игра-экскурсия в музей детского сада «Славься, казачество!».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Я показала открытый просмотр образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию «Мало казаком родиться, казаком надо стать» в форме игры-экскурсии в музей детского сада «Славься, казачество!».
Мероприятие способствовало развитию интереса к культурному наследию казаков. Дети показали хорошие знания о традициях и обычаях, семейных ценностях казаков. Знание пословиц, поговорок. Рассказали о заповедях казаков, значении казачьих слов. Играли в казачьи игры «Передай подкову», «Куренек».
Проведенное занятие способствовало познавательному развитию и формированию нравственно-патриотических качеств у детей, чувства гордости и уважительное отношения за свой народ.
Конспект игры- экскурсии в музей
« Славься, казачество!»
Цель: создание условий для развития интереса детей к культурному наследию казаков, приобщение детей к традициям казачьей культуры.
Задачи:
Образовательные:
- углубить и систематизировать знания детей о жилище казаков.
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
Развивающие:
- способствовать развитию интереса к истории казачества.
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Предварительная работа: разучивание казачьих игр, заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков; рассматривание казачьей одежды;
беседа о воспитании девочек, мальчиков, о традициях семейного воспитания;
дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность,.
Материалы и оборудование:
- макет куреня;
- экспонаты музея детского сада.
Дети входят в музей. Здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, я вас хочу пригласить в очень интересное место, чтобы узнать в какое, нужно отгадать загадку:
"В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет". (Мотивация детей)
Дети: Это музей.
Воспитатель А вы знаете, что такое музей (ответы детей).
Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и выставкой предметов —материальной и духовной культуры. Сегодня мы отправимся в музей«Славься казачество».
Воспитатель: давайте вспомним правила поведения в музее (ответы детей).
Воспитатель Правильно, вы все верно назвали.
И так, в музее: нельзя кричать и шуметь, перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой; громко разговаривать недопустимо; в конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Воспитатель Ну вот мы и в музей. Как много здесь разных предметов. Ребята, скажите, а кто рассказывает о предметах в музее?
Дети : Экскурсовод.
Воспитатель: Правильно. Экскурсовод - это человек который ведет экскурсию. Но, где же он? Посмотрите, записка на столе для нас, давайте прочитаем: «Дорогие ребята. Приношу свои извинения, но все работники музея уехали за новыми экспонатами».(На столе записка от экскурсовода.)
Воспитатель :Ребята, может вы мне разрешите побыть в роли экскурсовода?
Дети: Да.
Экскурсовод
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Я поведаю для вас
О том, как жили предки раньше,
И чем живет наш край сейчас.
Экскурсовод: Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков.
Экскурсовод Скажите, как называется жильё казаков?
Дети: Курень
Экскурсовод: Правильно. Ребята как переводится Курень? Дети:«круглый»
Экскурсовод: Значит, дом должен быть круглым?
Дети: Все комнаты были построены вокруг печки по кругу
Экскурсовод: Из чего делали казаки курень? И чем покрывали крышу?
Дети: камни, глина, солома.
Экскурсовод: Что самым главным местом было в курине?
Самым главным местом в курене считался Святой угол или красный угол. Это место, где висели иконы. Красный («красивый») угол всегда устраивался в самом видном и почётном месте).
Экскурсовод: Важным предметом в казачьем быту была кровать, изготовленная из дерева своими руками. Женщина-казачка ее тщательно украшала. Обязательно на ней находилось много подушек, перин.
Экскурсовод: Кровать – считалась местом отдыха. Детям и взрослым в течение дня залезать на кровать, сидеть на постели категорически запрещалось.
Возле кровати родителей находится колыбель. Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила казакам много лет.
Экскурсовод: В каждом курене была печь, она являлась не только домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.
Печь жилье украшала,
Избу пополам разделяла.
За печью бабий кут.
Там женщины хозяйство свое ведут.
Стирают, прядут, варят.
Рубелем белье гладят.
Экскурсовод: А почему в старой казачьей пословице говорится «Печь царица в доме»?
Дети: Потому, что она является домашним очагом, символом благополучия.
- Печь обогревала всех, на ней готовили еду.
Экскурсовод: Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол.
Как казаки его называли и почему?(божья ладонь)
Украшением стола был..
Отгадайте еще одну загадку:
"И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает".
Дети Это самовар.
Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая семья, пили горячий чай с медом, с пирогами, пирожками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
Экскурсовод: Вот это изделие называется рубель. Для чего казачки его использовали? (использовали его для глажки белья.)
В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи.
Экскурсовод: В чём готовили казачки пищу?
Дети: Готовили казачки в чугунках.
Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.
Любимыми блюдами казаков считались: лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов..
Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру:
Игра «Куренек»
В центре стоит несколько стульев, на них платки. Дети, образуя круг, идут по кругу и говорят
Стоит в поле куренек, куренек
Он не низок, не высок, не высок
Казачата, не зевай, куренек свой выбирай!
Дети под музыку бегут к стульям, берут платок за концы, платками поднимают вверх. Получается крыша куреня.
Экскурсовод: - Ребята, как вы думаете, чей это двор?
-Правильно, это казачий двор - подворье. Давайте с вами внимательно посмотрим, что же находилось у казаков во дворе.
- В обустройстве подворья казаки всегда соблюдали главное правило: здесь все должно быть под рукой, на виду.
Посмотрите, из чего сделан забор.
Дети: Из веток. Делали из камыша, лозы или прутьев.
Экскурсовод: Как его делали?
Дети: Плели.
Экскурсовод: Если забор плетут из веток, то он называется плетень.
Экскурсовод: Кто был главным другом казака? (конь). Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки про коня.
Дети:
Казак силен и крепок дружбой с конём.
Казак без коня не проживет и дня.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Конь казаку – лучший друг.
Со счастьем – на коне, без счастья – под конём.
Казак без седла, что черкес без кинжала.
Экскурсовод: Здесь видим большое количество обереговых кукол. Казачки делали кукол своими руками, и использовали игрушку – оберег, чтобы отвести какую –нибудь напасть или неприятность. Куклу следовало взять в руки, 3 раза прокрутить в обратную сторону и произнести: « Чтобы зло отвернулось, а добро повернулось». Среди кукол есть основные:
Расскажите мне про них.
«Пеленашка». Сделать такую игрушку должна была мать за 2 недели до рождения ребенка и положить ее в люльку. Она оберегала от сглаза и болезней, сопровождала человека до его смерти.
« Ангелочек». Изготавливали из ткани, при этом вшивая кусочек золы из печки. Защищал от врагов, что бы казак вернулся живым из похода.
«Берегиня». Оберегала дом и его жителей от различных напастей, бед и дурной молвы»
« Жница». Отвечала за хороший урожай, защищала от вредителей и непогоды посевы.
Экскурсовод: Издавна казачий край славился замысловатым языком.
Игра «Подкову забираю – на вопросы отвечаю!»(Дети передают под музыку подкову, у кого подкова окажется в руках с окончанием музыки, тому и отвечать).
1.Какая обувь в огне изготавливается и с ноги не снимается? (подкова)
2.Сто один брат в один ряд вместе связаны стоят? (плетень)
3.Что же такое плетень?
4.Что такое рубель?
5.Как называется предводитель войск казаков? (атаман)
6.Как называется оружие казаков? (шашка, пика, винтовка)
7.Как называется дом, в котором живут казаки? (курень, хата)
8.Как называли девочек? (казачки)
Экскурсовод: Кто такие, казаки?
Дети: Казаки свободные, вольные и сильные. люди, «удалые воины», который защищал Отечество от врагов.
Экскурсовод: Как называется традиционное казачье оружие?
(Шашка, сабля).
Ребята, экскурсия наша подошла к концу. На следующей экскурсии мы продолжим знакомство с экспонатами нашего музея.
В завершении экскурсии по нашему музею, давайте споём с вами песню «Эх казачата».
Экскурсовод:
Ребята, где мы сегодня побывали?
Как называется наш музей?
Что вам понравилось в музе, какие экспонаты?
Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий досуга в старшей группе детского сада "Слава тебе, солдат".
Сценарий патриотического досуга к праздованию Дня Победы....
Проект музей детского сада
Актуальность проекта:Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы, формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу р...
конспект экскурсии в мини-музей детского сада
Посредством экскурсии у детей формируются такие нравственные ценности, как любовь, уважение к родине и родному краю....
Экскурсия с детьми в музее детского сада.
В мире много интересных и позвательных музеев: исторические, художественные, палионтологические, музеи - усадьбы и многие другие. Вот и в нашем садике есть музей "Русской избы" и "Дымковской игрушки"....
Конспект НОД по теме "Экскурсия в музей детского сада"
Конпект интегрированного занятия по окружающему миру и ручному труду с элементами экспериментирования....
Сценарий рождественского утренника в детском саду "Славим Рождество Христово"
Художественно-эстетическое развитие...
Конспект Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в Русский музей»
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в Русский музей»(подготовительная группа) Цель: воспитывать духовно – нравственную культуру детей в самостоятельной игровой деят...