Проект «Наши любимые сказки»
проект по развитию речи (младшая группа)

Панас Любовь Ивановна

Проект по сказкам разработан для детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki.docx93.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 62»

Асбестовского городского округа

Проект

«Наши любимые сказки»

C:\Users\пк\Desktop\605028161174730686bd1_b.png

Тип проекта: творческий, групповой.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители 2 младшей группы 

Возраст детей: 3- 4 года.

Актуальность проблемы: Формирование речи является одной из главных задач развития детей дошкольного возраста, т. к. играет огромную роль в познавательном развитии ребенка и становлении его личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, чтение произведений художественной литературы и народного фольклора. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста устной речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую деятельность.

Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.

Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.

2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.

3. Формировать умения отражать содержание сказок в играх, драматизации, театрализованной деятельности.

4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность; коммуникативные навыки и умения (играть дружно, вместе, не ссориться).

Для педагогов:

1. Повысить компетентность педагога по данной теме в процессе осуществления проектной деятельности.

2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.

Для родителей:

1. Дать родителям знания о влиянии сказок на развитие речи ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.

2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.

3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.

Ресурсное обеспечение: настольный театр, пальчиковый театр, теневой театр, костюмы персонажей сказок, теремок, раскраски по мотивам сказок, дидактические игры, книги, сюжетные картинки, DVD. 

Реализация проекта.

1 неделя: «Репка»

  1. Рассказывание русской народной сказки «Репка», с показом иллюстраций.
  2. Рассказывание сказки детьми с имитацией действий.
  3. Дидактическая игра «Мои любимые сказки»
  4. Дидактические игра «Помоги деду найти репку»

Цель: закрепление понятия «овощи», узнавание и называние овощей, растущих в земле (картошка, свекла, морковка, редиска, репка). Развитие речи и обогащение словаря.

Ход игры:

На руке у воспитателя кукла, изображающая деда. Воспитатель разыгрывает сценку, что старый дедушка потерял свои очки и плохо видит, а бабушка попросила его принести ей репку. Сначала он просит помочь внучку. Она приносит ему не репку, а, например, картошку. Воспитатель спрашивает детей, правильно или нет. Потом дед зовет Жучку и тоже просит ему помочь. Потом кошку и т.д. Каждый раз воспитатель вспоминает с детьми название овощей, как они растут, что с ними делают. В результате, дети помогают деду найти репку. В конце игры воспитатель вместе с детьми делает вывод, что все овощи, которые мы сегодня видели растут в земле, так же как и репка.

  1. Драматизация сказки «Репка».
  2. Разучивание пальчиковой игры «Репка».
  3. Использование раскрасок к сказке «Репка».
  4. Лепка «Огород».
  5. Беседа «Мои любимые сказки» Цель: Вспомнить и повторить сказки
  6. Дидактические игры: «Отгадай загадку, назови героя сказки», «Угадай героев сказки», «Расскажем сказку вместе», «Найди лишнего героя». 

2 неделя: «Колобок»

  1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом иллюстраций.
  2. Лепка «Колобок»
  3. Использование раскрасок к сказке «Колобок».
  4. Драматизация сказки «Колобок».
  5. Игровые упражнения:
  • «Пройти по дорожке колобка» - упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.
  • «Колобок» - закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.
  • «Догони колобка» - приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и выдержку
  • «Кто съел главного героя?»

6. Разучивание песенки колобка.

3 неделя: «Курочка Ряба»

Цели:

Вызвать у детей интерес к сказке, привлечь к игре-драматизации по сказке.

Формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете.

Учить детей  считать и обозначать цифрой результат счета.

Продолжать учить рисовать карандашом, кистью, пальчиком.

Закреплять приемы наклеивания и лепки (прямое и круговое раскатывание, сплющивание, отщипывание, придавливание).

Формировать интерес к сказкам, изобразительной деятельности.

Упражнять в сооружении постройки по образцу воспитателя.

Развивать мелкую моторику, звукоподражание, координацию движений, зрительное и слуховое сосредоточение, чувство ритма.

Оборудование:

Игрушки для настольного театра: дед, баба, курочка, мышка, яйца (простое и золотое).

Картинки-фоны с изображением гнезда и черных теней героев сказки, цветные силуэтные картинки героев сказки.

Карточки-цифры «1» и «2», картинки с изображением одного и двух яиц в гнезде.

Картинка-заготовка «Курочка Ряба», клеящие карандаши, вырезанные из желтой бумаги фартуки, пластилин черного, красного и синего цвета. Дощечки для лепки.

Желтая краска, кисти, непроливайки, бумажные одноразовые тарелки.

Картонные цилиндры, обклеенные оракалом с прорезанной дверью, круги и цилиндры.

Картинки-заготовки с нарисованными в центре яйцами, карандаши черного цвета.

Цветные силуэтные картинки цыплят четырех величин.

Шнур красного цвета, нарезанный на короткие и длинные отрезки.

Картинка-заготовка с изображением двух яиц, пальчиковые краски оранжевого цвета.

Платок, фуражка, золотое  и простое яйцо, шапочки курочки и мышки.

Счетные палочки, картинка-фон с изображением петушка и схемы постройки дома из счетных палочек.

Ложки, яйца (пластиковые или деревянные)в корзинке, яичные клетки.

Вырезанные из черного картона сковородки, пластилин белого и желтого цветов.

Аудиозаписи: «Цып-цып, мои цыплятки», «Танец цыплят», «Воспитание».

1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка ряба» с показом иллюстраций. Показ настольного театра «Курочка ряба»

Показ настольного театра «Курочка ряба»

Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил –
Не разбил.
Баба била-била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое». 

2. Лото «Мои любимые сказки».

3. Подвижная игра «Курочка и цыплята»;

4. Знакомство с потешкой «Курица-красавица у меня жила»;

5. Чтение потешки и звукоподражание «Курочка Ряба по двору ходит»:

Курочка Ряба по двору ходит, цыпляток водит.

Хохолок раздувает, малых деток потешает: «Ко-ко-ко!» (Дети повторяют)

Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

На речку!

Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

За водичкой!

Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить!

Курочка-рябушечка, как цыпляткт просят пить?

Пи-пи-пи! (Дети повторяют)

5. Использование раскрасок к сказке «Курочка Ряба»

6. Дидактическая игры:

  •  «Найди тень»

Посмотрите на эту картинку. Куда-то ушли все герои сказки, остались только их тени. Давайте вернем всех на место: вот вам цветные картинки деда, бабы, яйца, курочки и мышки — разложите их на подходящие по форме тени.

  • «Сколько яиц?»

Сосчитайте, сколько яиц в этом гнезде и обозначьте цифрой. А теперь сосчитайте яйца в другом гнезде и тоже обозначьте цифрой.

  • «Расставь цыплят по росту»

Собралась курочка Ряба своих ребят-цыплят на прогулку вести. Давайте построим цыплят по росту6 первым поставим самого большого цыпленка, за ним цыпленок поменьше. Затем еще поменьше и самый маленький.

  •  Игра со счетными палочками «Дом для Петуха-папы»

Вот какой домик нужно построить для папы Петуха. Берите палочки и выкладывайте их на картинке так, чтобы получился домик.

  • Упражнение «Перенеси яйца»

Дети переносят ложкой яйца из корзины в яичную клетку. (Под песню «Воспитание).

  •  «Длинные и короткие червячки»

Ребята, превращайтесь в цыплят и отправляйтесь гулять, червячков искать. Много червячков вы насобирали. Какого цвета червячки? Красного. Посмотрите внимательно одинаковые червячки? Нет разные: короткие и длинные. Разложите червячков на две кучки — в одну кучку коротких. А в другую кучку длинных червячков.

  • Упражнение «Прокати яйцо»

Возьмите в руки яйцо и прокатите его по дорожке.

7. Изобразительная деятельность:

  • «Курочка Ряба»

Сделаем курочке Рябе глаза и клюв: кусочек черного пластилина разделите на две части, скатайте шарики, приложите в нужное место и придавите пальчиком; из кусочка красного пластилина раскатайте короткую колбаску,  пальчиком раскатайте один ее конец, чтобы он стал острым и прикладывайте на место клюва.

Курочка Ряба хозяюшка. Давайте наденем ей фартук. Какого цвета фартук? Желтый фартук. А теперь приклейте его. Сделаем фартук нарядным — украсим его: отщипывайте кусочки пластилина, прикладывайте  и прижимайте к фартуку. Какого цвета пятнышки на фартуке? Синего цвета.

  • Рисование кистью «Зернышки для курочки Рябы»

Давайте накормим курочку Рябу — нарисуем зернышки на тарелочке. Возьмите кисти правильно, окунайте ворс кисти в краску и прикладывайте к тарелочке. Какого цвета мы взяли краску для рисования зернышек? Желтую краску.

  • Конструирование «Курятник»

Поставьте на пол один цилиндр так, чтобы дверь оказалась внизу. Сверху положите круг. Теперь строим второй этаж — ставим сверху еще один цилиндр. Обратите внимание на дверь — она должна быть внизу. Сверху снова кладем круг и делаем крышу из конуса. Двухэтажный курятник — дом для кур готов!

  • Рисование карандашами «Гнездо»

Вот яйца, скоро из них вылупятся цыплята, а гнезда нет. Давайте нарисуем гнездо. Возьмите карандаш и рисуйте вокруг яиц гнездо круговыми движениями руки.

  • Пальчиковое рисование «Яйцо золотое, яйцо простое»

На картинке нарисованы яйца. Сколько их? Два яйца. Одно яйцо простое — белое. А вот другое яйцо должно быть золотое. Возьмите оранжевую краску и закрасьте одно яйцо, чтобы оно стало золотое. Простое яйцо останется белым.

  • Лепка  «Яичница на сковороде»

Не из всякого яйца появляется цыпленок. Некоторые яйца попадают к нам в холодильник из них мама готовит яичницу. Вот и мы с вами сейчас возьмем сковородки и положим перед собой. Затем круговыми движениями раскатаем кусочек белого пластилина, чтобы получился шар, расплющим его в лепешку, приложим к сковороде и придавим — это яичный белок. Кусочек желтого пластилина круговыми движениями раскатаем в шар, приложим в середину белка и придавим. Вот какая яичница получилась у нас с вами!

8. Музыкально-танцевальное упражнение «Танец цыплят»

Дети танцуют под музыку по показу воспитателя.

9. Музыкально-ритмическое упражнение «Цып-цып, мои цыплятки»

Дети играют на бубнах под музыку, повторяя за воспитателем, стуча в бубен или гремя им.

4 неделя: «Теремок»

  1. Чтение сказки «Теремок» с показом иллюстраций.
  2. Драматизация сказки «Теремок», игра импровизация: «Жители теремка» (имитация звукоподражания, настроения, движения – лягушка-квакушка, мышка-норушка,зайчик-побегайчик)
  3. Игры:
  • Дидактическая игра «Чей домик?»
  • Дидактическая игра: «Играем с героями сказки Теремок» Закрепление знаний по сказке.
  • Хороводная игра: «Серый зайка умывается, видно в гости собирается» 
  • «Кто лишний»
  1. Изобразительная деятельность:
  • Аппликация «Теремок»
  • Конструирование «Стоит в поле теремок»: продолжать учить детей строить домик, использовать кубики разного размера, вызывать большой интерес к героям этой сказки.
  • Использование раскрасок к сказке «Теремок»
  • Конструирование «Построим теремок для игрушек».
  • Создание коллажа «Наши любимые сказки»
  1. Музыкальная встреча: с использованием элементов танцевальных движений сказочных персонажей (лягушка, медведь, заяц, мышка).

Результат реализации проекта:

1. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

2. Повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации самостоятельной деятельности.

3. Организованы сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры драматизации.

4. Оформлена консультация в родительском уголке по теме: «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Воспитание сказкой».

Итоговое мероприятие - музыкальный досуг «В гостях у сказки».

Подведение итогов реализации проекта

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество (совместно с детьми) ; приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Наши любимые сказки»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Наши любимые сказки"

Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Во-первых, они развивают воображение, склоняют к ф...

Творческий проект «Наши любимые сказки» для первой младшей группы

Вид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность проекта: 1 неделя (краткосрочный) .Цель: приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказ...

Проект "Наши любимые сказки"

Цель данного проекта:создать оптимальные условия  для развития речи детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетической и музыкально-театрализованной деятельности....

Проект «Наши любимые сказки»

Тип проекта:v Творческий;v Гуманитарной направленности  Цели проекта:Ø Формировать у детей и родителей потребность в чтении художественной  литературы (сказок в том числе)Ø Приобрести н...

Проект "Наши любимые сказки"

Проект для детей среднего дошкольного возраста....