Артикуляционно-пальчиковая гимнастика
тренажёр по развитию речи
Комплнкс специальных упражнений для развития подвижности и переключаемости речевых органов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionno-palchikovaya_gimnpstika.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционная гимнастика в детском саду представляет собой комплекс специальных упражнений для развития подвижности и переключаемости речевых органов, отработку определенных положений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика-это упражнения артикуляционной гимнастики с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка, губ.
Упражнения артикуляционно-пальчиковой гимнастики позволяют: 1.Стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей. 2.Совершенствовать внимание, память- все психические процессы, тесно связанные с речью. 3.Развивать точность, чистоту, плавность, силу, темп, саморегуляцию и переключаемость. 4.Развивать координацию движений рук, что облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма. 5.Активно включать детей в работу.
Рекомендации к выполнению упражнений с детьми: 1.Неприменным условием выполнения данных упражнений является точность. 2.Упражнения необходимо проводить систематически. 3.Необходимо понимание детьми пространственных отношений. 4.Детям даются понимания о разных частях артикуляционного аппарата: рот, нижняя губа, верхняя губа, язык, кончик языка. 5.Упражнения можно делать сидя или стоя.
Упражнение «Толстячок» -Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз. -На счет «раз» щеки одновременно надуваются. Пальцы обеих рук сжимаются в кулаки. -На счет «два» щеки одновременно сдуваются.
Упражнение «Худышка» -Исходное положение. Руки опущены вниз. -На счет «раз» щеки одновременно втягиваются в ротовую полость. Ладони соединяются на уровне груди, как при хлопке, но без звука, не хлопая. -На счет «два» возвратиться в и.п.
Упражнение «Дудочка» - Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз. -На счет «раз» губы вытягиваются вперед, все пальцы собраны в щепоть.
Упражнение «Заборчик» - Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз. -На счет «раз» губы вытягиваются вперед, все пальцы собраны в щепоть. -На счет «два» губы растягиваются в стороны, показывая зубы, пальцы врозь.
Упражнение «Дудочка играет» - Исходное положение. Губы вытягиваются вперед трубочкой («дудочка»), пальцы каждой руки собираются в щепоть. -На счет «раз» «дудочка» сдвигается вправо, собранные щепотью пальцы двигаются вправо. -На счет «два» «дудочка» перемещается влево, собранные щепотью пальцы двигаются влево.
Упражнение « Расчесочка » - Исходное положение. Кисти рук ладонями вверх. Нижние зубы касаются внешней стороны верхней губы и легко почесывают ее. Кисти рук (ладонями вверх) неподвижны, пальцы рук сгибаются разгибаются.
-Затем такое же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Пальцами рук выполняются те же движения, но ладонями вниз.
Упражнение «Бинокль» - Исходное положение. Губы сомкнуты, кончик языка- у нижних передних зубов. Кисти рук: ладони параллельно полу, пальцы выпрямлены. -При выполнении упражнения, не разжимая губ и вдыхая через нос, опускать нижнюю челюсть до максимально глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние , потом- выдох носом, расслабить мышцы, вернув их в и.п. -Когда нижняя челюсть опускается- пальцы собираются в «бинокль».
Упражнение «Качели» - Исходное положение. Рот открыт, язык лежит у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз. На счет «раз» язык поднимается за верхние зубы. На счет «два» язык опускается в и.п. Синхронно выполняются движения ладонями вверх, вниз.
Упражнение «Лопаточка» - Исходное положение. Рот приоткрыт, губы в улыбке, зубы видны, язык у нижних резцов. Руки внизу. На счет «раз» широкий, ненапряженный язык кладется на нижнюю губу, как лопатка, и удерживается в с покойном положении. - На счет «два»- вернуться в и.п. Когда язык высовывается, руки поднимаются на уровень груди (ладонями вниз параллельно полу) и две ладони соприкасаются (широкая лопатка), язык убирается – руки опускаются.
Упражнение «Иголочка» - Исходное положение. Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. На счет «два»- вернуться в и.п. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, ладони параллельно полу.
Упражнение «Часики» - Исходное положение. Рот полуоткрыт, язык лежит плоско, у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельно столу, пальцы вместе. -На счет «раз» коснуться кончиком языка левого уголка губ. -На счет «два»- правого уголка губ. -Движение кистей рук синхронно с движением языка (влево- вправо).
Упражнение «Маляр» Исходное положение. Рот полуоткрыт, язык у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельно полу. - На счет «раз» высунуть язык. - На счет «два» облизать верхнюю губу по кругу. На счет «три» облизать нижнюю губу по кругу. На счет «четыре» язык убрать в рот, рот закрыть. Упражнение выполняется по часовой стрелке и против часовой стрелки. -Кистями рук выполняются вращательные движения, синхронные с движениями языка.
Упражнение «Чашечка» - Исходное положение. Язык лежит плоский у нижних резцов, рот открыт. Кисти рук параллельно полу, ладони вверх. - На счет «раз» высунуть широких язык. На счет «два» боковые края языка загнуть вверх. - На счет «три» сделать широкий язык. - На счет «четыре» язык убрать. Когда боковые края сгибаются, ладошки складываются «Чашечкой», язык широкий ладони ровные.
Упражнение «Барабанщик» - Исходное положение. Указательные пальцы рук вытянуты, а остальные сжаты в кулак. - На счет «раз» приоткрыть рот. -На счет «два» поднять язык к небу и «барабанить» по альвеолам, издавая звук д-д-д (количество звуков регулирует педагог). Должны быть только движения языка. Нижняя челюсть неподвижна.
Упражнение «Полощем рот» - Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз. -На счет «раз» надувается правая щека. Пальцы правой руки сжимаются в кулак. -На счет «два» воздух перегоняется в левую щеку, пальцы правой руки распрямляются, а левой- сжимаются в кулак.
«Дудочка вращается» - Исходное положение. Губы вытягиваются вперед трубочкой («дудочка»), пальцы каждой руки собираются в щепоть. -Стараться не разжимать губы и пальцы, синхронно делать круговые движения «дудочкой» и щепотью (круговые движения двумя кистями рук одновременно).
Упражнение «Окошко» - Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз, на каждой- четыре пальца сомкнуты, большой палей прижат к указательному снизу (ладонь при этом принимает форму, похожую на крышу домика). -На счет «раз» рот открывается примерно на ширину двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик- у нижних передних зубов, губы сохраняют округлую форму. Когда рот открывается, на каждой руке большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх. -На счет «два» фиксируется открытое положение рта и « открытое» положение ладоней. -На счет «три»- возврат в исходное положение.
Упражнение «Конфетка» - Исходное положение. Губы сомкнуты. Указательные пальцы вытянуты, остальные – сжаты в кулак. На счет «раз» кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки и надавить на нее. На счет «два»- внутренней стороны правой щеки и надавить на нее. Синхронно с движениями языка выполняются движения указательными пальцами вправо влево (остальные пальцы сжаты в кулак).
Упражнение «Поехали на лошадке» - Исходное положение. Рот приоткрыт, губы в улыбке. При выполнении упражнения щелкать кончиком языка, челюсть не двигается. Синхронно производятся щелчки большим и безымянным пальцами.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика
Здоровье наших малышей...
Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыха-тельно-голосовые упражнения.
В пособии изложен комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, который применялся много лет в работе опытных логопедов по устранению дефектов речи у детей и который является составно...
Презентация Зубовой Елены Алексеевны "Артикуляционно-пальчиковая гимнастика ".
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка - это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и логопеда. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произ...
Консультация для родителей «Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика. Техника выполнения»
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика. техники выполнения....
Комплекс артикуляционной, пальчиковой , дыхательной гимнастик, малоподвижных игр и физминуток по лексическим темам для подготовительной логопедической группы группы. Под редакцией Н.В.Нищевой.
Комплекс будет полезен воспитателям логопедических групп, в котором собран материал по лексическим темам....
Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения во второй младшей группе детского сада.
Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...
Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения в средней группе детского сада.
Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...