетиКазаки свободные, вольные и сильные. люди, «удалые  воины», который защищал  Отечество от врагов.

Экскурсовод: Как называется традиционное казачье оружие?

(Шашка, сабля).  

Ребята, экскурсия наша подошла к концу. На следующей экскурсии мы продолжим знакомство с экспонатами нашего музея.

В завершении экскурсии по нашему музею, давайте споём с вами песню «Эх казачата».

Экскурсовод:

Ребята, где мы сегодня побывали?

Как называется наш музей?

Что вам понравилось в музе, какие экспонаты?
Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий досуга в старшей группе детского сада "Слава тебе, солдат".

Сценарий патриотического досуга к праздованию Дня Победы....

Проект музей детского сада

Актуальность проекта:Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы, формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу р...

конспект экскурсии в мини-музей детского сада

Посредством экскурсии у детей формируются такие нравственные ценности, как любовь, уважение к родине и родному краю....

Экскурсия с детьми в музее детского сада.

В мире много интересных и позвательных музеев: исторические, художественные, палионтологические, музеи - усадьбы и многие другие. Вот и в нашем садике есть музей "Русской избы" и "Дымковской игрушки"....

Конспект НОД по теме "Экскурсия в музей детского сада"

Конпект интегрированного занятия по окружающему миру и ручному труду с элементами экспериментирования....

Конспект Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в Русский музей»

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в Русский музей»(подготовительная  группа) Цель: воспитывать духовно – нравственную культуру детей в  самостоятельной игровой деят...