Проект музей детского сада
проект (старшая группа) по теме

Актуальность проекта:

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы, формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России. Поэтому так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.

Основное внимание в работе по патриотическому воспитанию мы уделяем созданию предметно – развивающей среды. Не стоит забывать, что у дошкольников ещё не достаточно сформированы понимания социальных явлений, «чувство истории».

Поэтому, так необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey_detskogo_sada.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Музей детского сада»

Подготовка к работе по данной теме:

  • Изучить краеведческую литературу, пополнить мини – музей в детском саду.
  • Вместе с родителями оборудовать в детском саду краеведческий музей (предметы русского народного быта, фотографии, слайды, открытки, значки.)
  • Сшить для кукол народные костюмы: русский народный, татарский, казахский, украинский.
  • Собрать и систематизировать пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны народов России: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.
  • Организовать сюжетно – ролевые творческие игры «Машина времени». (Путешествие в прошлое и будущее.)
  • Посетить районную детскую библиотеку и среднюю школу № 1, обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы по данной теме.
  • Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях посёлка и края посетить краеведческий музей.
  • Подобрать библиотечку произведений писателей, поэтов художников, чьи имена  связаны с Саракташским краем и отражают быт, культуру, национальные традиции в доступной детям форме.
  • Организация выставки работ детей посвященного родному краю, тема : «Родной свой край люби и знай».

Актуальность проекта:

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы, формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России. Поэтому так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.

Основное внимание в работе по патриотическому воспитанию мы уделяем созданию предметно – развивающей среды. Не стоит забывать, что у дошкольников ещё не достаточно сформированы понимания социальных явлений, «чувство истории».

Поэтому, так необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог.

С этой целью в МДОБУ № 5 «Малышок» было решено создать «Музей детского сада», который располагает пятью блоками:

  1. Блок «Наша страна  - Россия»;
  2. Блок «Край родной навек любимый»;
  3. Блок «Путешествие в прошлое»;
  4. Блок «История и культура народов России»;
  5. Блок «История детского сада».

На материале выставок этих пяти блоков воспитатели, музыкальные руководители, воспитатель по изо деятельности обязательно проводят с детьми тематические, комплексные и  интегрированные занятия, экскурсии по теме.

Посещение выставок, экспозиций мини – музея позволяет ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации выставки участвовали его родители.

Цели проекта:

- активизировать деятельность воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников;

- пополнять в музее предметно – развивающую среду по данному разделу, материалом по приобщению детей к истокам народной культуры (куклы в национальных костюмах), произведения устного народного творчества, элементы государственной символики.

- «Мой край» - символика и карта Саракташского района, знакомящей со славой и достижениями,  области, чем знамениты.

- «Приобщение к истокам русской народной культуры» - иллюстрации, тематические папки на темы; «как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гуляния».

Задачи:

- Организовать сменные экспозиции в мини – музее;

- проявлять инициативу и творчество профессиональное мастерство педагогов, формировать творческую инициативу родителей воспитанников и членов их семей.

- повышать авторитет и престиж ДОУ, привлекать ответственность, родителей к организации процесса патриотического воспитания и обучения детей.

- Приобщение дошкольников к культурам разных народов проживающих в России, и формирование толерантного поведения.

  • 1 блок – «Наша страна – Россия»;
  • 2 блок – «Край родной навек любимый»;
  • 3 блок – «Путешествие в прошлое»;
  • 4 блок – «История и культура народов России»;
  • 5 блок – «История детского сада «Малышок».

Цель проекта: зажечь искорку любви и интереса к истории детского сада, к жизни народа в разное историческое время, культуре и традиции народов России, помочь нам взрослым воспитать патриотов своей Родины.

В основу проекта положены следующие принципы:

  • Учёт возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
  • Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей;
  • Уважение к личности каждого ребёнка;
  • Содержание проекта носит развивающий и воспитывающий характер;
  • Проект составлен на основе принципов доступности и последовательности, включает темы занятий, конкретные задачи, способы их решения.

Проект «Музей детского сада» предусматривает всестороннее развитие ребёнка: эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое, патриотическое.

Проект был разработан и реализован в детском саду № 5 «Малышок».

И показал высокую практическую значимость в работе с детьми:

  • Дети знают и уважают сотрудников детского сада;
  • Дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры;
  • Знают символику своей страны;
  • Знают историю русского быта;
  • Умеют различать изделия разных народных промыслов;
  • Принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;
  • Знают культуру, традиции народов проживающих в России.

1 Блок – Наша страна – Россия

Целью этого блока являются:

  • Дать детям географические сведения о территории России;
  • Ознакомить с государственной символикой: герб, флаг, гимн;
  • Расширить представления о значении государственных символов России;
  • Воспитывать уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации;
  • Знакомство со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми Россиянами;
  • Формирование представления о России, как о многонациональной стране, с самобытными равноправными культурами;
  • Формирование основ гражданско – патриотических чувств, любовь, гордость и уважение к своей стране.

Планирование образовательной работы:

  1. «Государственный символ России – герб» (занятие, беседы о символическом значении герба Р.Ф. , рассматривание изображений государственного герба) дидактическая игра «Узнай наш герб».
  2. «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина Р.Ф.» (занятия, беседа о правах и обязанностях гражданина Р.Ф., знакомство с конституцией России) рисование государственного флага России. Дидактические игры «Узнай наш гимн», «Узнай наш флаг».
  3. «Государственные символы России  - флаг, гимн.» (занятия, беседы о государственных символах России. Рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, экскурсия в музей).
  4. «Какие народы живут в России» (занятия, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение стихотворений, художественной литературы ). Прослушивание фольклорных, музыкальных произведений, подвижные игры народов России.
  5. «Главный город нашей страны» (занятия, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы, просмотр фильма «Москва златоглавая», фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков).
  6. «История Московского Кремля» (занятия, рассматривание иллюстраций про древнюю Москву, чтение литературных произведений, рассматривание изображений древнего и современного Кремля. Рисование на тему «Древняя Москва») Выставка детских рисунков на тему: «Московский Кремль».
  7. «Города России» (занятия, рассматривание иллюстраций с видами городов. Фотовыставка «Города России», чтение литературных произведений о городах России).
  8. «Знаменитые Россияне» (занятия, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов).
  9. «Многонациональная Родина» (экскурсия в музей детского сада в краеведческий музей, беседы о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов. Чтение стихотворений, литературных произведений. Подвижные татарские, казахские, украинские игры. Рисование: «Кукла в национальном костюме» ).
  10. «День Победы» (экскурсия к вечному огню, возложение цветов, встречи с ветеранами, беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной Войны.  Рисование: «День победы», «Салют над городом»). НОД «День Победы»  для старших дошкольников.
  11. «Мы - патриоты» (занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине, разгадывание кроссвордов. Дидактические игры, фотовыставка, выставка рисунков).

2 – Блок «Край родной навек любимый». (см. Приложение 1)

3 – Блок «Путешествие в прошлое»

  1. Знакомство с древнерусской архитектурой. Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукции)
  2. Чтение былин
  3. Просмотр диафильмов
  4. Знакомство с бытом русского народа, крестьян (избой и домашней утварью)
  5. На примерах легенд, былин, показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты кожемяки и др.
  6. Знакомство с историей народного костюма (сарафан, рубаха, картуз)
  7. Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими (рассматривание фотографий)
  8. Разучивание колядок, игр к празднику.
  9. Знакомство с традициями рождественских праздников.
  10. «Новый год на Руси» рассказ о праздновании Нового года на Руси.
  11. «Кто мы? Откуда? Где наши корни?» (изготовление семейного древа родословное древо)
  12. Разучивание старинных детских игр.
  13. Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу.
  14. Рассказ о берёзе – главной героини праздника Троицы.
  15. Разучивание песен о берёзе, хороводов, игр.
  16. Провести интегрированное комплексное НОД на тему: «Берёза белая подруга».

4 – Блок история и культура народов России

1. Изготовление педагогами, родителями национальной одежды для кукол (татары, казахи, русские, украинцы.)

2. Изготовление альбомов «Традиции и культура народов России» (родители, педагоги.)

3. Просмотр видеофильма о традициях проведения татарского праздника «Сабантуй».

4. Чтение татарской народной сказки «Зилян». Обсуждение и иллюстрирование фрагментов сказки.

5. Проведение татарских народных подвижных игр на прогулке: «Покупаешь горшки», «В узелки».

6. Экскурсия в музей. Рассматривание предметов одежды татарского народа: головные уборы, одежда. Ознакомление с элементами украшения одежды (орнамент.)

Художественное творчество:

А) Выполнение избранной композиции на плоскости силуэта.

Б) Украшение одежды бумажных кукол элементами татарского национального орнамента.

В) Изучение узоров на полотенцах рассматривание орнаментов с цветочными элементами (тюльпаны, колокольчики.)

7. Слушание аудиозаписей с исполнением татарской народной музыки.

8. Досуг «на праздник вместе». Обогащение представлений детей о традициях и обычаях татарского народа. Ознакомление с традиционными блюдами татарской кухни (беляши, чак -чак).

Украинская культура

  1. Просмотр слайдов с изображением традиционной украинской хаты.
  2. Просмотр фотографий и слайдов с изображением убранства украинской хаты (лавки, стол, расписная украинская печь)
  3. Рассматривание иллюстраций с изображением образцов традиционных украинских узоров.
  4. Аппликация: «Украинский венок»
  5. Просмотр мультфильма по украинской народной сказке: «Жадная мельничиха» из цикла «Гора самоцветов».
  6. Разучивание и проведение украинских народных подвижных игр: «Хромая уточка», «Иголочка - ниточка», «Серый кот на прогулке».
  7. Просмотр видеофильмов с записью украинского танца.

Знакомство с музыкальной культурой украинского народа:

  1. Прослушивание украинских народных песен, мелодий.
  2. Изготовление традиционных  украинских блюд вареников с творогом и картошкой.
  3. Пересказ украинской народной сказки «Соломенный бычок – смолянной бочок».
  4. Рисование элементами традиционной украинской росписи (петриковская роспись).
  5. Экскурсия в музей. Рассматривание кукол в национальных украинских костюмах. Просмотр иллюстраций с изображением узоров украинской вышивки.

Казахская культура:

  1. Экскурсия в мини – музей. Знакомство с традиционной казахской одеждой (рассматривание кукол в национальных костюмах).
  2. Разыгрывание на куклах в национальных костюмах ситуаций приветствия и прощания, выражения благодарности за угощение.
  3. Ознакомление с традиционными блюдами казахской кухни.
  4. Слушание казахской народной инструментальной музыки.
  5. Рассматривание изделий народного творчества .
  6. Ознакомление с традиционными элементами украшения народных изделий.
  7. Художественный труд: изготовление элементов женского национального костюма с помощью трафаретов.
  8. Досуг: «Казахское гостеприимство». Расширение представлений о культурных традициях казахского народа.
  9. Разучивание казахских подвижных игр.

Русская культура:

  1. Экскурсии. Посещение музея русской избы. Рассматривание старинных предметов домашнего быта, рубашки, сарафаны, льняные полотенца.
  2. Рассматривание кукол в национальных русских костюмах. Просмотр иллюстраций с изображением узоров русских мастеров.
  3. Рассматривание иллюстраций кружевных изделий: воротничков выполненных русскими мастерами.
  4. Чтение русских народных сказок. Разучивание русских народных пословиц, поговорок.
  5. Беседа о народных традициях изготовление предметов домашнего быта из льна.
  6. Досуг: «Путешествие в Великий Устюг – на родину Деда Мороза ». Расширение представлений детей о старинных русских городах, традициях празднования нового года на Руси.
  7. Прослушивание русской народной песни «Белый снег», «Зимушка».
  8. Слушание аудиозаписей звучание колокольчиков (бубенцов) русской тройки.
  9. Разучивание русских народных подвижных игр и игр – забав на прогулке: «Быстрый почтальон», «Зимушка - зима».
  10. Рисование декоративное: «Дымковская барыня», «Хохломская роспись», роспись посуды по мотивам «Гжели».
  11. Разучивание русского народного танца «Барыня».
  12. Досуг: «Весёлая ярмарка».

5 – Блок история детского сада № 5 «Малышок»

  1. Создание хронологического древа детского сада. В котором прослеживается история  руководителей, воспитателей, помощников воспитателей, детей начиная с 1942 года по нынешнее время. (уголок выполнен сотрудниками и родителями).
  2. Экскурсия. Рассказ об истории открытия детского сада «Коммунар» в тяжёлое военное время в июле 1942 года. Рассматривание фотоальбома.
  3. Знакомство с первым коллективом детского сада во главе с Р.И. Киржнер.
  4. Рассказ о здании детского сада из воспоминаний А.М. Сухарновой (рассматривание фотоальбома)
  5. Из воспоминаний заведующей детским садом А.М. Сухарновой, о том, в какое тяжёлое послевоенное время пришлось возглавлять детский сад.
  6. Воспоминания А.М. Сухарновой о детях военного времени, какие они были, в какие игры играли.
  7. Как радовались дети военного времени игрушкам (воспоминания Сухарновой)
  8. Рассказ о новом здании детского сада открывшегося в 1958 году (из воспоминаний Сухарновой А.М.).
  9. О праздновании 25 летнего юбилея детского сада (из воспоминаний Сухарновой А.М.).
  10. Чтение стихотворения «Детский сад» посвящённого коллективу детского сада «Коммунар» и его руководителю А.М. Сухарновой, от бывшего воспитанника Попова Виталия Александровича написанного в 1966 году.
  11. Рассматривание фотоальбома. Жизнь детей в детском саду: а) дети на праздниках утренниках, б) на занятии, в) отдых на реке Сакмара, г) как мы играем, д) дети на прогулке, ж) проводы в школу.
  12. Рассматривание фотоальбома с фотографиями сотрудников детского сада работавших с 1958 года: Чумакова Л.И., Базарова Л.И., Боц М.П., Величко М.П., Ковалёва Г.П.
  13. Открытие нового здания в детском саду (воспоминания Сухарновой)
  14. Об истории коллектива до 1985 года, методист Барсукова, воспитатель Ковалёва Г.П. музыкальный руководитель Житенёва В.Н.
  15. Подлинные воспоминания работников детского сада с 1942 года.
  16. Встреча с ветеранами детского сада,
  17. Встреча с выпускниками детского сада.
  18. Оформление альбомов: «Жизнь детей в детском саду»,
  19. Родительские собрания на тему: «Организация и проведение праздника посвящённого 70 -  летию детского сада».
  20. Выставка рисунков «С днём рождения «Малышок».
  21.  Разучивание стихов и песен к 70 – летию детского сада.
  22.  Оформление зала к 70- летию детского сада (родители, воспитатели).

План работы с родителями:

  • Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиций в музее детского сада.
  • Провести семинары – практикумы «Родной свой край люби и знай»; «Знакомим детей с природой родного края».
  • Организовать консультации на следующие темы: 1) Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу, 2) Куда повести малыша в выходной день, 3) Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания, 4) Роль народного творчества в нравственном воспитании детей,  5) Устное народное творчество – кладезь народной мудрости, 6) О мудрости народной педагогики, 7) Расскажите детям о своих любимых местах посёлке, когда и почему вы их полюбили.
  • Провести вечер вопросов и ответов «Как помочь ребёнку найти дело, в котором он нравится самому себе».
  • Творческая гостиная «Воспитаны ли ваши дети?»
  • Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников «Поле чудес», «Мы русичи», «Завалинка», «Что? Где? Когда?», «Играй гармонь», «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город».
  • Подготовить вместе с родителями фотовыставку «Мы из Саракташа» - фотографии детей в самых красивых местах России.
  • Организовать видеосъёмку различных мероприятий в детском саду.
  • Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?» (игры, упражнения в смекалке, ловкости).
  • Провести викторину «Что? Где? Когда?». Соревнуются команды детей подготовительных групп и родителей – кто лучше знает родную страну (с вручением призов, дипломов).
  • Организовать работу кружков (с привлечением родителей, бабушек): 1) вязание крючком, спицами; 2) вышивка крестом, гладью; 3) лоскутное творчество; 4) мягкая игрушка.
  • Оформить выставки творческих работ детей по теме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект экскурсии в мини-музей детского сада

Посредством экскурсии у детей формируются такие нравственные ценности, как любовь, уважение к родине и родному краю....

Экскурсия с детьми в музее детского сада.

В мире много интересных и позвательных музеев: исторические, художественные, палионтологические, музеи - усадьбы и многие другие. Вот и в нашем садике есть музей "Русской избы" и "Дымковской игрушки"....

Конспект НОД по теме "Экскурсия в музей детского сада"

Конпект интегрированного занятия по окружающему миру и ручному труду с элементами экспериментирования....

Доклад на педсовете Мини-музей детского сада «Русская ИЗБА»

ВВЕДЕНИЕ.История  Руси  полна  драматизма. Половецкие  и  татарские  многочисленные  воины  и  пожары, природные  катаклизмы  уничтожили  мн...

Познавательная экскурсия в "Казачий музей" детского сада

Детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте необходимо начинать развитие интереса к своему народу, его культуре, истор...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Педагогический проект в детском саду «Мини-музей «Чудо - ложки»

Тема по самообразованию – «Развитие познавательных способностей у детей средствами музейной педагогики»...