Проект «Наши любимые сказки»
проект по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 62»
Асбестовского городского округа
Проект
«Наши любимые сказки»
Тип проекта: творческий, групповой.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители 2 младшей группы
Возраст детей: 3- 4 года.
Актуальность проблемы: Формирование речи является одной из главных задач развития детей дошкольного возраста, т. к. играет огромную роль в познавательном развитии ребенка и становлении его личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, чтение произведений художественной литературы и народного фольклора. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста устной речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую деятельность.
Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.
Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
2. Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
3. Формировать умения отражать содержание сказок в играх, драматизации, театрализованной деятельности.
4. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность; коммуникативные навыки и умения (играть дружно, вместе, не ссориться).
Для педагогов:
1. Повысить компетентность педагога по данной теме в процессе осуществления проектной деятельности.
2. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности детей.
Для родителей:
1. Дать родителям знания о влиянии сказок на развитие речи ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.
2. Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
3. Привлечь родителей к активному участию в проекте.
Ресурсное обеспечение: настольный театр, пальчиковый театр, теневой театр, костюмы персонажей сказок, теремок, раскраски по мотивам сказок, дидактические игры, книги, сюжетные картинки, DVD.
Реализация проекта.
1 неделя: «Репка»
- Рассказывание русской народной сказки «Репка», с показом иллюстраций.
- Рассказывание сказки детьми с имитацией действий.
- Дидактическая игра «Мои любимые сказки»
- Дидактические игра «Помоги деду найти репку»
Цель: закрепление понятия «овощи», узнавание и называние овощей, растущих в земле (картошка, свекла, морковка, редиска, репка). Развитие речи и обогащение словаря.
Ход игры:
На руке у воспитателя кукла, изображающая деда. Воспитатель разыгрывает сценку, что старый дедушка потерял свои очки и плохо видит, а бабушка попросила его принести ей репку. Сначала он просит помочь внучку. Она приносит ему не репку, а, например, картошку. Воспитатель спрашивает детей, правильно или нет. Потом дед зовет Жучку и тоже просит ему помочь. Потом кошку и т.д. Каждый раз воспитатель вспоминает с детьми название овощей, как они растут, что с ними делают. В результате, дети помогают деду найти репку. В конце игры воспитатель вместе с детьми делает вывод, что все овощи, которые мы сегодня видели растут в земле, так же как и репка.
- Драматизация сказки «Репка».
- Разучивание пальчиковой игры «Репка».
- Использование раскрасок к сказке «Репка».
- Лепка «Огород».
- Беседа «Мои любимые сказки» Цель: Вспомнить и повторить сказки
- Дидактические игры: «Отгадай загадку, назови героя сказки», «Угадай героев сказки», «Расскажем сказку вместе», «Найди лишнего героя».
2 неделя: «Колобок»
- Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом иллюстраций.
- Лепка «Колобок»
- Использование раскрасок к сказке «Колобок».
- Драматизация сказки «Колобок».
- Игровые упражнения:
- «Пройти по дорожке колобка» - упражнять в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.
- «Колобок» - закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.
- «Догони колобка» - приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и выдержку
- «Кто съел главного героя?»
6. Разучивание песенки колобка.
3 неделя: «Курочка Ряба»
Цели:
Вызвать у детей интерес к сказке, привлечь к игре-драматизации по сказке.
Формировать устойчивые представления о форме, величине, количестве, цвете.
Учить детей считать и обозначать цифрой результат счета.
Продолжать учить рисовать карандашом, кистью, пальчиком.
Закреплять приемы наклеивания и лепки (прямое и круговое раскатывание, сплющивание, отщипывание, придавливание).
Формировать интерес к сказкам, изобразительной деятельности.
Упражнять в сооружении постройки по образцу воспитателя.
Развивать мелкую моторику, звукоподражание, координацию движений, зрительное и слуховое сосредоточение, чувство ритма.
Оборудование:
Игрушки для настольного театра: дед, баба, курочка, мышка, яйца (простое и золотое).
Картинки-фоны с изображением гнезда и черных теней героев сказки, цветные силуэтные картинки героев сказки.
Карточки-цифры «1» и «2», картинки с изображением одного и двух яиц в гнезде.
Картинка-заготовка «Курочка Ряба», клеящие карандаши, вырезанные из желтой бумаги фартуки, пластилин черного, красного и синего цвета. Дощечки для лепки.
Желтая краска, кисти, непроливайки, бумажные одноразовые тарелки.
Картонные цилиндры, обклеенные оракалом с прорезанной дверью, круги и цилиндры.
Картинки-заготовки с нарисованными в центре яйцами, карандаши черного цвета.
Цветные силуэтные картинки цыплят четырех величин.
Шнур красного цвета, нарезанный на короткие и длинные отрезки.
Картинка-заготовка с изображением двух яиц, пальчиковые краски оранжевого цвета.
Платок, фуражка, золотое и простое яйцо, шапочки курочки и мышки.
Счетные палочки, картинка-фон с изображением петушка и схемы постройки дома из счетных палочек.
Ложки, яйца (пластиковые или деревянные)в корзинке, яичные клетки.
Вырезанные из черного картона сковородки, пластилин белого и желтого цветов.
Аудиозаписи: «Цып-цып, мои цыплятки», «Танец цыплят», «Воспитание».
1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка ряба» с показом иллюстраций. Показ настольного театра «Курочка ряба»
Показ настольного театра «Курочка ряба»
Жили себе дед да баба,
Была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко.
Яичко не простое — золотое.
Дед бил, бил –
Не разбил.
Баба била-била –
Не разбила.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула,
Яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет,
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба!
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое – простое».
2. Лото «Мои любимые сказки».
3. Подвижная игра «Курочка и цыплята»;
4. Знакомство с потешкой «Курица-красавица у меня жила»;
5. Чтение потешки и звукоподражание «Курочка Ряба по двору ходит»:
Курочка Ряба по двору ходит, цыпляток водит.
Хохолок раздувает, малых деток потешает: «Ко-ко-ко!» (Дети повторяют)
Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
На речку!
Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
За водичкой!
Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
Цыпляток поить!
Курочка-рябушечка, как цыпляткт просят пить?
Пи-пи-пи! (Дети повторяют)
5. Использование раскрасок к сказке «Курочка Ряба»
6. Дидактическая игры:
- «Найди тень»
Посмотрите на эту картинку. Куда-то ушли все герои сказки, остались только их тени. Давайте вернем всех на место: вот вам цветные картинки деда, бабы, яйца, курочки и мышки — разложите их на подходящие по форме тени.
- «Сколько яиц?»
Сосчитайте, сколько яиц в этом гнезде и обозначьте цифрой. А теперь сосчитайте яйца в другом гнезде и тоже обозначьте цифрой.
- «Расставь цыплят по росту»
Собралась курочка Ряба своих ребят-цыплят на прогулку вести. Давайте построим цыплят по росту6 первым поставим самого большого цыпленка, за ним цыпленок поменьше. Затем еще поменьше и самый маленький.
- Игра со счетными палочками «Дом для Петуха-папы»
Вот какой домик нужно построить для папы Петуха. Берите палочки и выкладывайте их на картинке так, чтобы получился домик.
- Упражнение «Перенеси яйца»
Дети переносят ложкой яйца из корзины в яичную клетку. (Под песню «Воспитание).
- «Длинные и короткие червячки»
Ребята, превращайтесь в цыплят и отправляйтесь гулять, червячков искать. Много червячков вы насобирали. Какого цвета червячки? Красного. Посмотрите внимательно одинаковые червячки? Нет разные: короткие и длинные. Разложите червячков на две кучки — в одну кучку коротких. А в другую кучку длинных червячков.
- Упражнение «Прокати яйцо»
Возьмите в руки яйцо и прокатите его по дорожке.
7. Изобразительная деятельность:
- «Курочка Ряба»
Сделаем курочке Рябе глаза и клюв: кусочек черного пластилина разделите на две части, скатайте шарики, приложите в нужное место и придавите пальчиком; из кусочка красного пластилина раскатайте короткую колбаску, пальчиком раскатайте один ее конец, чтобы он стал острым и прикладывайте на место клюва.
Курочка Ряба хозяюшка. Давайте наденем ей фартук. Какого цвета фартук? Желтый фартук. А теперь приклейте его. Сделаем фартук нарядным — украсим его: отщипывайте кусочки пластилина, прикладывайте и прижимайте к фартуку. Какого цвета пятнышки на фартуке? Синего цвета.
- Рисование кистью «Зернышки для курочки Рябы»
Давайте накормим курочку Рябу — нарисуем зернышки на тарелочке. Возьмите кисти правильно, окунайте ворс кисти в краску и прикладывайте к тарелочке. Какого цвета мы взяли краску для рисования зернышек? Желтую краску.
- Конструирование «Курятник»
Поставьте на пол один цилиндр так, чтобы дверь оказалась внизу. Сверху положите круг. Теперь строим второй этаж — ставим сверху еще один цилиндр. Обратите внимание на дверь — она должна быть внизу. Сверху снова кладем круг и делаем крышу из конуса. Двухэтажный курятник — дом для кур готов!
- Рисование карандашами «Гнездо»
Вот яйца, скоро из них вылупятся цыплята, а гнезда нет. Давайте нарисуем гнездо. Возьмите карандаш и рисуйте вокруг яиц гнездо круговыми движениями руки.
- Пальчиковое рисование «Яйцо золотое, яйцо простое»
На картинке нарисованы яйца. Сколько их? Два яйца. Одно яйцо простое — белое. А вот другое яйцо должно быть золотое. Возьмите оранжевую краску и закрасьте одно яйцо, чтобы оно стало золотое. Простое яйцо останется белым.
- Лепка «Яичница на сковороде»
Не из всякого яйца появляется цыпленок. Некоторые яйца попадают к нам в холодильник из них мама готовит яичницу. Вот и мы с вами сейчас возьмем сковородки и положим перед собой. Затем круговыми движениями раскатаем кусочек белого пластилина, чтобы получился шар, расплющим его в лепешку, приложим к сковороде и придавим — это яичный белок. Кусочек желтого пластилина круговыми движениями раскатаем в шар, приложим в середину белка и придавим. Вот какая яичница получилась у нас с вами!
8. Музыкально-танцевальное упражнение «Танец цыплят»
Дети танцуют под музыку по показу воспитателя.
9. Музыкально-ритмическое упражнение «Цып-цып, мои цыплятки»
Дети играют на бубнах под музыку, повторяя за воспитателем, стуча в бубен или гремя им.
4 неделя: «Теремок»
- Чтение сказки «Теремок» с показом иллюстраций.
- Драматизация сказки «Теремок», игра импровизация: «Жители теремка» (имитация звукоподражания, настроения, движения – лягушка-квакушка, мышка-норушка,зайчик-побегайчик)
- Игры:
- Дидактическая игра «Чей домик?»
- Дидактическая игра: «Играем с героями сказки Теремок» Закрепление знаний по сказке.
- Хороводная игра: «Серый зайка умывается, видно в гости собирается»
- «Кто лишний»
- Изобразительная деятельность:
- Аппликация «Теремок»
- Конструирование «Стоит в поле теремок»: продолжать учить детей строить домик, использовать кубики разного размера, вызывать большой интерес к героям этой сказки.
- Использование раскрасок к сказке «Теремок»
- Конструирование «Построим теремок для игрушек».
- Создание коллажа «Наши любимые сказки»
- Музыкальная встреча: с использованием элементов танцевальных движений сказочных персонажей (лягушка, медведь, заяц, мышка).
Результат реализации проекта:
1. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
2. Повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации самостоятельной деятельности.
3. Организованы сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры драматизации.
4. Оформлена консультация в родительском уголке по теме: «Какие сказки читать ребенку на ночь?», «Воспитание сказкой».
Итоговое мероприятие - музыкальный досуг «В гостях у сказки».
Подведение итогов реализации проекта
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество (совместно с детьми) ; приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Наши любимые сказки»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект"Наши любимые сказки"
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Во-первых, они развивают воображение, склоняют к ф...
Авторская презентация проекта "Наши любимые сказки"
Педагогический проект в ДОУ...
Творческий проект «Наши любимые сказки» для первой младшей группы
Вид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность проекта: 1 неделя (краткосрочный) .Цель: приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказ...
Проект "Наши любимые сказки"
Цель данного проекта:создать оптимальные условия для развития речи детей дошкольного возраста средствами художественно-эстетической и музыкально-театрализованной деятельности....
Проект «Наши любимые сказки»
Тип проекта:v Творческий;v Гуманитарной направленности Цели проекта:Ø Формировать у детей и родителей потребность в чтении художественной литературы (сказок в том числе)Ø Приобрести н...
Проект "Наши любимые сказки" для второй младшей группы
Краткосрочный проект (одна неделя)...
Проект "Наши любимые сказки"
Проект для детей среднего дошкольного возраста....