Проект музей детского сада
проект (старшая группа) по теме
Актуальность проекта:
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы, формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России. Поэтому так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.
Основное внимание в работе по патриотическому воспитанию мы уделяем созданию предметно – развивающей среды. Не стоит забывать, что у дошкольников ещё не достаточно сформированы понимания социальных явлений, «чувство истории».
Поэтому, так необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzey_detskogo_sada.docx | 35.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Музей детского сада»
Подготовка к работе по данной теме:
- Изучить краеведческую литературу, пополнить мини – музей в детском саду.
- Вместе с родителями оборудовать в детском саду краеведческий музей (предметы русского народного быта, фотографии, слайды, открытки, значки.)
- Сшить для кукол народные костюмы: русский народный, татарский, казахский, украинский.
- Собрать и систематизировать пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны народов России: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.
- Организовать сюжетно – ролевые творческие игры «Машина времени». (Путешествие в прошлое и будущее.)
- Посетить районную детскую библиотеку и среднюю школу № 1, обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы по данной теме.
- Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях посёлка и края посетить краеведческий музей.
- Подобрать библиотечку произведений писателей, поэтов художников, чьи имена связаны с Саракташским краем и отражают быт, культуру, национальные традиции в доступной детям форме.
- Организация выставки работ детей посвященного родному краю, тема : «Родной свой край люби и знай».
Актуальность проекта:
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы, формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России. Поэтому так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.
Основное внимание в работе по патриотическому воспитанию мы уделяем созданию предметно – развивающей среды. Не стоит забывать, что у дошкольников ещё не достаточно сформированы понимания социальных явлений, «чувство истории».
Поэтому, так необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чём говорит педагог.
С этой целью в МДОБУ № 5 «Малышок» было решено создать «Музей детского сада», который располагает пятью блоками:
- Блок «Наша страна - Россия»;
- Блок «Край родной навек любимый»;
- Блок «Путешествие в прошлое»;
- Блок «История и культура народов России»;
- Блок «История детского сада».
На материале выставок этих пяти блоков воспитатели, музыкальные руководители, воспитатель по изо деятельности обязательно проводят с детьми тематические, комплексные и интегрированные занятия, экскурсии по теме.
Посещение выставок, экспозиций мини – музея позволяет ребёнку стать непосредственным участником событий, прикоснуться к страницам истории России тем более, если в организации выставки участвовали его родители.
Цели проекта:
- активизировать деятельность воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников;
- пополнять в музее предметно – развивающую среду по данному разделу, материалом по приобщению детей к истокам народной культуры (куклы в национальных костюмах), произведения устного народного творчества, элементы государственной символики.
- «Мой край» - символика и карта Саракташского района, знакомящей со славой и достижениями, области, чем знамениты.
- «Приобщение к истокам русской народной культуры» - иллюстрации, тематические папки на темы; «как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гуляния».
Задачи:
- Организовать сменные экспозиции в мини – музее;
- проявлять инициативу и творчество профессиональное мастерство педагогов, формировать творческую инициативу родителей воспитанников и членов их семей.
- повышать авторитет и престиж ДОУ, привлекать ответственность, родителей к организации процесса патриотического воспитания и обучения детей.
- Приобщение дошкольников к культурам разных народов проживающих в России, и формирование толерантного поведения.
- 1 блок – «Наша страна – Россия»;
- 2 блок – «Край родной навек любимый»;
- 3 блок – «Путешествие в прошлое»;
- 4 блок – «История и культура народов России»;
- 5 блок – «История детского сада «Малышок».
Цель проекта: зажечь искорку любви и интереса к истории детского сада, к жизни народа в разное историческое время, культуре и традиции народов России, помочь нам взрослым воспитать патриотов своей Родины.
В основу проекта положены следующие принципы:
- Учёт возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
- Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей;
- Уважение к личности каждого ребёнка;
- Содержание проекта носит развивающий и воспитывающий характер;
- Проект составлен на основе принципов доступности и последовательности, включает темы занятий, конкретные задачи, способы их решения.
Проект «Музей детского сада» предусматривает всестороннее развитие ребёнка: эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое, патриотическое.
Проект был разработан и реализован в детском саду № 5 «Малышок».
И показал высокую практическую значимость в работе с детьми:
- Дети знают и уважают сотрудников детского сада;
- Дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры;
- Знают символику своей страны;
- Знают историю русского быта;
- Умеют различать изделия разных народных промыслов;
- Принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;
- Знают культуру, традиции народов проживающих в России.
1 Блок – Наша страна – Россия
Целью этого блока являются:
- Дать детям географические сведения о территории России;
- Ознакомить с государственной символикой: герб, флаг, гимн;
- Расширить представления о значении государственных символов России;
- Воспитывать уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации;
- Знакомство со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми Россиянами;
- Формирование представления о России, как о многонациональной стране, с самобытными равноправными культурами;
- Формирование основ гражданско – патриотических чувств, любовь, гордость и уважение к своей стране.
Планирование образовательной работы:
- «Государственный символ России – герб» (занятие, беседы о символическом значении герба Р.Ф. , рассматривание изображений государственного герба) дидактическая игра «Узнай наш герб».
- «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина Р.Ф.» (занятия, беседа о правах и обязанностях гражданина Р.Ф., знакомство с конституцией России) рисование государственного флага России. Дидактические игры «Узнай наш гимн», «Узнай наш флаг».
- «Государственные символы России - флаг, гимн.» (занятия, беседы о государственных символах России. Рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, экскурсия в музей).
- «Какие народы живут в России» (занятия, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение стихотворений, художественной литературы ). Прослушивание фольклорных, музыкальных произведений, подвижные игры народов России.
- «Главный город нашей страны» (занятия, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы, просмотр фильма «Москва златоглавая», фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков).
- «История Московского Кремля» (занятия, рассматривание иллюстраций про древнюю Москву, чтение литературных произведений, рассматривание изображений древнего и современного Кремля. Рисование на тему «Древняя Москва») Выставка детских рисунков на тему: «Московский Кремль».
- «Города России» (занятия, рассматривание иллюстраций с видами городов. Фотовыставка «Города России», чтение литературных произведений о городах России).
- «Знаменитые Россияне» (занятия, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов).
- «Многонациональная Родина» (экскурсия в музей детского сада в краеведческий музей, беседы о многонациональной Родине, рассматривание национальных костюмов. Чтение стихотворений, литературных произведений. Подвижные татарские, казахские, украинские игры. Рисование: «Кукла в национальном костюме» ).
- «День Победы» (экскурсия к вечному огню, возложение цветов, встречи с ветеранами, беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной Войны. Рисование: «День победы», «Салют над городом»). НОД «День Победы» для старших дошкольников.
- «Мы - патриоты» (занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине, разгадывание кроссвордов. Дидактические игры, фотовыставка, выставка рисунков).
2 – Блок «Край родной навек любимый». (см. Приложение 1)
3 – Блок «Путешествие в прошлое»
- Знакомство с древнерусской архитектурой. Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукции)
- Чтение былин
- Просмотр диафильмов
- Знакомство с бытом русского народа, крестьян (избой и домашней утварью)
- На примерах легенд, былин, показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты кожемяки и др.
- Знакомство с историей народного костюма (сарафан, рубаха, картуз)
- Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими (рассматривание фотографий)
- Разучивание колядок, игр к празднику.
- Знакомство с традициями рождественских праздников.
- «Новый год на Руси» рассказ о праздновании Нового года на Руси.
- «Кто мы? Откуда? Где наши корни?» (изготовление семейного древа родословное древо)
- Разучивание старинных детских игр.
- Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу.
- Рассказ о берёзе – главной героини праздника Троицы.
- Разучивание песен о берёзе, хороводов, игр.
- Провести интегрированное комплексное НОД на тему: «Берёза белая подруга».
4 – Блок история и культура народов России
1. Изготовление педагогами, родителями национальной одежды для кукол (татары, казахи, русские, украинцы.)
2. Изготовление альбомов «Традиции и культура народов России» (родители, педагоги.)
3. Просмотр видеофильма о традициях проведения татарского праздника «Сабантуй».
4. Чтение татарской народной сказки «Зилян». Обсуждение и иллюстрирование фрагментов сказки.
5. Проведение татарских народных подвижных игр на прогулке: «Покупаешь горшки», «В узелки».
6. Экскурсия в музей. Рассматривание предметов одежды татарского народа: головные уборы, одежда. Ознакомление с элементами украшения одежды (орнамент.)
Художественное творчество:
А) Выполнение избранной композиции на плоскости силуэта.
Б) Украшение одежды бумажных кукол элементами татарского национального орнамента.
В) Изучение узоров на полотенцах рассматривание орнаментов с цветочными элементами (тюльпаны, колокольчики.)
7. Слушание аудиозаписей с исполнением татарской народной музыки.
8. Досуг «на праздник вместе». Обогащение представлений детей о традициях и обычаях татарского народа. Ознакомление с традиционными блюдами татарской кухни (беляши, чак -чак).
Украинская культура
- Просмотр слайдов с изображением традиционной украинской хаты.
- Просмотр фотографий и слайдов с изображением убранства украинской хаты (лавки, стол, расписная украинская печь)
- Рассматривание иллюстраций с изображением образцов традиционных украинских узоров.
- Аппликация: «Украинский венок»
- Просмотр мультфильма по украинской народной сказке: «Жадная мельничиха» из цикла «Гора самоцветов».
- Разучивание и проведение украинских народных подвижных игр: «Хромая уточка», «Иголочка - ниточка», «Серый кот на прогулке».
- Просмотр видеофильмов с записью украинского танца.
Знакомство с музыкальной культурой украинского народа:
- Прослушивание украинских народных песен, мелодий.
- Изготовление традиционных украинских блюд вареников с творогом и картошкой.
- Пересказ украинской народной сказки «Соломенный бычок – смолянной бочок».
- Рисование элементами традиционной украинской росписи (петриковская роспись).
- Экскурсия в музей. Рассматривание кукол в национальных украинских костюмах. Просмотр иллюстраций с изображением узоров украинской вышивки.
Казахская культура:
- Экскурсия в мини – музей. Знакомство с традиционной казахской одеждой (рассматривание кукол в национальных костюмах).
- Разыгрывание на куклах в национальных костюмах ситуаций приветствия и прощания, выражения благодарности за угощение.
- Ознакомление с традиционными блюдами казахской кухни.
- Слушание казахской народной инструментальной музыки.
- Рассматривание изделий народного творчества .
- Ознакомление с традиционными элементами украшения народных изделий.
- Художественный труд: изготовление элементов женского национального костюма с помощью трафаретов.
- Досуг: «Казахское гостеприимство». Расширение представлений о культурных традициях казахского народа.
- Разучивание казахских подвижных игр.
Русская культура:
- Экскурсии. Посещение музея русской избы. Рассматривание старинных предметов домашнего быта, рубашки, сарафаны, льняные полотенца.
- Рассматривание кукол в национальных русских костюмах. Просмотр иллюстраций с изображением узоров русских мастеров.
- Рассматривание иллюстраций кружевных изделий: воротничков выполненных русскими мастерами.
- Чтение русских народных сказок. Разучивание русских народных пословиц, поговорок.
- Беседа о народных традициях изготовление предметов домашнего быта из льна.
- Досуг: «Путешествие в Великий Устюг – на родину Деда Мороза ». Расширение представлений детей о старинных русских городах, традициях празднования нового года на Руси.
- Прослушивание русской народной песни «Белый снег», «Зимушка».
- Слушание аудиозаписей звучание колокольчиков (бубенцов) русской тройки.
- Разучивание русских народных подвижных игр и игр – забав на прогулке: «Быстрый почтальон», «Зимушка - зима».
- Рисование декоративное: «Дымковская барыня», «Хохломская роспись», роспись посуды по мотивам «Гжели».
- Разучивание русского народного танца «Барыня».
- Досуг: «Весёлая ярмарка».
5 – Блок история детского сада № 5 «Малышок»
- Создание хронологического древа детского сада. В котором прослеживается история руководителей, воспитателей, помощников воспитателей, детей начиная с 1942 года по нынешнее время. (уголок выполнен сотрудниками и родителями).
- Экскурсия. Рассказ об истории открытия детского сада «Коммунар» в тяжёлое военное время в июле 1942 года. Рассматривание фотоальбома.
- Знакомство с первым коллективом детского сада во главе с Р.И. Киржнер.
- Рассказ о здании детского сада из воспоминаний А.М. Сухарновой (рассматривание фотоальбома)
- Из воспоминаний заведующей детским садом А.М. Сухарновой, о том, в какое тяжёлое послевоенное время пришлось возглавлять детский сад.
- Воспоминания А.М. Сухарновой о детях военного времени, какие они были, в какие игры играли.
- Как радовались дети военного времени игрушкам (воспоминания Сухарновой)
- Рассказ о новом здании детского сада открывшегося в 1958 году (из воспоминаний Сухарновой А.М.).
- О праздновании 25 летнего юбилея детского сада (из воспоминаний Сухарновой А.М.).
- Чтение стихотворения «Детский сад» посвящённого коллективу детского сада «Коммунар» и его руководителю А.М. Сухарновой, от бывшего воспитанника Попова Виталия Александровича написанного в 1966 году.
- Рассматривание фотоальбома. Жизнь детей в детском саду: а) дети на праздниках утренниках, б) на занятии, в) отдых на реке Сакмара, г) как мы играем, д) дети на прогулке, ж) проводы в школу.
- Рассматривание фотоальбома с фотографиями сотрудников детского сада работавших с 1958 года: Чумакова Л.И., Базарова Л.И., Боц М.П., Величко М.П., Ковалёва Г.П.
- Открытие нового здания в детском саду (воспоминания Сухарновой)
- Об истории коллектива до 1985 года, методист Барсукова, воспитатель Ковалёва Г.П. музыкальный руководитель Житенёва В.Н.
- Подлинные воспоминания работников детского сада с 1942 года.
- Встреча с ветеранами детского сада,
- Встреча с выпускниками детского сада.
- Оформление альбомов: «Жизнь детей в детском саду»,
- Родительские собрания на тему: «Организация и проведение праздника посвящённого 70 - летию детского сада».
- Выставка рисунков «С днём рождения «Малышок».
- Разучивание стихов и песен к 70 – летию детского сада.
- Оформление зала к 70- летию детского сада (родители, воспитатели).
План работы с родителями:
- Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиций в музее детского сада.
- Провести семинары – практикумы «Родной свой край люби и знай»; «Знакомим детей с природой родного края».
- Организовать консультации на следующие темы: 1) Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу, 2) Куда повести малыша в выходной день, 3) Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания, 4) Роль народного творчества в нравственном воспитании детей, 5) Устное народное творчество – кладезь народной мудрости, 6) О мудрости народной педагогики, 7) Расскажите детям о своих любимых местах посёлке, когда и почему вы их полюбили.
- Провести вечер вопросов и ответов «Как помочь ребёнку найти дело, в котором он нравится самому себе».
- Творческая гостиная «Воспитаны ли ваши дети?»
- Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников «Поле чудес», «Мы русичи», «Завалинка», «Что? Где? Когда?», «Играй гармонь», «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город».
- Подготовить вместе с родителями фотовыставку «Мы из Саракташа» - фотографии детей в самых красивых местах России.
- Организовать видеосъёмку различных мероприятий в детском саду.
- Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?» (игры, упражнения в смекалке, ловкости).
- Провести викторину «Что? Где? Когда?». Соревнуются команды детей подготовительных групп и родителей – кто лучше знает родную страну (с вручением призов, дипломов).
- Организовать работу кружков (с привлечением родителей, бабушек): 1) вязание крючком, спицами; 2) вышивка крестом, гладью; 3) лоскутное творчество; 4) мягкая игрушка.
- Оформить выставки творческих работ детей по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект экскурсии в мини-музей детского сада
Посредством экскурсии у детей формируются такие нравственные ценности, как любовь, уважение к родине и родному краю....
Экскурсия с детьми в музее детского сада.
В мире много интересных и позвательных музеев: исторические, художественные, палионтологические, музеи - усадьбы и многие другие. Вот и в нашем садике есть музей "Русской избы" и "Дымковской игрушки"....
Конспект НОД по теме "Экскурсия в музей детского сада"
Конпект интегрированного занятия по окружающему миру и ручному труду с элементами экспериментирования....
Доклад на педсовете Мини-музей детского сада «Русская ИЗБА»
ВВЕДЕНИЕ.История Руси полна драматизма. Половецкие и татарские многочисленные воины и пожары, природные катаклизмы уничтожили мн...
Познавательная экскурсия в "Казачий музей" детского сада
Детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте необходимо начинать развитие интереса к своему народу, его культуре, истор...
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.
Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...
Педагогический проект в детском саду «Мини-музей «Чудо - ложки»
Тема по самообразованию – «Развитие познавательных способностей у детей средствами музейной педагогики»...